Улучшаем мобильное приложение «Пятёрочки»

Всем привет! Мы — компания Polygant, занимаемся разработкой финтех -приложений и сервисов. Недавно мы опубликовали наше видение того, как можно улучшить мобильное приложение МТС Банка. Та статья получила хороший отклик, и мы решили продолжить.

Сегодня подробно разберем приложение «Пятёрочка: доставка продуктов».

О «Пятёрочке» и X5 Retail

Улучшаем мобильное приложение «Пятёрочки»

Торговая сеть «Пятёрочка» основана в 1998 г., первый магазин открылся в 1999 г. в Санкт-Петербурге. В 2019 г. была представлена новая концепция и стартовала масштабная программа обновления торговой сети, а также открыт первый обновленный магазин в Москве.

Федеральная торговая сеть «Пятёрочка» принадлежит компании X5 Retail Group, которая также управляет гипермаркетами «Карусель» и супермаркетами «Перекрёсток».

Улучшаем мобильное приложение

Как известно, чтобы что-то улучшить, нужно сначала это детально изучить и с пристрастием протестировать. Чем мы и занимались достаточно долго.

Мы завели виртуальную карту в мобильном приложении «Пятёрочки», совершили несколько покупок в разных магазинах, посмотрели как начисляются баллы, как отображается история покупок и много чего еще.

Помимо этого, мы провели небольшой опрос среди покупателей, а также своих знакомых, близких и друзей, чтобы получить как можно больше информации о том, чего не хватает в приложении, и максимально погрузиться в процесс улучшения.

Основные сценарии использования мобильных приложений розничных торговых сетей вроде «Пятёрочки» следующие:

  • Найти товар по названию, получить информацию о цене.
  • Собрав корзину товаров, быстро и удобно заказать доставку на дом.
  • Найти магазины поблизости.
  • Программа лояльности: собирать баллы или копить скидки, участвовать в акциях и спец. предложениях на товары.

Давайте разберемся, насколько удобно текущее мобильное приложение реализует пользовательские сценарии и что можно было бы улучшить. От винта!

Главный экран

Главный экран мобильного приложения «Пятёрочки», как и само приложение в целом, с точки зрения визуала выглядит весьма неплохо — подобрана приятная цветовая гамма, отсутствуют вырвиглазные цвета, текст читаемый и подходящего размера. Но мы собрались тут, чтобы не плюсы обсуждать, а рассказать о том, как приложение улучшить.

Как мы и говорили ранее, помимо тестирования, мы собрали обратную связь с пользователей мобильного приложения «Пятёрочки», выявили наиболее явные проблемы и предлагаем варианты их решения:

Улучшенный главный экран мобильного приложения пятерочки
Улучшенный главный экран мобильного приложения пятерочки

Одна из проблем — отсутствие поиска на главном экране. Странно, что этой функции здесь нет, ведь с ее помощью пользователь может за несколько секунд найти товар, его цену и другую информацию. Мы добавили строку поиска непосредственно в верху экрана, так как это самое подходящее для него место.

В текущей версии приложения, чтобы найти интересующий товар, нужно совершить несколько действий, которые кажутся не сильно интуитивно понятными для пользователя.

Вторая проблема — размер рекламных блоков, таких как «Звезды вашей кухни» и «Магазин сокровищ». Они не содержат столько важной информации чтобы занимать так много критично важного места на экране, поэтому мы поработали над их визуалом и придали им логичный размер и расположение.

Кстати, эти блоки вошли в топ 3 желательных улучшений по результатам проведенного нами опроса пользователей приложения. А главная претензия заключается в том , что количество баллов не соответствует количеству рублей. Давайте, раз уж начали, поговорим и про это.

За каждую покупку начисляются баллы , которые можно списать при оплате следующей покупки в «Пятёрочке» — это часть программы лояльности сети. Аналогичные программы есть во многих сферах, и, как правило, 1 балл (или бонус) приравнивается к 1 рублю. Почему? Потому, что, как показывает практика, это нагляднее для пользователя и не вызывает негатива, как в случае, когда отображается 1000 баллов, а по факту это всего лишь 100 рублей.

Наше решение — приравнять 1 начисленный балл в приложении к 1 рублю, расшифровать это в пояснении, а также показывать количество сгораемых баллов в текущем месяце.

Михаил Ярцев (директор по стратегическому маркетингу «Пятёрочка»), @x5group , множество покупателей вашей сети не очень довольны текущей системой баллов, рассмотрите наше предложение по улучшению.

Мы думаем, если вы приравняете 1 балл к 1 рублю, реакция пользователей будет положительной.

Еще одна проблема — отсутствие на экране каких-либо товаров, например, по акции или товаров недели. Во-первых, это быстро доносит до пользователя информацию об актуальных и выгодных предложениях. Во-вторых, это

логично, что в мобильном приложении торговой сети на главном экране есть блоки с различными продуктами.

Поэтому мы добавили два блока — «Товары недели», который будет постоянным, и «Дачная подборка», который можно менять в зависимости от времени года и различных праздников, и событий.

Последним на главном экране мы решили улучшить информационный блок, где рассказывают о различных акциях, скидках, таких как «Больше баллов за уровень», «Акции недели» и т. д.

Сейчас в приложении это мелко и нечитаемо. Если и доносить до пользователя интересную для него информацию, то нужно делать это максимально удобно. Поэтому мы переработали этот блок и разместили его под поиском товаров.

Переходим к экрану программы лояльности.

Программа лояльности

Главная функция экрана программы лояльности — отображение QR-кода карты лояльности, с помощью которого начисляются баллы за покупки. Мы сразу заметили, что размер QR-кода мелковат, а после совершения нескольких покупок в магазине выяснилось, что у продавцов периодически (в среднем каждую вторую покупку) на кассе возникают проблемы со сканированием кода. Приходилось либо выставлять яркость на мобильном устройстве на самый максимум, либо подносить его плотную к сканеру.

Улучшенный экран программы лояльности мобильного приложения пятерочки
Улучшенный экран программы лояльности мобильного приложения пятерочки

Поэтому мы сделали QR-код на 30 % больше, чтобы не возникало проблем при его сканировании.

Добавили и отображение количества накопленных баллов — это важная информация, которая должна выводиться на этом экране, чтобы покупатель точно знал, сколько у него баллов в данный момент. А еще удобно разместили на экране кнопки быстрого перехода к историям покупок и в раздел экран частых вопросов.

История покупок

Не остался без доработок и экран истории покупок. Начнем с того, что сейчас здесь можно выбрать только какой-то определенный месяц и за этот период посмотреть совершенные покупки.

Улучшенный экран мои покупки, история мобильного приложения пятерочки
Улучшенный экран мои покупки, история мобильного приложения пятерочки

Весьма ограниченные возможности по фильтрам, не так ли? В одну строчку к выбору месяца мы добавили два самых популярных, по нашему мнению, фильтра — отображение всех покупок, совершенных в магазине и доставленных на дом. А если нужно найти что-то по другим критериям, то можно нажать на иконку справа и перейти к расширенному списку фильтров.

Думаем, что так пользователям приложения будет намного удобнее искать нужную информацию о покупках.

Помимо фильтров мы решили доработать и список отображаемых покупок:

  • рядом с каждой покупкой теперь отображается дата и время;
  • отображается тип операции (покупка в магазине или доставка);
  • добавили отображение количества начисленных за покупку или списанных баллов;
  • сумма покупки теперь написана более крупным шрифтом.

Согласитесь, что даже такие небольшие, но нужные доработки, делают приложение более удобным?

Подробный экран совершенной покупки мы также решили сделать более информативным:

Улучшенный экран совершенной покупки мобильного приложения пятерочки
Улучшенный экран совершенной покупки мобильного приложения пятерочки

Для начала мы поменяли местами блок с товарами и блок с итоговой суммой покупки, так как первое, что должен видеть пользователь, это сколько он потратил.

Также мы добавили:

  • количество купленных товаров;
  • скидку (сумма, которую пользователь сэкономил при текущей покупке);
  • списание баллов (сумма списанных баллов при текущей покупке);

  • начисление баллов (сумма начисленных баллов за покупку);
  • кнопку «Чек покупки» с полным списком товаров (визуально повторяющий обычный бумажный чек).

Такие изменения придают этому экрану больше информативности и полезности.

Доставка

Решили улучшить экран доставки продуктов, а точнее, — упростить для пользователей процесс заказа:

Улучшенный экран доставки продуктов мобильного приложения пятерочки
Улучшенный экран доставки продуктов мобильного приложения пятерочки

В текущей реализации вначале нужно указать адрес на карте, далее собрать корзину покупок, после чего опять вернуться к блоку с адресом и заполнить точные данные по доставке: квартиру, подъезд, этаж, домофон и комментарий курьеру.

Мы предлагаем упростить этот процесс: сразу на экране с картой указать точный адрес, чтобы больше к этому не возвращаться.

Улучшенный экран доставки продуктов мобильного приложения пятерочки
Улучшенный экран доставки продуктов мобильного приложения пятерочки

Сделали небольшие изменения и в корзине — данные о сумме заказа, скидкам, стоимости доставки вынесли в отдельный блок, так как сейчас эта информация теряется на общем фоне.

Добавили и возможность оставить/изменить комментарий для курьера. Все это за счет уменьшения размера блоков с промокодом и «Если не будет в наличии?».

Тестирование, текущие баги

Помимо предложений по улучшениям мы собрали и список текущих багов:

1. На главной странице есть кнопка частых вопросов. При нажатии на нее идет редирект на страницу «Обратная связь», а не на вопросы. Частые вопросы при этом — отдельная страница в разделе «Обратная связь».

2. В информации о карте лояльности показывается не актуальный для аккаунта процент кэшбэка, а всегда один и тот же. То есть если у пользователя 2-й уровень, то его кэшбэк составляет 1 %. В информации о карте при этом отображается «1 балл за каждые 20 рублей и 10 баллов это 1 р.» т.е. получается 0,5 %.

3. Ошибка 404 на согласии на рекламу и на обработку персональных данных.

4. Дублируется информация в сторисах и в разделе «Успейте поучаствовать» на главном экране. А уже из «Успейте поучаствовать» происходит редирект на сайт с подробной информацией.

5. Карусель в каталоге из доставки не круговая. Также каждый бейдж в карусели неинтерактивный, то есть нажатие на него никуда не приводит.

6. Не понятно, как считается вес корзины. Например, можно добавить только 29 пачек соли по 1 кг.

7. В условиях доставки указано что максимальный объем в категории «Вода» — 11 кг. При этом допустимо это значение превысить, например, положить в корзину 6 бутылок кваса (он в категории «Вода») по 2 литра. Ну и килограмм — это не единица измерения объема.

8. При оценке товаров на пять звезд, если для оценки есть четыре позиции, то все отображается в одну строку, хотя четвертая полностью не умещается (при пяти уже идет отображение в два ряда).

9. Сломалась оценка товара. Не отображается раздел «Что вам особенно понравилось?». Можно поставить оценку нескольким товарам, при этом не завершая ее, а переходя свайпами к следующим.

10. Даже если карта лояльности уже добавлена в приложении, при оформлении заказа появляется предупреждение, что карту надо добавить.

11. В пользовательском соглашении разные и широкие отступы слева и справа, при этом отступы справа вызваны ссылками в тексте соглашения. А ширина столбцов пользовательского соглашения различна от пункта к пункту.

12. Есть значок календаря на поле «Дата рождения» при регистрации. При этом дату проставлять можно только руками — календарь для выбора не предусмотрен.

13. При редактировании дня уже введенной даты рождения, при удалении символа срабатывает автоформатирование, которое ломает всю дату.

@x5group , примите к сведению.

Подведем итог

Мы провели глубокое тестирование мобильного приложения торговой сети «Пятёрочка», полностью вошли в роль пользователя и можем с уверенностью сказать, что само приложение выглядит неплохо и пользоваться им достаточно удобно, но все же требуется улучшить UX.

Если оценивать приложение по трем критериям — дизайну, функционалу и удобству использования, то оценка будет следующей:

  • дизайн: хорошо;
  • функционал: неплохо, но многое можно улучшить, и есть, что добавить;
  • удобство использования: хорошо, но есть, что улучшить.

А как бы вы оценили приложение «Пятёрочки»? Что скажете о наших доработках, которые мы предложили в статье? Пишите в комментариях, предлагайте свои идеи.

9696
12 комментариев

Ежедневно пользуюсь приложением "Пятёрочки" для заказа продуктов, меня всё устраивает, простое в навигации, и главное быстро можно сделать заказ. Поиск действительно стал удобнее. Если последуют какие-то улучшения, буду только рада

1

@X5 Group , что скажете? Надеемся, что в ближайших обновлениях мобильного приложения вы оперативно устраните найденные нами недочеты, а также возьмете на вооружение проделанную нами работу по улучшению вашего мобильного приложения.

Ого ребят, как всегда на высоте! Хоть это и наброски удобного интерфейса, но зато какие! Надеюсь компания ответит и возьмёт себе на заметку ваши коррективы)

Отличное приложение, весьма удобно пользоваться. Особенно когда нужно отовариваться в этом магазине часто. Чуть ли ни каждый день. Интуитивно понятный интерфейс, думаю улучшения позволят быть более конкурентоспособными с другими масс маркетами.

На мой взгляд, это отличное приложение по сравнению с остальными. Это удобное и простое в использовании приложение, и человек может выбрать товары, которые он хочет приобрести, и получить их легко и гибко. пользуюсь я и вся моя семья всем советую пользоваться

Ребята, вы проделали очень большую работу. Думаю, изменения сподвигнут людей чаще пользоваться именно вашим приложением. Особенно хорошо, что исправили поиск, без него очень неудобно. Ну и в целом приложение выглядит гораздо круче.

Приложением пользовалась часто! Продукты через день точно заказываю. А сейчас, после изменений, оно мне ещё больше стало нравиться. Очень удобное приложение, поиск исправили, стало ещё удобнее и проще! Работа проделана огромная и полезная! Однозначно советую данное приложение к использованию.