«При выходе на рынок главное — понять, какой там год». Как мы вышли в 7 стран без офисов, новых сотрудников и инвестиций

В 2022 году мы вывели HR-платформу Motivity в семь стран, потратив до $2000 на каждую. Если бы мы шли по стандартному пути — офис, локализация продукта, самостоятельное продвижение, то вложили бы по $7000−300 000.

Основатель Motivity Данила Жаров — о подходе к выходу на новые рынки с небольшим бюджетом.

Как устроен наш бизнес

Motivity — IT-платформа для автоматизации стандартных HR-процессов — обучения, адаптации и мотивации сотрудников. Наш клиент — HR-менеджер в корпорации.

«При выходе на рынок главное — понять, какой там год». Как мы вышли в 7 стран без офисов, новых сотрудников и инвестиций

Так выглядит платформа Motivity. Мы помогаем HR-менеджеру вовлекать в обучение до 97% сотрудников и экономим его время за счёт автоподготовки отчётов и самостоятельного онбординга внутри платформы.

В России мы привлекаем клиентов через стандартные каналы — рекламу в соцсетях, контент-маркетинг и мероприятия. Наш обычный процесс строится так: трафик на сайт, заявка на демонстрацию, квалификация лида, демонстрация продукта, переход на этап закрытия сделки.

Ситуация до выхода на новые рынки

После начала СВО у нас полностью остановились продажи — шесть месяцев компания зарабатывала только на постоянных клиентах, которые остались в России. В тот момент я думал, что всё: российский рынок схлопнулся, на западном русских больше не ждут, о наших планах стать глобальной компанией можно забыть. Какое-то время я был фрустрирован и подавлен, потому что не понимал, что делать.

В таком состоянии я проходил месяц, но в один из дней у меня в голове начала крутиться аббревиатура БРИКС. Тогда я подумал: зачем переживать о нереализованных возможностях на Западе и в России, когда есть другие рынки.

Идея с партнёрством

Изначально мы хотели сфокусироваться на одной стране, но когда посчитали затраты, решили отказаться от этой идеи. Если выходить на новый рынок самостоятельно, нужно арендовать офис, нанять местных продавцов и запустить рекламу. Мы посчитали, что для открытия в США нам понадобится $300 000, для выхода в страну Евросоюза от $50 000, в страну СНГ — $7000−10 000. Для нас это дорого, поэтому мы решили развиваться вширь — выходить на несколько рынков через партнёров, которые занимаются консалтингом в сфере HR и IT-интеграцией. Так мы сразу получаем доступ к тёплой базе без необходимости собирать команду и выделять бюджет на рекламу.

Минимальные затраты для выхода на рынок Казахстана. Расчёты для Астаны
Минимальные затраты для выхода на рынок Казахстана. Расчёты для Астаны

Плюсы для партнёра. Наш партнёр — это консалтинговое агентство или IT-интегратор, который внедряет HR-сервисы. Обычно партнёр консультирует или подбирает сотрудника для корпорации, и на этом его работа заканчивается. Чтобы зарабатывать дальше, нужно продавать услуги следующему. За Motivity клиент платит каждый месяц в течение семи лет, поэтому партнёру выгодно продавать нашу платформу: он получает комиссию и расширяет линейку услуг без увеличения постоянных издержек.

Критерии выбора партнёра. Мы выбираем партнёров по трём критериям — одна целевая аудитория, не конкуренты, дополняем друг друга. Дополняем — значит работаем не только в рамках партнёрки, но и на уровне продуктов. Например, HR-консультант может внедрить наше решение своему клиенту и размещать обучающие материалы на Motivity. Для нас это идеальный вариант, потому что партнёр не только рекомендовал нас, но и врос в платформу.

Поиск партнёров. Мы ищем партнёров через Linkedin и местные чаты «Атлантов». В чатах это делать проще: к тебе уже есть доверие, и люди охотно помогают.

Если партнёров нет в чатах, мы пишем в холодную. Обычно это письмо с презентацией успехов компании: «Здравствуйте, мы HR-платформа, вижу, что у нас одинаковая целевая аудитория, хотим запартнёриться…». Дальше описываем условия партнёрства и показатели тех, кто уже с нами работает.

Схема работы. Цены у партнёров и Motivity одинаковые, поэтому клиенту не нужно обращаться к нам напрямую — он подключаются к платформе через человека, с которым уже работал. С партнёром мы заключаем стандартный партнёрский договор. Когда партнёр подключает клиента к платформе, он получает вознаграждение.

Расчёт стоимости выхода на новый рынок через партнёра
Расчёт стоимости выхода на новый рынок через партнёра

На какие рынки мы вышли

Сейчас мы работаем в Таджикистане, Узбекистане, Армении, Казахстане, Вьетнаме и Евросоюзе. В Европе у нас один партнёр, который работает сразу с несколькими странами. В Африку планируем выходить в этом году — ищем партнёра.

Подготовка перед выходом на новый рынок

До того как искать партнёра в новой стране, мы проводим кабинетные исследования, делаем анализ конкурентов и разговариваем с местными. Цель — понять уровень развития рынка или, как мы это называем, понять, какой сейчас год. Если мы видим, что уровень развития рынка, как в России в 2010 году, и нам придётся объяснять ценность обучения и мотивации сотрудников, мы отказываемся от этого направления.

«При выходе на новый рынок главное — понять, какой там год»

Кабинетные исследования и поиск конкурентов. Мы закладываем 30−60 дней на изучение докладов, отраслевых СМИ и отчётов. Так мы понимаем, на каком уровне находится отрасль, сколько конкурентов на рынке и что они предлагают.

Общение с местными предпринимателями. Мы проводим 30 интервью с местными участниками рынка и потенциальными клиентами. Здесь снова помогают чаты «Атлантов». Например, в Казахстане мы узнали специфику рынка и уровень развития HR-отрасли за несколько дней. Если бы я не состоял в клубе, всё бы происходило дольше и труднее. Да и в Казахстане, и других странах много русскоязычных чатов с предпринимателями, но в них нет собственников крупных компаний или топ-менеджеров корпораций.

Особенности рынков

Мы не видим сильных отличий в HR в разных странах. В этом смысле нам повезло: во-первых, мы работаем только с интерпрайз-клиентами. Сотрудники корпораций в Средней Азии говорят по-русски, в ЮВАО — по-английски. Во-вторых, там, где занимаются развитием сотрудников, процессы не отличаются.

Единственное, что мы сделали при выходе на зарубежные рынки, — перевели сайт на английский. Продукт и посыл в промоматериалах остались прежними
Единственное, что мы сделали при выходе на зарубежные рынки, — перевели сайт на английский. Продукт и посыл в промоматериалах остались прежними

Единственная специфическая вещь, которую мы увидели — это продажа и переговоры. В Таджикистане и Узбекистане поступало много нерелевантных заявок: люди записывались на демонстрацию продукта, потому что им интересно пообщаться. В ЮВАО я провёл два месяца, но так и не смог заключить договор. Они говорят: «Всё нравится», но как только говоришь о контракте, начинают увиливать, — им сложно напрямую сказать: «Нет, нам это неинтересно».

Трафик и продажи в новой стране

Основной источник трафика в новой стране — база партнёра, однако мы можем задействовать и другие каналы.

База партнёра. Это самый простой и рабочий способ: партнёр делает рассылки и предлагает нашу платформу как апсейл при продаже своих услуг. Эффективность зависит от партнёра и качества его базы. Обычно в первый месяц мы получаем 20 интересующихся и три целевых заявки, которые дозреют через 3−6 месяцев.

Таргетированная реклама. У нас есть 10 креативов, которые работают во всех странах. С их помощью мы получаем трафик на сайт и конвертируем его в заявки на демонстрацию.

Выставки. Периодически мы участвуем в выставках. Недавно мы ездили в Армению, это мероприятие спонсировала Торгово-промышленная палата РФ. Также мы получили грант от Go Global на исследование рынка Армении. Эффективность выставок не в России — низкая. Например, на выставке в Армении мы получили всего три лида.

Продажи черезе Linkedin. У нас хорошо работает трёхэтапная схема приглашения HR-директора на демонстрацию продукта.

Первый шаг — найти идентичность и попросить о помощи:

— Добрый день, мы с вами работаем в одной отрасли. Наш продукт — HR-платформа. Я сейчас знакомлюсь с рынком и хочу узнать ваше мнение по поводу проблемы рынка…

Поможете?

Второй шаг — закрытие на интервью:

— Вы не против созвониться на 30 минут, мы хотим узнать боли целевой аудитории?

На этом шаге наш клиент рассказывает о своих проблемах и проблемах рынка в его стране.

Третий шаг — демонстрация решения его проблем.

На последнем этапе мы показываем, как наш продукт решает проблемы, которые он перечислил на интервью.

Эту схему мы используем уже 5 лет, работает хорошо.

Наш итоговый результат

Наша нероссийская выручка в 2022 году составила 5%. В этом году мы планируем увеличить её до 20%. С выходом на новые рынки мы диверсифицировали риски и стали более спокойно воспринимать ситуацию. Алгоритм отработан, и мы понимаем, что выйдем по такой же схеме в неограниченное количество стран, и всё это благодаря новым знакомствам и партнёрству.

Мы создали клуб, в котором предприниматели растут быстрее благодаря поддержке сильного окружения

С помощью «Атлантов» Данила Жаров познакомился с топ-менеджерами и собственниками крупных компаний в новых странах. Это помогло Motivity быстрее и дешевле выйти на незнакомые рынки.

На апрель 2023 года в клубе «Атланты» 750 предпринимателей и топ-менеджеров корпораций, которые помогут с личным и бизнес-вопросом. Присоединяйтесь к нашему сообществу.

* В России Meta признана экстремистской организацией

1313
8 комментариев

В Африке вообще есть IT?)

Ответить

а были сомнения? Африка разная, очень

Ответить

А как сейчас дела со спросом на сотрудников в текущем кризисе в IT? Это все еще актуально? )

Ответить

При выходе на новый рынок главное — понять, какой там год»А можете по странам дать разбивку, где какой год?)

Ответить

А кому в итоге вы продаете программистов? В Средней Азии не такой большой рынок

Ответить