Как собственнику оценить свой бизнес

Основная проблема в России с оценкой стоимости компаний: практически никто не знает как это делать. Пролью свет на эту проблему. И отвечу на вопрос какой метод наиболее применим в наших реалиях.

Как собственнику оценить свой бизнес

Давайте сначала представлюсь. Семенов Антон, 28 лет из которых 7 лет занимаюсь предпринимательством. За это время развил 5 бизнесов. На данный момент за плечами более сотни сделок по продаже бизнеса и привлечению инвестиций. Плюс не так давно написал книгу "Как продавать дорого".

Я довольно часто сталкиваясь по работе с предпринимателями или владельцами бизнеса, которые находятся на стадии поиска дополнительных инвестиций или же хотят его продать, то регулярно вижу, что люди элементарно не знают как оценить то, что у них есть.

Давайте рассмотрим, какие существуют подходы и методы оценки.

Основных подходов всего три:

● Доходный;

● Затратный;

● Сравнительный.

1. Доходный подход

В данном подходе стоимость бизнеса связана с текущей стоимостью всех будущих чистых доходов.

На моей практике это самый часто применяемый на практике подход в России.

Самый частый, потому что инвестор покупает не здания, машины, оборудование, нематериальные ценности, а будущую чистую прибыль. В данном случае продается один актив = деньги.

Как и в любой тематике из сегмента b2b, основным конечным продуктом, за что платят деньги являются деньги. Либо чтобы их сэкономить либо чтобы заработать.

Данный подход используют, когда можно обоснованно определить будущие денежные доходы оцениваемого предприятия.

Методы в рамках доходного подхода фактически основаны на дисконтировании будущих сумм денежных потоков до их текущей (приведенной) стоимости.

В мировой практике применяется период 3-5 лет.

В Российских реалиях 1-3 года, потому что рынок нестабилен.

2. Затратный подход

Подходит для тех бизнесов, где много активов, но сам бизнес работает в ноль либо в минус либо не приносит стабильных доходов.

Например, бизнес находится на грани ликвидации.

Определяется рыночная стоимость каждого актива в отдельности, а затем из суммы активов вычитают величину обязательств компании.

Включает 3 метода:

● Метод чистых активов;

● Метод ликвидационной стоимости;

● Метод замещения.

2.1. Метод чистых активов.

Метод чистых активов применяется в случае когда компания обладает значительными материальными активами и ожидается, что компания по-прежнему будет действующим предприятием.

Чистые активы - это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов, суммы обязательств компании.

Расчет методом чистых активов включает в себя несколько этапов:

1) определяется обоснованная рыночная стоимость недвижимого имущества предприятия;

2) оценивается рыночная стоимость машин и оборудования;

3) рассчитывается стоимость нематериальных активов;

4) оценивается рыночная стоимость финансовых вложений (как долгосрочных, так и краткосрочных);

5) товарно-материальные запасы переводятся в текущую стоимость;

6) оцениваются расходы будущих периодов;

7) оценивается дебиторская задолженность;

8) обязательства предприятия переводятся в текущую стоимость;

9) определяется стоимость собственного капитала путем вычитания из обоснованной рыночной стоимости суммы активов текущей стоимости всех обязательств.

2.2 Метод ликвидационной стоимости.

В этом случае рассчитывают сумму, которую собственник получит, если ликвидирует предприятие и распродаст активы по-отдельности.

Учитываются затраты на оплату услуг юристов, демонтаж, комиссионные выплаты посредникам, налоги на имущественную продажу и ряд других расходов.

Методика расчета ликвидационной стоимости (стоимости неработающего предприятия) основана на оценке рыночной стоимости активов и обязательств. Отличия от метода стоимости чистых активов определяются различиями в состоянии предприятий.

При расчетах ликвидационной стоимости исключается гудвилл. Стоимость других нематериальных активов оказывается равной нулю (так как покупатели могут отсутствовать).

ГУДВИЛЛ - активы, капитал фирмы, не поддающийся материальному измерению (репутация, техническая компетенция, связи, влияние)

Гудвилл - это нематериальные факторы, благодаря которым фирма обладает конкурентными преимуществами в отрасли, и дополнительными доходами:

● фирменное наименование компании,

● репутация,

● технологическая культура,

● связи с контрагентами,

● ноу-хау в области организации и управления,

● перспективность бизнеса и др.

То есть в первом методе покупатель планирует использовать бизнес по прямому назначению, поэтому такие вещи как товарный знак, репутация и т.п. для него имеют значение и он готов за них заплатить.

А во втором методе мы распродаем активы на холодный рынок, как отдельные самостоятельные единицы и для покупателя не имеет значение бренд, репутация и т.д.

2.3. Метод замещения

Применяется для расчета стоимости замещения компании.

То есть считается сколько будет стоить строительство аналогичной компании с нуля при современных технологиях и полученная сумма является ценой бизнеса.

3. Сравнительный подход

В основу расчетов берется информация о компаниях, аналогичных той, что подлежит оценке. Насколько точно будет установлена стоимость, напрямую зависит от достоверности данных о конкурентах. Стоимость бизнеса ориентирована на сумму, за которую в данный момент продаются аналогичные фирмы на рынке. Подход редкий на практике, поскольку найти две совершенно одинаковые компании на рынке сложно.

Покупатель не купит объект недвижимости, если его стоимость превышает затраты на приобретение на рынке схожего объекта, обладающего такой же полезностью. Как правило, данный подход используется, если имеется достаточная база знаний о сделках купли-продажи.

3 метода, в основе сравнительного подхода:

● Метод рынка капитала;

● Метод сделок;

● Метод отраслевых коэффициентов.

3.1. Метод рынка капитала

Использует зафиксированные открытым фондовым рынком цены единичных акций (сравнивается цена акций аналогичного предприятия). С использованием данного метода проводится определение стоимости миноритарного (неконтрольного) пакета акций. Этот метод подходит только компаниям, кто уже вышел на IPO.

(IPO - первичное размещение акций)

3.2. Метод сделок

Базой для расчета является цена приобретения аналогичного бизнеса полностью или цена контрольного пакета акций.

Данный метод скорее подходит для оценки микро, малого или среднего бизнеса.

3.3. Метод отраслевых коэффициентов

Метод отраслевых коэффициентов заключается в том, что выводится зависимость между ценой продажи аналогичного бизнеса и специально выбранными финансовыми показателями. Например, цена/прибыль, цена/денежный поток, цена/выручка от реализации, цена/ дивидендные выплаты и т.д. Основное требование - идентичность финансовой базы (знаменателя) для аналога и оцениваемого предприятия.

Метод в основном используется для оценки малых компаний и носит вспомогательный характер. В результате обобщения были разработаны относительно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия. Например, опыт западных оценочных фирм свидетельствует о том, что рекламные агентства и бухгалтерские фирмы продаются, соответственно, за 0,7 и 0,5 от годовой выручки; заправочные станции – 1,2-2,0 от месячной выручки; предприятия розничной торговли – 0,75-1,5 от величины чистого дохода плюс стоимость оборудования и запасов.

Метод отраслевых коэффициентов используется за рубежом для экспресс-оценки, для предварительной оценки малых компаний. В отечественной практике этот метод не получил широкого распространения в связи с отсутствием необходимой информации, требующей длительного периода наблюдения. Поэтому для России наиболее приемлемыми методами является первый и второй, если смотреть в контексте сравнительного подхода.

1111
3 комментария

Спасибо автору за такое подробное описание методов оценки компаний. Соглашусь с автором предыдущего комментария о том, что в России лучше применять несколько методов оценки для получения наиболее достоверной информации. Вместе с тем, нами на практике применяется также метод сбора доп. информации, т.е. той, которой нет в открытых источниках и о которой большая часть продавцов старается умолчать при продаже своего бизнеса. Речь в частности идет о благонадежности продавца. Так, при сопровождении сделок мы собираем следующую информацию: -продолжительность и стабильность существования предприятия;
-наличие (отсутствие) долговременных партнеров предприятия и их отзывы о сотрудничестве;
-наличие в собственности достаточного количества ТМЦ у изучаемого предприятия;
-наличие (отсутствие) дочерних и материнских предприятий;
-наличие (отсутствие) случаев мошенничества в прошлой истории предприятия либо прошлом опыте руководителей;
-стабильность (изменения) фактического адреса;
-стабильность (изменения) состава руководства;
-стабильность (изменения) состава учредителей;
-наличие (отсутствие) судебных либо административных разбирательств с участием исследуемого предприятия либо его руководителей, их суть;
-наличие (отсутствие) устойчивой связи с криминалом;
-снятие с банковского счета сумм, значительно превышающих фонд заработной платы;
-тенденцию ухудшения финансового состояния предприятия (уменьшение основных и оборотных фондов, уменьшение финансов на счете);
-нецелевое использование кредитных средств.
Несмотря на все виды проверок это ни в коей мере не дает продавцу безусловной гарантии окупаемости вложенных средств. Однако, как показывает опыт, чем глубже проверка бизнеса перед его покупкой, тем у покупателя меньше рисков после его приобретения.

2
Ответить

Хорошая, развёрнутая статья, сразу несколько взглядов на оценку бизнеса.

Я бы ещё отметил, что можно применить несколько систем оценки (себя, например, оцениваю по формуле "ликвидационная стоимость +15 месячных EBITDA" минус внешние обязательства).

Для оценки компаний в своём секторе - метод замещения (так как представляю с какой скоростью и затратами я могу достигнуть этих результатов) плюс немного гудвила (за счёт того, что мне не надо будет тратить время).

Ответить

Мне бы эти знания, когда продавали компанию где я работал, так и не продали, по кускам на авито по дешевке оборудование только слили..

Ответить