Начинающий индивидуальный предприниматель: личный опыт

«Вопрос денежных взаимоотношений с заказчиками оказался для меня самым большим стрессом».

Начинающий индивидуальный предприниматель: личный опыт

Меня зовут Настя, я начинающий предприниматель.

Сейчас у меня есть небольшое агентство — «Красиво agency». Мы занимаемся продвижением бизнеса в интернете. Сейчас на постоянной основе в агентстве трудится четыре человека. По необходимости приглашаем разных специалистов на проектную работу.

Официально индивидуальным предпринимателем я стала не так давно — в ноябре 2018 года, а активная деятельность агентства началась в январе 2019 года

С чего всё началось

До регистрации ИП и создания агентства я около двух лет была фрилансером — занималась SMM-продвижением. Работу всегда старалась выполнять максимально качественно (сейчас модно говорить «работала по принципу win-win»), создавала гибкие условия для заказчика, постоянно обучалась и расширяла круг своих компетенций.

Называясь SMM-щиком, я выполняла множество функций других специалистов. Наверное, именно поэтому заказчики оставались довольны и рекомендовали меня своим знакомым и коллегам.

«Сарафанное радио» — вещь, работающая великолепно. Спустя время я поняла, что мне просто не хватает часов в сутках, чтобы вести все проекты. Отказываться от работы я не хотела. Так у меня появилась первая помощница.

Почему агентство

За время жизни «на вольных хлебах» я хорошо уяснила три вещи:

1. Чтобы продвижение было эффективным, необходим комплекс мер

Недостаточно делать только красивый контент, хорошо писать или запускать рекламу. Часто для хорошего результата необходимы неожиданные и нестандартные инструменты. В продвижении всё взаимосвязано — и над каждой областью должны трудиться отдельные компетентные люди, ответственные за свое направление работы.

2. На успех продвижения влияет практически все

Наличие хорошего сайта и работа с ним, уже сложившаяся репутация бренда на отзовиках и в офлайне, даже голос телемаркетолога — все имеет свое значение. Когда ты фрилансер-одиночка, предоставить спектр всех необходимых услуг довольно сложно.

Так у меня появился партнёр — великолепный маркетолог, предприниматель и программист, который возглавил направление работы с сайтами. На этом же этапе у нас появился человек, который организует и координирует необходимые для продвижения бизнеса офлайн-мероприятия.

3. Один человек не может выполнять все функции на 100%

Поначалу мне было даже немного обидно, что я не могу писать как профессиональные копирайтеры, снимать и монтировать как настоящие видеографы, изучить 100 и 1 графический редактор, чтобы быть крутым дизайнером.

Да и времени на всё не хватит — как ни старайся. Предоставлять услуги более низкого качества под девизом: «Зато сама! И дешево…» я не собиралась. Так появились другие помощники и список тех, кого нужно привлекать под проекты.

Вопрос денег

После создания сайта и разработки пакета услуг я столкнулась с вопросом стоимости. Обозначить конкретные цифры оказалось сложнее, чем я думала. Раньше мне не приходилось брать в расчёт налоги, оплату услуг бухгалтерии и хостинга, телефонии, канцелярии, и многое другое.

Как я писала выше, условия для каждого заказчика были индивидуальными, в том числе и условия оплаты. В момент создания агентства встал вопрос о четкости и конкретности — сроки, суммы, услуги и опции.

Через пару месяцев пришла вторая волна, было необходимо оптимизировать и минимизировать, анализировать и прогнозировать. Невероятно полезная и невероятно скучная деятельность, от которой никуда не деться.

Вопрос денежных взаимоотношений с заказчиками оказался для меня самым большим стрессом. Признаюсь честно, если бы не мой партнер, я бы не знала, как бороться с задержкой оплаты счетов, сообщать о повышении цен и так далее.

График и организация

Управление даже небольшим коллективом отнимает достаточно много энергии и времени. Еще до начала предпринимательской деятельности я крепко подружилась с облачными сервисами хранения данных, специальными продуктами «Яндекса» и Google, научилась эффективно использовать электронную почту и освоила Trello.

Теперь задача заключалась в том, чтобы обучить ребят пользоваться всеми этими благами цивилизации и выработать у них привычку обращаться к этим продуктам. На удивление, процесс внедрения инструментов прошел быстро и безболезненно. Все, что я слышала от своей команды: «Спасибо! Нам очень удобно работать».

Рабочий график для всех является камнем преткновения, но мы его также обошли достаточно мягко. Я всегда много работала (около 15 часов в день) и соблюдала режим дня.

С появлением агентства и команды мне нужно было просто перераспределить время, включить в свой график внутреннее обучение персонала, выделить часы на работу с документами. Встреч и переговоров стало больше, поэтому потребовалось найти время и для них.

Что же касается графика сотрудников, то тут каждый чётко дал мне знать, в каком ритме он живет, когда и сколько готов работать максимально продуктивно. Я использую всю полученную информацию и свои наблюдения, чтобы ставить задачи четко, заблаговременно и в нужном объеме.

Неожиданные вопросы и трудности

Найти клиентов для агентства оказалось не так просто, как для фрилансера. Одних пугают цены, других даже слово «агентство», у третьих уже был печальный опыт. Именно на этом этапе я поняла, почему хорошие продажники стоят дорого. Это было первой трудностью.

Вторая трудность заключалась в вопросе финансовых гарантий. Ребята задавали мне вопрос: «какова перспектива? Сможешь ли ты дать нам работу?» Я честно отвечала: «Сделаю все, что в моих силах». И делаю.

Третья трудности это вопрос интересов. На начальном этапе всем приходится совмещать функции нескольких должностей. Ребята сразу обозначили мне свои интересы, рассказали, чем бы хотели заниматься в будущем.

Дать гарантии и обозначить сроки, в которые я смогу освободить их от других задач, я не могу. Тем не менее я стараюсь влиять на развитие и обучение своих специалистов именно в тех направлениях, которые для них важны.

Четвертая трудность — коммуникация сотрудников между собой. Невероятно, но факт — в отпуске я сплю спокойно. Честно говоря, я не знаю, как так вышло, но ребята отлично справляются с работой в мое отсутствие. Думаю, здесь работает чётко выстроенная система, грамотное распределение обязанностей и компетенции сотрудников в смежных областях.

Факапы и провалы

Хочу рассказать всего одну историю, которая произошла с нами в самом начале работы.

Этот «провал» связан с отсутствием договора. Человек только-только открыл свою организацию и ему требовалось продвижение. Достаточно быстро он принял наше предложение, но при условии — первое время работаем без договора, так сказать «пробный период». Также быстро он согласовывал все материалы, утверждал идеи. И также быстро решил закончить работу, как вы понимаете.

В прощальном разговоре он попросил выслать ему все материалы, которые накопились — исходники фотографий и видео, макеты дизайна, контент-, медиапланы и все остальное. Мы предоставляли тот пакет услуг, при котором все исходные материалы остаются у нас и не достаются заказчику без дополнительной платы.

Но так как договора не было, то и этих тонкостей перед глазами заказчика тоже не было. Объясняться и торговаться не стали. Посоветовались и выслали те материалы, которые считали нужными.

Примерно через месяц мы заметили, что новые SMM-менеджеры нашего бывшего заказчика активно используют наши материалы, работают по нашему контент-плану и так далее. На основании этого подумали, что заказчику наверняка было просто дорого, но он не смог нам об этом сказать.

После случившегося мы внесли в шаблон договора много правок и пересмотрели свое отношение к нашим наработкам. Также пересмотрели вопрос стоимости услуг, модель информирования заказчика о наших ценах. Без договора, конечно, больше не работаем.

Несколько вещей, которые я успела уяснить

  1. Стабильный оборот обеспечить сложно. Уверена, через год, два, три со стабильностью все будет хорошо, но через несколько месяцев деятельности я не могу давать 100% гарантий. Есть диапазон, прогноз и цели.
  2. Общение в парадигме «бизнес-бизнес» не то же самое, что «заказчик-исполнитель». Если собрать команду и быть представителем агентства, но продолжать общаться с заказчиком как обычный исполнитель, далеко не уедешь.
  3. Бюрократия — это не всегда плохо. Разные бюрократические приемы позволяют поддерживать порядок, соблюдать рамки в общении и берегут нервы всего коллектива.
  4. Это того стоит. Развивать свое дело невероятно интересно. Чем больше работаешь, тем больше хочется работать.

Напоследок — три практических совета

  1. Приучите заказчиков высылать все важные материалы вам на почту.
  2. Бухгалтерия и налоговая – лучшие друзья. Общайтесь с ними активно и будете спать спокойно.
  3. Используйте Trello. Это намного лучше, чем чатики «ВКонтакте», Skype и WhatsApp :)

Я долго сомневалась — стоит ли мне делиться своим опытом. Напишите, была ли эта статья полезной для вас? Возможно, я смогу рассказать еще что-нибудь.

38
34 комментария

Найти клиентов для агентства оказалось не так просто, как для фрилансера. Ещё сайт не очень заточен под это дело. Загадочная плавающая фигня при каждом переходе, жирные красные цифры и маловато информации.

А в целом интересно. Пишите ещё. 😊

Мне бы было интересно узнать как организована работы команды в Trello, ну и есть ли там заказчики и как оно всё.

2

Спасибо, что посмотрели сайт! Я буду благодарна, если вы напишите свои мысли о нем подробнее :)

Про трелло постараюсь написать, спасибо.

1

увольте своего разработчика сайтов, так как первое что должно быть у компании которая хоть что-то понимает в разработке сайтов ssl сертификат.

1

да пофиг на него, если напрямую продаж нет с сайта - тут чисто общая инфа.
Главное - сайт должен закрывать потребность ЦА с первым заголовком и дальнейшим описанием..

Очень интересно!
Ваш опыт поучительный и применим к большинству представителей микробизнеса.

1

по поводу договора - знакомая тема. причем даже договор был, но составлен был не грамотно. но на ошибках учатся и становятся сильнее. спасибо за интересную информацию и личный опыт ;)

1

верно! Не ошибается тот, кто ничего не делает