Как превратить увлечение в бизнес с оборотом 100 млн рублей по итогам 2018 года

Или коротко "командная работа".

Приветствую, меня зовут Валерий Бабин. С недавних пор я увлекся ежедневным чтением vc.ru и в этой статье хотел бы поделиться нашей историей.

Знакомство с командой

Началось все, наверное, в 2011 году, когда я стал победителем международной спартакиады среди работников красно-белой нефтяной компании по легкой атлетике на дистанции 100м и эстафете 4х100м. В конце летнего сезона, читая ленту ВК, я заметил команду по американскому футболу, которая тренировалась на одном из полуразрушенных стадионов нашего города Пермь. В тот момент мне показалось, что я мог бы взяться потренировать ребят, научить тому, что у меня неплохо получалось и может им пригодиться. Но в итоге я уехал в запланированный ранее отпуск (в красно-белой нефтяной компании отпуска за год до даты планируют) и благополучно забыл про идею с командой.

Летом 2012 года, став чемпионом Пермского края по легкой атлетике на своей коронной 100-метровке, я все-таки написал одному из участников команды «Стальные тигры» («Steel Tigers») и договорился прийти к ним на тренировку. Познакомившись с командой, мне удалось показать свои навыки и компетенции тренера, хотя это был мой первый опыт в жизни. Наверное, нужно благодарить всех моих тренеров, кто когда-то работал со мной и передал частичку своих умений. Я понял, что команда дает огромную отдачу в эмоциональном плане, когда видишь успехи ребят на поле. В том году мне удалось побывать осенью на нескольких выездных играх, принять участие в драке с командой соперника в Челябинске и окончательно понять, что мне нравится быть частью всего этого.

На пути к общей цели

В конце 2012 и начале 2013 годов я увидел, как команда становится неким плацдармом для развития бизнеса. Кто-то открыл магазин спортивного питания для игроков, кто-то занимался куплей-продажей экипировки и созданием командного мерча, кто-то вложился и открыл первый тренажерный зал для игроков. Мне же, летом 2013 года на встрече с управленческим составом команды, предложили вложиться в проект по созданию спортивного питания. Мне эта идея показалась чем-то невозможным.

Я знал о спортивном питании, применял его для собственной подготовки к соревнованиям с 16 лет и к 26 годам перепробовал кучу всего, но все оно было импортным и как его производить я никогда не задумывался. Для начала требовалось 1,5млн рублей, которых у меня тогда не оказалось, да и идея была слишком фантастичной, чтоб срочно искать для нее деньги.

Я сосредоточился на работе с командой, в тот год мы впервые в карьере стали победителями дивизиона «Урал», обыграв команды Екатеринбурга, Челябинска и Озерска. Это был один из важнейших моментов в становлении команды, мы поверили в себя и в то, что можем замахнуться на призовые места в Чемпионате России. С тех пор цель была одна – победа в Чемпионате.

Перезагрузка и новое начинание

Прошел еще год, в 2014 году я съездил в отпуск по странам Юго-Восточной Азии, побывал в Индонезии, Сингапуре, Малайзии, Гонконге и Макао. Те, кто бывали на Бали, поймут меня. Что-то тогда щелкнуло, возвращаясь домой я понимал, что не хочу больше быть наемным сотрудником, но что именно делать, понимания не было. За месяц в ЮВА я похудел на 10кг и вернулся домой, растеряв спортивную форму.

Алексей Груздев, один из тренеров, изучив вопрос создания спортивного питания, создал продукт и назвал его «SteelPower» (первое слово «Steel» от названия команды, а «Power» от того, чем должно было стать это спортивное питание для команды). Я решил, ради интереса, попробовать и к новому соревновательному сезону подготовиться на этом спортпите. Всю подготовку освещал в своем Инстаграме, но почему-то фитнес-блогером так и не стал, хоть время было самое подходящее.

В результате подготовки (те посты сохранились в профиле) я вернул 8-10кг веса, присел 180кг и пожал лежа 145кг, что очень неплохо для легкоатлета весом 83кг.

С момента моего приезда из Азии мы с Алексеем много общались, я давал постоянно обратную связь по продукту, помогал своими знаниями и так получилось, что в один момент он предложил вложиться в его проект и мы создали новую совместную компанию под названием ООО «СТИЛ ПАУЭР НУТРИШН». Алексей стал Генеральным директором с долей в 60%, а я коммерческим директором с долей в 40%.

Это стало большим сложным этапом в жизни. Американский футбол в тот год тоже переживал много трудностей: сложности с финансированием, неразбериха в руководстве Российской и Уральской федерации. Отсутствие календаря игр и четкого плана к чему готовиться било больнее всего. Но «Стальных Тигров» это не сломило, костяк команды остался и целенаправленно работал в городе, привлекая новичков в команду и на зрительские трибуны.

Я не из тех, кто делает необдуманные поступки и советует другим бросать все (или, как это модно сейчас называть, «выйти из зоны комфорта»). Создав компанию, мы продолжали параллельно работать на прежних местах и договорились, что будем уходить лишь тогда, когда сможем позволить себе минимальную для жизни зарплату и когда непосредственное нахождение в офисе компании будет на 100% продуктивным. Написать контрагенту письмо по почте и созвониться с кем-то можно откуда угодно, не обязательно все бросать, чтоб тебя называли бизнесменом.

В итоге первым ушел с работы Алексей, было это где-то через год после старта. Через еще год, в феврале 2016 и я уволился. Все это время наш распорядок дня начинался с 7 утра, до 18-00 мы трудились в найме, после я тренировался и около 21-00 мы ежедневно встречались в каком-нибудь кафе и работали до двенадцати, а то и до часу ночи, придумывая дизайны, новые продукты и стратегию развития компании. Жесткий режим, но он того стоил.

Большие трудности маленького бизнеса

Во время скачка курсов валюты мы столкнулись с ажиотажем, хорошего российского продукта не хватало рынку, импорт вдруг стал стоить дороже. В тот момент любая копейка, потраченная бездумно, могла затормозить процесс развития компании, а иногда ставила под вопрос выживание.

Самыми сложными оказывались моменты, когда ты закупал сырье в валюте по одной цене, а через пару недель курсы становились на 15-20 процентов больше или меньше. Уменьшение курсов, как оказалось, тоже сильно било по нам, наши партнеры-магазины спортивного питания, ощутив «глоток свежего воздуха» при снижении курса, начинали впрок на все деньги закупаться импортной продукцией и на нашу продукцию денег не оставалось.

Май 2015 я не забуду никогда, в праздничные дни, гуляя по городу, все мысли были о том, как выжить в такой момент снижения курсов валют. А декабрь 2015 не забуду никогда из-за их резкого роста. Транспортные компании работали по укороченному графику, чтоб сырье было на производстве в начале января его пришлось закупить в середине декабря. А в конце декабря начался резкий рост валют, при открытии бирж в январе он продолжился и в тот момент на разнице курсов мы потеряли около 500тыс. рублей.

Постоянный стресс и жесткие проверки для молодого не окрепшего бизнеса. Наверное, только спорт в такие дни спасал. Когда после тяжелого дня идешь в зал или встаешь на дорожку манежа, мысли улетучиваются и пары часов хватает для эмоциональной перезагрузки. В выходные тренировки с командой, новые цели и стремление к ним.

Сколько помню, «Стил Пауэр» и «Стил Тайгерс» следовали нога в ногу, поддерживая друг друга. И до сих пор эта связь неразрывна. Часть игроков команды задействованы непосредственно в работе компании. Когда возникают какие-то интересные проекты, мы даем информацию о них в первую очередь команде, ищем кто был бы готов развивать новое направление для нас. Так у нас появилось собственное производство упаковки и дочернее производство жидких форм продукции.

В 2014-2015 годах, помимо проблем с курсами, мы сталкивались с разными проблемами с поставщиками. Спортивное питание сложный продукт, кроме состава, иногда состоящего из 20-30 ингредиентов, нужна качественная упаковка, подходящая для пищевой продукции, красивая информативная этикетка, мерная ложка в банке, защитный наплавляемый контроль вскрытия на крышке и многое другое. Приходится работать с десятками поставщиков и постоянно искать новинки на рынках сырья и упаковки.

Часто поставщики подводят, особенно, если это китайские поставщики, поэтому нужен определенный запас прочности и высокая скорость принятия решений.

Ребрендинги, которые чуть не убили компанию и тот, что ее спас Валерий Бабин
Ребрендинги, которые чуть не убили компанию и тот, что ее спас Валерий Бабин

В декабре 2014 года мы столкнулись с тем, что наши китайские «партнеры» не отгрузили нам оплаченный объем упаковки. Мы стали искать новую упаковку, нашли в Казани на каком-то заводе черную пластиковую банку. Чтоб вы понимали, сменить упаковку с желтой прозрачной ПЭТ банки на черную полиэтиленовую, значит сменить весь дизайн, напечатать заново этикетки для всей продукции, т.е. начать с нуля, ведь потребители не узнают твой продукт. А без банки нет продукта, нечего продавать, компании конец.

Решив пойти на шаг по смене упаковки, мы оказались в еще большем болоте. Казанский поставщик, поставив нам несколько тысяч банок, так же нас обманул, не выполнив заказ полностью. Вся боль момента была в упущенном времени, по телефону ежедневно нас кормили завтраками, говорили что все уже готово, осталось упаковать и отправить, но что-то шло не так. Мы судорожно начали искать нового поставщика банок. Как оказалось, производств ПЭТ банок в России на тот момент было 1-2 и все они были заняты заказами своих партнеров, нам места не было.

Все это продолжалось с января до марта 2015. Мы исчерпали все ресурсы на смене дизайнов этикеток и их печати, потеряли почти всех клиентов, они просто не были готовы с нами работать из-за не заканчивающейся чехарды с банками и новыми дизайнами, измотали команду. А еще скачки курсов валют давали жару в тот период, вы помните. Но мы вышли из ситуации, нашли нового поставщика в Санкт-Петербурге, с которым проработали год до запуска нового производства упаковки.

Новое производство (торговая марка "ИнПлайн") было открыто одним из наших товарищей по команде, под гарантированные нами объемы закупа упаковки. В марте 2016 года мы получили свою уникальную банку с защитными элементами, сделав то, что на рынке российского спортивного питания не сделал никто до сих пор.

Наверное, это стало переломным моментом для нашей компании, черная полоса закончилась и начался ежегодный планомерный рост. Росла и команда, в 2016 «Стальные Тигры» стали победителями обновленного дивизиона «Урал».

С тех пор и по сей день за нашей командой закрепилось звание лучшей региональной команды по Американскому футболу. В сезонах 2017-2018 годов «Стальные Тигры» дважды стали победителями кубка регионов и бронзовыми призерами Чемпионата России, а «SteelPower» признан лучшим региональным брендом спортивного питания, открытым для клиентов и подтвердившим качество продукции, как в видео с производства, так и необходимыми свидетельствами и сертификатами государственной регистрации на продукцию.

С недавних пор наши товары продаются не только в магазинах спортивного питания, но и на крупнейших маркетплейсах – Озон и Вайлдберриз. Все компании, входящие в группу «СТИЛ ПАУЭР» по итогам 2018 года, суммарно преодолели планку в 100млн оборота в год. По плану на 2019 год, материнская компания «СТИЛ ПАУЭР НУТРИШН» подойдет к планке в 100млн самостоятельно и другие компании в группе также будут наращивать объемы выпуска продукции и продажи, т.к. все процессы взаимосвязаны и рост одной компании открывает возможности для других компаний группы.

Наш опыт, возможно, единственный в России, когда увлечение перерастает в дело всей жизни, когда спортивная команда создает для себя самостоятельно всю инфраструктуру для того, чтобы прийти к главной цели – победе. Может быть наша история даст импульс к развитию других спортивных команд и видов бизнеса, это было бы отлично. Благодарю за внимание и извиняюсь за подачу, это мой первый опыт написания собственной статьи.

1818
11 комментариев

Стиль написания статьи очень напоминает средней руки копирайтинг из-за обилия эмоциональных воспоминаний и перечисление достижений, я было уже подумал, что это очередная пустая PR статья, если бы не самый последний абзац. Валерий, у Вас интересная история и думаю не менее интересный опыт, но хотелось бы все таки увидеть больше цифр, метрики, структуру компании, поставщиков, каналы сбыта, маркетинг, конкуренты. С чем пришлось столкнуться по мере создания компании и как удалось решить. Или не удалось. Мне кажется история будет глубже и целостностнее, если Вы добавите больше цифр и финансовых показателей. А так-же очень интересен вопрос по составу самого продукта, его химических формул, кто их составлял, как проверяете, что с сертификацией и тд. А то сейчас это выглядит как мы с корешем сидели и решили делать смеси, заказали в Китае упаковали и начали продавать. Раскройте этот вопрос шире.

6
Ответить

Александр, статья в разделе «Личный опыт», я не пытаюсь привлечь людей на курсы, продать франшизу, заработать денег, найти инвесторов, поэтому позволил себе уйти от погружения в цифры и сосредоточиться на истории, как это было. Прошу простить вольности повествования, я технарь и письмо дается мне с трудом. Вы правы, информации значительно больше и хватит не на одну статью. Если этот опыт окажется не провальным, я постараюсь продолжить писать и постепенно смогу рассказать обо всем. Это лишь проба пера

3
Ответить

А чему удивляться? Половина статей здесь копирайтинговая. На словах он успешен, а в реале прибыль и маржа маленькая. Поэтому нужна реклама, нужны воспоминания...

1
Ответить

Только пару абзацев прочитал, дальше не стал читать. Тут как будто автобиография, а не про бизнес

2
Ответить

Да, есть такое. Буду совершенствовать навык написания статей. Спасибо за обратную связь

Ответить

Статья шикарная, удачи вам и дальнейшего развития.

1
Ответить

Спасибо большое!

Ответить