Как улучшить память IT-специалисту

Как улучшить память IT-специалисту

Предисловие

За свою карьеру я немало общался с коллегами и часто сталкивался с тем, что не всем легко дается изучение и запоминание нового материала. А уж спустя неделю вся полученная информация у большинства и вовсе выветривалась из головы — настолько, что человек не мог даже примерно вспомнить, о чем шла речь. Можно подумать, что это нормально, раз проблема встречается у многих людей. Однако, уверен, что каждый из нас с радостью избавился бы от этого «недочета» в устройстве мозга, поскольку запоминать и помнить много информации — это необходимый функционал как в жизни, так и в работе.

Немного о себе

Меня зовут Александр, и я senior+ developer в IT-компании Intelsy. У меня есть коммерческий опыт работы на трех фреймворках фронтенд-разработки, двух — бэкенд-разработки, также я работал нативным разработчиком на Android. За этим перечислением скрыта лишь часть рабочих знаний, а помимо них имеются и другие. Знания о каждой из технологий свежи в моей памяти, и, несмотря на то, что мобильной разработкой занимался не один год назад, я и сейчас смогу открыть редактор кода и написать нужное мне приложение. При этом мне сложно похвастаться отличной природной памятью — такого, чтобы я запомнил всё, мельком просмотрев документацию, не случалось. Так что увы, мой секрет — не в фотографической памяти. Так в чем же тогда?

Мнемоника

Для тех, кто не обладает от природы восхитительными талантами запоминания, уже много столетий назад изобрели различные методики для развития этих способностей.

Сейчас такие приёмы объединены современным словом — «мнемоника», или искусство запоминания.

Заинтересовавшимся, после прочтения этой статьи, я настоятельно рекомендую поискать в интернете больше способов легко запоминать информацию, тем более, что это не составит вам никакого труда. Здесь же я постараюсь рассказать только о тех, которые лично использую на постоянной основе, при этом — в контексте применения к работе IT-специалиста. Помимо этого, будут также и некоторые короткие отсылки к исследованиям в области биологии и нейробиологии, однако, я «за» то, чтобы внимательно с ними знакомились только те, кому искренне интересно, остальные — пролистывайте теорию, берите в работу только «практику».

О человеческой памяти

В 1885 году немецкий ученый Герман Эббингауз представил «Кривую забывания» — простой график, который иллюстрировал, как долго человек помнил изученную информацию после первого, второго, третьего и далее повторений. К великому сожалению большинства, однократное изучение информации позволяло, в среднем, помнить ее около шести дней.

Как улучшить память IT-специалисту

Именно поэтому не стоит удивляться, что, прочитав что-то один раз, вы в скором времени уже не сможете ничего вспомнить. Наш мозг — очень ленивое и экономное творение. Эволюция научила его: если информация не используется практически, то не заслуживает того, чтобы лежать и пылиться на полках нашего сознания. Именно поэтому наш мозг регулярно, во время нашего сна, в тайне от нас, проводит ревизию знаний и очищает себя от «ненужного хлама».

Повторение позволяет скорректировать этот процесс и увеличить длительность хранения информации. Изучение информации еще раз (и еще раз, и еще) помогает укрепить наши нейронные связи, и это приводит к тому, что мозг держит знания в своем «хранилище» значительно дольше. Именно эту особенность и взяла на вооружение современная система образования, которая заставляет зубрить стихи, чтобы развивать память. И это хорошая практика. Однако, как и любой программе на вашем компьютере, системе образования давно требуется обновление, и, по моему скромному мнению, давно пора включить мнемонику в программу начальной школы.

Так что же это за методики, которые способны «взломать» представленную выше кривую, сэкономить наши силы и время, а также увеличить нашу продуктивность на работе и в жизни? Познакомимся с ними поближе.

Теория — ничто без практики

Начну пока с самого банального и известного всем, хотя и, почему-то, не всеми применяемого правила. Уверен, что подобный совет вы слышали в своей жизни не раз, а теперь видите в этой статье снова. Правда в том, что не стоит его недооценивать. Так уж получилось, что эволюция устроила наш организм таким образом, что то, что мы делаем руками, попадает в нашу долгосрочную память в обход многих проверок и остается там намного дольше. Согласитесь, если бы наши предки долго учились разводить костер или кидать копье, то выживание нашего вида было бы под большим вопросом. Именно поэтому опробованное нами на практике не вызывает у нашего мозга сомнений в ценности информации, в отличие от чисто теоретических знаний. Этот механизм заложен в нас тысячелетиями эволюции и хорошо помогал нам выживать и развиваться все это время.

Помимо этого, когда мы что-то отрабатываем на практике, задействуется куда больше отделов нашего мозга. Учим теорию — работают только те отделы мозга, которые отвечают за зрение и запоминание. Используем изученную технологию или программу -> работаем руками —> задействуем отделы мозга, отвечающие за движение конечностей, за обработку информации, конвертацию ее в результат. Таким образом, нейронные связи начинают формироваться крепче и качественнее, мозг в процессе обработки сам запускает процесс неоднократного повторения, а значит — и запоминания. Потому не стоит недооценивать этот простой, но важный совет: изучаем — пробуем сделать.

Изучил сам — расскажи другу

Когда вы изучаете что-то новое, постарайтесь относиться к своим знаниям не как к секретам и «своей прелести», а наоборот. Вы сделаете себе очень ценный подарок, если после прочтения новой документации или прослушивания лекции, попробуете пересказать его содержание своим друзьям. В тот момент, когда вы что-то рассказываете другим, происходит два очень важных для вас процесса.

Во-первых, ваши знания проходят через речевой аппарат вашего организма, который находится в близких отношениях с человеческой памятью. Когда мы говорим, мы активно работаем нашей памятью, удерживаем мысли о том, что хотим сказать, а также переносим «резюме» беседы на длительное хранение в мозг. Озвучивание информации — очень полезно для запоминания.

Вторым же важным процессом является то, что формирование речи — трудоемкий процесс для мозга, подвергающий информацию различным процессам преобразования и обработки. Мы редко говорим бессмысленный набор слов. Наша речь — это структурированная последовательность слов и мыслей. Знания, подвергнутые этому процессу обработки — более систематизированы, в них выделены важные и не очень мысли, они лучше подготовлены к запоминанию, а значит, и к более эффективному хранению в памяти, что в сумме, в значительной степени помогает нам в достижении исходной цели.

Если же вы — вдруг скромный интроверт, и у вас нет друзей, или же вы не хотите их беспокоить, не беда! У вас есть котик или собачка? А быть может, домашний цветок?
Если же вы — вдруг скромный интроверт, и у вас нет друзей, или же вы не хотите их беспокоить, не беда! У вас есть котик или собачка? А быть может, домашний цветок?

Не так важно, кому вы будете пересказывать, речевые процессы для нашего организма работают одинаково в любых ситуациях. Если у вас хорошо развита способность диалога с самим собой, вы можете пересказывать знания вслух в пустой комнате. Это будет эффективно.

Яркие краски и абсурдность

Что вы помните из своего детства? Вряд ли — как вас учили держать ручку или карандаш? Зато почти наверняка сможете вспомнить, как учились кататься на роликах и велосипеде. Вы помните это еще лучше, если процесс обучения сопровождался падениями или, наоборот, веселым задором и огромным желанием научиться! Мы — эмоциональные существа, и хорошо помним свои эмоции и чувства, как бы давно ни испытывали их. Попробуйте скрасить свое времяпрепровождение хорошими эмоциями, например, просмотром чего-то запоминающегося в перерывах: веселым роликом или забавной картинкой. Вы запомните не только то, что принесло вам радость, но и то, что происходило в тот момент, и изучение чего-то нового будет веселее и продуктивнее.

Однако, поднимать настроение можно не только в перерывах, но и в момент изучения. Давайте я попробую рассказать, что такое Event Loop в языке JavaScript, дополнив повествование коротким рассказом.

Для начала, Event Loop — это механизм языка программирования, помогающий ему исполнять код, который не обязательно должен быть выполнен прямо сейчас, он может быть отложен. Механизм этот позволяет имитировать асинхронную деятельность и оптимизировать выполнение некоторых затратных задач. Но на что это похоже?

Я :)

Давайте представим владельца одного ларька, который открылся неподалеку и захотел немного улучшить процесс образования очередей в своем магазине, чтобы все уходили от него чуть более довольным. Он смотрит на своих клиентов и предлагает быстрее сделать покупки тем, кто сейчас торопится, кому нужно скорее все купить и отправиться по делам. Он старается скорее обслуживать таких клиентов (синхронный код), выполняя их поручения сразу, как только они подошли к нему.

Но вот в очередь встает молодой человек, не торопящийся никуда. У него только что закончились пары в универе, и он не сильно торопится домой. Он может и готов подождать. Этого парня зовут Микрозадача (в JS — промисы и запросы на анимации), и сегодня он чуть дольше полюбуется хорошей погодой и постоит в очереди. Владелец ларька вежливо предлагает ему встать в заранее подготовленную отдельную очередь, а сам возвращается к основному наплыву клиентов.

Он продолжает работать, помогает нескольким торопящимся покупателям, направляет молодую девушку-волонтера в уже знакомую, «несрочную» очередь. Девушка решает быть предупредительной и уступает свое место другим. Поэтому теперь она — за парнем-студентом, так как пришла после него.

Затем к продавцу подходит доброжелательный мужчина, который тоже готов ждать. Но есть небольшая проблема: у него многодетная семья и длинный список покупок, который любезно составила для него жена. Продавец понимает, что это займет немало времени, поэтому принимает оригинальное решение. Взяв кусок мела, он рисует еще одну линию для тех, кому требуется время, и приветствует там нашего гостя — Макрозадачу.

Как улучшить память IT-специалисту

В конце концов очередь из торопящихся заканчивается, и владелец магазина, вытирая пот со лба, подходит ко второй очереди и приглашает на кассу первого покупателя из неё.

Завершая работу в основной очереди, продавец слышит шум и бежит к первой, «срочной» — «отпускает» покупателей из неё, затем возвращается на прежнее место. Проходит время, к концу подходит очередь «микрозадач», и, наконец, появляется возможность приступить к решению потребностей покупателей из очереди «макрозадач». Там все еще ожидает обслуживания мужчина с большим списком покупок, еще несколько покупателей плюс другие клиенты.

Справедливая ли это очередь? Решать каждому читателю для себя. Однако, если короткий рассказ смог вызвать у вас улыбку, то, я уверен, вы сможете вспомнить его, а также о каком механизме шла речь, и спустя долгое время после. Старайтесь на любые сложные для изучения темы придумывать сопроводительные истории или картины. Они улучшат как понимание, так и запоминаемость. При этом не всегда важна правдоподобность, не ограничивайте свою фантазию только реалистичными образами.

Ассоциации даже там, где их нет

Еще одним способом выправить кривую запоминания в свою сторону является построение ассоциаций. Какие мысли у вас возникают при упоминании циклов, условий? Какие — при упоминании методов изученной библиотеки или фреймворка? Хорошо, если в вашей голове возникают не только воспоминания о том, какое меню на шапке документации было в момент изучения. Яркие и необычные ассоциации способны в значительной степени увеличить длительность хранения информации.

Если вы знаете языки программирования или технологии, то старайтесь проводить взаимосвязи между старыми и новыми знаниями. Например, для меня «каналы» в языке Golang похожи на библиотеки реактивности в RxJS. А метод useMemo из фреймворка React JS крайне сильно напоминает computed из мира Vue. Выстраивая ассоциации, вы оптимизируете свою память — по сути, у вас уже есть знания, и вы их лишь освежаете.

Видите различия в том, что вызывает у вас ассоциации? Так даже лучше. Различия увеличивают контрастность. В процессе «игры» в «Найди отличия» вы сможете еще сильнее углубить свои знания в каждой из двух связанных технологий.

Жду ответы в комментриях ;)
Жду ответы в комментриях ;)

И не обязательно ассоциации будут возникать только в схожих областях. Продавец в ларьке никак не связан с IT-отраслью, однако, это не помешало нам найти что-то общее между ними.

Немного измененные способы ассоциативного запоминания можно найти и в других применениях и примерах. Многие читатели наверняка знают такие словосочетания, как «дворец памяти»/«римская комната»/«метод Цицерона». Это методики запоминания большого объема информации, основанные на построении ассоциативных связей с хорошо знакомыми местами. Более подробную информацию легко найти в интернете по соответствующим поисковым запросам, чем и предлагаю заняться в свободное время.

Слова или тезисы мысленно расставьте в хорошо знакомом помещении в строго определенном порядке. Потом стоить вспомнить комнату — в голове воспроизводится информация.
Слова или тезисы мысленно расставьте в хорошо знакомом помещении в строго определенном порядке. Потом стоить вспомнить комнату — в голове воспроизводится информация.

Что не похоже, то дополняет друг друга

Не всегда легко получается найти взаимосвязи между объектами. Если вы впервые изучаете новую технологию, и ранее не сталкивались ни с чем похожим, быть может, ваши знания начнут дополнять друг друга. Например. Ранее вы занимались бэкенд-разработкой, теперь решаете изучать фронтенд. На теме отправки запросов вы можете сильно упростить себе задачу тем, что вспомните, как раньше вы работали с приемом запросов. Ранее вы могли прочитать из запроса заголовки — значит, наверняка в браузере их можно отправить. И это не единственный случай. Ищите моменты, где ваши знания соприкасаются с тем, что вы уже изучали ранее. Создавайте в своей голове комплексную картину происходящего.

Ссылки вместо полноценных знаний

Разработчики большинства языков программирования хорошо позаботились об эффективности использования программами ресурсов вычислительной машины и оптимизировали процесс хранения и передачи сложной информации. Во многих языках сложные структуры данных. Объекты, массивы и классы передаются не по значению, а по ссылке. Программа не получает новую информацию целиком, а получает знание о том, где эта информация хранится. «Вес» ссылки с точки зрения памяти — значительно меньше, и машина не перегружается при работе с ними. Человеческий мозг тоже очень хорошо работает со «ссылками».

Если после прочтения документации о новой консольной программе, вы помните наизусть все ее параметры и возможности, то вас можно только поздравить и похвалить. Быть может, вы добились этого, опробовав способы, перечисленные выше, а может, вам было настолько интересно, что изучение прошло на одном дыхании. Но если это не так, то вам будет полезнее — не вызубрить все целиком, а запомнить то, где эти знания можно снова легко найти. Запомните поисковый запрос, который вы писали при поиске статьи, оглавление или название отдельной главы — это поможет при восстановлении в памяти вашего пути к требуемой информации.

Возвращаясь этим способом к ранее прочитанному материалу, старайтесь в работе не копировать его вслепую. Например, вы помните, где быстро посмотреть точное написание нужного вам метода библиотеки — вместо копирования кода с сайта, попробуйте его подсмотреть и повторить самостоятельно или хотя бы переписать. Тогда вы начнете изменять «кривую запоминания» в свою пользу, повторяя раз за разом изученное. Со временем уже не придется никуда подглядывать, так как вы уже будете хорошо все помнить и сами.

Если вы сможете обращаться к ссылкам в вашей памяти и повторно находить информацию со скоростью, сопоставимой с изъятием информации из «чертогов разума», то ваша эффективность как IT-специалиста не будет страдать. Наоборот, перед вами откроются огромные возможности по изучению нового — с совершенно иной скоростью и продуктивностью.

Заключение

После прочтения этой статьи вы не начнете по щелчку пальцев покорять новые вершины знаний без усилий и напряжения, однако, пробуя методику за методикой, начнете увеличивать свою эффективность раз за разом, делая ее всё выше и выше.

Вряд ли, пробежавшись по этой статье глазами спустя неделю, вы вспомните все главы из нее. Как ни парадоксально, к самой статье необходимо применять те же методики, чтобы лучше ее запомнить. Используйте на практике способы улучшения памяти, вспоминайте, что похожего вы читали ранее.

А, быть может, вам ранее встречалась статья, в которой эта информация была дополнена еще чем-то интересным? Если и нет, то попробуйте запомнить, о чем здесь написано, и возвращайтесь сюда, когда будете испытывать трудности с запоминанием нового, в своей карьере и жизни.

2828
8 комментариев

я математик и в годы студенчества столкнулся с проблемой поиска понятных объяснений. так случилось, что математиком я стал, вынырнув из сугубо гуманитарной среды и первое время пытался понимать и запоминать на понятных мне ассоциациях. это работало, но крайне медленно и трудозатратно. но уже к 4-му курсу я понял, что могу говорить на языке математики без перевода. думаю, в программировании тоже есть свой метаязык, позволяющий ассоциировать, пересказывать и понимать большинство языков программирования и Фреймворков. жаль, что такой метаязык не преподают в университете и по сути каждый в меру своих способностей вырабатывает его для себя. через обучение и практику конечно.

3
Ответить

После прочтения этой статьи вы не начнете по щелчку пальцев покорять новые вершины знаний без усилий и напряжения
ой хотелось бы в это верить конечно

3
Ответить

IT специалист, совершенно не понял какое отношение статья имеет к моей памяти- забываются обычно совсем не принципы, а мелкие факты, которые, кстати, весьма быстро нынче можно найти, если знать принципы и уметь формулировать запросы.

3
Ответить

Ассоциативная методика — топ)

2
Ответить

Сделать нерохакинг мозга

2
Ответить

А я нашла все отличия 🤓

2
Ответить

Спасибо! Действительно, полезные советы

2
Ответить