Наука должна быть возбуждающей и сексуальной. 6 мощных кейсов научного промо: СМИ, youtube-шоу, вебинары и коллаборации

Как интегрировать продукт во вселенную Сергея Лукьяненко, попасть в список лучших подкастов Forbes и стать участником youtube-шоу Пивоварова* и Шихман* ? А также, сделать интеграцию в шоу с Гудковым, запускать релизы, которые опубликуют все ведущие СМИ, и создать программу с участием Анастасии Волочковой, Сати Казановой и других звезд.

Рассказываем, как Genotek работает с аудиторией: популяризирует науку и меняет образ современного ученого

Команда StickPeek поговорила с директором по коммуникациям Genotek Дмитрием Храпуновым о шести PR-стратегиях бренда, а также о том, зачем менять образ ученого и делать науку сексуальной.

Оглавление:

Как популяризация науки помогает бизнесу?

Тут все просто. Genotek – коммерческая компания. Её очевидная цель – приносить прибыль. Нужно, чтобы спрос на продукцию постоянно рос. Для этого она должна быть популярной.

У нас сложная продукция – генетические тесты. Если говорить об основной линейке, то это тесты на происхождение, риски заболеваний и комплексный тест – генетический паспорт. Еще есть большой набор специфических, профильных данных, которые используют ученые и медицинские институты.

Чтобы продвигать наши услуги для обычных потребителей, необходимо, чтобы то, что мы предлагаем вызывало доверие. А люди часто с подозрением относятся к новейшим медицинским и научным разработкам. Особенно показательна здесь ситуация с коронавирусом. И это – одна из главных проблем для таких компаний, как наша.

Генетический тест должен восприниматься не как натальная карта, гадание по картам таро, гороскоп. Люди должны понимать, что эта информация – результат сложной и скрупулезной работы ученых.

Генетика – сравнительно молодая наука, и в ней постоянно происходят открытия. В этом году, 25 апреля, исполнилось 70 лет с момента открытия двойной спирали ДНК. А полная расшифровка генома человека, после которой появилась возможность для создания наших тестов, произошла всего 20 лет назад.

И люди, привыкшие воспринимать научные данные как что-то монументальное, начинают сомневаться. То есть, с одной стороны, это круто, что каждые полгода или чаще появляются новые знания, это двигает отрасль вперед. Но с другой стороны – что это за наука такая, в которой все постоянно меняется и обновляется?

Интересно, что многие плохо представляют себе, чем, собственно, занимается генетика. Они просто не понимают, что именно дает наш тест.

Например, человек получает результаты и видит фразу – риск диабета 2-й степени такой-то в процентном соотношении. Он думает – не угадали, у меня нет диабета или наоборот – угадали, есть. Проблема именно в слове “угадали” – клиент не понимает, что речь идет только о возможном риске, который мы определили с помощью генетических анализа и анкеты с описанием образа жизни. Это – лишь предположительный негативный сценарий.

Наш тест помогает понять, каким именно путем избежать возможных болезней, к которым у вас есть предрасположенность. На его основе можно составить план питания и образа жизни, которые продлят вашу активность и здоровье на много лет вперед. Плюс в Genotek есть еще одна важная история с выяснением собственного происхождения и этнической принадлежности, а также – с поиском родственников.

Благодаря телевидению сложился стереотип, что днк-тест нужен только для того, чтобы понять, кто отец ребенка. Или, что по остаткам ДНК полиция может найти преступника. Это транслировалось много лет, а о других возможностях люди и не догадывались. То, что с помощью генетического теста вы можете воссоздать свою семейную историю и раскопать, как жили ваши предки или найти потерянных родственников – об этом нужно рассказывать аудитории.

ДНК-тест «Происхождение» помогает воссоздать семейную историю

Genotek, наряду с многими другими мировыми компаниями, участвует в международных консорциумах. Мы с нашими данными вносим вклад в пополнение копилки научных знаний, что позволяет делать новые открытия. Но это – технический процесс.

А если говорить о маркетинге и коммуникациях, то нам важно показать, что то, чем занимается Genotek – наука, и соответственно нам нужно популяризировать саму тему. Мы ввели в восприятие людей словосочетание «ученый из Genotek» Например, «ученые из Genotek определили генетическую предрасположенность россиян к …». Мы показали, что занимаемся не только продажей тестов, но и научной работой. Это важно для имиджа и восприятия компании. Так компания демонстрирует свою экспертную позицию, основанную на исследовательской деятельности в сфере медицины и генетики.

Стратегия 1. Работа со СМИ

Мы разделили наши коммуникации на несколько блоков. Первый – история про то, что мы занимаемся наукой. Ее мы отдали в сегмент средств массовой информации. Мы постоянно готовим релизы по нашим исследованиям, публикуем их в большом федеральном СМИ и, в момент выхода, рассылаем по базе региональных и федеральных газет и телеканалов. Они и публикуют информацию со ссылкой на нас.

Например, последний релиз, про то, как среди народов России распространяется генетическая мутация, влияющая на тяжелую форму лихорадки западного Нила. Если у вас есть эта мутация – вы будете тяжело болеть лихорадкой, но при этом, у вас будет резистентность к ВИЧ. В нашем релизе мы приводим статистику среди народов России, где наиболее часто встречаются люди с устойчивостью к ВИЧ.

Релиз об устойчивости к ВИЧ
Релиз об устойчивости к ВИЧ

Или исследование мутации, влияющей на разные виды депрессии. Здесь мы работаем вместе с нашим отделом статистики и биоинформатической обработки данных. Genotek проводит исследования и затем готовит релиз, что помогает понемногу менять отношение общества к этой сложной теме.

Релизы Genotek помогают освещать сложные темы в СМИ
Релизы Genotek помогают освещать сложные темы в СМИ

Еще один пример: релиз про тягу к сладкому – на него отреагировали огромное количество СМИ. Через неделю на Хабаровском телевидении замминистра здравоохранения Хабаровского края 20 минут обсуждал с ведущими тему, которую мы озвучили. Он объяснял, что ожирение вредно, говорил о его профилактике. Получилось очень здорово – наш релиз поддержал специалист, хотя мы об этом его даже не просили.

Релиз о генетических причинах тяги к сладкому вызвал большой отклик в СМИ
Релиз о генетических причинах тяги к сладкому вызвал большой отклик в СМИ

Стратегия 2. Собственные подкасты и youtube-шоу

С помощью наших подкастов и youtube-шоу «Просто такая генетика» мы решаем задачу того, как выстраивается знание об услугах компании и о том, что такое генетика.

Выпуски шоу «Просто такая генетика» на youtube
Выпуски шоу «Просто такая генетика» на youtube

«Просто такая генетика» – общественно-популярная программа с понятной структурой: ведущий, эксперт и гость. Шоу выходит на площадках дзен, vk, youtube. Специалист рассказывает про конкретную тему, ведущий модерирует, а гость делится личным опытом борьбы с обсуждаемым заболеванием или разбирается с каким-то вопросом.

Первый сезон вел генеральный директор Genotek Валерий Ильинский. А теперь, уже больше года мы сотрудничаем с телеведущей Еленой Хангой.

Культовая журналистка Елена Ханга ведет шоу «Просто такая генетика» 
Культовая журналистка Елена Ханга ведет шоу «Просто такая генетика» 

Если говорить о гостях, то сейчас чаще всего это известные, узнаваемые люди. Например, актриса Галина Данилова вспоминала, как проходила ее беременность. Актер Владимир Долинский говорил про свою счастливую старость. Елена Старостина про суставы, а блюзовая певица Виктория Пьер-Мари – про дыхание.

Разговор о суставах и генетике с актрисой Еленой Старостиной и Михаилом Зиновским — хирургом-травматологом
Разговор о суставах и генетике с актрисой Еленой Старостиной и Михаилом Зиновским — хирургом-травматологом

Продюсер подкаста и шоу Игорь Подшивалов подбирает гостей, наиболее подходящих под тему. Понятно, что если у нас выпуск «евреи и гены», гостями будут Исроэль Баренбаум, раввин и судья главного раввинского суда России и Михаил Шац*.

Выпуск «евреи и гены» шоу «Просто такая генетика»
Выпуск «евреи и гены» шоу «Просто такая генетика»

Если мы задумали поговорить про спорт, искусство и генетику, то приглашаем премьера большого театра Дениса Родькина. Логично, ведь балет сочетает в себе вопросы выразительности и физической подготовки.

Разговор о связи спорта, искусства и генетики в проекте «Просто такая генетика»
Разговор о связи спорта, искусства и генетики в проекте «Просто такая генетика»

Второй проект называется «Происхождение». Здесь известный человек рассказывает о своих корнях. Нашими гостями были: Елена Ханга, которая затем стала ведущей другой ветки шоу, Анастасия Волочкова, Сати Казанова, историк моды Александр Васильев, Прохор Шаляпин и другие.

Мы приглашаем популярных людей из разных сфер, чтобы охватить как можно большую часть аудитории. Они привлекают внимание СМИ, журналисты дают их цитаты, заодно говоря о подкасте и компании.

Так сложилось, что в России многие люди – русские. Они знают, что прабабушка и прадедушка из Ставропольского края, но иногда думают, а вдруг – ирландцы? Ну вдруг, все может быть. Но чаще всего никакого вдруг не бывает. Вообще, у нас нередко получается развенчать какие-то семейные мифы или иногда подтвердить их.

Мы подсказываем из каких областей были ваши предки, какие у них были фамилии. В общем делаем такой навигатор по родственникам. Это стало возможным, благодаря тому, что у нас в штате появились генеалоги – специалисты, которые работают с архивами. Также, появились услуги архивного веб-поиска и возможность более глубокого запроса в архиве. Про каждого родственника на вашем генеалогическом древе можно заказать исследование.

Когда у нас появилась эта услуга, мы сделали новогодний выпуск: «Они нашли родственников». Это реальные истории наших клиентов. Что они делают с информацией, которую мы им предоставили, как она помогла найти в архивах нужные документы. Здесь очень много всего в одной коробочке с генетическим тестом. Эти шоу мы используем для рассказа о продукции, как инструкции.

Новогодний выпуск шоу «Просто такая генетика»: «Они нашли родственников»
Новогодний выпуск шоу «Просто такая генетика»: «Они нашли родственников»

В декабре 2021 года, благодаря большой аудитории, шоу «Просто такая генетика» попало в список 12 лучших подкастов на русском языке по версии Forbes.

Подкаст «Просто такая генетика» отметили в списке Forbes
Подкаст «Просто такая генетика» отметили в списке Forbes

Стратегия 3. Вебинары для постоянных клиентов

Для клиентов, которые глубоко интересуется темой генетики, два раза в месяц мы проводим закрытые вебинары. Их можно не только смотреть, но и задавать вопросы нашим врачам, руководителям и специалистам.

Стратегия 4. Приглашения от других youtube-шоу

Когда вы систематически работаете со СМИ, своими проектами, чисто маркетинговыми инструментами: рекламными, digital – этой паутиной вы накидываете информационную сетку на большое количество людей. Не одним сообщением, а разными действиями для разных аудиторий. К вам возрастает внимание и со стороны СМИ, телевидения, и со стороны youtube-шоу. Появляются различные предложения с внешней стороны.

Например, когда Ирина Шихман* делала выпуск про генетику, то пригласила Константина Северинова, одного из известнейших генетиков России и нашего генерального директора Валерия Ильинского, который рассказывал как мы делаем наши продукты.

Генеральный директор Genotek Валерий Ильинский один из участников выпуска «А поговорить» про генетику
Генеральный директор Genotek Валерий Ильинский один из участников выпуска «А поговорить» про генетику

Или можно вспомнить недавний выпуск «Редакции» Пивоварова*, который называется «Кто я?». Здесь снова личный интерес и самого Алексея Пивоварова*, и его команды. Понятно, что не должно быть пассивной позиции у сотрудников PR-отдела компании. Когда в шоу «А поговорить» появилась рубрика «Наука» – то коллега, работавшая до меня в компании предлагала сделать выпуск про генетику. И с проектом «Редакция» мы уже работали - у них был выпуск про ожирение, где мы рассказывали про генетические риски. И тест Алексею Пивоварову* мы когда-то сами подарили.

Genotek в новом выпуске «Редакции» про генетику
Genotek в новом выпуске «Редакции» про генетику

Но при всем при этом и Шихман* и Пивоваров* – это не рекламные интеграции. Они просто снимали выпуски шоу про генетику. По факту, Genotek – первая компания в России, которая приходит на ум, когда речь заходит об этой науке и всем, что с ней связано, и логично, что одним из центральных спикеров становится ее генеральный директор - Валерий Ильинский.

Все сотрудники Genotek, включая гендиректора компании Валерия Ильинского, снимались в шоу в брендированных толстовках со сменными стикерами от <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstickpeek.ru%2Fcorporate%3Futm_source%3Dvc_genotek&postId=704356" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">StickPeek</a>
Все сотрудники Genotek, включая гендиректора компании Валерия Ильинского, снимались в шоу в брендированных толстовках со сменными стикерами от StickPeek

Стратегия 5. Коммерческие интеграции

У нас были интересные коммерческие интеграции. Например, в youtube-шоу «Chicken Karry» со специфическим юмором Гудкова. Кроме того, мы рассказали его аудитории, что есть такой продукт – генетический паспорт.

Коммерческая интеграция в youtube-шоу «Chicken Karry»
Коммерческая интеграция в youtube-шоу «Chicken Karry»

Интеграция со Снобом

Сергей Лукьяненко написал для журнала Сноб несколько рассказов про перспективы генетики в будущем. Научная фантастика и наука всегда шли рядом. В одном из рассказов упоминаются сотрудники Genotek. Это близкое будущее, плюс 20-30 лет вперед.

При этом рассказы воспринимались аудиторией как приквелы к серии Лукьяненко «Геном». Тут интересно, то, что мы интегрировались в давно существующую вселенную.

Интеграция Genotek в рассказ Сергея Лукьяненко
Интеграция Genotek в рассказ Сергея Лукьяненко

Стратегия 6. Коллаборации

Продолжая разговор о Сергее Лукьяненко – одна из коллабораций стала отчасти развитием нашего с ним проекта.

Онлайн-кинотеатр Premier захотел интегрировать генетический тест в премьеру сериала «Наследие». Сериал о постапокалиптическом мире, в котором группа биоинженеров пытается спасти человечество от вымирания. К премьере Genotek выпустил лимитированную коллекцию ДНК-тестов в футуристическом стиле сериала. Они планировались как подарки журналистам, блогерам и известным персонам.

Еще была интересная коллаборация с рестораном Twins Garden. Любой желающий мог сдать генетический тест, и ресторан готовил персональный ужин, ориентируясь на его результаты. Учитывались врожденные вкусовые предпочтения человека, его происхождение, особенности здоровья и даже характер. Такие коллаборации – отличный информационный повод для СМИ.

Коллаборации – отличный информационный повод для СМИ
Коллаборации – отличный информационный повод для СМИ

Несколько кейсов мы не сделали, потому что не увидели потенциального результата. Высокая сложность исполнения и не гарантированный результат интеграции. Это всегда непростое решение, потому что каждый шаг может сформировать неправильные ощущения у аудитории. Одна фраза может дорого стоить. Поэтому мы очень внимательно относимся к любому нашему действию.

Новый образ современного ученого

Мы внимательно следим за изменениями в позиционировании людей, связанных и с бизнесом, и с наукой. Эта трансформация произошла и у нас в Genotek. В наших ранних роликах на youtube, сейчас закрытых для просмотра, наш генеральный директор был в медицинском халате. Его собеседник – тоже. И обращались они к друг другу по имени-отчеству – такая, знаете, типичная беседа двух ученых. Со временем мы поняли, что эти образы не соответствуют тому высокотехнологичному и инновационному направлению, которым мы занимаемся.

Как представлялась и какой стала наука

Сейчас наука изменилась. Появилось очень много молодых людей, занятых важными и интересными исследованиями. Появилось огромное количество научных стартапов. И люди, которые их открывали, уже совсем не похожи на советских учёных из черно-белого кино или на инженера из шоу Лапенко.

Образ советского инженера удачно передал в своем шоу Лапенко
Образ советского инженера удачно передал в своем шоу Лапенко

Кстати, Лапенко стал популярным, потому что попал в образ. Раньше ученые в НИИ и были такими. Он очень удачно их спародировал и вызвал ностальгические эмоции.

Сегодня к науке добавился бизнес. Теперь ученые – очень умные и современные мужчины и женщины, которые выглядят иначе. Поэтому, в «Редакции» Пивоварова* все представители нашей компании в мерче Genotek от StickPeek. Это такие свободные стильные худи с наклейками. На vc.ru выходила история про разработку для нас этого мерча.

Конечно, это не первый наш мерч. До него были коллабы с другими компаниями. Но это были разовые интеграции не для всех сотрудников. А толстовки от StickPeek стали основными, базовыми, так сказать. Их получили все, кто у нас работает, и мы дарим их каждому новичку. Бывают даже такие случайные флешмобы, когда практически все приходят в этих толстовках. И еще – по количеству стикеров, можно понять, как давно человек у нас работает.

Здесь вы можете посмотреть, какие варианты мерча со сменными стикерами есть у StickPeek

По количеству стикеров от <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstickpeek.ru%2Fcorporate%3Futm_source%3Dvc_genotek&postId=704356" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">StickPeek</a>, можно понять, как давно человек работает в Genotek
По количеству стикеров от StickPeek, можно понять, как давно человек работает в Genotek

Конструирование образа современного ученого – это очень важно. Прежде всего – он молод, и не нужно делать его старше, добавлять какой-то лишней статусности. Сейчас нужно не просто смотреться солидно и представительно. Нужно быть взрослым и умным, и при этом оставаться молодым. Для нас в Genotek это играет большую роль.

Был смешной случай: наш генеральный директор Валерий Ильинский снимался для телевизионной научной передачи. Валерий был в очень классной толстовке с рок-н-ролльным зайцем. И телевизионщики настаивали, чтобы он переоделся в халат. В итоге, пришли к компромиссу – Валерий надел черную футболку с лого Genotek.

В заключение:

В обществе все еще сохраняется устаревшее восприятие ученого – некий карикатурный образ советского старичка-профессора или младшего научного сотрудника в мятом халате. Мы хотим, чтобы молодые исследователи, занимающиеся интересными и сложными задачами, выглядели как активные, модные и современные люди. Наука – должна быть возбуждающей и сексуальной, в том числе, а не отталкивающей. Мы не хотим строить барьеры. Это поможет большему количеству людей заинтересоваться темой и узнать о новых открытиях. А также принесет пользу бизнесу. Мы в Genotek успешно работаем в этом направлении уже много лет.

Больше вариантов мерча со сменными стикерами от StickPeek

Эту историю подготовила для вас команда StickPeek. Мы делимся с вами кейсами и полезными лайфхаками в сфере HR и маркетинга.

А если хотите создать крутой мерч, то пишите нам. Для каждого проекта мы находим своё решение.

*Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ

2323
23 комментария

Всё это, конечно, очень мило, но в науке всё же главное, не то, как стильно учёный одет и какие комиксы читает... Хотя, если мы мы здесь о товаре говорим, то да - обёртка важна. Хотя немного грустно, почему-то от этого, какая-то профанация

4
Ответить

типичный карго-культ

2
Ответить

Здесь важно соблюдать грань между популяризацией научного знания и профанацией. Наука действительно должна быть модной, хотя бы для того чтобы развивать критическое мышление у людей и рациональный взгляд на мир

1
Ответить

Ну если говорить о науке, то намного проще ее воспринимать на более простом языке от более приземленного человека, который выгляди как "свой"

1
Ответить

По количеству стикеров от StickPeek, можно понять, как давно человек.... епанулся, чтобы носить такое в принципе

4
Ответить

Почему?

Ответить

Публикация полная чушь от начала до конца. Как минимум потому, что она не про науку, а про продажи. Продажи типовых генетических тестов. Причем, продажи в худших традициях совкового маркетинга, рассчитанного на обитателей Одноклассников и зрителей "Пусть говорят".

Сложилось впечатление, что авторы просто потерялись и не знают, как впарить пиплу эти самые генетические тесты. Какие-то хороводы вокруг науки, Лукьяненко приплели зачем-то, ресторан Twins Garden, Гудкова, Волочкову, мерч со стикерами - полный винегрет, бессистемные метания в поисках непонятно чего.

Ребят, не парьте себе и нам мозг - науки у нас больше нет, и никакие толстовки с рок-н-ролльными зайцами её не возродят. Типовые генетические тесты - это не наука, а производство, и подход к продвижению услуг должен быть другим.

2
Ответить