Давайте попробуем покопать немного глубже и разобраться в этом.Относительно искусства люди делятся на 3 типа:- те, кто действительно тонко чувствуют эпоху и естественно входит во взаимодействие с арт миром;- те, кто приложили n количество усилий для того, чтобы разобраться в искусстве;- те, кто утверждают, что НИЧЕГО в этом не понимают.Последняя группа в большинстве. Причин этому много, и они достаточно веские. Одна из них наш сверхспособный, но очень ленивый мозг.Тверски и Канеман ввели такие понятия, как Система 1 и 2.Исходя из их открытия, в нашем мозгу обработка информации происходит двумя путями.Первично через Систему 1 - автоматическую, быструю, скорей работающую как фильтр, пропуская к Системе 2 только необычные, настораживающие моменты.Данная система НЕ вызывает ощущения интеллектуальной деятельности, а лишь имитирует ее. Главной функцией является - физическая безопасность. Слово «физическая» играет здесь важную роль. Как вы себя чувствуете внутри, Системе 1, в целом, все равно.Многое проходит только этот этап, затем навеки исчезая в недрах нашего разума.Та малая часть, что прошла фильтрацию, переходит к Системе 2 - медленно обрабатывающую информацию, осознанно принимающую сложные решения.И для этой обработки человеку требуется приложить колоссальные усилия, потратить энергию и перевести свою жизнь из бессознательного в осознанный режимТяжело, честно сказать.Так и выходит, видим мы эти сумасшедшие экспонаты, Система 1 имитирует работу Системы 2, и внутри начинает звучать голос: «Какая-то чушь!». И мы даже не осознаём, что за те считанные секунды, которые мы смотрим на экспонат, нам бы даже не хватило времени проанализировать его.Это еще не всё, имитация продолжается, начинаются автоматические поиски доказательств, что ты, конечно, прав, и это всё, действительно, чушь. Но это не анализ, а скорей многолетний результат установок, той же несознательной системы. Так как Система 1 работает 24/7 и всю нашу жизнь, объёмы данных, которыми она располагает - титанические.То что вы услышали от незнакомца в метро, или как высказалась про современное искусство соседка, пока вы мимо проходили. Все записывается на этот жесткий диск, а позже подаётся вам же с соусом под названием «мои собственные мысли».Мы уходим с выставки, в полнейшей уверенности, что мы люди мыслящие, пытались, а эти арт-дилеры нас снова надурили и подсунули что-то невнятное! Пара таких попыток и мы подкрепляем у себя в голове установку, что НИЧЕГО не понимаем в современном искусстве. А бывает, и одного шанса не даём, просто ходим с этой установкой, даже не проверив ее.Выйти из порочного круга можно чуть-чуть поговорив с собойЕсли вы уловили нотки негодования или злости, в момент просмотра экспозиции, попробуйте остановиться на пару минут и задать себе вопросы «что я испытываю?» и «почему у меня это вызвало такие эмоции?»Для тех, кому хватит энтузиазма, можно использовать технику «5 почему». Другое дело, если вы подходите к картине и ничего не чувствуете. Вот пусто и все. Тут нужно действовать по-другому, тяжело будет из пустоты что-то вопросами достать.У меня тоже такое бывает. С портретами.Гуляю я по Эрмитажу в прекрасном настроении, захожу в зал с портретами, и начинается…И вот проходит уже 10, 15, 20 минут, а я все смотрю на них, все пытаюсь найти, какую-то ниточку, разглядеть для себя этот вид искусства. Но никак, просто пусто.Раньше я себя за это корила, якобы недостаточно усилий приложила. Сейчас приняла. Периодически даю им шанс меня удивить, но чаще просто прохожу мимо)И вам не нужно себя заставлять, попробуйте поискать выставку/экспозицию/картину, которая вызовет у вас хоть какие-то эмоции, негативные, положительные, чувство страха, жалости, любви, наслаждения.От этого уже можно будет выстроить диалог с искусством, позадавать себе вопросы.Главное не ругайте себя за непонимание, и не опускайте руки, продолжайте искать то, что тронет душу❤Я собрала небольшие подсказки, которые помогают мне чуть лучше чувствовать себя в мире искусства. Скоро с вами поделюсь.А вы пока загляните в мой Телеграм-канал. Пишу там про разные выставки, мероприятия в Питере и Москве.
Интересная статья и обзор. Вы забыли упомянуть 4й тип людей - те, кто не считает искусством поделия современных авторов.
Вы тактично и деликатно засунули их в 3й тип, что в корне не верно.
Правильно ли я вас поняла - вы считаете, что есть некая 4ая группа, которая разбирается в искусстве, но при этом не признаёт художников современности?