Начинающий индивидуальный предприниматель: личный опыт

«Вопрос денежных взаимоотношений с заказчиками оказался для меня самым большим стрессом».

Начинающий индивидуальный предприниматель: личный опыт

Меня зовут Настя, я начинающий предприниматель.

Сейчас у меня есть небольшое агентство — «Красиво agency». Мы занимаемся продвижением бизнеса в интернете. Сейчас на постоянной основе в агентстве трудится четыре человека. По необходимости приглашаем разных специалистов на проектную работу.

Официально индивидуальным предпринимателем я стала не так давно — в ноябре 2018 года, а активная деятельность агентства началась в январе 2019 года

С чего всё началось

До регистрации ИП и создания агентства я около двух лет была фрилансером — занималась SMM-продвижением. Работу всегда старалась выполнять максимально качественно (сейчас модно говорить «работала по принципу win-win»), создавала гибкие условия для заказчика, постоянно обучалась и расширяла круг своих компетенций.

Называясь SMM-щиком, я выполняла множество функций других специалистов. Наверное, именно поэтому заказчики оставались довольны и рекомендовали меня своим знакомым и коллегам.

«Сарафанное радио» — вещь, работающая великолепно. Спустя время я поняла, что мне просто не хватает часов в сутках, чтобы вести все проекты. Отказываться от работы я не хотела. Так у меня появилась первая помощница.

Почему агентство

За время жизни «на вольных хлебах» я хорошо уяснила три вещи:

1. Чтобы продвижение было эффективным, необходим комплекс мер

Недостаточно делать только красивый контент, хорошо писать или запускать рекламу. Часто для хорошего результата необходимы неожиданные и нестандартные инструменты. В продвижении всё взаимосвязано — и над каждой областью должны трудиться отдельные компетентные люди, ответственные за свое направление работы.

2. На успех продвижения влияет практически все

Наличие хорошего сайта и работа с ним, уже сложившаяся репутация бренда на отзовиках и в офлайне, даже голос телемаркетолога — все имеет свое значение. Когда ты фрилансер-одиночка, предоставить спектр всех необходимых услуг довольно сложно.

Так у меня появился партнёр — великолепный маркетолог, предприниматель и программист, который возглавил направление работы с сайтами. На этом же этапе у нас появился человек, который организует и координирует необходимые для продвижения бизнеса офлайн-мероприятия.

3. Один человек не может выполнять все функции на 100%

Поначалу мне было даже немного обидно, что я не могу писать как профессиональные копирайтеры, снимать и монтировать как настоящие видеографы, изучить 100 и 1 графический редактор, чтобы быть крутым дизайнером.

Да и времени на всё не хватит — как ни старайся. Предоставлять услуги более низкого качества под девизом: «Зато сама! И дешево…» я не собиралась. Так появились другие помощники и список тех, кого нужно привлекать под проекты.

Вопрос денег

После создания сайта и разработки пакета услуг я столкнулась с вопросом стоимости. Обозначить конкретные цифры оказалось сложнее, чем я думала. Раньше мне не приходилось брать в расчёт налоги, оплату услуг бухгалтерии и хостинга, телефонии, канцелярии, и многое другое.

Как я писала выше, условия для каждого заказчика были индивидуальными, в том числе и условия оплаты. В момент создания агентства встал вопрос о четкости и конкретности — сроки, суммы, услуги и опции.

Через пару месяцев пришла вторая волна, было необходимо оптимизировать и минимизировать, анализировать и прогнозировать. Невероятно полезная и невероятно скучная деятельность, от которой никуда не деться.

Вопрос денежных взаимоотношений с заказчиками оказался для меня самым большим стрессом. Признаюсь честно, если бы не мой партнер, я бы не знала, как бороться с задержкой оплаты счетов, сообщать о повышении цен и так далее.

График и организация

Управление даже небольшим коллективом отнимает достаточно много энергии и времени. Еще до начала предпринимательской деятельности я крепко подружилась с облачными сервисами хранения данных, специальными продуктами «Яндекса» и Google, научилась эффективно использовать электронную почту и освоила Trello.

Теперь задача заключалась в том, чтобы обучить ребят пользоваться всеми этими благами цивилизации и выработать у них привычку обращаться к этим продуктам. На удивление, процесс внедрения инструментов прошел быстро и безболезненно. Все, что я слышала от своей команды: «Спасибо! Нам очень удобно работать».

Рабочий график для всех является камнем преткновения, но мы его также обошли достаточно мягко. Я всегда много работала (около 15 часов в день) и соблюдала режим дня.

С появлением агентства и команды мне нужно было просто перераспределить время, включить в свой график внутреннее обучение персонала, выделить часы на работу с документами. Встреч и переговоров стало больше, поэтому потребовалось найти время и для них.

Что же касается графика сотрудников, то тут каждый чётко дал мне знать, в каком ритме он живет, когда и сколько готов работать максимально продуктивно. Я использую всю полученную информацию и свои наблюдения, чтобы ставить задачи четко, заблаговременно и в нужном объеме.

Неожиданные вопросы и трудности

Найти клиентов для агентства оказалось не так просто, как для фрилансера. Одних пугают цены, других даже слово «агентство», у третьих уже был печальный опыт. Именно на этом этапе я поняла, почему хорошие продажники стоят дорого. Это было первой трудностью.

Вторая трудность заключалась в вопросе финансовых гарантий. Ребята задавали мне вопрос: «какова перспектива? Сможешь ли ты дать нам работу?» Я честно отвечала: «Сделаю все, что в моих силах». И делаю.

Третья трудности это вопрос интересов. На начальном этапе всем приходится совмещать функции нескольких должностей. Ребята сразу обозначили мне свои интересы, рассказали, чем бы хотели заниматься в будущем.

Дать гарантии и обозначить сроки, в которые я смогу освободить их от других задач, я не могу. Тем не менее я стараюсь влиять на развитие и обучение своих специалистов именно в тех направлениях, которые для них важны.

Четвертая трудность — коммуникация сотрудников между собой. Невероятно, но факт — в отпуске я сплю спокойно. Честно говоря, я не знаю, как так вышло, но ребята отлично справляются с работой в мое отсутствие. Думаю, здесь работает чётко выстроенная система, грамотное распределение обязанностей и компетенции сотрудников в смежных областях.

Факапы и провалы

Хочу рассказать всего одну историю, которая произошла с нами в самом начале работы.

Этот «провал» связан с отсутствием договора. Человек только-только открыл свою организацию и ему требовалось продвижение. Достаточно быстро он принял наше предложение, но при условии — первое время работаем без договора, так сказать «пробный период». Также быстро он согласовывал все материалы, утверждал идеи. И также быстро решил закончить работу, как вы понимаете.

В прощальном разговоре он попросил выслать ему все материалы, которые накопились — исходники фотографий и видео, макеты дизайна, контент-, медиапланы и все остальное. Мы предоставляли тот пакет услуг, при котором все исходные материалы остаются у нас и не достаются заказчику без дополнительной платы.

Но так как договора не было, то и этих тонкостей перед глазами заказчика тоже не было. Объясняться и торговаться не стали. Посоветовались и выслали те материалы, которые считали нужными.

Примерно через месяц мы заметили, что новые SMM-менеджеры нашего бывшего заказчика активно используют наши материалы, работают по нашему контент-плану и так далее. На основании этого подумали, что заказчику наверняка было просто дорого, но он не смог нам об этом сказать.

После случившегося мы внесли в шаблон договора много правок и пересмотрели свое отношение к нашим наработкам. Также пересмотрели вопрос стоимости услуг, модель информирования заказчика о наших ценах. Без договора, конечно, больше не работаем.

Несколько вещей, которые я успела уяснить

  1. Стабильный оборот обеспечить сложно. Уверена, через год, два, три со стабильностью все будет хорошо, но через несколько месяцев деятельности я не могу давать 100% гарантий. Есть диапазон, прогноз и цели.
  2. Общение в парадигме «бизнес-бизнес» не то же самое, что «заказчик-исполнитель». Если собрать команду и быть представителем агентства, но продолжать общаться с заказчиком как обычный исполнитель, далеко не уедешь.
  3. Бюрократия — это не всегда плохо. Разные бюрократические приемы позволяют поддерживать порядок, соблюдать рамки в общении и берегут нервы всего коллектива.
  4. Это того стоит. Развивать свое дело невероятно интересно. Чем больше работаешь, тем больше хочется работать.

Напоследок — три практических совета

  1. Приучите заказчиков высылать все важные материалы вам на почту.
  2. Бухгалтерия и налоговая – лучшие друзья. Общайтесь с ними активно и будете спать спокойно.
  3. Используйте Trello. Это намного лучше, чем чатики «ВКонтакте», Skype и WhatsApp :)

Я долго сомневалась — стоит ли мне делиться своим опытом. Напишите, была ли эта статья полезной для вас? Возможно, я смогу рассказать еще что-нибудь.

3838
34 комментария

Найти клиентов для агентства оказалось не так просто, как для фрилансера. Ещё сайт не очень заточен под это дело. Загадочная плавающая фигня при каждом переходе, жирные красные цифры и маловато информации.

А в целом интересно. Пишите ещё. 😊

Мне бы было интересно узнать как организована работы команды в Trello, ну и есть ли там заказчики и как оно всё.

2

Спасибо, что посмотрели сайт! Я буду благодарна, если вы напишите свои мысли о нем подробнее :)

Про трелло постараюсь написать, спасибо.

1

увольте своего разработчика сайтов, так как первое что должно быть у компании которая хоть что-то понимает в разработке сайтов ssl сертификат.

1

да пофиг на него, если напрямую продаж нет с сайта - тут чисто общая инфа.
Главное - сайт должен закрывать потребность ЦА с первым заголовком и дальнейшим описанием..

Очень интересно!
Ваш опыт поучительный и применим к большинству представителей микробизнеса.

1

по поводу договора - знакомая тема. причем даже договор был, но составлен был не грамотно. но на ошибках учатся и становятся сильнее. спасибо за интересную информацию и личный опыт ;)

1

верно! Не ошибается тот, кто ничего не делает