Как создать свой бренд одежды: опыт запуска и принципы управления командой

Продолжаем делиться историями наших клиентов, которые используют мессенджер для бизнеса Compass, чтобы улучшить рабочие процессы и коммуникацию в команде.

Дмитрий Шабуров, исполнительный директор бренда женской одежды RUWO.

Как создать свой бренд одежды: опыт запуска и принципы управления командой

От компьютерных клубов до бренда женской одежды

Осознанной цели заниматься производством и продажей женской одежды у меня не было, пока партнёр по бизнесу, Антон Струганов, не предложил развиваться в новой нише.

С 2020 по конец 2021 года бизнесмены управляли сетью компьютерных клубов в России — и хотя бизнес приносил прибыль и имел перспективы, было принято решение продать клубы. Эта сфера больше не совпадала с целями партнёров.

Всё это было «неэкологично» — ты работаешь и при этом отчётливо понимаешь, что ничего хорошего тут не будет. Хотя я с далёких десятых годов интересовался играми. Двенадцать лет жизни на это положил и сам приезжал поиграть в компьютерный клуб. Но мне к тому моменту захотелось всё поменять. У нас была франчайзинговая сеть, мы всё продали и вышли из бизнеса.

А вот рынок ритейла и фэшн-индустрия стали для Дмитрия вызовом. Причин для выбора этой сферы было несколько — во-первых, после ухода многих брендов с российского рынка ниша освободилась. Во-вторых, у команды были знакомства и связи, с помощью которых наладить производство и открыть магазин получилось гораздо быстрее.

За создание коллекций отвечает их партнёр и креативный директор Татьяна Мальчикова, бывшая ученица Вячеслава Зайцева (передача «Модный приговор») — под её контролем находятся материалы, модели одежды и всё, что можно предложить аудитории RUWO. Дмитрий отвечает за команду и систематизацию бизнеса, а генеральный директор RUWO Антон Струганов занимается вопросами масштабирования и развития бренда.

И у меня, и у партнёра по бизнесу гардероб состоит из чёрно-белых футболок, и нам всегда с этим было нормально. Вообще не разбираемся в моде, поэтому Татьяна нас здесь спасла, конечно. Она отвечает за тренды, а я — за то, чтобы в команде был порядок.

RUWO — стартап, в котором активно экспериментируют с форматами одежды и её презентации в магазине. Большая часть вещей создаётся в России на контрактном производстве и в небольших ателье. Средний чек в магазине — 15 тысяч рублей. Дешевле, чем в 12 Storeez, примерно на уровне LIME и Mango. «Фишка» RUWO в том, что в магазине бесплатно работают стилисты — они подбирают клиенткам образ и продают «капсулу».

Путь в оффлайн — как создавалось RUWO?

Процесс создания магазина не был идеальным. Дмитрий и Татьяна присоединились к проекту Антона Струганова за несколько месяцев до открытия. Им нужно было решать, что и как в магазине будет продаваться. И если концепция была готова, то с производством оставалось много вопросов. Поэтому до открытия все члены команды полностью погрузились в проект — чтобы всё успеть, приходилось работать сутками.

Как создать свой бренд одежды: опыт запуска и принципы управления командой

Наш магазин находится в ТРК, а ТРК — это всегда бюрократия. Вот здесь мне впервые в жизни и понадобился аттестат, который лежал в колледже за 2000 километров от Москвы. Я закончил девять классов, школьный аттестат впервые запросил в этом году — понадобилось для пожарной безопасности. Получил с ним удостоверение по охране труда — теперь я ещё и электрик. Откровенно говоря, не понимаю, зачем это нужно, но такие требования у торгового центра.

У ТРК очень много требований к магазинам, которым они сдают помещения. Например, есть особое условие — любые высотные работы (выше полутора метров со стремянками) только с официального разрешения в ТРК. Приходилось тратить время, запрашивая разрешения, и уже потом договариваться о работах.

Ещё одна сложность — это производство, мало достойных производств и хороших швей. Особенно на небольших объёмах.

Фундамент бизнеса — это прежде всего команда, а не личность предпринимателя

Большую часть команды Дмитрий подбирал сам, уделяя особое внимание тем, кто будет работать в бутике и онлайн-магазине. И хотя часть найма передали директору по продажам, Дмитрий самостоятельно корректирует стратегию, подбирает заместителей, ассистентов. В подборе команды для Дмитрия важнее всего опыт, внимательность к деталям, энергичность, открытость и уважение друг к другу. Первичный отбор начинается уже на уровне собеседования в Zoom:

Камеру не умеет настраивать? Отказ. Микрофон не может включить? Отказ. Не подготовился к собеседованию — то же самое. Потому что вся небрежность, с которой кандидат относится к собеседованиям, обязательно проявится и в работе. Лучше сразу отсеять человека, чем столкнуться с его ошибками и серьезными последствиями. Нужно, чтобы человек был энергичным и мотивировал команду, особенно если речь об управленцах. Если они меня не заряжают, как они команду-то заряжать будут? А вот возраст и образование меня вообще не интересуют!

В команде налажен процесс обратной связи по принципу eNPS* — раз в месяц сотрудникам отправляют анонимную гугл-форму, в которой можно поделиться, что нравится в работе, что нет, насколько бы порекомендовали вакансию другу. Анонимность помогает получить непредвзятую оценку — так сотрудники могут сказать то, что никогда не сказали бы в лицо.

* eNPS (Employer Net Promoter Score) — метод оценки, который позволяет организациям измерять лояльность сотрудников.

Как создать свой бренд одежды: опыт запуска и принципы управления командой

3 фундаментальных принципа работы

  • Всё должно быть оцифровано

Дмитрий «помешан» на базах знаний и обучении сотрудников. Любой сложный процесс должен быть оцифрован — в заметках, в своей базе знаний или с помощью какого-либо приложения. По словам Дмитрия, если понадобится, он сам будет снимать видео и показывать, как всё работает. Стремление документировать каждый процесс помогает организовать команду, в том числе в его отсутствие — чтобы ничего не сломалось, когда руководитель в отъездах и других задачах.

  • Нужно уметь продавать свою компанию

По мнению Дмитрия, схема «Ну расскажи, потенциальный сотрудник, чего ты стоишь» больше не работает. Нужно уметь продать эту вакансию, рассказать о компании так, чтобы в ней захотелось работать — это особенно важно из-за того, насколько сейчас перенасыщен рынок труда в сфере продаж. Кроме того, продажа вакансии помогает найму. Кандидат ведь должен понимать, интересна ли ему такая работа, соответствует ли она его ценностям, будет ли он развиваться с компанией. Если вы продаёте вакансию, вы помогаете сориентироваться — и в случае несоответствий вы просто не тратите время друг друга.

  • Фокус — на подборе кадров

Дмитрий считает так: «Не надо думать, что вы — самые умные и лучше всех умеете подбирать людей». Любой человек, ответственный за подбор персонала, допускает ошибки, упускает кадры. На своём опыте найма в RUWO Дмитрий понял, что его опыта подбора людей в компьютерный клуб недостаточно. Нельзя просто нанять человека на ресепшн, чтобы он улыбался — нужно смотреть на общительность и умение продавать. Будьте готовы к тому, что вас ждёт ожесточённая конкуренция за кадры. Команда — это фундамент бизнеса, и к подбору людей нужно относиться ответственно.

Как создать свой бренд одежды: опыт запуска и принципы управления командой

Как найти системное решение для бизнеса?

Команда RUWO как и все работала в Telegram, но сложности с мессенджером появились ещё тогда, когда в команде было только 5 человек. Стали теряться переписки и важная информация — всё-таки Telegram предназначен не для работы, а для общения с друзьями и потребления развлекательного контента из каналов. Начался хаос — и за ним последовали проблемы в бизнесе.

Нам нужно было заказать стойку с подсветкой. Мы договорились об этом в телеграм, человек потерял наше сообщение в рабочем чате и забыл. А оставалось две недели до открытия! Конечно, в итоге всё успели, но было тревожно. Было ещё несколько подобных ситуаций, после которых захотелось удалить все нерабочие мессенджеры и найти системное решение для бизнеса.

Партнёры предлагали разные варианты — Slack к концу 2022 года уже закрывался, в WhatsApp* было неудобно, в Telegram творился привычный хаос из кучи каналов и переписок, от которого не спасали даже «задачники» и Kanban-доска.

* принадлежит Meta, признана экстремистской и запрещена в России

Пришлось искать специальный инструмент для общения — по первой поисковой странице в Google ничего не приглянулось, а потом бизнес-партнёр Дмитрия порекомендовал мессенджер для бизнеса Compass. Продукт выбрали из-за минимализма — Дмитрию понравилось, что нет ничего лишнего. К тому же, в отличие от других популярных бизнес-мессенджеров, в Compass ничего настраивать не нужно — всё продумано и интуитивно понятно.

Не хотелось лишний раз заморачиваться на этапе установки и настройки. Compass радует тем, что всё интуитивно, понятно и структурировано. Работает сразу без сложных настроек — скачал и пользуешься.

Как устроена работа команды сейчас?

Сейчас все рабочие процессы ведутся в 3 инструментах: Compass для общения, Platrum для задач, финансового учёта и базы знаний, Notion для заметок.

Больше всего в Compass Дмитрий ценит треды — это позволяет не терять информацию, достаточно прийти в нужный тред и пролистать его. Это очень помогает, когда в компании больше 10 человек, есть разные отделы и оффлайн-доставка — и всех сотрудников нужно синхронизировать. Удобно, что это больше не ответственность руководителя — теперь все отчёты под рукой, договорённости можно просмотреть в любой момент.

Как создать свой бренд одежды: опыт запуска и принципы управления командой

Мне не нужно влиять на процессы: всё само по себе организовывается, я сразу могу понять, как идут дела, по отчётам коллег. Например, ассистенты в магазине пишут про расходы по корпоративной карте в отдельном чате — будь это в Telegram, я бы наверняка потерял эти сообщения. А ещё огромное спасибо за реакции. Например, в чате с отчётами я отмечаю галочками расходы сотрудников, которые я уже компенсировал. Иначе я с ума сошёл бы всё это сам считать и контролировать.

Новому инструменту обрадовалась и команда — по словам Дмитрия, не было сопротивления, все быстро привыкли за счёт минимализма и продуманного дизайна Compass. Отсутствие лишних чатов и каналов пошло на пользу — всё общение и работа в корпоративном мессенджере стали удобными для команды. В RUWO создали правила общения в рабочих чатах, чтобы упорядочить работу. Теперь для каждого процесса есть соответствующий чат. Дмитрий как исполнительный директор в любой момент может посмотреть, что происходит в чатах — и не суетиться в поисках нужной ему информации.

5 советов начинающим руководителям и предпринимателям

  • Уделите время подготовке к созданию бизнеса

Не торопитесь выходить в оффлайн! Перед тем, как открывать магазин, команда RUWO полгода наблюдала за потенциальными помещениями в ТРК перед открытием магазина. Они проводили исследования целевой аудитории. Важно было понять, как часто женщины определённого возраста проходят возле тех или иных локаций, сколько времени они проводят в магазинах ТРК. Полезно было узнать и ежедневный средний чек покупок в магазинах конкурентов.

Дмитрий советует не торопиться с открытием бизнеса тем, кому до этого никогда не приходилось работать с командой — ошибки в коммуникации с сотрудниками могут стоить денег и нервов.

  • Будьте гибкими и открытыми

Давление и жёсткий менеджмент в бизнесе не всегда уместны. Чаще всего такой подход скорее вредит командной работе. Надо уметь признавать, что ошибаются не только коллеги, но и руководители. Нельзя просто срываться на команде и ждать адекватной реакции в ответ. Нормальный уважающий себя сотрудник, который понимает свою ценность в компании, не будет терпеть такое отношение.

Как создать свой бренд одежды: опыт запуска и принципы управления командой
  • Выстраивайте здоровые отношения с командой

Нужно уметь выстраивать диалог, иначе возникнет непонимание и конфликт интересов. Дмитрию очень важна открытость — он ждёт её не только от коллег, но и от себя.

У меня была ситуация, когда сотрудник выгорел на работе — стал ошибаться, качество и продажи сильно упали. Я выносил предупреждения, потому что у нас есть правило — 3 предупреждения и увольняем. После второго он попросил неделю отдыха. Я у него одно спросил: «Чего ты раньше не сказал? Я же со своей стороны вижу только халатную работу. Ещё до всех этих ошибок отпустил бы спокойно».

  • Не занимайтесь микроменеджментом

Не усложняйте работу в команде. Дайте сотрудникам автономность при условии еженедельных отчётов. Ваша команда — самостоятельные взрослые люди, которых вы нанимали не просто так. Объясните коллегам зоны ответственности и ваши ожидания, продумайте, как будете проверять выполнение задач без постоянного надзора.

  • Придумайте свой Х-фактор

По словам Дмитрия, один из самых важных аспектов создания бизнеса — понимание, что в одиночку всё не вывезти. Обязательно нужно то, с помощью чего вы сможете увеличивать продажи — любые уникальные фишки и методики. Наш Х-фактор — подбор хорошей команды, которая влюблена в бренд.

Попробуйте Compass в действии. Для команд до 10 человек — бесплатно навсегда. Для команд побольше бесплатный пробный период 30 дней.

4949
21 комментарий

Классно. Друзья, желаю вам успехов и развития!

6
Ответить

Очень интересно про систему написали и процессы, редко кто вот так хорошо расписывает - одно удовольствие было прочесть, спасибо :)

5
Ответить

И вы - преданный фанат Compass. Ну опять фу-фу. Налайкивать себя и комменты хвалебные постить.

Признайтесь - кто ваш агент? Кто такую фуфловую работу делает?

Я объясню - ваша аудитория - не дураки (ну по крайней мере вы не должны так считать). И весь труд по написанию статьи (а это труд) разбивается о подобные низкие и ленивые методы продвижения. Вы просто сжигаете деньги и засоряете ресурс (

2
Ответить

Я хоть и пирожок, но давно перешел на отечественные бренды))) они реально лучше

4
Ответить

Аудитория российских брендов понятна. Пирожки, хлебушки.

Ответить

Классный проект! Полностью согласна про то, что каждому бизнесу нужны уникальные фишки и Х-фактор. И вообще читать интересно, уже куча обзоров из самых разных областей

2
Ответить

А вы только материалы Compass лайкаете и комментируете, да? 🧐

Ответить