Метод в основном используется для оценки малых компаний и носит вспомогательный характер. В результате обобщения были разработаны относительно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия. Например, опыт западных оценочных фирм свидетельствует о том, что рекламные агентства и бухгалтерские фирмы продаются, соответственно, за 0,7 и 0,5 от годовой выручки; заправочные станции – 1,2-2,0 от месячной выручки; предприятия розничной торговли – 0,75-1,5 от величины чистого дохода плюс стоимость оборудования и запасов.
Спасибо автору за такое подробное описание методов оценки компаний. Соглашусь с автором предыдущего комментария о том, что в России лучше применять несколько методов оценки для получения наиболее достоверной информации. Вместе с тем, нами на практике применяется также метод сбора доп. информации, т.е. той, которой нет в открытых источниках и о которой большая часть продавцов старается умолчать при продаже своего бизнеса. Речь в частности идет о благонадежности продавца. Так, при сопровождении сделок мы собираем следующую информацию: -продолжительность и стабильность существования предприятия;
-наличие (отсутствие) долговременных партнеров предприятия и их отзывы о сотрудничестве;
-наличие в собственности достаточного количества ТМЦ у изучаемого предприятия;
-наличие (отсутствие) дочерних и материнских предприятий;
-наличие (отсутствие) случаев мошенничества в прошлой истории предприятия либо прошлом опыте руководителей;
-стабильность (изменения) фактического адреса;
-стабильность (изменения) состава руководства;
-стабильность (изменения) состава учредителей;
-наличие (отсутствие) судебных либо административных разбирательств с участием исследуемого предприятия либо его руководителей, их суть;
-наличие (отсутствие) устойчивой связи с криминалом;
-снятие с банковского счета сумм, значительно превышающих фонд заработной платы;
-тенденцию ухудшения финансового состояния предприятия (уменьшение основных и оборотных фондов, уменьшение финансов на счете);
-нецелевое использование кредитных средств.
Несмотря на все виды проверок это ни в коей мере не дает продавцу безусловной гарантии окупаемости вложенных средств. Однако, как показывает опыт, чем глубже проверка бизнеса перед его покупкой, тем у покупателя меньше рисков после его приобретения.
Хорошая, развёрнутая статья, сразу несколько взглядов на оценку бизнеса.
Я бы ещё отметил, что можно применить несколько систем оценки (себя, например, оцениваю по формуле "ликвидационная стоимость +15 месячных EBITDA" минус внешние обязательства).
Для оценки компаний в своём секторе - метод замещения (так как представляю с какой скоростью и затратами я могу достигнуть этих результатов) плюс немного гудвила (за счёт того, что мне не надо будет тратить время).
Мне бы эти знания, когда продавали компанию где я работал, так и не продали, по кускам на авито по дешевке оборудование только слили..