UX-патруль, выпуск третий: «ВКонтакте»

К сожалению, даже на крупных сайтах есть проблемы, усложняющие взаимодействие. Мы с командой вышли в UX-патруль: анализировать сайты, приложения, программы, указывать на проблемные места и предлагать решения.

Пишем про то, что неудобно нам и нашим знакомым. Есть чем дополнить? Напишите в комментарии. После публикации и сбора обратной связи мы направим все проблемы разработчикам сервиса.

Предыдущие выпуски:

Сегодня разбираем «ВКонтакте». Затронули только страницу сообщества. Погнали!

Постеры

Эту функцию добавили относительно недавно. Пользовался ей всего пару раз, но этого хватило, чтобы столкнуться с проблемами.

Сейчас выбор фона для постера реализован в виде карусели, в которой видно только 8 элементов из ~40. Следовательно, для выбора тёмного фона нужно сделать 6 кликов. Либо кликать по не очень очевидному элементу сверху.

Когда начал делать аудит, выяснил, что можно листать колёсиком мышки — это, конечно, удобнее, но тоже не очевидно.

Как сделать удобнее

Уже есть привычный интерфейс для выбора смайлов. Мы предлагаем использовать его для выбора фона, но делать это не всплывашкой, а вот таким блоком:

Сделали логику, как у смайлов и категории рядом, а не вверху постера
Сделали логику, как у смайлов и категории рядом, а не вверху постера

Отложенная публикация

Ранее эта функция была среди прикрепленных материалов и называлась «Таймер». Вынести её отдельно — правильное решение. Но сделали это не совсем удачно. Посмотрите на текущий сценарий:

Не смотря на мой опыт работы с сайтами, я частенько непроизвольно кликаю на кнопку «Сбросить», так как дату выбрал, окно не пропало — интуитивно ищу кнопку «Применить», но из-за спешки жму «Сбросить». Возвращаюсь, пытаюсь выбрать даблкликом — тоже не выходит.

И выбор времени оказался на втором плане, хотя кому-то нужно только время задать.

Хочется сказать: «Раньше было лучше»

Старый интерфейс отложенной публикации
Старый интерфейс отложенной публикации

Тут выбор однозначный, после клика на дату — она выбиралась. Время и дата имеют одинаковый вес. По-моему, тут всё ок.

Возможно, текущее решение сделано с целью экономии клика, т.к. если сделать также надпись «Сейчас», а по клику отображать вот этот интерфейс — для открытия календаря потребуется ещё один клик. Но сэкономленный клик теперь приходится производить вне области, после выбора даты. Это не очевидно.

Вывод: оставить строку снизу, для настройки отложенной публикации, но вернуть старый интерфейс.

Смайлики в пост

Расставлять смайлики по тексту больно.

Сейчас покажу наглядно, о чем речь:

  1. Кликаю на строку, в которую нужно вставить смайл;

  2. Листаю вверх, к иконке смайла;

  3. Кликаю по ней;

  4. Ищу нужный смайл;

  5. Кликаю по нему;

  6. Не понимаю, что произошло;

  7. Жму ещё раз;

  8. Снова ничего не понимаю;

  9. Листаю в конец поста и вижу смайл;

  10. Вырезаю и вставляю туда, куда мне нужно.

Почему так происходит? Разобрался не сразу. Оказывается, смайлы появляются при наведении, а не при клике. Соответственно, клик по иконке сбрасывает выбранное место.

Как сделать удобнее

Раскрывать смайлы и по клику и при наведении.

Ещё есть проблема, которую выше указал под п.2 — если хочешь вставить смайл в длинном тексте, то приходится всегда листать вверх, выбирать смайл, листать вниз и смотреть, как он выглядит.

Для решения этой проблемы можно сделать смайл плавающим при скролле:

Ну или хотя бы переместить его в свободную область рядом с выбором даты публикации — если пользователь пишет и сразу ставит смайлы, то ему это будет гораздо удобнее, т.к. нижняя часть интерфейса всегда рядом.

Прикрепление аудиозаписей

Это самая большая боль для меня.

Хочешь прикрепить 10 аудиозаписей? Сделай 30 кликов и каждый раз ищи место, на котором остановился:

Не знаю, кто чаще прикрепляет аудио из аудиозаписей сообщества, но мне доставило кучу неудобств недавнее обновление, в котором их вынесли по умолчанию.

Прикрепленные аудио никак не идентифицируются. Часто кликаю по уже прикрепленным из-за этого.

Ну и прикрепление аудио по одной — ужас.

Пока писал, решил погуглить про это — выяснил, что даже сейчас можно прикрепить несколько аудиозаписей, зажав CTRL. Супер очевидное решение, но и на том спасибо.

Как сделать удобнее — как в приложении. С множественным выбором и отмечая выбранные аудио. Ну и баг со скачущей версткой после прикрепления надо поправить, а то каждый раз приходится вниз листать.

Прочие недостатки

1. Отмена публикации. Если написал пост и передумал его публиковать — придется вручную удалять весь текст и откреплять вложения.

Как сделать удобнее— добавить функцию отмены публикации.

2. Иконка смайла. Иконка прикрепления смайликов имеет больший отступ, чем аватарка сообщества. Из-за этого текст попадает под иконку:

UX-патруль, выпуск третий: «ВКонтакте»

Как сделать удобнее сдвинуть иконку хотя бы на 5px.

3. Редактирование информации. Не понимаю, почему какие-то сущности можно редактировать не из настроек, какие-то нельзя. Какие-то открываются в попапе, какие-то отдельной страницей.

Как сделать удобнее — сущности «Контакты» и «Ссылки» имеют не большую разницу, поэтому можно обе сделать всплывающими окнами. Редактирование описания сообщества тоже было бы удобно реализовать на этой странице, а не искать в настройках.

А ещё было бы круто, добавить возможность скрывать разделы, без перехода в настройки.

4. Раздел «Ссылки». Если, к примеру, у меня обновился домен сайта и нужно обновить ссылку, то сейчас придется постараться:

Как сделать удобнее — позволить редактировать ссылку и, желательно, изображение тоже. Хотя бы миниатюру.

Вконтакте регулярно обновляет свои интерфейсы. Не смотря на хейт, который летит в их сторону — многое реально стало удобнее и за это респект. Со всеми проблемами, описанными выше, сталкиваюсь лично в процессе ведения блога. Надеюсь, что их заметят и поправят.

Артём Конаков, основатель студии UXART

Да, все замечания субъективны и основаны на нашем пользовательском опыте. Да, не имеем доступа к метрикам и бизнес-замыслам разработчиков.

Но мы пользуемся этим сайтом. Нам неудобно — критикуем и предлагаем.

P.S. Укажите сайты, приложения, программы, которые вы бы хотели увидеть в следующих выпусках UX-патруля от команды UXART.

3131
19 комментариев

Основывать ui анализ на фундаменте «я пользуюсь и мне неудобно» — как минимум непрофессионально.

Чтобы не быть голословным — связались бы с продактами вк и задали им эти вопросы и предложения (ребята молодые и адекватные, контакты в тг найти несложно). Я уверен, они бы рассказали, почему приняли такое решение или реализовали фичу именно так.

Это было бы в разы информативнее и полезнее для всех.

10
Ответить

Это гипотезы, сформированные на основании пользовательского опыта. Да, без метрик, но такие гипотезы могут быть весьма полезны, как взгляд со стороны от реальных пользователей сервиса. Как и писал в статье — мы направим всё это разработчикам и с радостью послушаем их обратную связь.

12
Ответить

ux Пишем про то, что неудобно нам и нашим знакомым.Куда погнали то?
На основании каких данных ты решаешь насколько реализация удобна или очевидна? Количество кликов ? Ага...
Свои решения ты на основании чего предлагаешь ?
Ты даже в конце пишешь, что замечания субъективны, но все равно для чего-то пишешь этот пост. На мой взгляд это яркий маркер некомпетентности в вопросе своего же поста.
А то, что ты не понимаешь почему в рамках одного продукта, контролы/поведения реализованы по-разному, объясняется тем, что весь твой опыт ограничивается сайтами, а не продуктами.

8
Ответить

Если внимательно прочесть пост, то можно найти ответы на вопросы, которые вы задаете.

Кратко: пользуюсь → сталкиваюсь с неудобствами → предлагаю изменения.

Прекрасно понимаю, что контролы или поведения могут быть реализованы по-разному, но конкретно в затронутых случаях их можно сделать одинаковыми. Это упросит взаимодействие и сделает его более интуитивным.

4
Ответить

Интересный материал, но цитировать самого себя в своей статье кажется мне публичным онанизмом :)

5
Ответить

Очень дилетантский взгляд на мир - "Мне так удобно, значит так правильно". Автор понятия не имеет, чем руководствуется продуктовая команда в разработке той или иной фичи. И если автору неудобно, это вообще ни о чем не говоритф

4
Ответить

Не согласна с вами категорически! "Мне так удобно, значит так правильно" - так рассуждает каждый пользователь, и вы в том числе. Автор и пытается рассуждать как пользователь, которому неудобно. Между прочим, любой цифровой продукт делается прежде всего ДЛЯ пользователя и решения его задач при помощи этого продукта. И оценивает он его исключительно с точки зрения удобно-неудобно. А если команда Вк разрабатывает фичи, не учитывая это, то извините......

3
Ответить