Как новые продукты попадают в экосистему российской ОС Astra Linux и причем тут Карма

Никита Воронов из ГК «Астра» поведал о том, какие пути проходит новый продукт, погружаясь в существующую экосистему компании, и как он трансформируется в процессе.

Как новые продукты попадают в экосистему российской ОС Astra Linux и причем тут Карма

Никита называет этот процесс «кармическим перерождении продуктов» и сейчас вы узнаете почему.

В этом коротком материале Никита Воронов – заместитель руководителя дирекции внедрения и сопровождения – вкратце рассказал о пути продукта внутри ГК «Астра» и за ее пределами:

  • «Кармический выбор»: как в группе выбирают продукты для экосистемы, формируют уникальные предложения для рынка и какие требования предъявляются к командам разработки.
  • «На колесе Сансары»: об интеграции продукта в экосистему, формировании целостного продукта и dogfooding — использовании своих продуктов внутри ГК «Астра».
  • «Путь в бесконечность»: об этапах проектов внедрения, которые проходит продукт, работе с заказчиком на каждом из этапов — всё это на практических примерах.

Если кто не знал, ГК «Астра» – лидер российского ИТ-рынка в области разработки инфраструктурного ПО и средств защиты информации. Компания находится в стадии интенсивного роста – как по продуктам, так и по финпоказателям и количеству персонала. Сегодня в портфеле вендора представлено 15 продуктов, и большинство решений экосистемы тесно связаны между собой.

Как новые продукты попадают в экосистему российской ОС Astra Linux и причем тут Карма

Кармический путь продукта

Вхождение и погружение нового продукта в экосистему можно сравнить с философским понятием «сансара». Это путешествие, странствие, цикл перерождения души. Такой же цикл перерождения проходит продукт, попадающий в экосистему «Астры».

Первый шаг — выбор решения. Как организован этот процесс? Все просто - компания работает по вендорско-сервисной модели. Здесь важно, чтобы организация, разрабатывающая продукт, придерживалась этой же или схожей модели; в противном случае потенциальной команде будет сложнее влиться. Естественно важен функционал продукта и актуальность предложения для рынка (либо его функционала, либо в совокупности с другими продуктами экосистемы). Зрелость продукта и команды разработки в этом ключе не так критична – «Астра» работает как со стартапами, так с опытными компаниями.

Далее продукт проходит этап интеграции с ОС Astra Linux и другими продуктами «Астры» для того, чтобы стать полноценным членом экосистемы.

В компании часто практикуется догфудинг — это когда сотрудники пользуются собственными продуктами и сервисами, что дает быструю и неискаженную обратную связь. Можно прицельно посмотреть, что не так с продуктом и что следует подправить.

Есть наглядный пример: в 2022 году ГК «Астра» приобрела СУБД и платформу Tantor; «новеньких» они активно догфудили на своих базах данных 1С. В итоге ребятам удалось повысить производительность баз данных, а также выявить ряд «хотелок» от команды вендора как от заказчика, которые легли в бэклог продукта и на текущий момент уже частично реализованы. Как показывает практика, от таких тестов выигрывает и продукт, и подразделения компании, которые его используют.

На этапе пилотирования продукт находится в некоторой фазе «болтанки». То есть он изначально живет с каким-то своим предназначением, затем попадает в экосистему, где она меняет его под себя. И в момент пилотирования продукт понимает, каким видит его позиционирования заказчик, чего ему не достает или, наоборот, что лишнее.

В чем отличие непосредственно пилотирования «Астры» от какого-то другого? Первое – это их активное участие. У ребят большая команда инженеров и технических руководителей проектов, участвующих в развертывании и настройке. Коллектив ведет одновременно более 100 проектов в самых разных заказчиках (в том числе и крупных).

И второе – короткий путь до продуктовых команд.

Коллеги подключатся на том этапе, когда что-то идет не по плану. Другие вендоры для пилотирования обычно используют интеграторов, и тут «Астра» выгодно отличается от них, поскольку никто так хорошо не знает продукт, как сам разработчик.

Дальше – внедрение. Продукт после пилотирования лучше понимает свой бэклог, приоритеты развития и как угодить заказчику. Здесь команда работает через партнера, т. е. сама не лезет в продакшн, но оставляет за собой вендорский надзор (vendor is watching you).

Видео с выступления Никиты на прошлом South HUB

В качестве примера, можно привести внедрение ПО для мобильных рабочих мест WorksPad в KEPT (бывший KPMG). Это приложение, которое является контейнером, внутри которого можно хранить корпоративные данные на вашем персональном мобильном устройстве, не боясь их утечки. Такие продукты активно используются в финансовых организациях, в консалтинговых компаниях — там, где нужны постоянный доступ, оперативная работа с документами и защита данных. Утечка данных — это чувствительно для компании любого размера в любой отрасли (тем более в финсекторе и консалтинге). В KEPT были установлены более двух тысяч экземпляров WorksPad, но (и это важно) подобные продукты не устанавливаются на 100% сотрудников, обычно их внедряют на некотором проценте штата, для которых важна оперативность. В рамках этого мобильного приложения пользователи получают доступ к почтовым клиентам, календарям, адресными книгам, корпоративным приложениям, файлам и документам. И при этом KEPT не попадает под действие нормативных документов, которые обязывали бы ее импортозамещаться, что говорит о том, что продукт функционально не уступает зарубежным аналогам.

Финальная фаза — эксплуатация. После внедрения идет выход на эксплуатацию. Продукт становится более зрелым, обрастает документацией и другими полезными артефактами, знает свои слабые и сильные стороны. Естественно «Астра» на этом этапе все еще собирает обратную связь от заказчика, транслирует ее в продуктовые команды. Это неперерывный процесс. Внутри продуктовых команд происходит приоритизация требований, и крупные заказчики реально могут влиять на roadmap развития продукта. То есть клиент ГК «Астра» никогда не останется один на один с проблемой после того, как решение развернуто. Сопровождение компании-заказчика идет постоянно, 24/7.

Заключение

Чтобы делать хорошие продукты, важно не бросаться в крайности — нужно идти посередине. ГК «Астра» ищет баланс между скоростью и «энтерпрайзностью», между стартапом и зрелой командой со сложными процессами, между развитием экосистемы и поддержкой сторонних решений.

И да, их экосистема (насколько мне удалось погрузиться в тему) — это отличная площадка для баланса.

Есть вопрос к Никите по теме? Напишите в комментариях, а еще можете приехать на кэмп для настоящих и будущих CTO – South HUB 2023, чтобы задать ему и другим спикерам свои вопросы вживую.

Telegram-канал ГК «Астра»

P.S. Подписывайтесь на мой VC-блог и ставьте 🔔, а также слушайте подкаст «Стартап-секреты», если вам интересна тема российского ИТ-бизнеса.

3232
25 комментариев

карма покарает тех, кто взял свободный дебиан и продает за деньги)

17
Ответить

Лицензией не запрещено.

1
Ответить

Могу ошибаться, но разве Стив Джобс не взял условную "убунту" и не перепилил систему, назвав новый продукт Эппл?

Ответить

Где-то в Северной Каролине заплакал коммерческий директор RHEL.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

их экосистема — это отличная площадка для баланса.

Ничего не сказал и этим сказал все. Говно ваша экосистема.

8
Ответить