Отзывы в Яндекс.Картах — насколько им можно доверять?
(он же Яндекс.Справочник, он же Яндекс.Бизнес).
Ходил на спектакль "Бесы" по Достоевскому, театр на Малой Бронной, 4 июня 2023. Спектакль в целом не понравился, захотел поделиться своими впечатлениями в отзывах на Яндекс.Картах.
Наверное все, кто пользуется Яндекс.Картами (другие названия сервиса - Яндекс.Справочник, Яндекс.Бизнес) знают, что про определенное место на карте, про организацию по нужному адресу, в сервисе можно быстро получить краткую справку - ругают ее или хвалят, и в каких выражениях. И как организация отвечает на эти отзывы о своей работе. Понятно, что на любом подобном сервисе есть модерация, которая "следит за порядком", и удаляет нецензурные и прочие отзывы, о которых есть основание думать, что они заказные.
Но неожиданно обнаружил, что модерация явно выходит за пределы такого "поддержания порядка", а, фактически, "играет на стороне организации".
Для справки: в Яндекс.Бизнесе (Яндекс.Картах) можно давать рекламу, причем диапазон сумм оплаты за рекламу очень широкий: за одно и то же место на карте, (одну и ту же организацию) можно платить "по минимуму" или "по максимуму", за разные типы продвижения на Яндекс.Картах. И суммы отличаются в разы или даже на порядок (в 10 раз и более). Тут есть, как обычная контекстная реклама, так и всякие "плюшки": красивая зеленая отметка, или брендированная отметка - микрологотип, или повышение в результатах "поиска по Яндекс.Картам". Грубо говоря, если есть два театра, и один из них платит Яндексу за продвижение, а другой не платит - то тот, который платит, будет выше в результатах поиска по запросу, например, "куда пойти в театр", если его ввести на Яндекс.Картах.
Это понятно и предсказуемо. Но оказывается, что Яндекс очень пристрастно модерирует отзывы, которые оставляют посетители.
Первые сомнения у меня возникли, когда я увидел общий рейтинг театра на Малой Бронной: "4,6 из 5". Это "странно много" для такого спорного и эклектичного театра, который, наверняка, многие ругают (видимо, многие и хвалят).
Итак, был на спектакле "Бесы" 4 июня 2023. И по горячим следам высказал свое впечатление, 5 июня оставил отзыв. Через месяц проверяю - отзыв есть, его модерация не удалила, но вижу его только я, авторизовавшись в своем аккаунте в Яндекс (в том аккаунте, с которого писал отзыв, естественно). С другого аккаунта или в режиме "инкогнито" - отзыв не виден. Можно догадаться, что это такое "завуалированное удаление отзыва" модерацией, чтоб поменьше звонили и интересовались - "Куда делся мой отзыв?".
Отзыв жесткий, но вполне цензурный. Гораздо цензурнее, чем сам спектакль.
Стало интересно почитать остальные отзывы, и понять как высчитываются эти самые "высокие 4,6 баллов из 5".
Выяснилось, что последний отрицательный отзыв был за 12 февраля (!). То есть уже 4 месяца у театра нет отрицательных отзывов. Это забавно, но радикально неправдоподобно.
Надо принимать во внимание, что худруком театра на Малой Бронной работает К.Богомолов (тот самый, который праздновал свадьбу с Собчак в катафалке). Он же режиссер спектакля "Бесы". Эпатажа в спектакле хватает, причем иногда мерзкого, "за гранью". Ну и как любой эпатаж, это вызывает реакцию отторжения у тех, кого это произведение "призвано эпатировать" - ну просто по определению. Поэтому очевидно, что отрицательных отзывов должно быть море - а их нет! Ни одного за 4 месяца.
Итак, захотелось нащупать, где находится черта здравого смысла модерации, постепенно уменьшая накал отзыва, но оставляя его отрицательным. (Отзывы оставлялись с разных, достаточно старых аккаунтов, которые заводились для других нужд. Так что "пессимизации" за новорожденный аккаунт быть не должно).
14 июня - отзыв в более плавных выражениях, 1 звезда.
Модерацию не прошел (виден только с родного аккаунта.)
16 июня - отзыв совсем краткий, вполне политкорректный, 1 звезда
Модерацию не прошел
24 июня - отзыв 3 звезды, политкорректный, модерацию не прошел.
В итоге, все посетители видят вот такую выдачу, "по умолчанию": хвалебные отзывы:
Нащупать "черту здравого смысла" модерации не удалось. Доверять отзывам на Яндекс.Картах не советую. Эпатажное "бабло" победило многочисленное, но разобщенное "классическое старое добро".