Разобравшись с ролями, мы можем дать определение «операционке»: это выполнение периодически повторяющихся действий по созданию ценности в бизнесе. Затем нужно понять, какие роли принимают участие в «операционке», а какие к ней не имеют отношения. Например, совершенно очевидно, что «инвестор» в «операционке» не участвует. Он смотрит на производные бизнеса по его показателям, а если его что-то не устраивает, он может повлиять на процессы через совет директоров, давая указания генеральному директору или вообще заменив его на другого человека. «Предприниматель» напрямую также не участвует в «операционке». Он в нее вмешивается опосредованно, создавая новые проекты, которые, в свою очередь, встраиваются в бизнес-процесс. «Предприниматель» — это, по сути, архитектор «операционки»: у него есть видение того, каким должен быть продукт, на какие показатели компания должна выйти в будущем, какие проблемы клиентов он хочет решить. Исходя из всех этих факторов, «предприниматель» выстраивает весь операционный процесс, который обеспечит реализацию и поддержку его стратегии. Роль «управленца» — руководить людьми, задействованными в «операционке». Пока роботизация и искусственный интеллект еще не поглотили все сферы деятельности человека, для создания ценности требуются человеческие мозги. И чтобы люди работали скоординировано, в нужном направлении, любое предприятие нуждается в руководителях-управленцах. Именно поэтому по своему предназначению «управленцы» всегда находятся в «операционке» бизнеса, регулируя все процессы. «Специалисты» создают ценность на своем участке для какой-то части процесса или общей ценности бизнеса и, как следствие, тоже задействованы в «операционке». Получается, что основателю бизнеса, для того чтобы выйти из «операционки», необходимо отказаться от роли «управленца» и «специалиста», сохранив за собой лишь роли «предпринимателя» или «инвестора». В роли «предпринимателя» такой основатель продолжает участвовать в бизнесе, фокусируясь на его развитии: на новых проектах, реализации существующей в голове картинки того, как компания будет выглядеть спустя несколько лет. В роли «инвестора» основатель сводит свое участие лишь к проверке финансовой отчетности, обратной связи с управленцами компании и, возможно, получению дивидендов либо, наоборот, докапитализации бизнеса, если в этом появляется необходимость. Также в роли «инвестора» основатель может принять решение продать свой бизнес, если посчитает, что капитал найдет лучшее применение в другом месте.
Я бы отметил ещё один момент.
Когда среднестатистический предприниматель находится в операционке он одновременно воплощает в себе
- Руководителя компании с окладом 120 т.р.
- Финансиста с окладом 80 т.р.
- Продавца с окладом 60 т.р.
- Юрисконсульта с окладом 50 т.р.
- Эникея с окладом 40 т.р.
"Выходя из операционки" он вовсе не собирается замещать себя этим табором, а надеется, что удачно подобранный управляющий будет этим заниматься за мелкий прайс.
Пошаговый рецепт выхода из операционки:
1. Ваш кэшфлоу больше 1 млн долларов в месяц?
1.1. "Да". наймите одного-двух нормальных операционщиков с мозгами за 250-300 тыс. Вы можете себе это позволить. Если уже наняли и все еще думаете, как выйти, - увольте тех, что наняли, наймите новых.
1.2. "Нет". Вам просто надоело заниматься своим бизнесом. Любой бизнес - это на 80-90% операционка. Ваш бизнес к тому же еще и малый и не оправдывает наличие большой бюрократической структуры с несколькими уровнями менеджмента. Отсюда три варианта:
1.2.1. Прекратите жевать сопли и вспомните, зачем вообще стали им заниматься.
1.2.2. Найдите бизнес-партнера, который еще не перегорел, как вы, отдайте ему X% бизнеса, занимайтесь дальше тем, что нравится в бизнесе и ищите снова дзен.
1.2.3. Продайте бизнес, займитесь чем-нибудь интересным.
Очень неструктурированный текст.
Комментарий недоступен