Как запустить интернет-магазин: инструкция для заказчиков

Директор ИТ-компании Асмарт Анна Кукина рассказала, как избежать факапов при разработке интернет-магазинов и на чем можно неплохо сэкономить.

Команда Асмарт
Команда Асмарт

Привет! Меня зовут Людмила. В прошлом — журналист, сейчас работаю маркетологом. Этим интервью я открываю цикл публикаций о создании ИТ-продуктов для бизнеса. Буду постепенно вытягивать ценные знания из представителей ИТ-отрасли, чтобы вам, заказчики, было легче работать с новыми проектами.

Зачем это нужно?

За время работы в ИТ-сфере мы неоднократно пытались составить портрет заказчика. Я сейчас не про крупные компании, где есть штат бизнес-аналитиков, знающих, как и о чем говорить с разработчиками. Я больше про предпринимателей, которые хотят масштабировать свой бизнес с помощью технологий, и, непосредственно, вовлечены в этот процесс.

Часто это люди со слегка уставшим взглядом. У них есть возможности и амбиции для роста компании, но им абсолютно некогда нянчиться с разработчиками. Многие из них уже обжигались на программистах-фрилансерах, поэтому у каждого найдется пара незавершенных проектов. Они недоверчивы и осторожны. Им нужна прозрачность, простые инструкции и правила.

Поэтому решено запустить цикл статей о создании успешных ИТ-продуктов. Надеюсь, эти знания пригодятся бизнесу.

Об эксперте

Анна Кукина
Анна Кукина

Анна Кукина — директор ИТ-компании Асмарт

Город: Омск

Специализация: разработка и продвижение сайтов, интернет-магазинов, мобильных приложений

В этом деле с 2014 года

Метрики успеха: Асмарт входит в топ-5 региональных веб-студий в рейтинге Рунета.

О роли бизнес-аналитики

С чего вообще начинать? Составить минимальное техзадание и отправить его разработчикам? А если не особо понимаешь, как это делается, ты ж не эксперт.

Чтобы начать разработку интернет-магазина, сначала нужно подумать и задать себе следующие вопросы:

  • Что вы в итоге хотите получить? Какой сайт вам нужен?
  • Как интернет-магазин будет выглядеть и жить, каких клиентов будет вам приносить?
  • Какие цели вы ставите перед собой и проектом?

Затем нужно провести бенчмаркинг. Посмотрите интернет-магазины конкурентов, чтобы выявить их сильные и слабые стороны. Изучите карточки товаров, выберите цветовую гамму и примерный стиль.

Бенчмаркинг — сопоставительный анализ эталонных качеств, представляющий собой процесс выявления и понимания лучших практик конкурентов для улучшения собственной работы. Бенчмаркинг является одним из направлений стратегического маркетинга.

Сегодня подобные исследования вам могут провести в любом маркетинговом агентстве. Но, понятное дело, это стоит денег. Если вы хотите самостоятельно контролировать ситуацию и прийти к нужному результату, то бенчмаркинг можно провести собственными усилиями. Это сложно и понадобится некоторое время.

Как-то раз я готовила техзадание дизайнеру для другого своего проекта, то есть по сути оказалась в шкуре заказчика. У меня ушло на это три недели. Честно, я прокляла все на свете и хорошо поняла боль всех заказчиков.

Зафиксируйте ответы на вышеперечисленные вопросы и лучшие практики конкурентов. Это станет основой вашего техзадания. Затем составьте описание проекта, чтобы разработчики быстрее прониклись темой и поняли, для какого бизнеса и какой целевой аудитории они будут разрабатывать интернет-магазин. Чем подробнее расписано техзадание, тем понятнее обеим сторонам.

То есть проект начинается с маркетинга, а не с разработки?

Сейчас стало заметно, что бизнес учится выстраивать внутренние и внешние бизнес-процессы, проводить маркетинговые исследования и серьезную аналитику ДО старта проекта. Но все упирается в бюджет клиента. Особенно в регионах, где у предпринимателей не всегда есть деньги на сайт даже для старта.

Понятно, что проанализировать конкурентов и посмотреть сайты до отрисовки дизайна — это не равно изучить финансовые показатели конкурентов или сделать аудит одного из направлений бизнеса. И тем не менее, это делается для того, чтобы заказчик сказал: “Сделайте мне вот это”, а компания-разработчик смогла проанализировать его требования и посоветовать веб-решение.

Есть ли формула идеального техзадания?

Да, я называю это правилом 10П:

  • Просим бриф у компании или ищем в интернете.
  • Прописываем структуру своего интернет-магазина.
  • Прописываем каталог, фильтры и особенности.
  • Просматриваем карточки товаров у конкурентов и составляем идеал своей.
  • Поиск сайтов по простому принципу — что нравится визуально.
  • Поиск сайтов по простому принципу — что нравится по удобству.
  • Прикладываем скриншоты.
  • Пишем текст о компании.
  • Придумываем логотип (если его нет).
  • Планируем, нужна ли оплата на сайте (какой эквайринг нужно будет прикрепить программистам на сайте).

О схеме оплаты работ

Кстати, об оплате. Как заказчику определиться с бюджетом? Почему на рынке такой странный разбег цен? И из чего цена формируется?

Ценообразование в ИТ — это краеугольный камень всей нашей сферы, поскольку задачу довольно сложно с ходу оценить с точностью до минуты. Одному специалисту нужен час на решение вашей проблемы, а у кого-то уйдет 20 часов. И это не означает, что второй специалист хуже, наоборот, он может выполнить задачу лучше в качественном смысле.

Ценообразование в ИТ
Ценообразование в ИТ

Как бы то ни было, большинство компаний работают по фиксированной ставке в час. Мы, например, трудимся над проектами за 700 рублей в час. На разработку интернет-магазина в среднем уходит 150 часов. На подключение онлайн-кассы — еще 30.

В стоимость разработки входят дизайн, программирование, адаптивная версия под мобильные телефоны, возможность редактирования сайта. Сверху могут накладываться различные нюансы — начиная от пожеланий заказчика и заканчивая технической документацией на API той же онлайн-кассы.

Как ты считаешь, как должен производиться процесс выплат? Поэтапно, предоплата или по факту.

Я считаю самый оптимальный вариант — 50% до и 50% после. Но можно работать в формате 20-30-50%, чтобы и клиенту было спокойнее, и подрядчику работалось веселее.

Как запустить интернет-магазин: инструкция для заказчиков

О сложностях при разработке

Какие самые частые проблемы возникают при разработке интернет-магазина?

Проблемы бывают разные, но если выделить топ, то первое место можно заслуженно отдать игнорированию бизнес-процессов. Если клиент заказывает структуру сайта, не подумав, кто и как будет принимать заявки и куда их лучше отправлять, то такой проект будет испытывать большие проблемы. Сначала нужно выстроить бизнес-процесс и уже под него продумывать структуру сайта.

В случае с интернет-магазинами, эта проблема в основном касается каталога продукции и услуг. Ведь часто бывает множество подкатегорий, поэтому надо продумать шаги клиента до каждого товара на сайте.

Вторая проблема — забывчивость заказчика. Бывает такое — отрисовали дизайн, но позже оказалось, что не для всех страниц, потому что о каких-то заказчик запамятовал. Это опять же нужно фиксировать в техзадании, чтобы временная амнезия не накрывала ни команду разработки, ни заказчика.

Случается, что заказчик хочет сделать интернет-магазин для себя или чтобы угодить начальнику. Нет, вы делаете сайт для клиента.

Как избежать несогласованности действий с командой разработки и проблем в коммуникации?

Во-первых, нельзя сводить все общение к переписке. Нужны контрольные точки в виде встреч или созвонов.

Не стоит отклонять все инициативы разработчика — приятно, когда человек интересуется проектом, и в то же время прислушивается к нашему мнению, как к экспертному.

Для прозрачности можно вести проект в Trello, чтобы все участники проекта могли видеть, на каком этапе разработки находится команда и сколько тратится часов на те или иные задачи.

Проект можно вести в Trello Асмарт
Проект можно вести в Trello Асмарт

Об интеграциях и инструментах

С чем нужно интегрировать свой интернет-магазин? Как выглядит базовый набор?

Все зависит от специфики проекта, но есть системы, которые нужны в обязательном порядке:

  • коллтрекинг
  • CRM
  • Яндекс.Метрика и Google Analytics
  • различные системы для повышения конверсии.

Нужно ли онлайн-кассу подключать? Как это делается?

Смотря, какая сфера бизнеса. В законе описано, кому можно без нее, а кому только с ней. Отсрочка, которую давало государство, закончится уже 1 июля, но недавно президент утвердил очередную отсрочку до 2021 года.

Впрочем, в законе есть нюансы – льготы предоставляются тем предпринимателям, которые продают товары собственного производства и не имеют наемных работников.

Стоимость подключения к интернет-магазину зависит от онлайн-кассы. У многих касс есть свое API, программисты его изучают и связывают кассу с сайтом. Кстати, не у всех касс бывает техническая документация, и это тоже может быть проблемой.

Адаптивность, кроссплатформенность. Насколько это важно учитывать? Сегодня еще встречаются интернет-магазины без мобильных версий.

Обязательно! Поисковые системы занижают сайты без мобильной версии, и это просто некомфортно пользователям. Многие покупатели сейчас вообще все делают через смартфон – поэтому им должно быть максимально удобно.

О маркетинге интернет-магазина

Хорошо, с базовыми вещами разобрались. Какие маркетинговые приемы можно использовать в своем интернет-магазине? Что нынче в тренде?

Сейчас ценится такой процесс, как сквозная аналитика — выяснить, откуда пришел клиент и сколько стоит его привлечение.

Обязательно нужны дополнительные продажи в интернет-магазине — всплывающие окна с предложением “с этим товаром берут еще” или “у вас осталось 1000 рублей до бесплатной доставки”.

Всегда предлагайте клиентам подписаться на акции или отправить товары из корзины на email, чтобы вернуться к ним позже.

Изучайте своих клиентов. Предлагайте им заполнить небольшие анкеты, чтобы использовать эти данные для выстраивания маркетинговых предложений.

Используйте геймификацию. Предлагайте клиентам пройти тесты и несложные игры, чтобы получить скидку. И ничего, если проиграет, дайте ему еще шанс. Для отправки промокода запрашивайте адрес электронной почты.

Стоит присмотреться и к таким инструментам, как коллтрекинг, виджеты обратных звонков и обращений в WhatsApp, например.

Не стоит игнорировать все инструменты для продвижения. В век информационных технологий работает даже оффлайн активность. Мы, например, один раз разместили баннер на улице. Он привел к нам пять заказчиков.

Оффлайн-активность по-прежнему работает Асмарт
Оффлайн-активность по-прежнему работает Асмарт

О стоимости разработки интернет-магазина

Во сколько в итоге может обойтись интернет-магазин и сколько времени уйдет на разработку?

Если мы говорим про полноценный сайт с оплатой, то ориентировочно от 80 000 рублей до 120 000 рублей. Но это не догма, на рынке можно встретить варианты и за несколько миллионов рублей. Я беру в расчет среднюю температуру по больнице.

За покупку лицензии на CMS (система управления сайтом) придется платить отдельно. Мы рекомендуем CMS Bitrix или OpenCart, потому что они более гибкие в плане доработок в будущем. Например, когда нужно добавить несколько цен у товаров или личный кабинет с бонусами.

Этот функционал можно доработать и на другой системе, но с Bitrix будет быстрее. К тому же администрирование на Bitrix, на мой взгляд, легче, чем, например, на Drupal.

Тем не менее, для определенных магазинов можно использовать CMS Drupal или Wordpress. На разработку в среднем уходит от 2,5 до 4 месяцев. Как правило, эти системы подходят для магазинов, где не нужна синхронизация сайта с 1С (чтобы товары обновлялись на сайте и брались из 1С клиента), а в каталоге — не более 50 товаров.

Система влияет на работу сайта, так что, если переборщить с позициями, то интернет-магазин на Wordpress может подтормаживать.

Существуют интернет-магазины без оплаты. Такой проект обойдется в 58-65 тысяч рублей. Выглядит это так: клиент выбирает товары, оформляет заказ, который направляется ему на электронную почту. Оплата в дальнейшем производится на банковскую карту или расчетный счет.

Поддержка и доработки. Кто этим должен заниматься? И сколько денег на это закладывать.

Если у вас интернет-магазин, то вам однозначно нужны будут специалисты или хотя бы контакты тех, с кем вы можете пообщаться по любой проблеме. Техподдержка в среднем осуществляется за 4-5 тысяч рублей в месяц. Когда необходимо решение точечных проблем, тогда стоимость услуг оценивается в часах.

Ошибки бывают, их не избежать. Например, банк может отклонить транзакцию. Что происходит у клиента в этот момент? Конечно, паника. Он думает, его обманули мошенники. А на самом деле был технический сбой в оплате, и деньги через пару дней вернутся.

Любой ресурс и уж тем более интернет-магазин нужно развивать, пробовать новые маркетинговые приемы, модернизировать старые. Так что работа над интернет-магазином будет идти всегда. Это важно понимать еще на старте проекта и, разумеется, закладывать в бюджет компании расходы на работу с интернет-магазином.

Как запустить интернет-магазин: инструкция для заказчиков

Если у вас есть вопросы к Анне, задавайте их в комментариях. Хотите поделиться своим экспертным мнением? Тогда пишите мне на почту ludmila891993@yandex.ru!

1313
29 комментариев

Статья для блога студии, но не для vc.ru ценности в статье нет. Все что в этой статье написано, уже опсосано по 100 раз. Цена от 80 000 до 120 000 это явно шаблон из маркетплейтса Битрикс с доработкой. Бриф и ТЗ от заказчика это прошлый век.

4
Ответить

Скорее всего разговор идет про запад страны где цены другие. В Сибири увы не много людей готовы платить большие деньги

1
Ответить

Кирилл! Мы делаем сайты за такие суммы, и с уникальным дизайном)))
Cредняя зп в Омске - 15 000 рублей (для справки)

"А так студии работающие в низком ценовом сегменте ещё и рассказывающие, что они делают уникальные решения. Долго не работают". - работаем с 2014 года))) и сделаем все возможное, чтобы работать дальше!

Возможно, сменим ориентиры и цены, так как бизнес развивается, развивается и Омский бизнес - поэтому сложно что-то прогнозировать.

Смысл статьи был показать, что есть небольшие студии, которые делают свою работу хорошо за средние суммы. И поделиться небольшим опытом.
Все скромно!

2
Ответить

любые мощные фейлы и факапы интересны массовой публике )

Анна в том и различие между выступлением (где люди могу в принципе в полуха вас слушать листая инсту) и заметкой которую вы набросали (которую таки приходится читать) где хочется узнать что-то новое, а не про ставку (она то каким образом может повлиять на возможность факапа?) Вашей фирмы, то что Омск город с невысокими зарплатами, это я понял, но мне как заказчику, мало это интересно. лучше бы рассказали как двигаются пластиковые окна или еще что нибудь конкурентное на примере клиента, или описали бы нестандартную интеграцию с 1С, было бы интереснее, а так всплывающие окна и вордпресс тормозит, такие задачки клиент и кворке может заказать на раз-два, ей богу ) ну а так, процветания желаю всему малому бизнесу Омска и вашей фирме, в частности!

2
Ответить

Николай, как жаль, что не все заказчики такие продвинутые, как вы. Это приятно, что есть те, кто с вниманием и пониманием относятся к теме! Респект!
Про интересные кейсы и проблемы с 1С - спасибо за подсказку) про кейсы пишем у нас в блоге!
Кстати, рекомендую - https://asmart-group.ru/useful-ideas/keys-lidy-v-nishe-remonta-deshevle-1600-rub

С 1С - реально много проблем))) задумалась над новой статьей! Вы меня вдохновили! Спасибо)

2
Ответить

Про факапы ноль, рекомендации "делайте всплывающие окна", Битрикс лицензии, ВордПресс тормозит, друпал неудобен, часовая ставка 10 баксов. Все смешалось у омичей. Вы бы ещё магенто в арсенал приписали, с экспертностью в опенсурсе ) трешовее бы пиар заметка ваша вышла бы. Не благодарите.

1
Ответить

Какие факапы вас интересуют?
Я давала интервью на основе своего выступления про интернет-магазины для малого и среднего бизнеса, и здесь реально ТЕ вопросы, которые задают РЕАЛЬНЫЕ клиенты с небольшими бюджетами и в малом бизнесе. Все всегда думают про масштабы и кидают громкие слова, а про малый бизнес, который, в принципе, основа России - как-то забывают.

1
Ответить