Зачем делать то, что от вас не ждут и за что не платят

Арт-директор поиска «Яндекс» Антон Шеин — о том, почему личные проекты всегда окупаются и как перестать придумывать оправдания и начать делать то, что давно хотелось (без Тони Роббинса, с конкретными примерами и лайфхаками). Конспект доклада с «Фестиваля 404».

Видеозапись доклада можно посмотреть тут.

Зачем делать личные проекты

Личный проект — проект, о котором вас никто не просил и в котором никто от вас ничего не ждет. Вы делаете что-то просто потому, что для вас это важно, вы этого хотите.

Вот несколько причин, почему всем нужен личный проект.

1. Доход

Я не из тех людей, кто разбогател на личных проектах. Максимальный доход от них в дополнение к основному заработку у меня был 200 тысяч рублей. Его принесла мне новогодняя игра «Ёлочка» для «ВКонтакте».

Немного. Но это была существенная прибавка к зарплате для обычного дизайнера, которым я тогда был.

Игра «Ёлочка» для «ВКонтакте»
Игра «Ёлочка» для «ВКонтакте»

2. Бизнес

Я знаю много историй, когда такой проект перерос в серьезный бизнес. Например сервис «Хантфлоу» когда-то начинался как личный проект дизайнера Миши Танского.

3. Старт карьеры

Личный проект — отличная точка старта для карьеры. Страховка от попадания в бесконечный цикл «у меня нет портфолио, поэтому я не могу получить хорошую работу — у меня нет хорошей работы, поэтому я не могу собрать портфолио».

Когда-то давно я был фрилансером, делал сайты для фитнес-клубов и магазинов плюшевых мишек. А потом решил, что пора двигать карьеру вперёд. А если быть совсем честным, то это мне девушка сказала: «Пойди и найди наконец работу!»

Я решил устроиться в бюро Горбунова. Но открытых вакансий не было. Тогда я открыл предыдущие вакансии дизайнера и разработчика и там нашел тестовое задание — разработать календарь. И я его сделал, а пока пилил, изучил JavaScript.

Тот самый календарь
Тот самый календарь

4. Рывок карьеры

Когда я ушел от Горбунова, то стал стартапером. Это была эпоха, когда без стартапа ты не мужик. И как все самозанятые, я столкнулся с проблемой тайм-менеджмента. Узнал про методику Pomodoro и сделал себе электронный таймер.

Это был абсолютно некоммерческий проект — для себя и для фана. Но в итоге он принес мне намного больше денег, чем «Ёлочка» из «ВКонтакте».

Я рассказал про таймер на «Фестивале 404» в докладе про тайм-менеджмент. На меня обратили внимание и позвали на собеседование в «Яндекс».

В портфолио на тот момент было несколько стартапов и таймер Pomodoro. И вот про него меня на собеседовании спрашивали намного больше, чем про всё остальное. Так благодаря личному проекту я получил работу и сделал рывок в карьере.

Другой пример: в «Яндексе» есть сотрудник по имени Ян Бернацки. Никто его не просил, а он сделал очень удобный сервис для проведения сравнительного тестирования интерфейсов.

Вместо сложной цепочки действий с привлечением разработчиков — простой сервис, куда дизайнер drag-and-drop’ом переносит две картинки, нажимает кнопку и через какое-то время получает готовый результат в процентах и с комментариями.

Понятно, что вскоре все дизайнеры компании стали активно использовать сервис, а карьера Яна пошла в гору.

5. Работа мечты

Личный проект может помочь не только совершить скачок в карьере, но и найти работу мечты.

В свободное от спасения людей время Андрей делал личные проекты. Первым был простой сервис на основе API Instagram: пользователь вбивает название места и видит фото из соцсети, сделанные там.

Денег проект не принёс: через две недели после того, как Андрей запустил сервис, Instagram закрыл API.

Второй личный проект Андрея был тоже про туризм — портал для поиска туров, который тоже не взлетел. А потом Андрей пошел на собеседование в Booking.сom. У него не было дизайнерского образования, но были проекты про путешествия, и он получил работу мечты в Европе.

Андрей Никифоров не заканчивал никакие дизайн-школы и работал в МЧС, но мечтал работать в Европе.

6. Развитие навыков и опыта

Когда вы делаете личные проекты, вы учитесь. Чему меня научила «Ёлочка»? Простейшая игрушка для «ВКонтакте» научила меня тому, что человек в одиночку может сделать проект, которым будет пользоваться 700 тысяч людей. Это очень крутое чувство.

Благодаря «помидорному» таймеру я научился рисовать замечательные алюминиевые градиенты (которые сразу после этого вышли из моды) и научился писать тексты в инфостиле.

<p>«Помидорный» таймер с вышедшими из моды градиентами</p>

«Помидорный» таймер с вышедшими из моды градиентами

Ян Бернацки благодаря навыкам, полученным во время разработки сервиса сравнительного тестирования, смог сделать другой крутой проект — сервис изучения английского языка с оригинальной методикой.

7. Известность

Илья Бирман стал известен большому числу людей, когда сделал свою раскладку. Она до сих пор установлена у меня на компьютере, и я каждый день вижу имя автора.

Максим Ильяхов стал самым известным в стране редактором благодаря проекту «Главред», который тоже когда-то начинался как личный проект.

8. Отдушина и мотивация

Неважно, насколько вы любите свою работу, к своему личному проекту будет совсем другое отношение. Личный проект это фан, и это классно.

Как делать личные проекты

Вот три основные отмазки, почему люди не делают личные проекты:

  • нет идеи;
  • нет времени;
  • не получается довести до конца.

Разберемся с каждой отдельно.

1. Где найти идею

Первое правило — определить цель, для чего вы делаете личный проект. Решите, чего хотите: развить навыки, заработать деньги, стать известным и так далее. Все идеи, которые будут приходить в голову, оценивайте с точки зрения соответствия этой цели.

Второе правило — чешите там, где чешется. Попробуйте решить какую-то свою проблему. Есть проблема есть у вас, скорее всего, она есть ещё у огромного количества людей. Если у вас ничего не «чешется», оглянитесь вокруг. Возможно, у других есть какая-то проблема, которую вы можете решить.

Третье правило — правило 10 людей. Если в вашем окружении есть 10 человек, которым вы описали свою идею, а они сказали: «Да, я бы этим пользовался», то поздравляю, у вас отличный проект.

Решайте микросценарии. Например, вы решаете сделать Todo-list. Плохая идея — аналогичных решений очень много. Но если вы сузите идею до «Todo-list для разработчика», у вас есть перспективы.

Продукта с таким позиционированием нет на рынке. Можно сузить сценарий ещё — до «Todo-list для разработчиков, которые работают на фрилансе». Выбрав узкую аудиторию, вы можете хорошо её изучить и сделать проект, который для нее будет намного лучше, чем тот «швейцарский нож», который предлагают другие компании.

Дайте идее настояться. Когда у вас проскакивает искра и вы с криком «Это оно!» бежите ее реализовывать — остановитесь. Запишите идею, положите её под книжку и вернитесь к ней через неделю. Если всё так же горите желанием ее реализовать, она, вероятно, стоящая.

Продавайте опилки. Изготовители мебели не выбрасывают опилки, а продают их и зарабатывают на этом не меньше, чем на основной продукции. Вы тоже все равно что-то делаете. Подумайте, что из ваших «опилок» вы бы могли продавать как личный проект.

Например, мне в «Яндексе» приходится учить дизайнеров JavaScript — такая у нас особенность. Учить всех лично времени нет, значит, надо где-то зафиксировать уроки, записать на видео.

А если у меня есть такие готовые и оформленные уроки JavaScript для дизайнеров (а это совсем не то же самое, то JavaScript для разработчиков), почему бы мне их не продавать тем, кому это тоже надо.

Для тех, кто хочет больше почитать о том, как найти идею, рекомендую почитать Пэта Флина (Pat Flinn) “Will it Fly" и Джейсона Фрайда (Jason Fried) “Rework”.

2. Как выделить время на личный проект

Когда в 2012-м выступал на «Фестивале 404» с докладом про тайм-менеджмент, я говорил: «У вас море времени! У всех есть время!». Тогда я был молодым самозанятым стартапером без семьи.

Потом я стал руководителем, и времени стало меньше, родился ребёнок — и я больше не хочу проводить выходные на работе. Я стал человеком, у которого нет времени.

Что делать?

Хак номер один: время можно купить. Всегда есть люди, у которых час стоит меньше, чем ваш. Пока люди не становятся руководителями или не начинают свой бизнес, они эту возможность редко используют. А зря.

Хак номер два: даже полчаса решают. Если подсчитать, то 30 минут каждый день ― это 182 часа в год, а это 4,5 рабочих недели. У вас будет месяц в год на личный проект. Горы можно свернуть.

Хак номер три: это должно быть ваше первое дело за день. Вечером вы или слишком заняты, или слишком устали, или работа затянулась. Если вы начинаете день с личного проекта, то он точно никуда не денется.

Хак номер четыре: устраните протечки времени. Если внимательно присмотреться к своему времени, можно найти множество мест, где его можно сэкономить и заняться чем-нибудь полезным.

Хак, которого вы не ожидаете: прокрастинируйте! Прокрастинация — это дар, который нам дала природа. Когда вы слишком устали, чтобы делать какую-то работу, или нет сил дописать этот отчет, не лезьте в Facebook — займитесь личным проектом.

У вас всегда должен быть под рукой список маленьких дел для личного проекта, который вы можете в такой момент открыть и выбрать самое классное и приятное.

У этого всего есть плата. Я две недели не мог досмотреть, как Танос собирает камни, Ганон остался не побежден, и Бласковиц не покарал злодеев и все еще ждёт, когда я к нему вернусь.

Но есть в этом и плюс — у меня будет веселая пенсия — PS4 и много-много игр, в которые мне хочется сыграть.

Про тайм-менеджмент я рекомендую две классные книжки: Марк Форстер «Сделай это завтра» и Франческо Чирилло «Техника Pomodoro».

3. Метод прогрессивного JPEG

Я делаю личные проекты по принципу прогрессивного JPEG. Вы все, наверное, видели эти ролики и картинки про MVP, как скейтборд превращается в самокат, самокат в велосипед, велосипед в машину и так далее.

Вы всегда должны делать так, чтобы проект на каждой стадии был в каком-то законченном виде.

Стадия 1. Одно предложение. Например, так:

Зачем делать то, что от вас не ждут и за что не платят

Стадия 2. Описание. Вы описываете в несколько предложений суть проекта. Это будет выглядеть как-то так:

Становится чуть понятнее, о чем этот проект
Становится чуть понятнее, о чем этот проект

Стадия 3. Набросок. Вот как может выглядеть набросок проекта, сделанный, например, в Figma.

На этой стадии проект представляет собой просто набор экранов, но его уже можно показать
На этой стадии проект представляет собой просто набор экранов, но его уже можно показать

Стадия 4. Прототип «из веток и фекалий». Рабочий прототип проекта в web. У меня он выглядит как-то так.

Он не слишком красив, но его уже можно покликать. Причёсывать будем потом
Он не слишком красив, но его уже можно покликать. Причёсывать будем потом

Стадия 5. Прототип, который не стыдно показать людям. С красивым дизайном. В этом конкретном примере я его пропустил и перешел сразу к следующей стадии.

Стадия 6. Контент. Наполнение проекта контентом.

В данном случае я собрал несколько заданий для дизайнеров
В данном случае я собрал несколько заданий для дизайнеров

Стадия 7. Запуск бета-версии.

4. Как довести работу над проектом до конца

Вот несколько важных принципов, которые помогут сохранять мотивацию и довести личный проект до логического конца.

  • В личном проекте важно танцевать, а не маршировать. Поскольку личный проект вы делаете ради фана, вы должны в каждый момент делать ту часть, которая вам нравится прямо сейчас. Хотите покопаться в технологиях ― копайтесь, хотите изучить инструменты прототипирования ― изучайте, хотите позаниматься графической отрисовкой — рисуйте. Это причина, почему я пропустил одну стадию в примере выше.
  • Никогда не планируйте четко по шагам. Не надо планировать в стиле «в этом месяце у нас будет прототип, в следующем — первая сотня пользователей, а через год мы заработаем миллион». Это так не работает. Как только вы составили план, Вселенная сделает всё, чтобы его разрушить.
  • Вам все равно нужны дедлайны. В этом нет никакого противоречия с прошлым пунктом. Дедлайн как перерыв между мелодиями на вечеринке — момент, когда вы останавливаетесь и решаете, что хотите — танцевать дальше или домой идти. Наступил дедлайн, я останавливаюсь, смотрю на проект и оцениваю, нужен ли он мне всё ещё.
  • В каждый момент у вас должен быть только один проект. Если делаете много всего — вы не делаете ничего.
  • Найдите напарника. Если не умеете кодить — найдите кодера, не умеете рисовать — найдите дизайнера. Или найдите просто того, с кем сможете обсуждать свой проект.
  • Покупайте скиллы. Это как покупать время. Предположим, вам нужен шаблон договора. Если вас от этого прёт — изучайте договорное право, а если нет — просто найдите юриста, который составит договор. Точно так же дело обстоит с дизайном, с разработкой — со всем.
  • Проверяйте проект на соответствие цели. Каждый раз, достигая дедлайна, смотрите, достигаете ли вы цели. Если нет — пересматривайте или цель, или проект.
  • Помните, что сделать что-то не так — не страшно. Вас никто не будет ругать.

Если ты дизайнер и сделал «говнокод», никто не скажет: «Ты сделал этот проект сам? Фууу. Неоптимальные циклы. Так давно никто не пишет». Все будут говорить: «Вау! Круто! Ты это сам сделал? Ты же не разработчик!».

Если ты — разработчик, никто не будет говорить, закатывая глаза: «О боже мой! Эти тени — из 97-го года!». Ты, скорее всего, услышишь: «Ты крутой! Давай ещё!».

  • Вам необязательно быть профессионалом. Потому что это ваш личный проект.

По этой теме я рекомендую книжки: Джейк Кнапп «Спринт», о том как проверять свои идеи за неделю, и Марти Каган (Marti Cagan) “Inspired”, о том как думать над своими проектами.

Основные выводы:

  • Личный проект не может быть бесполезным, он в любом случае окупится.
  • Время есть всегда. Даже полчаса решают. Купите или украдите время на личный проект.
  • Не бойтесь начинать.
  • Чем меньше проект, тем проще его сделать до конца.
  • Мечтайте и делайте!

На YouTube-канале «Фестиваля 404» еще много полезных и мотивирующих докладов о дизайне, разработке, управлении проектами, продвижении проектов и так далее.

165165
36 комментариев

лол полчаса в день, за полчаса можно только вспомнить на чем остановился в прошлый раз

24

Не надо все воспринимать буквально, возможно выделить и 34 и даже 36 минут
А если проект греет душу, то ложась спать ты уже планируешь что сделаешь утром

6

доклад крутой. и мне вообще весь 404 фест очень нравится. мало того, что это одно из достойнейших мероприятий отрасли, где реально все самые живые ребята собираются и вываливают просто тонны ценнейшей информации, так еще остаются в родной Самаре, в теплое время, когда на Волге можно не только позагорать но и поплавать. другие достойнейшие фестивали Самары загубили (тот же пластилиновый дождь), а этот живет и процветает - приятно осознавать.

16

я предвижу минусы за рекламу - пацаны, это не реклама, сам несколько раз на фесте был, с друзьями встречался, когда он еще в Holiday Inn проходил, билеты сам за деньги покупал - так что никакого отношения к организаторам не имею.

1

Отлично мотивирует вставать в 6 утра 😅

14

Не помогает. И в 5 тоже.

2

Как довести работу над проектом до конца?

никак.

12