Что такое встречи эмпатии и зачем они нужны

Как неформальные встречи с пользователями помогают VK улучшать продукты.

Что такое встречи эмпатии и зачем они нужны

Ведущий аналитик-исследователь Станислав Визнер рассказывает, зачем нужны неформальные встречи пользователей и продуктовых команд и как их правильно проводить.

Станислав Визнер
Ведущий UX-исследователь

Меня зовут Стас, я провожу исследования для сервисов Mail.ru: Почты, Календаря, Облака и других. У нас в команде решения принимаются с учетом потребностей пользователей. Например, в этой статье коллеги рассказывают, как в Календаре Mail.ru появились события из Почты. Все подобные изменения мы сопровождаем исследованиями: изучаем, как именно наши пользователи работают с нашими сервисами. Но мы помогаем коллегам не только с помощью исследований. Сегодня я расскажу про один из альтернативных способов, который мы называем «встречи эмпатии».

Что такое встречи эмпатии

Встреча эмпатии — это формат, похожий на быстрые свидания между нашими коллегами и пользователями. Идея таких встреч — пообщаться в неформальной обстановке, вне рамок традиционного исследования.

Коллег мы делим на команды, в каждую из них добавляем по одному пользователю. Коллеги общаются с пользователем 15 минут, затем пользователь переходит в следующую команду. Так происходит, пока каждый пользователь не познакомится со всеми командами.

Встреча проходит как неформальная и неструктурированная беседа. Как в обычном разговоре, люди смеются и рассказывают про себя, могут хвалить сервис или жаловаться на него. Это порождает дополнительные артефакты, которые в рамках исследований мы либо не собираем, либо не так ярко представляем нашим коллегам.

Плюс № 1: повышаем эмпатию к пользователям

В название мероприятия мы не зря поместили упоминание эмпатии. Одна из главных целей — развитие этой способности. В первую очередь мы хотим помочь коллегам лучше понимать пользователей.

Иногда при долгой работе с данными пользователи из живых людей превращаются в усреднённую, стереотипную персону. Например: «мужчина 25-35 лет, со средним достатком, двумя детьми, который заходит в наше приложение дважды в день, чтобы развлечься». Персоны — это необходимый инструмент, но важно помнить, что в реальности люди и их взаимодействие с продуктом устроены значительно сложнее.

В этом плане встречи эмпатии имеют потрясающий эффект из-за высокой вовлечённости коллег. Встретить живого человека, который жалуется на твой продукт или хвалит фичу, которую ты придумал — это не то же самое, что узнать об этом из отчёта или даже услышать на исследовании.

История № 1

Коллеги работали над новым продуктом «Заметки». Они посчитали, что его функциональность будет полезна людям, которые предпочитают работать с продуктом на бегу. Мы провели бенчмаркинг и короткое исследование. Результаты были неоднозначными, но скорее подтвердили правильность концепции.

Продакт поговорил с пользователями на встречах эмпатии — и выяснил, что им не близок такой подход. Это помогло нам переформулировать концепцию: работа на бегу может быть важной частью продукта, но не стоит делать акцент только на этом.

Следующие исследования подтвердили, что новый путь больше нравится пользователям, чем первоначальная идея. Неформальный подход без масштабного исследования и разработки помог направить мысли продакта.

Плюс № 2: получаем ещё один способ посмотреть на гипотезы

Ещё одна цель этих мероприятий — проверка поверхностных гипотез. Часто у коллег на дне бэклога скапливаются идеи, до которых не доходят руки. На встречах эмпатии можно поверхностно проверить отношение аудитории к таким идеям, и уже позже вернуться к ним в отдельном исследовании.

История № 2

До встреч эмпатии мы не задумывались и не изучали, как именно люди хранят информацию при помощи скриншотов. Один из респондентов на встречах очень ярко описал, как он это делает. Это навело коллег на мысли о важности такого паттерна поведения.

Сейчас мы прорабатываем функциональность, которая использует такие паттерны поведения, и в ближайшее время она может появиться в Почте. А все началось с мнения на встрече эмпатии.

Плюс № 3: развиваем культуру продуктовых исследований

От исследователей из других компаний я регулярно слышу мнение: сложно объяснить коллегам, как работают продуктовые исследования и какие преимущества получает от них весь продукт. Встречи эмпатии решают эту проблему. Это лёгкий способ прикоснуться к ремеслу исследователя: на примере такого мероприятия мы показываем коллегам основные этапы работы, а часть задач ребята и вовсе выполняют сами.

Конечно, результат таких встреч отличается от настоящего исследования, но с их помощью можно донести ценность информации, которую мы получаем от пользователей. Тем более, что подготовить и провести встречу эмпатии гораздо проще, чем полноценное исследование.

Так встречи эмпатии помогают нашему департаменту развить культуру продуктовых исследований и повысить UX-зрелость в компании. После каждой итерации у нас всплеск запросов на исследования от коллег.

История № 3

Часто при принятии решений о дальнейшей разработке в продукте возникает дискуссия. Мнения пользователей со встреч эмпатии неоднократно помогали убедить коллег в важности новой функциональности, которую мы обсуждали.

Короткие встречи эмпатии в некоторых случаях помогают принять решение и учесть потребности пользователей.

Ограничения встреч эмпатии

Встречи эмпатии — это не исследование, а неформальная беседа, поэтому не стоит ожидать от мероприятия того же эффекта. Например, мы не готовим отчёт и не детализируем артефакты, которые получили в процессе.

  • Подобный формат встреч крайне требователен к вовлечению команд. Если ваши коллеги пришли только послушать и никто не хочет модерировать беседу, то мероприятие будет бесполезным. Важно помочь коллегам начать общение.
  • На встречах эмпатии мы получаем много информации, но, как правило, эмоций больше, чем фактов и артефактов. Не стоит под их влиянием сразу же пытаться внести изменения в продукт. Лучше всего сформулировать гипотезу и дополнительно проверить ее в рамках исследования.
  • Мы проводим беседу с живыми людьми, которые делятся реальным опытом. Стоит продумать о том, как зафиксировать полученную информацию и использовать ее в работе.

Обычно мы проводили встречи эмпатии в онлайн-формате, но недавно стали приглашать пользователей в офис. У этих двух форматов есть своя специфика, которую стоит учитывать при организации.

Онлайн-встречи

На мероприятие мы выделяем два часа. Здесь я учитываю и общение с пользователями, и заминки в организации. Например:

  • На мероприятии присутствует шесть пользователей. На разговор с каждым из них мы закладываем 15 минут. Получается, непосредственно общение занимает примерно полтора часа.
  • Нужно заложить время на возможные опоздания участников, на то, чтобы объяснить формат мероприятия, а ещё на то, чтобы переключить людей из одной комнаты в другую.

Получается, что со всеми заминками мы укладываемся как раз в два часа. По опыту, этого хватает, чтобы со всеми продуктивно пообщаться и не утомить участников.

Чтобы онлайн-встреча прошла эффективно, нужно:

  • Заранее предупредить коллег о дате мероприятия. Мы бронируем слот в календаре у всех коллег примерно за месяц, иначе свободное время найти будет труднее.
  • Подготовить платформу для звонков. Мы создаём и переименовываем комнаты до встречи, чтобы не тратить на это время на мероприятии.
  • Следить за соблюдением тайминга. Во время мероприятия я могу транслировать сообщение всем участникам во всех комнатах, но этого может быть недостаточно. Чаще всего я захожу в каждую комнату и напоминаю о необходимости попрощаться с пользователем.
  • Создать отдельную комнату для пользователей. Это помогает быстрее рассказать про формат мероприятия и ответить на вопросы.
  • Попросить пользователей переименоваться. Иногда бывает сложно понять, что с тобой в комнате пользователь, особенно если не у всех включены камеры. Поэтому мы просим пользователей на время встречи добавить в имя слово «Участник».

Офлайн-встречи

Очное участие в мероприятии организовать сложнее, но оно проходит более оживлённо и ярко. Формат похож на онлайн-встречу, но есть свои преимущества:

  • На организацию общения уходит меньше времени, поэтому можно пригласить больше людей.
  • Офлайн-встреча не даёт скрыться за выключенной камерой, поэтому все больше вовлечены в разговор.
  • При правильной организации офлайн-встречи могут длиться дольше. Проводить встречи эмпатии онлайн больше двух часов сложно: участники устают, и даже короткие перерывы не помогают отдохнуть. В офлайн-формате можно делать перерывы, которые действительно помогают передохнуть.

Для очной встречи важно выбрать правильное помещение. Слишком маленькое не позволит комфортно общаться всем участникам. А в слишком большом помещении может быть сложнее организовать передвижение участников. Пользователи должны понимать, с кем они будут разговаривать в следующие 15 минут, а не тратить время на поиски нового столика или группы.

Расскажу про общие рекомендации по проведению мероприятия.

Выбрать верную аудиторию

Обычно у встреч эмпатии нет определённой темы, ведь у каждой команды свои интересы. Сложно было бы найти тему, которая подходила бы всем. При этом мы стараемся учитывать интересы коллег при организации мероприятия.

Так, мы приглашаем тех пользователей, чей опыт более релевантен текущим интересам команд. Например, это могут быть пользователи конкурентных продуктов или детракторы, молодая или более возрастная аудитория, новички или опытные пользователи.

Что такое встречи эмпатии и зачем они нужны

Разделить коллег на команды

Всех коллег мы стараемся делить на группы-команды. Иногда это просто, потому что часть коллег уже работают в командах. Некоторых работают сразу с несколькими командами, поэтому сложнее разобраться, в какую группу их поместить. Мы стараемся заранее это обсудить, иначе внутри группы может быть некомфортно общаться, ведь будут интересанты из разных направлений.

Что такое встречи эмпатии и зачем они нужны

Помочь коллегам в общении

Мы заранее готовим подсказку с возможными темами для беседы. Этот документ нужен на случай, если команда быстро узнала всё, что хотела, у конкретного человека. Для офлайн-встреч мы распечатываем эти гайды.

Ещё мы помогаем в модерации: начинаем разговор и показываем пример, как можно вести беседу. Уже после первой встречи команды включаются в беседу и наперебой задают вопросы пользователям.

Что такое встречи эмпатии и зачем они нужны

Подготовить портреты пользователей

На общение с пользователем даётся всего 15 минут. Поэтому нужно успеть узнать самое важное. Чтобы коллеги не тратили время на базовые вопросы, мы готовим «портреты» участников с основной информацией о них. Например, о том, какими приложениями пользуются люди. Такую подсказку мы тоже распечатываем для офлайн-встреч.

Что такое встречи эмпатии и зачем они нужны

Собрать эмоции

А ещё после встречи мы просим поделиться впечатлениями наших коллег. Сначала мы делали это в формате опроса, но его заполняли не все участники.

Поэтому сейчас после мероприятия мы зовём команду на короткую встречу и спрашиваем, как, по их мнению, прошла беседа. Многое успеваем обсудить голосом, а еще участники команды оставляют свежие впечатления на интерактивной доске. Это позволяет нам скорректировать следующие встречи.

Что такое встречи эмпатии и зачем они нужны

Мы уже пару лет проводим встречи эмпатии и вовлекаем всё больше команд. Коллеги все чаще при принятии решений ссылаются на эти мероприятия. После встреч они приходят тестировать новые гипотезы и идеи. Поэтому я советую всем попробовать такой контакт с пользователями. Удачи!

4747
26 комментариев

Напишите лучше про неформальные встречи с ФСБ и АП кураторами, думаю, всем будет гораздо интереснее, да и охваты будут выше.

22
Ответить

Вам же сказали: заметки для тех кто работает на бегу)

Ответить

За последние два года - VK превратилась в дохлую помойку, которая бы так и померла бы, если бы не война, санкции и отстуствия альтернатив. Все изменения, которые происходят сейчас в ВК - аналогичны тем же изменениям, что и мейл ру - оба становятся отвратительным высером, которые с тенюшечками-рюшечками-закруглениями, а по сути ткни в любой сценарий - зашквар и обилие рекламы и рекомендаций. Поэтому тема нифига не раскрыта. Я как пользователь, ненавижу ваши продукты, и каждое обновление и "улучшение". Статья бы может и выстрелила бы, при наличии реально удобного продукта - а так, лишь написана чтобы потешить собственное самолюбие.

15
Ответить

Подписываюсь под каждым словом
ВК невозможно теперь пользоваться. Реклама, зачем-то добавили клипы, в мобильной версии огромное количество кнопок, что хрен найдешь нужный раздел, а если после обновления поменяют их расположение, то вообще не найдешь. Захожу туда только, если кто-то из знакомых напишет и все 🤔

Ответить

как же сильно VK пытается выглядеть доброй, чистой, классной компанией ))) но сути и качества продуктов это не меняет, сколько бы не старались маркетологи)

10
Ответить

Не хочу вас расстраивать, но Вы не придумали никакого уникального подхода)
Вы просто красиво обозвали сбор ОС у фокус группы на встречи эмпатии)

Эмпатия, в двух словах, умение понимать чувства и переживания собеседника и способность ставить себя на его место, т.е. примерять его роль.

8
Ответить

Вы правы, мы не придумываем новые методы. В этой статье мы поделились своим опытом. Мы рассказали о том, как мы помогаем команде быть ближе к пользователю. Есть разные способы достичь этой цели, и мы рассказали о своём.

При этом важно отметить, что встречи эмпатии и исследования, например в фокус-группах, имеют разные цели. Мы в тексте это подчеркиваем: встречи эмпатии — это не исследования, поэтому различий между опросом в фокус-группе и на таких встречах достаточно много.

Ответить