Бережливое производство, Lean, и Toyota production system – обучение простыми словами с нуля

Бережливое производство (Lean) – это система управления, при которой продукция изготавливается в точном соответствии с запросами потребителей и с меньшим числом дефектов по сравнению с продукцией, сделанной по технологии массового производства. При этом сокращаются затраты труда, пространства, капитала и времени.

Основная цель — это синхронизировать производственные операции, процессы поставки и распределения с внешним спросом. Все, что мешает этой синхронизации, все, что замедляет или прерывает поток должно быть сокращено или исключено.

Основной показатель степени бережливости компании - это оборачиваемость складских запасов.

Для чего именно нужно БП:

  • Увеличение отдачи от капитала за счет сокращения запасов и сокращения времени с момента заказа до момента доставки.
  • Обеспечение роста бизнеса посредством делегирования ответственности и высвобождения собственника или руководителя от текущих проблем.
  • Снижение зависимости от ключевых специалистов и обеспечение быстрого процесса обучения.
  • Изменение отношения к конкуренции через больший фокус на запросах клиентов, а не на сравнении своего предложения с другими представленными на рынке.
  • Использование внутреннего потенциала сотрудников и предприятия за счет вовлечения каждого в процесс решения проблем.

Принципы:

1. Ориентация на потребителя

В массовом производстве мы пытаемся угадать, что нужно рынку, производим это и надеемся распродать. В бережливом производстве мы формируем минимальный запас готовой продукции, потом ожидаем заказов, и оперативно восполняем на складе раскупленные запасы. Либо вообще производим под заказ. Закупаем столько сырья, сколько нужно (только под конкретные заказы). Кроме того, очень внимательно относимся к обратной связи от клиентов.

Сейчас удастся встретить мало предприятий, загружающих склады, а не работающих под заказ. Но так работали General Motors, Chrysler, и, конечно же, Генри Форд.

2. Поток вытягивания

Бережливое производство - это вытягивающее производство. В массовом производстве стараются максимально загрузить оборудование, чтобы оно не простаивало, а производило как можно больше (пока есть из чего делать - делаем). Это создает огромные запасы как незавершенного производства, так и готовой продукции. Все эти запасы лежат без движения, ржавеют, теряются, устаревают морально и аккумулируют в себе деньги.

В вытягивающем производстве оборудование делает детали только тогда, когда с последующего этапа приходит информация что они там нужны.

Система оповещения называется "канбан".
Система оповещения называется "канбан".

Таким образом сокращаются запасы сырья, незавершенного производства и готовой продукции.

В бережливом производстве всё совершенствование выстраивается от потока, который перестраивается и балансируется. Делается всё возможное, чтобы он стал как можно более быстрым и оптимальным. Все остальные инструменты совершенствования крутятся вокруг потока и нужны для того, чтобы сделать совершенным именно поток создания ценности.

Совершенствование направляется узким местом. Концентрируется на нем. "Узкое место" - это некое ограничивающее общую производительность линии звено. После того, как узкое место улучшено, какое-то другое место становится узким.

"Lean" - это переводится не "бережливый". Это тощий, поджарый, стройный. Бережливо относиться можно к какой угодно системе производства. Но Lean именно поджарый, лишенный запасов. Когда про организм говорят, что он поджарый? Когда у него нет (жировых) запасов.

3. Сокращение длительности выпуска заказа

Все, чем мы занимаемся, — это следим за временем между размеще­нием заказа потребителем и получением денег за выполненную работу. Мы сокращаем этот промежуток времени, устраняя потери, которые не добавляют ценности (Тайити Оно, 1988).

Нужно добиваться того, чтобы с того момента, как клиент подал заявку до момента, когда он получил свой заказ, проходило как можно меньше времени.

В этом процессе нужно ориентироваться на три понятия: время цикла, время такта и время выполнения заказа.

Время такта - это расчетная величина, зависящая от величины спроса. Это частота, с которой готовые изделия ДОЛЖНЫ выходить с линии. То есть это цель, целевой значение. Также, это время, за которое конвейер должен делать одно перемещение (с одной рабочей станции до следующей).

Время цикла - это фактическое время выполнения операции одной (каждой в отдельности) рабочей станцией. Задача состоит в том, чтобы синхронизировать время цикла под время такта.

Время выполнения заказа - это длительность прохождения изделия по всему потоку от самого начала и до конца, через все рабочие станции. Через все времена цикла.

Массовое производство имеет очень короткое время цикла (выпускает как из пулемета), но очень длительное время выполнения заказа (каждая из единиц производится долго). помимо замораживания материальных средств в виде незавершенного производства это также очень снижает скорость производства редких марок продукции.

4. Гибкость

В массовом производстве переналадка оборудования делается крайне редко - оборудование производит детали гигантскими партиями. В бережливом производстве следует изготавливать детали небольшими партиями, поэтому требуется часто переналаживать оборудование. Именно поэтому в нем очень развит инструмент SMED, "Быстрая переналадка.

5. Картирование потока создания ценности (VSM)

Основной инструмент по выявлению потерь. Тяжелая артиллерия, так сказать. Можно сказать, что это огромная фотография рабочего дня всего процесса. Мы зарисовываем всё, что делается. Фиксируем время, информационные потоки, количество персонала на операциях, простои, дефекты и другую важную информацию. На основании всего этого мы делаем одну большую карту, созерцая которую ищем возможности для улучшений.

На стене - это архаичный метод. Можно в Excel.
На стене - это архаичный метод. Можно в Excel.

6. Устранение потерь

Для того, чтобы сократить время цикла, устраняют потери. Потери - это всё, что не добавляет ценности конечному продукту. Прибыль повышается за счет устранения потерь на производстве.

Виды потерь:

  • Перепроизводство - вся непроданная продукция, загромождающая склад готовой продукции;
  • Излишние запасы - на них потрачены деньги, но они лежат без дела. Портятся, теряются. Требуют инвентаризации. Всё это лишние затраты;
  • Ожидание - людей, деталей, продукции. Всё, что находится без дела, стоит без движения в очереди куда-то;
  • Транспортировка - лишняя по времени и расстоянию;
  • Лишние движения во время рабочих операций - не оптимизированная работа людей руками. Лишняя работа из-за несовершенства инструмента.
  • Излишняя обработка - когда мы делаем то, что не нужно клиенту;
  • Дефекты, брак;
  • Нереализованный потенциал сотрудников.
Бережливое производство, Lean, и Toyota production system – обучение простыми словами с нуля

7. Иди в гембу (иди и смотри)

Важнейший принцип совершенствования и вовлечения. Он заключается в том, что начальники не должны заниматься развитием предприятия из кабинетов. Они должны идти в цех и смотреть, как выполняется работа. Или идти и смотреть по месту, где происходит брак. Искать причину его возникновения. Японский начальник всегда идет на передовую. Туда, где создается ценность.

Придя на место создания ценности (на гембу) нужно искать корневые причины появления проблем. Не дергать верхушки, а копать до самого корня. Для этого есть метод "5 Почему?". 5 раз или больше подряд задав вопрос "почему?" рабочему на участке, можно выяснить, "откуда ноги растут". И принять действенные меры.

Это что касается потока создания ценности. А вообще, проблемы нужно искать не только в гемба, но и в администрации.

8. Всеобщее вовлечение в процесс совершенствования (Кайдзен)

Для того, чтобы устранять 8 видов потерь, этим постоянно должны заниматься все сотрудники компании во главе с первым лицом. Вовлечение в этот процесс первого лица компании - это ключевое условие успеха.

Для этого потребуется отказ от культуры порицания в пользу открытого признания проблем. Отказ решать проблемы методом замены людей или методом "найти и наказать виновных".

Ключевая особенность совершенствования - непрерывность. Нельзя перестроить предприятие, а потом к этому вопросу не возвращаться. Проект - это что-то имеющее начало и конец. А процесс совершенствования должен быть вектором.

Как часто нужно тренироваться, чтобы быть спортсменом? Постоянно. Как часто нужно повышать свою квалификацию чтобы быть профессионалом? Постоянно.

Также и с производством. Японцы в этом плане впереди всей планеты и у них краеугольный камень: постоянное совершенствование. Нон-стопом десятилетиями.

Как японцы считают порочно: повседневная работа + совершенствование

Как японцы считают правильно: повседневная работа = совершенствование

Совершенствование должно быть неуклонным. Нельзя 1 раз сделать что-то здоровое и жить до 100 лет. Правильный образ жизни нужно поддерживать на протяжении всей жизни непрерывно.

9. Ориентированность на процесс, а не на результат

У нас могут похвалить, если ты как-то обманул систему и выкрутился из сиюминутной проблемы. Потырил детали из какого-то другого заказа (который отгружать через 2 дня, а не сегодня), или руками влез в приоритет работы участка изготовления металлических деталей для повторного изготовления каких-то деталей, потерянных на твоем заказе, который сегодня отгружать.

Заказ с грехом пополам отгрузили, и все такие "фух!" выдохнули. Сейчас нужно разобраться, почему так произошло на этом заказе. Как потеряли изготовленные детали, и почему вовремя не приехали покупные. Но подождите-ка! Мы только что забрали детали из заказа, который отгружать послезавтра! Теперь нужно срочно думать, как его отгружать. Кроме того, мы вмешались в приоритет участка металлообработки, и он теперь работает с запозданием, и с этим тоже нужно что-то срочно делать! Поэтому некогда сейчас заниматься выяснениями, почему так произошло. Да и потом: всё же получилось. Результат же есть. А это - самое главное! (нет)В бережливом производстве нужно именно постоянно совершенствовать процесс, и тогда уже он будет давать стабильный результат.

10. Стандартизация + обучение на рабочем месте + контроль

Улучшения бессмысленны, если на рабочих местах нет стандартов. Потому что если стандарта нет - система быстро деградирует.

После того, как стандарты составлены, лучший опыт должен быть тиражирован посредством обучения.

Потом выполнение стандартов надо будет контролировать.

11. Прозрачность процессов, визуализация

Для того, чтобы вовлеченные сотрудники могли улучшать процессы, процессы должны быть визуальны, понятны и стандартизированы. Всё должно быть визуализировано и прозрачно и обозначено. В мутной воде совершенно непонятно, что происходит и как всё устроено, поэтому нет идей, как это улучшить. Не видно потерь. Цель в том, чтобы любой человек, придя на участок, не задавая вопросов понял, как тут всё устроено, как должно работать и не происходит ли нарушений.

Визуализация выглядит вот так:

Бережливое производство, Lean, и Toyota production system – обучение простыми словами с нуля
Бережливое производство, Lean, и Toyota production system – обучение простыми словами с нуля

12. Внутрицеховая логистика

Поток создания ценности, а также потоки снабжения по возможности должны двигаться в едином направлении, исключая возвратные и пересекающиеся потоки. Длина путей перемещения также должна быть максимально сокращена. Для этого используется инструмент "Диаграмма спагетти", с помощью которой анализируем все перемещения, после чего решаем, как их оптимизировать.

Бережливое производство, Lean, и Toyota production system – обучение простыми словами с нуля

13. Организация производственных ячеек

Бережливое производство, Lean, и Toyota production system – обучение простыми словами с нуля

Вживую выглядит так:

Цель: повысить производительность труда. Один человек может достигнуть такого совершенства, что сможет обслуживать сразу несколько единиц оборудования.

14. Отказ от массового контроля

Отказ от массовых проверок продукции на выходе, а также отказ ставить сотрудника ОТК после каждого станка. Вместо этого возложение обязанностей с проверкой на самих рабочих на последующих стадиях выполнения работы. Такое возможно только в культуре совершенствования, где виновников не наказывают и не штрафуют, а просто пытаются выяснить, что вызвало брак и устранить возможность появление брака в будущем. Например при помощи внедрения способов защиты от непреднамеренных ошибок (Пока-ёке):

Бережливое производство, Lean, и Toyota production system – обучение простыми словами с нуля

Тогда рабочие не будут бояться сообщать о бракованных деталях друг друга, и сотрудники ОТК не будут нужны в таком количестве.

Это лучше, чем проверять всю продукцию в самом конце, т.к. в конце на нее затрачено уже гораздо больше ресурсов, чем если бы брак был обнаружен на самых ранних этапах. Поэтому при возникновении брака на одном из участков конвейер останавливают, пока не выяснят в чем дело. Чтобы не гнать брак дальше. Японцы даже первыми придумали технологию, которая останавливает оборудование при возникновении брака автоматически.

15. Статистическое управление

Бережливое производство в своих решениях опирается на анализ и факты. А факты - это статистика. Руководство должно принимать решения на основании статистических данных о производстве.

Подробно рассмотрено в книге "7 инструментов управления качеством", Хитоси Кумэ

5S – это система организации рабочего пространства, установления и поддержания порядка, чистоты, дисциплины и создания безопасных условий труда. Система 5S помогает быстро избавиться от накопившегося на производстве и в офисе хлама и исключить его появление в дальнейшем.

Система нужна для всеобщего вовлечения, а также для повышения производительности труда. Когда мы избавились от всего ненужного, разложили все предметы по местам, подписали их места хранения и следим за чистотой и порядком, это очень перестраивает сознание людей. Настраивает их на совершенствование. Также, становятся очень заметны люди, которые не хотят принимать в этом участия.

Бережливое производство, Lean, и Toyota production system – обучение простыми словами с нуля
Бережливое производство, Lean, и Toyota production system – обучение простыми словами с нуля

В Японии никто никогда не гнушался "совершенствованием ради совершенствования" без прямой денежной выгоды. Всё это создает философию, создает дух. Не всё измеряется деньгами.

Подписываемся, на этом канале будет выходить много огненной информации по развитию предприятий!

2222
12 комментариев

Читаю статьи Дениса на ЖЖ. Много полезной информации для производственников, руководителей и развивальщиков системы бережливого производства. Подписывайтесь на канал 👍

2
Ответить

На 5С, в местном исполнении уже насмотрелся. Подташнивает. Все разрисовать линиями. На каждом столе разрисовано, где стоит телефон, а где лежит ручка. Возле стола, на стене, фотог7рафия рабочего места. Как все должно лежать. Ну, и вместо работы - сплошная возня с совершенствованием документации. Ежедневная актуализация основных НД. В общем, "заставь дурака Богу молиться"....

1
Ответить

Звучит как плохой 5S. Но вот совершенствованием и актуализацией стандартов действительно надо заниматься постоянно. Это работа на далекую перспективу!

2
Ответить

Ну так просто нужно понимать грань между "эффективностью" и "заставь дурака Богу молиться".

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Вот вроде истину нам уже по многу раз рассказывали и показывали, но мне кажется, до многих руководителей до сих пор не доходит важность всех этих принципов, особенно 8…

1
Ответить

Слушайте, не согласна с вами. Да, не спорю, что есть еще руководители со времен динозавров, которые и на сотрудников не обращают внимания и корпоративную культуру не выстраивают, но и много тех кто реально воволечен в сотрудничество и деятельность по кайдзену. Мы вот тоже недавно с коллегами из других компаний встречались, обсуждали, что и как можно улучшить. Из последнего классного предложения, подключить поток опросы, для анализа вовлеченности сотрудников, многие уже попробовали и рекомендуют)

Ответить