Внедрение штрихкодирования на складе как основа автоматизации

Внедрение штрихкодирования на складе как основа автоматизации

Сегодня практически невозможно найти товары без штрихкода на упаковке. А ведь он служит не только для упрощения продаж в кассовой зоне. Его также применяют для автоматизации задач на складе. Например, штрихкод позволяет упростить и ускорить проведение инвентаризаций, приёмки, отгрузки и перемещений. Помогает за считанные секунды посмотреть остаток по товарной единице без прямого взаимодействия с системой учёта, сокращает влияние человеческого фактора и снижает количество рекламаций от клиентов из-за ошибок в поставках товара.

В этой статье подробно рассмотрим:

  • систему шагов по внедрению штрихкодирования для автоматизации бизнес-процессов
  • почему развивающейся компании не обойтись без учёта товаров по ШК
  • какие есть особенности использования ШК
  • как автоматизировать склад на основе штрихкодирования и с чего начать
  • какое оборудование выбрать

Штрихкодирование — основа автоматизации

Автоматизация склада — простой способ сократить расходы компании, снизить нагрузку на персонал, но при этом сохранить высокие показатели производительности.

Первым шагом к автоматизации является внедрение системы штрихкодирования. Её принцип заключается в нанесении наклейки со ШК на упаковку продукции. И тогда работать с товаром становится очень просто — достаточно поднести ШК к считывающему устройству, и данные тут же попадут в систему учёта. Этот же способ даёт возможность отслеживать все перемещения продукции как внутри склада, так и за его пределы.

Кодированию подвергаются не только товары и товарно-материальные ценности, но и:

- территория склада: если площадь большая, ШК дают возможность маркировать зоны приёмки и отгрузки и распределять нагрузку по этим участкам.

- стеллажи, полки, ячейки — при условии организации адресного хранения каждому месту присваивают уникальный адрес, который в дальнейшем будет отражаться в карточке размещённого на нём товара,

- документы — например, накладные и акты — в данном случае в кодах зашифровывают данные для удобного последующего поиска в системе учёта,

- сотрудники — благодаря ШК можно организовать авторизацию по пользователю, контролировать выработку, рабочее время и KPI.

Получается, что штрихкод — это средство автоматической обработки данных. При этом разная информация зашифровывается в разных видах ШК, но основными все же являются:

  • одномерные (состоят из чёрных и белых полос различной ширины, с зашифрованной в них последовательностью цифр и букв непосредственно под кодом);
  • двумерные (чаще всего квадратные — содержат в себе гораздо больший объём информации, зашифрованной в вертикальном и горизонтальном направлениях одновременно).

Стандартом в торговле и в организации склада и адресного хранения стал первый вариант — одномерный код EAN-13.

Плюсы штрихкодирования на складе

Без учёта товарно-материальных ценностей по штрихкодам бизнес неизбежно сталкивается со сложностями:

  • низкая скорость работы сотрудников по бумажным носителям,
  • частые ошибки «человеческого фактора»,
  • длительные инвентаризации,
  • просрочка,
  • пересорт,
  • рекламации от клиентов.

В итоге, если нет ШК, который можно отсканировать, приготовьтесь обрабатывать данные вручную — на бумаге или с калькулятором. И если объём данных большой, человек с этой задачей попросту не справится. А вот специальное оборудование — запросто.

Штрихкод может упростить жизнь любой компании. Данная система необходима:

- при работе с товарами, подлежащими обязательной маркировке,

- на производстве — для учёта по серийным номерам или сериям,

- в супермаркетах, гипермаркетах и интернет-магазинах, в логистике,

- на небольших складах и крупных складских комплексах,

- при хранении похожих визуально товаров и продукции, требующей строгого контроля сроков годности, партий, серийных номеров.

Главные плюсы системы штрихкодирования будут заметны сразу же после внедрения:

  • можно будет отследить весь «жизненный путь» ТМЦ: от момента изготовления до конечного покупателя, перемещение внутри организации, перемещение по складским ячейкам;
  • быстро проводить инвентаризации без необходимости сводить вручную остатки, внося каждое наименование номенклатуры и количество в систему учёта;
  • избежать пересортов из-за неверного указания товарных характеристик в накладных (вся информация будет подгружаться в документ из ШК);
  • сократить время на приёмку товара — больше нет необходимости ставить “галочки” напротив названий товара в бумажной накладной от поставщика.

Какое оборудование нужно

Вторым шагом к автоматизации склада является выбор специализированного оборудования. Вам могут подойти:

Сканер штрих-кодов, терминал сбора данных и принтер этикеток
Сканер штрих-кодов, терминал сбора данных и принтер этикеток
  • Сканеры ШК — работают в связке с компьютером, подключаются с помощью USB провода, не являются самостоятельной полноценной единицей для ведения учёта и имеют ограниченный функционал — могут только считывать маркировку с упаковок товара и палет. Более продвинутые модели более мобильны и имеют модуль Bluetooth.
  • ТСД — это по сути мини-компьютер. Основное преимущество терминалов сбора данных перед стационарными сканерами в том, что они не «привязаны» к ПК, имеют небольшие размеры, обладают всеми необходимыми функциями для работы с товаром. Например, могут напрямую получать задания из системы учёта для проведения инвентаризаций.
  • Принтер этикеток — печатает наклейки со штрихкодом. Просто отправьте ШК на печать и наклейте его на упаковку товара, ячейку, бейдж кладовщика или оборудование.

Рекомендуем сравнивать технические характеристики различных моделей оборудования. Например, при выборе ТСД для холодного склада нужно обязательно обратить внимание на температурный режим эксплуатации, чтобы девайс работал всю смену без отключения. Присмотритесь к моделям с опцией «горячей» замены аккумулятора — это позволит не выключать мобильный компьютер и не выходить из выполняемой операции или документа на время замены «батарейки».

Софт — отдельная глава автоматизации

Терминал сбора данных или сканер не будут работать без программного обеспечения
Терминал сбора данных или сканер не будут работать без программного обеспечения

Выбор специализированного программного обеспечения для ТСД — третий шаг к автоматизации склада. Без ПО терминал — это просто железка, которая сможет считать штрихкод, но не сможет отразить на экране ни характеристики, ни количество, ни уж тем более стоимость или сроки годности. За передачу информации из системы учёта на ТСД и обратно отвечает программное обеспечение.

Внедрив специализированный софт, вы получите инструмент для сбора данных о товарах в режиме реального времени, отслеживания остатков и ведения товарного запаса, ускорения складских и товарных операций, сокращения ошибок и устранения человеческого фактора. И даже для отслеживания KPI сотрудников вашей компании.

Функции ПО для терминалов:

  • Коллективная работа с одним документом с нескольких различных устройств;
  • Размещение товара в ячейках;
  • Работа с характеристиками, серийными номерами и сериями товара;
  • Обмен текстовыми файлами;
  • Заказ, ввод в оборот и нанесение кодов маркировки;
  • Добавление фото к номенклатуре и другие.

При выборе программного обеспечения стоит учесть, какие процессы собираетесь автоматизировать и в каком виде использовать софт — в «коробочной» версии или же с доработками. От этого будет зависеть конечная стоимость работ и собственно сроки внедрения.

Особенности штрихкодирования склада в 1С

Есть штрихкод на упаковке или нет — в любом случае без системы учёта не обойтись. В России около 90% компаний используют 1С. Сейчас это больше чем просто система бухгалтерского учёта. В ней есть всё, чтобы на её основе выстроить комплексную автоматизацию предприятия.

Например, 1С легко интегрировать с другими системами, которые подразумевают использование маркировки и ШК: с ЕГАИС, «Честным ЗНАКом», «Меркурием». В итоге можно управлять маркировкой из одной программы, а не из нескольких.

Также в 1С есть функционал, позволяющий самостоятельно генерировать штрихкоды для маркировки товара:

  • на собственном производстве или складе
  • при получении от поставщика, который не нанёс ШК.

В итоге, правильная настройка 1С — это четвёртый шаг к автоматизации бизнеса. Она необходима для того, чтобы корректно работать с ШК из других систем, а также со своей номенклатурой товаров.

Важно: 1С нужно объединить с ПО для ТСД. Тогда одним нажатием кнопки можно будет отправлять задания на мобильный компьютер работников склада или обновлять информацию на основании сканирования ШК.
Важно: 1С нужно объединить с ПО для ТСД. Тогда одним нажатием кнопки можно будет отправлять задания на мобильный компьютер работников склада или обновлять информацию на основании сканирования ШК.

С помощью штрихкодов для дальнейшей идентификации в 1С маркируют штучный и весовой товар, дисконтные карты, подарочные сертификаты, регистрационные карточки сотрудников компании.

Внутренние ШК во разных компаниях чаще всего выглядят одинаково:

  • начинаются с 2,
  • состоят из 13 цифр,
  • тринадцатая цифра — это контрольный символ. Он рассчитывается автоматически по алгоритму EAN13,
  • второе место в коде занимает префикс штучного или весового товара, который и даёт сигнал системе 1С, как понимать тот или иной ШК,
  • третье и четвёртое место — двухзначный префикс узла распределённой информационной базы,
  • остальные цифры — порядковый номер товара.

Следует помнить, что товарные штрихкоды не должны совпадать с ШК карт покупателей, документов или сертификатов.

С чего начать внедрение штрихкодирования товара на любом складе

Стратегия

Любому складу нужна стратегия, независимо от его размера
Любому складу нужна стратегия, независимо от его размера

Первым делом стоит оценить потребности склада и хотя бы примерно прикинуть экономический эффект. Для этого изучите все бизнес-процессы и проведите комплексный анализ работы своего предприятия:

  • Каков объём номенклатуры склада?
  • Похожи визуально или нет товары?
  • Есть ли необходимость контроля сроков годности или ведения учёта по сериям/серийным номерам?
  • Нужна ли дополнительная маркировка товаров, в том числе обязательная?
  • Сколько времени персонал тратит на выполнение складских операций сейчас и нужно ли это время сократить?
  • Используют ли сотрудники склада специализированное оборудование для автоматизированной обработки данных и обмена с 1С?
  • Что хотите получить от автоматизации в целом: чтобы ушли ошибки человеческого фактора; чтобы кладовщики быстрее выполняли складские операции; чтобы сократилось количество рекламаций от клиентов, чтобы можно было легко находить место хранения продукции на складе?

Далее определитесь с форматом и информацией, которая будет отражаться в штрихкодах. Здесь нужно учитывать как внутренние требования бизнеса, так и особенности работы с контрагентами. На этом же этапе обычно создают справочники товаров в системе учёта, в том числе для интеграции со специализированным софтом для ТСД.

Подрядчик

Внедрение системы штрихкодирования на предприятии требует определённых знаний и опыта. Хорошо, если у ваших IT-сотрудников они есть. Если нет, доверьтесь профильным специалистам. Как минимум, чтобы не усложнять себе жизнь и не потратить в разы больше денег в попытке все сделать самостоятельно.

Почему выгоднее обратиться к подрядчику?

  • Профильные специалисты чаще всего имеют большой опыт ведения подобных проектов.
  • Подрядчик поможет выбрать программное обеспечение для терминалов сбора данных.
  • При необходимости сможет произвести интеграцию системы учёта с выбранным ПО для ТСД.
  • С подрядчиком можно заключить договор дальнейшего сопровождения. И в случае возникновения ошибок, специалисты всё исправят.
  • Не придётся отрывать сотрудников своей компании от выполнения их ежедневных обязанностей и разбираться с недостатком знаний в области автоматизации.
  • Профильные специалисты проведут полноценное обучение для персонала вашей компании, разработают регламент работы и инструкции, в том числе в электронном виде с наглядными скриншотами из системы учёта и расписанной последовательностью выполнения операций.
  • Профессионалы не отдадут вам в работу «сырое» решение: обязательно сначала проведут пробное, а затем и «боевое» тестирование работоспособности системы.

Опыт ИТБ

Компания «Информационные технологии в бизнесе» с 2003 года специализируется на автоматизации бизнеса «под ключ» на предприятиях оптовой и розничной торговли, промышленного производства, логистики и складов, сельского хозяйства, доставки, лёгкой промышленности и других.

Помимо этого специалисты «ИТБ»:

  • внедряют облачные решения
  • настраивают документооборот
  • внедряют, дорабатывают и сопровождают 1С
  • повышают производительность работы сотрудников
  • сотрудничают с разработчиками отечественного программного обеспечения и являются официальными представителями компаний 1С и Клеверенс.

Что вы получите, выбрав «ИТБ»?

  • Бесплатную консультацию и полный аудит складских бизнес-процессов.
  • Грамотно составленное коммерческое предложение с подробным описанием решения.
  • Помощь в выборе специализированного оборудования, его подключение и настройку.
  • Готовое техническое задание, учитывающее все аспекты работ.
  • Разработку, настройку и интеграцию программного обеспечения.
  • Подробные инструкции по работе с ТСД и выполнению операций.
  • Обучение сотрудников вашей компании.

Нужна консультация по автоматизации склада?
Свяжитесь с нами:

- оставьте заявку на сайте it-b.ru

- позвоните нашему менеджеру Олесе Сокур:
+7 (495) 032-60-24 или +7 (800) 101-15-13

33
4 комментария

Ничего до этого не знала о штрих кодировании. Не мой профиль. Но после прочтения стало всё понятно. Как по полочкам

Спасибо) Мы старались

а почему вручную то все до сих пор?

Если вы про инвентаризацию и например операции по приходу и отгрузке, то на самом деле так и есть. Многие до сих пор не используют сканеры штрихкодов и терминалы сбора данных. Разумеется, чтобы их использовать, сначала (или одновременно) надо внедрить штрихкодирование.