Adidas: история логотипов бренда

В отличие от многих мировых брендов, использующих продуманный и даже зачастую философский подход к своему неймингу и дизайну логотипа, история Adidas выглядит «банальнее». Ведь название немецкой торговой марки — лишь производное от имени её основателя Адольфа (Ади) Дасслера. Тем не менее история визуального образа бренда не столь проста.

Adidas: история логотипов бренда

Будучи настоящим фанатом спорта, Ади Дасслер начал разрабатывать первые модели спортивной обуви сразу после возвращения с Первой мировой войны. Но лишь в 1924 году Ади и его брат Рудольф (Руди) официально зарегистрировали «Обувную фабрику братьев Дасслер» (Gebrüder Dassler). Спустя год Адольф изобрёл и сшил первые в мире футбольные бутсы с шипами, которые оказались настолько удобными, что стали очень быстро пользоваться спросом.

В качестве рекламы своей продукции братья решили сделать ставку на сотрудничестве со спортсменами. Спортсмены начинают выступать в обуви «Дасслер» уже на летних Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме. А на Олимпиаде 1936 года в Берлине американский бегун Джесси Оуэнс в их обуви завоёвывает четыре золотые медали и устанавливает пять мировых рекордов.

На шиповках Оуэнса впервые появляются фирменные две полоски Дасслеров, разработанные для лучшего скрепления конструкции и символизирующие двух братьев.

Adidas: история логотипов бренда
Adidas: история логотипов бренда

Вторая мировая война внесла, вероятно, самые существенные коррективы в развитие семейного бизнеса и отношения между братьями. Фабрику Дасслеров национализировали, а братьев отправили на фронт. И если Адольфа через год вернули обратно на фабрику производить тренировочную обувь для немецких солдат, то Руди не повезло оказаться в американской зоне оккупации, а затем и в лагере для военнопленных.

Обида на брата за нежелание помочь выбраться из плена не покидала Рудольфа до конца жизни. Поэтому после окончания войны и смерти отца в 1947 году братья окончательно рассорились и поделили производство. Адольф назвал свою фирму Adidas, а Рудольф — Ruda, а через несколько месяцев оба переименовали свои фирмы в Adidas и Puma.

Впоследствии две эти фирмы стали непримиримыми конкурентами, по крайней мере на территории Германии. С другой стороны, это послужило одним из основных стимулов для развития целой отрасли.

Adidas: история логотипов бренда

Первый логотип Adidas появился в 1949 году. И представлял из себя изображение бутсы с тремя полосками, которую удерживают нарочито удлиненные выносные элементы букв «d» в названии Adidas. А сверху в форме полукруга располагается имя Адольфа Дасслера.

Adidas: история логотипов бренда

Стоит отметить, что текстовая часть логотипа отражает популярный в то время в Германии шрифтовой конструктивизм. Впоследствии он станет одним из наиболее ярких типографических направлений и будет устойчиво ассоциироваться с «немецкостью» благодаря таким шрифтам, как Futura, и экспериментам с геометрическими гротесками времён Баухауса (1919–1933 годы). Отсюда также растут ноги строчного написания всех букв логотипа.

Мало кому известно, что в то время существовал финский бренд спортивной одежды Karhu, который также использовал три полоски в оформлении своей продукции. Но Адольфу Дасслеру удалось договориться и выкупить у финнов «три полоски» за $1800 (в сегодняшнем эквиваленте) и две бутылки виски.

Тот самый финский бренд Karhu
Тот самый финский бренд Karhu

С 1952 года Adidas начинает выпускать и другие товары: спортивные сумки и спортивные костюмы с тремя полосками вдоль рукавов. Таким образом, три полоски становятся основным бренд-мотивом.

Газетная реклама Adidas, 1945 год
Газетная реклама Adidas, 1945 год

В начале 1970-х годов Adidas решает, что ей необходимо провести глобальный ребрендинг и создать динамичный логотип, который бы характеризовал бренд как более разнообразный и представляющий из себя нечто большее, чем просто качественную спортивную обувь. Презентация нового редизайна также совпала с Олимпиадой 1972 года в Мюнхене.

Adidas: история логотипов бренда

Новый логотип компании представлял из себя трилистник с тремя фирменными полосками в нижней половине эмблемы. Три листа изображали стилизованную развёртку карты мира с тремя континентами, на которых в тот момент продавалась продукция компании. Первый лист — Северная и Южная Америки, средний — Европа и Африка, а третий — Азия.

Три горизонтальные полоски символизировали разнообразие. Этот логотип до сих пор используется. Только теперь им брендируется коллекция Adidas Originals. Именно благодаря этому ребрендингу бренд вышел за пределы исключительно спортивной экипировки и стал частью повседневной уличной моды.

Теперь в рекламных кампаниях стали использоваться образы не только спортсменов, но и, например, музыкантов, таких как Дэвид Боуи или Run DMC.

Adidas: история логотипов бренда

После смерти Адольфа Дасслера в 1978 году в Adidas наступают крайне тяжёлые времена. Начинается череда смен руководства, из-за чего развитие компании на уровне бренда застопорилось. Это происходило на фоне роста продаж основных конкурентов — Nike и Reebok.

Быстрое развитие обувных технологий и эстетики дизайна в 1990-х означало, что для Adidas пришло время ещё раз обновить свою индивидуальность и спасти компанию от банкротства.

Adidas: история логотипов бренда

В начале 90-х годов после успеха своей сверхфутуристической серии обуви ZX Adidas представили новую линейку профессиональной экипировки Adidas Equipment, которая была предназначена «для удовлетворения особых потребностей профессиональных спортсменов в различных ситуациях».

Обувь линейки ZX
Обувь линейки ZX

В новом логотипе по-прежнему сохраняются фирменные три полоски, только в этом варианте благодаря наклону они превратились ещё и в «гору» — символ преодоления трудностей и вызовов, с которыми сталкиваются спортсмены. Несмотря на последовавшую волну критики, назвавшей новый логотип слишком простым и скучным, спустя семь лет в 1997 году он становится основным логотипом всей компании Adidas.

В отличие от своего основного конкурента Nike, у Adidas за всё время существования так и не появилось основного слогана, сравнимого по силе с “Just do it”. В 2004 году вышла, пожалуй, наиболее удачная рекламная кампания со слоганом “Impossible is nothing”, в которой приняли участие известные спортсмены того времени, такие как Дэвид Бекхэм и Мухаммед Али. Впрочем, стать слоганом всего бренда этому слогану так и не удалось.

В течение 2000-х годов Adidas внесла несколько незначительных изменений в свой бренд, официально учредив Adidas Originals в 2001 году и постепенно отказавшись от логотипа Equipment. Фирменный стиль бренда был упрощён до классического текстового логотипа с тремя горизонтальными полосками.

Adidas: история логотипов бренда

Если не считать корпоративного брендинга, последняя версия логотипа — Adidas Style, который изображает круг, пересекаемый тремя полосками, похожими на когти.

Подразделение Style контролирует многие из более ориентированных на моду направлений Adidas, такие как совместная линия Y-3, разработанная Ёдзи Ямамото, и линия Adidas SLVR. И хотя она была внедрена в некоторых розничных магазинах и других проектах, эта версия не используется так же часто, как другие логотипы бренда.

Adidas: история логотипов бренда

Таким образом, сейчас фактически существует четыре варианта логотипа Adidas: один головной логотип и три логотипа направлений, у некоторых из которых есть также свои логотипы, не привязанные к общей графике компании.

Adidas Performance — экипировка для профессиональных спортсменов; Adidas Style — дизайнерские коллекции спортивной обуви, включая коллаборации с известными дизайнерами; Adidas Originals — повседневная уличная спортивная обувь
Adidas Performance — экипировка для профессиональных спортсменов; Adidas Style — дизайнерские коллекции спортивной обуви, включая коллаборации с известными дизайнерами; Adidas Originals — повседневная уличная спортивная обувь

С одной стороны, можно утверждать, что универсальность позволила бренду с тремя полосками заявить о себе в самых разных направлениях — от спорта до музыки, моды и искусства. Бренд Adidas был принят многими субкультурами, такими как хип-хоп, граффити, скейтбординг и так далее.

Одновременно компания продолжала создавать передовые модели обуви с высокими характеристиками, так что ей, безусловно, становилось всё труднее и труднее удерживать все эти направления в рамках одного логотипа — даже несмотря на то, что когда-то логотип «трилистника» разрабатывался с целью передать разнообразие продукции Adidas.

Так что многосторонний подход к идентификации бренда — создание разных логотипов для разных целей — во многом основывается на первоначальном значении трёх полосок в логотипе 1972 года.

Точно так же, как этот функциональный и практичный элемент дизайна в конечном итоге превратился в глобальную корпоративную идентичность: три полоски были так или иначе адаптированы и присутствуют в айдентике всех направлений.

Это практичный, гибкий, универсальный брендинг. Всякий раз, когда вы видите спортивную одежду, кроссовки или экипировку с тремя полосками, принадлежность к единому бренду считывается моментально.

С другой стороны, если попросить обычных людей выбрать из четырёх логотипов основной, а уж тем более объяснить значение каждого, вряд ли результаты совпадут с реальностью. Ведь сама компания крайне нелогично брендирует свою продукцию и магазины.

Даже на продуктах из одной коллекции могут размещаться совершенно разные логотипы. Точно так же, как в оформлении магазинов и офисов может размещаться одновременно несколько логотипов. Либо продукция одного направления (например, Adidas Originals) может продаваться в магазинах с вывеской другого направления (Adidas Performance).

Так что в итоге существование одновременно нескольких логотипов вносит довольно много сложностей и для людей, реализующих дизайн на местах, и для потребителей.

3939
24 комментария

А про бренд Пума такая же развернутая статья будет?

14
Ответить

плюсую к комменту. особенно если бы еще сравнительно с адидасом кто чего добился на определенных этапах и какой ценой. очень даже познавательно бы было ;)
спасибо за статью

1
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Хороший комментарий.

3
Ответить

Круто! Ждем статью про Пуму

2
Ответить

Никогда не задумывалась о значении логотипов. Просто знала, что трилистник и три полоски это Adidas.Не пойму, зачем одной фирме добавлять столько форм логотипов. Моя молодежь очень любят одежду и обувь этой фирмы. Для них главное три полоски. А вообще мне было интересно прочесть статью. Раньше даже не задумывалась о происхождении Adidasa.А ведь это целая история.

2
Ответить