Как повысить шанс заключить сделку, когда клиентов уводят буквально из-под носа?

Меня зовут Богдан Ефремов, я руковожу рекламным агентством Efremov Media. Иногда бывало так, что пока мы готовим договор сотрудничества по проекту, детали которого мы прорабатывали не один месяц, к клиенту приезжали конкуренты и уводили его. Как так, ведь мы вроде договорились? Сейчас такое случается реже. В статье о том, что стоит пересмотреть в общении с клиентами после обсуждения задачи, чтобы не терять их.

Как повысить шанс заключить сделку, когда клиентов уводят буквально из-под носа?

Небольшая предыстория: однажды к нам обратился маркетолог крепкой строительно компании с хорошими оборотами за контекстной рекламой. Мы показали кейсы, расписали план работ и цели, к которым мы будем идти. Спустя несколько этапов обсуждения и бесконечных зум-созвонов, клиенту и маркетологу все понравилось, можно готовить договор. Пока я этим занимался, к руководителю приехали друзья друзей его друзей — другое рекламное агентство. Хорошенько выпили и заключили договор. Маркетолог в шоке, я в шоке, команда в шоке, ведь мы без проекта, который очень хотелось получить.

Против рюмашки, может, и не попрешь, но со временем у нас выработались правила работы после отправки коммерческого предложения, которые помогают свести к минимуму такие ситуации. Думаю, они будут полезны в любой сфере. Обращаю внимание, что все советы применимы в случаях работы с входящими заявками от клиентов. Работа с холодными заявками, когда вы сами приходите со своим предложением к клиенту, строиться иначе.

К сожалению, компетенции, кейсы и экспертность решают не всегда и не все.

1. Держать контакт

Отправить коммерческое предложение, прайс, кейсы и просто ждать ответа — это пассивная стратегия, снижающая конверсию в продажу в ноль. Важно поддерживать контакт, напоминать о себе.

Для начала лучше уточнить, когда ожидать обратной связи. Сделать это можно еще на этапе брифинга, когда вы выясняете срочность задачи для клиента. Может получиться так, что у компании пока не горит, и они просто знакомятся с новой услугой, прикидывают бюджет. Тогда тактика общения будет одна. А если запустить рекламу нужно было еще вчера — то другая. О них отдельно расскажу ниже.

Важно понимать, что закинуть свое предложение, и ждать, когда клиент клюнет, нельзя. Так появляется сразу два риска: упустить время на принятии решения и остаться без клиента.

К тому же компании часто рассматривают сразу несколько коммерческих предложений, когда ищут подрядчиков. Если это ваш случай, молча сидеть точно не нужно — контракт получит тот, кто активнее и наглее, постоянно на связи и на виду.

Во времена, когда я сам руководил отделом маркетинга в найме, при подборе подрядчиков больше шансов было у тех, кто постоянно был со мной в контакте: обсуждали задачи, предлагали решения, рассказывали о своих компетенциях. В суматохе, когда на дню тысяча дел, легко забыть о КП, которое прислали два дня назад. А если срок рассмотрения предложений от подрядчиков растягивается на несколько недель, то те из них, кто в первый день отправили КП и просто ждут ответа сидя на месте будут забыты с вероятностью в 99%. И не важно какой у них уровень компетенций.

По активности людей можно кое-что сказать и о том, как они будут работать: ждать команды для каждого шага или первыми сообщать о проблеме и не бояться принимать решение. Иногда такие качества имеют большой вес, если сравнивать подрядчиков с почти одинаковыми компетенциями — получить контракт может чуть менее талантливый, но активный исполнитель. Важнее правильно донести свою ценность.

Во всем этом важно не забывать о себе: оцените, насколько проект интересен вам. Дело не только в деньгах, но и в некотором вызове. Вести однотипные проекты, выполнять монотонные задачи вредно для бизнеса. Грубо говоря, плясать вокруг компании, с которой не очень-то и хочется работать, не нужно.

2. Выбирать правильное время, чтобы напомнить о себе

Не всегда решение о сотрудничестве принимается в течение недели. Клиент может взять месяц на рассмотрение предложения, общение с другими подрядчиками. И если в первом пункте я писал о том, что контакт поддерживать нужно, то в этом речь пойдет о здоровом дозировании себя в информационном потоке клиента.

Представьте ситуацию: компания ищет специалиста по контекстной рекламе. У нее месяц на то, чтобы выбрать подрядчика. В течение этого месяца маркетолог или руководитель общаются со спецами, получают КПшки, может, собирают всех в табличку, а может, информация просто лежит на почте вперемешку со спамом. Будет не очень разумно звонить им каждый день с вопросом «чё как, уже приняли решение?».

Когда срок принятия решения большой и есть конкуренты, больше шансов заполучить контракт у тех, кто начал активно общаться с заказчиком ближе к концу этого срока. Дело в том, что о ребятах, которые пошли на коммуникацию раньше, скорее всего забудут. Я пишу именно о впечатлении от общения.

Поэтому важно на этапе брифинга не только рассказать о себе, кейсах и опыте, а еще и выяснить сроки принятия решения, наличие конкурентов. Если вы понимаете, что пришли в самом начале срока рассмотрения - разработайте маршрутный лист-график своих контактов с компанией.

Например, когда я направляю КП и жду обратку, могу в течение недели позвонить клиенту, чтобы обсудить какие-то моменты потенциальной работы, параллельно налаживая с ним контакт и выстраивая диалог в таком русле, будто он уже нас выбрал. То есть обсуждать уже непосредственно рабочие моменты на проекте.

И по итогу часто действительно выбирают именно таких подрядчиков, так как конкуренты просто скинули КП на почту и ждут хорошей погоды, когда мы уже вовсю обсуждаем задачи.

3. Выбирать личную встречу

Мне кажется, коммерческое предложение — больше символическая часть, эдакий артефакт переговоров. Главное — не скинуть КП, а поговорить. Вот мой рейтинг по форматам переговоров:

Как повысить шанс заключить сделку, когда клиентов уводят буквально из-под носа?

При выборе формата общения тоже важно оценить, насколько вам оно надо. К некоторым клиентам я даже в офис в Москву из Питера приезжаю, если у меня есть интерес в проекте, и я намерен заключить сделку.

4. Будьте на равных

Как писал Кемп «Не испытывайте нужду». Ну или хотя бы не показывайте ее во время переговоров. Клиенту ни к чему знать, что его проект для вас — это последняя возможность внести платеж по ипотеке в этом месяце. Важно оставаться на равных, не лебезить и помнить, что вы оказываете услугу.

Это может быть сложно, особенно когда клиент пытается манипулировать, продавливать по цене. Идя на переговоры, «подготовьте» два лица:

  • вполне довольное заключением сделки, а не капец какое счастливое, ибо наконец-то кто-то согласился;

  • умеренно разочарованное в том, что сделку заключить не удалось, но не огорченное тем, что теперь нечего кушать.

Выводы

  1. После знакомства с клиентом и проектом выясните, в какие сроки ожидать обратной связи, рассматривает ли клиент других подрядчиков.
  2. Оцените, когда лучше напомнить о себе.
  3. Выбирайте встречу или созвон, а не переписку или сухое КП. Даже если вам в телеге написал клиент и в первом же сообщении спросил цену - старайтесь сначала вывести его на звонок. Конечно же, учитывайте пожелание клиента.
  4. Общайтесь в такой форме, чтобы создалось впечатление, что вы уже работаете вместе.
  5. Не заискивайте. Лицо, принимающее решения в компании - это либо сам собственник, либо начальники отделов маркетинга или продаж. Как правило, эти ребята опытные и даже по вашему тону голоса и манере держаться быстро считывают, что конкретно вы из себя представляете. И меньше всего шансов заключить сделку будет у неуверенного в себе подрядчика.

Конечно, бывают ситуации, когда клиент больше никаких подрядчиков и не рассматривает, если обратился по сарафанке, например. Если уже перешли на этап заключения сделки, то можно и не беспокоить лишний раз. Хотя, учитывая историю, о которой я рассказал в начале статьи, можно и постучаться, особенно, если интерес к проекту велик. Потому что все ваши намерения подписать контракт с выгодным клиентом могут быть в миг разрушены бутылкой хорошего виски.

А как вы переводите сделку из согласованной на словах в подписанную?

Обсуждение переговоров продолжим с коллегами в моем Телеграм-канале, присоединяйтесь, если нужны советы или вам самим есть что рассказать.

2525
3 комментария

Очень согласна насчёт того, что прежде нужно оценить интересность проекта для себя. На фрилансе иногда бывает соблазн взять все заказы, которые идут. Отказываться от некоторых больно, но полезно)

Выходит, вы и как агентство не берете проекты, которые неинтересны или не содержат вызова?

1
Ответить

Да, есть определённая финансовая составляющая. Если у клиента маленький бюджет, то мы стараемся не браться за такие проекты, так как и результаты получить будет сложнее, учитывая прожорливость Яндекса. Более того, клиентам также сообщаем, если видим, что им реально рано идти в контекст.
Плюс за ряд ниш стараемся вообще не браться

2
Ответить

Возьму на вооружение обсуждать с потенциальным заказчиком детали проекта. Спасибо за наводку )

Ответить