Как в одиночку собрать базу знаний для 2000 сотрудников: кейс «ВкусВилла»

И чтобы никто не жаловался: «Верните Google-документы, нормально же всё было».

Как в одиночку собрать базу знаний для 2000 сотрудников: кейс «ВкусВилла»

Привет! На связи команда TEAMLY. Мы создаём классную альтернативу Confluence и Notion для больших и маленьких команд. А ещё проводим открытые мероприятия, чтобы помочь другим компаниям эффективнее управлять знаниями.

На конференции TEAMLY выступила Софья Леськова из компании «ВкусВилл». Она поделилась реальной историей: как оператор поддержки в одиночку запустил базу знаний для 2000 человек.

Этот кейс стоит прочитать и линейным сотрудникам, и руководителям. Для амбициозных молодых сотрудников – почерпнуть вдохновение и круто изменить свою карьеру. Для руководителей – узнать реальные лайфхаки и ошибки во внедрении базы знаний.

Дальше расскажет сама Софья.

Не были на той конференции? 17 апреля мы проведем большую конференцию TEAMLY про управление корпоративными знаниями и эффективную совместную работу!

Вы услышите доклады от спикеров из крупных компаний SPLAT, ОАК, Аналитический центр при Правительстве РФ, ГрандМоторс, Kamaz Digital, Инфосистемы Джет.

🚀 Регистрируйтесь по ссылке

Как в одиночку собрать базу знаний для 2000 сотрудников: кейс «ВкусВилла»

Меня зовут Софья Леськова, я администрирую базу знаний для горячей линии во ВкусВилл. Когда я только пришла в компанию, мы искали информацию в Телеграме, разрозненных гугл-табличках и документах.

Это было неудобно: пока копаешься в материалах, покупатель скучает в ожидании ответа от поддержки. Поэтому я создала красивую и полезную базу знаний, где оператор может найти всё. Даже потерянный заказ. Вот как у меня это получилось.

Шаг 1. Начала собирать и систематизировать свои заметки

Я пришла работать во ВкусВилл оператором поддержки. В перерывах между ответами в чат-боте я собирала в один Google-документ всю информацию, которую нам давали на стажировке, в чатах, на уроках. Зачем?

У меня не было планов создать большую базу знаний и осчастливить всех операторов. Пока информации было мало – её несложно найти в Телеграме и гугловских сервисах. Главное – умение найти общий язык с покупателем. Но потом информации становилось больше, ожидание ответа на линии затягивалось.

Вторая проблема – моя личная боль. Однажды мне нужно было найти ответ среди последних актуальных новостей. Читаю. Всё гладко и технически корректно. Но понятней не стало нисколько. И не так просто найти человека, который бы объяснил.

Небольшая база знаний в Google-документах помогала решить эти проблемы. Чуть позже этот инструмент заметила моя наставница, и мы вместе предложили проект отделу обучения.

Шаг 2. Запустили тестовый прогон

Я поделилась своими заметками с ребятами из моей группы стажёров. Один из них предложил платформу Notion, чтобы организовать на ней базу знаний. Это был первый тестовый запуск для группы из 15 человек.

Выбрали Notion из-за гибкого режима редактуры и тарифов. Обновить информацию можно было за пару кликов, и цена для маленькой команды была некусачей. Тогда мы не знали, успешным ли будет проект. Поэтому в сложной и дорогой платформе просто не было смысла.

В целом, у нас ушло где-то 2 месяца на презентацию, согласование и дальнейшую подготовку платформы. Мы собрали всю информацию в одном рабочем пространстве: актуальную, структурированную и доступную с любого устройства. Затем запустили нашу новенькую, начищенную до блеска базу знаний на всю горячую линию.
🎤 17 апреля мы проведём большую конференцию про управление знаниями и эффективную совместную работу.

Эксперты из крупных компаний SPLAT, ОАК, Аналитический центр при Правительстве РФ, ГрандМоторс, Инфосистемы Джет поделятся своим опытом: как им удалось создать рабочую систему управления знаниями в компании.
Участие бесплатное, но количество мест ограничено

Шаг 3. Рискнули и выиграли: запуск базы знаний на 2000 сотрудников горячей линии

Во ВкусВилле все устроено так: если ты предлагаешь проект, то сам его и ведешь. Либо он станет успешным и обрастет командой, либо провалится и даст инсайты. Инсайтами мне обходится не хотелось. У меня была цель: чтобы новая база знаний взлетела.

Почему линейному сотруднику доверили такой серьезный проект?

Принципы управления во ВкусВилл это позволяли. Вообще, у нас много проектов, которые инициировали и запустили сами сотрудники. Из внешних – кафе «ВкусВилл» и магазины-склады для формирования онлайн-заказов. Из внутренних — как раз база знаний.

  1. Автономность. Вместо жесткой структуры у нас горизонтальная сетка взаимосвязанных самоуправляемых команд.
  2. Доверие. Ценность и миссию компании формируют сами сотрудники. У нас нет жестких регламентов.
  3. Эксперимент: лучше потерять на тестовом запуске, чем потом вытягивать убыточный проект.

После того, как мы объявили о запуске, я ждала реакции: «Вау, как удобно! Как мы жили без этого раньше?». Но реальность внесла свои коррективы.

Какие проблемы возникли на практике

❌ Незнание инструмента

Я поняла, что необходимо обучать работе с базой знаний. Даже если кажется, что инструмент интуитивно понятный. Например, вы дадите бабушке смартфон и попросите: «Бабуль, отправь фотку в WhatsApp». Она не поймет, что вы имели в виду. Просто нет схожего пользовательского опыта. И тут то же самое.

То, что казалось очевидным для нас, было совершенно не очевидно для 600 других сотрудников.

Мы говорили: «База знаний – это так удобно». Но мозг не воспринимает новую информацию как удобную. Именно старая информация, зарекомендовавшая себя на каких-то известных паттернах, кажется надежной. Поэтому первые два месяца наша база знаний была крайне непопулярной.

❌ Плохо работает поиск

Поиск на Notion не поддерживает морфологию русского языка. Было трудно к этому привыкнуть. Мне приходилось объяснять операторам: не вводите «стоимость пакетов», лучше искать «стоимость пакет».

❌ Не учитывали фидбэк

Недостаточно просто запустить продукт и доказывать его работоспособность. Вам необходимо понимать, что сработало хорошо, что вызывает негатив, а что попросту никак не используется. После того, как я начала собирать фидбек, я увидела, что в реальности обратная связь была крайне полярной.

С одной стороны, новички и стажеры в восторге от новенькой базы знаний. Вся информация в одном месте, все разложено по полочкам и описано понятным языком.

С другой стороны, лютое недовольство тех, кто привык к чатам и таблицам.Были даже призывы: «Верните гугл-доки. С ними проще». И их можно понять: действительно проще искать информацию там, где привык.

Как решали все эти проблемы?

✅ Запустили обучение. Слава пасхалкам

Мы решили сделать обучающий курс по работе с базой знаний. Проблема была в том, что у нас на тот момент не было отдельных временных слотов для занятий.

Мне нужно было в сжатые сроки обучить сотрудников так, чтобы они не только поняли концепцию платформы, но и привыкли пользоваться ей ежедневно. А иначе проект не выстрелит, и мы опять вернемся к гугл-табличкам.

У нас не было никакой автоматизации, только онлайн-встречи в реальном времени. Эти встречи были предельно короткими – всего 20 минут. Туда входили и теория, и практика, и обратная связь.

Чтобы люди не теряли мотивацию, я пользовалась простым инструментом поощрения в виде пасхального яйца. Например, было простое задание: перечислить результаты из поисковой выдачи по запросу «качество». И среди этих результатов была спрятана простая мотивирующая фраза. Это помогало включиться даже тем операторам, которые изображали бурную деятельность.

Как в одиночку собрать базу знаний для 2000 сотрудников: кейс «ВкусВилла»

В конце обучения мы собрали обратную связь от тех же самых людей. И убедились на практике: любой инструмент хорош тогда, когда умеешь им пользоваться.

Как в одиночку собрать базу знаний для 2000 сотрудников: кейс «ВкусВилла»

Шаг 4. Заменили Notion на российскую платформу TEAMLY

Казалось бы, все так хорошо – зачем что-то менять? Наша база знаний растет и развивается вполне успешно.

Ко мне даже начали приходить сотрудники с обратной связью и предложениями. Одна девочка рассказывала, как с помощью базы знаний ей удалось быстро решить проблему с потерянным заказом и сохранить покупателя.

Но после всем известных событий с Notion возникли проблемы.Смешно, но доступ мы потеряли 8 марта. Вместо чая с тортиками мы спасали наши данные.

В конце концов, мы просто устали от сидения на пороховой бочке и начали искать замену. Выбирали по таким параметрам: визуальный редактор, максимально похожий на Notion, кастомизация и работа техподдержки.

Как в одиночку собрать базу знаний для 2000 сотрудников: кейс «ВкусВилла»

Из 15 платформ на рынке только 5 закрывали все наши потребности. Только 3 предложили нам кастомизацию. И только одна разделяла наши ценности. Это была российская платформа TEAMLY.

Это сравнительная таблица, по которой мы выбирали замену Notion.
Это сравнительная таблица, по которой мы выбирали замену Notion.

Да, на Notion остались десятки функций. Сложные базы данных, даже искусственный интеллект. Но при этом, мы перестали мучиться с неработающим поиском, мультиаккаунтами и необходимостью подстраиваться под инструмент.

Почему база знаний реально заработала, а не умерла

💡Обучение

Мы поняли, что интуитивно понятных инструментов не бывает. Поэтому сначала нужно объяснить людям, как пользоваться базой знаний. Только после обучения они смогут оценить, насколько она удобная.

💡 Вовлечение

Очень помогли игровые механики и пасхалки. Небольшое поощрение помогло разбудить даже тех операторов, которые делали вид, что учатся.

💡 Простой инструмент

Мы не использовали каких-то сложных ИТ-платформ. У Notion и у TEAMLY простой и приятный интерфейс, которым хочется пользоваться. Визуальный редактор похож, поэтому люди быстро к нему привыкнут. Если вы сомневаетесь, нужно ли вам уходить с Notion или впервые запускаете базу знаний – на сайте можно протестировать бесплатную версию TEAMLY.

Благодаря базе знаний, работа реально идет быстрее. Раньше люди беспорядочно бродили по ссылкам. Теперь все можно найти сразу в базе знаний: готовые решения, кейсы, ответы на вопросы.

Но ценность базы знаний не только в том, чтобы работать “быстрее, выше, сильнее”. Расскажу одну реальную историю.

Однажды во время работы в техподдержке мне позвонила женщина. Она хотела заказать продукты для своего отца в дом ветеранов.
Дом был за городом, где не работала доставка ВкусВилл. Я не могла пройти мимо и попыталась ей помочь. Использовала материалы из своей базы знаний на Notion и связалась с куратором курьеров. Уже через час (я не вру!) мы расширили зону доставки и привезли продукты.
Эта женщина потом очень трогательно нас благодарила. Так что эта база знаний оказалась нужна не только мне. Она нужна этой женщине, нашим операторам и стажерам, которые придут к нам в будущем.

Как в одиночку собрать базу знаний для 2000 сотрудников: кейс «ВкусВилла»

Если вы тоже только внедряете базу знаний — приходите на конференцию TEAMLY!

Получите больше инсайтов от топовых экспертов в сфере управления знаниями и не только.

🔗 Успейте зарегистрироваться. Не упустите шанс получить ценные знания!

9292
75 комментариев

Как вы все зае...ли с этой эмодзи-х..нёй.

23
Ответить

У вас что нет айфона, вы не можете сделать также и поэтому беситесь? )

6
Ответить

Уволил тех кто жалуется и больше никто не жалуется

11
Ответить

И каково это работать одному?😅

2
Ответить

Верните гугл-доки, нормально же всё было

5
Ответить

Мы ждали этот комментарий)))

4
Ответить

База знаний должна быть в каждой компании, где есть как минимум два смежных отдела) Это упрощает жизнь всем, а на старте при обучении новичков показывает, что компании не все равно на сотрудников. Так держать)

5
Ответить