Мои предпринимательские истории. Мобильный шиномонтаж

Часть 1. Договор и перегон.

Холодной зимой 2010 года, в январе, я ехал в плацкартном вагоне поезда из Нижневартовска в Саратов, закутавшись в одеяло. За окном было минус сорок. Я использовал праздничные дни и прикрепил к ним часть своего длинного северного отпуска.

В Саратове меня ждала старенькая Газель 1998 года выпуска. Друзья купили ее за пятьдесят тысяч рублей в Москве и пригнали в Саратов. Они сделали в кузове будку из фанеры и поставили там шиномонтажный и балансировочный станки фирмы Trommelberg. Еще они купили дизельный гендератор на 5 киловатт и компрессор. И все это я должен был перегнать в Нижневартовск, чтобы запустить там первый в истории города мобильный шиномонтаж. Тогда это казалось мне замечательной идеей.

За некоторое время до этого, осенью 2009 года, сидя в подвальном баре на одной из центральных улиц Саратова, мы отмечали мой день рожденья. Мне исполнилось 26 лет. Я работал уже четыре года на Севере после института. Я был инженером на одном из предприятий. Но меня с детства тянуло в бизнес. Выпив какого-то алкоголя, мы договаривались с другом Владимиром о создании будущего дела. Речь шла о мобильной шиномонтажке.

Мы решили так. Если брать одни из самых дешевых станков и найти дешевую старую Газель, то мы уложимся в 180 тысяч рублей. Такие деньги мы могли собрать. Каждый из нас скидывался по 90 тысяч. Мы решили вложиться пятьдесят на пятьдесят. На тот момент моя зарплата была порядка 30 тысяч рублей без учета годовой премии. У меня была однокомнатная квартира в ипотеке в городе Радужном (два часа езды на север от Нижневартовска). Еще у меня была машина Тойота Коралла Левин 1991 года выпуска.

Газель покупал и оборудовал друг. Потом я должен был перегнать ее в Нижневартовск, там открыть дело и вести его. Друг работал в Саратове и уехать не мог. Мы решили все это провернуть и ударили по рукам.

Подъезжая на поезде к Саратову с севера, вы видите промышленные зоны и старые дома. Я учился и жил в этом городе с 10 лет до окончания института. Потом я уехал работать на Север. Сначала слесарем по вахте, а потом стал инженером и вовсе переехал туда. Мое сердце всегда билось немного чаще, когда я подъезжал к Саратову. Не сказать, чтобы он мне очень нравился. Нет. Но я чувствовал и знал его. С ним было многое связано.

15 января 2010 года. 7 часов утра. Мороз, легкий туман. На Газели работает двигатель. Мы с Игорем и моими друзьями стоим рядом. Владимир остается, мы с Игорем уезжаем в Нижневартовск. Игорь, — нанятый мной напарник по перегону. Обычно он ездит на своем Камазе. Я не решился ехать один на такое расстояние посреди зимы. В Нижневартовске держался мороз минус сорок. Я никогда раньше не водил Газель и не знал ее устройства. Я по натуре восприимчив к риску, но не чрезмерному.

Мы с Игорем подготовились. Владимир утеплил машину стизолом и поролоном. Снял все обшивки в кабине и все там утеплил. Мы взяли с собой газовую печку, теплые унты, теплую северную спецодежду. Топор, мясные консервы, доширак и другую еду. Чай в термосах. Бензин в канистрах. Ключи, трос, аптечку, огнетушитель. Мы подготовились. И все равно многие говорили, что ехать в такой мороз на такое расстояние на старой Газели нельзя. Но выбора уже не было, — мой отпуск шел к концу.

Игорь оказался классным парнем. Старше меня лет на десять, — но я не чувствовал разницы в возрасте. Мы ехали и ехали. Останавливались в придорожных кафе, ели горячую еду и пили чай с лимоном. И снова ехали по зимним дорогам огромной страны. Мы не могли ехать быстро на этой машине и держали скорость около шестидесяти или семидесяти километров в час. С такой скоростью наш путь должен был занять три или четыре дня. Мы ночевали в придорожных отелях или просто спали в Газели несколько часов, укутавшись и не выключая двигатель.

Мы пересекли Уральские горы. Проехали Тюмень и двигались на Север — мимо Тобольска. Где-то под Пыть-Яхом, проснувшись утром, мы обнаружили, что температура упала почти до минус сорока. Мы вынуждены были снизить скорость еще, — Газель была карбюраторной и двигатель начинал работать с перебоями, когда подкапотное пространство слишком охлаждалось (хотя Владимир утеплил и его). Был утеплен сам капот изнутри, решетка радиатора была закрыта стизолом. Мы не глушили двигатель даже на заправках. На это закрывали глаза.

Без особых приключений мы добрались до Нижневартовска. Поставили Газель во дворе моего многоэтажного дома двоюродного брата. Игорь отдохнул, я рассчитался с ним и проводил его на поезд до дома. Не помню точно, сколько я заплатил ему за перегон. То ли 15 тысяч, то ли 20. Тогда это была нормальная месячная зарплата в Саратове. Перегон занял 4 дня. Я оставил Газель во дворе и уехал на работу на предприятие.

Часть 2. Первый опыт. Надежда и разочарование.

Я был уверен в успехе. Я не сомневался. Это был первый в городе мобильный шиномонтаж. Я читал много книг о бизнесе, и сам занимался всякими мелкими делами еще с шестого класса. Тогда я перепродавал и менял с прибылью картриджи для приставки Сега Мега Драйв 2. Позже, в старших классах, я спекулировал самими приставками и немного телевизорами. В институте я начал покупать лодки типа Казанок и Прогрессов с Вихрями и Нептунами, чинить и красить их и продавать. Я покрасил и продал не менее двадцати моторных лодок. Среди них были и редкие для Саратова лодки вроде модели «Обь-3». Кстати, хорошая небольшая лодка. Мы с друзьями построили даже одну большую лодку сами. У меня был опыт. Я считал себя предпринимателем. На самом деле я и понятия не имел, что такое предпринимательство и бизнес.

Будущий неминуемый успех основывался на следующих предпосылках. Первое. Я сам столкнулся с очередями на переобувку машин с зимней резины на летнюю и наоборот. На Севере сезон переобувки наступает резко. Выстраиваются очереди из машин. Шиномонтажки были, как правило, уличными. Меня раздражало ожидание в очереди. Смартфонов не было. Просто так стоять в очереди надоедало. Теперь-то очереди мне даже нравятся. В очереди можно спокойно почитать книгу в своем смартфоне.

Мобильный шиномонтаж решал этот вопрос полностью. Идея была простой, — машина клиента стоит во дворе. Он вызывает по телефону мобильный шиномонтаж. Приезжает Газель и мастер меняет резину прямо во дворе. Ты сидишь дома, читаешь в это время книгу и пьешь чай. Или что-то еще. Тебе даже за руль не надо, чтобы переобуться.

Параллельно шли дополнительные услуги, — ремонт проколов прямо на дороге, хранение летней или зимней резины (хранить планировалось в гараже Евгения, двоюродного брата).

И все эти удобства, — по среднегородской цене на подобные услуги. Еще я разработал систему дисконта, купил зеркальный городской номер 501-105 (на него я очень рассчитывал, он легко запоминается). Я купил второй телефон только для этого номера. Заказал несколько тысяч визиток. Заказал большой тент на фанерный кузов Газели с телефоном и красивым черным колесом на желтом фоне. Дизайн мне сделал родной брат, он профессионал в архитектуре и дизайне. Надпись на тенте гласила: «Мобильный шиномонтаж». Я ожидал успех. Я был молод и чрезвычайно неопытен.

Через объявления в местной газете я нашел сотрудника Вадима. Это был первый сотрудник моей шиномонтажки. Я и понятия не имел тогда, с чем я столкнусь и сколько их будет у меня. Это был первый наемный рабочий в моей жизни. Еще я открыл ИП. Закупил расходники в местном магазинчике и у других шиномонтажников. Я был готов. К слову, сам я до этого ни разу не монтировал ни одной шины и ни разу не балансировал ни одного колеса.

Пришла весна 2010 года. Меня перевели на работу в Нижневартовск. В офис. Теперь я мог контролировать шиномонтажку до 8 утра (в восемь была планерка), во время обеденного перерыва с 13.00 до 14.00, после 18.00 и по выходным.

Люди начинали переобуваться с зимней резины на летнюю. Мы выгнали шиномонтжку с рекламой на перекресток загруженной дороги, чтобы ее стало видно. И начали ждать. На соседних стационарных шиномонтажках уже выстраивалась очередь. Я распространял по ночам визитки, засунув под дворники в итоге несколько тысяч штук. Каждую ночь я ходил после работы и совал визитки под дворники машин. В два, в три часа ночи я приходил в свою съемную квартиру и падал спать. Ипотечную в Радужном я сдал, кстати. За копейки.

Клиентов не было. Ни одного. Был пик сезона. Везде на шиномонтажках стояли очереди. Люди стояли по два часа. Записывались заранее. Мои цены были средними по городу. Мы были готовы приехать прямо во двор, в гараж. Но нас как будто никто не замечал. Никто не звонил по визиткам. Я проверял телефон несколько раз в день. Он работал, деньги на балансе были.

Первый звонок раздался через три или четыре дня. Я направил туда шиномонтажку. Резину мы поменяли и отбалансировали колеса. Заплатили нам 1340 или 1200 рублей, точно не помню. И снова тишина. Мы изготовили стенд со стрелкой и поставили у дороги рядом с шиномонтажкой. Это никак не помогло. Сезон шел. Сезон длится месяц, максимум полтора.

Я начинал волноваться. Я поехал на радио, раскошелился с зарплаты на 20 тысяч и заказал по «Авторадио» рекламу трижды в день. Я слушал свою рекламу по радио. Но и это не помогло. Я рассовал еще тысячи три визиток и получил еще трех клиентов за неделю. Выручка составила порядка пяти тысяч рублей. Я обошел всех коллег на работе. Я всем буквально навязывал свою шиномонтажку. Так я получил еще примерно пять клиентов и выручка увеличилась тысяч до 12. Этого не хватало даже на то, чтобы заплатить шиномонтажнику. У нас была договоренность пятьдесят на пятьдесят от выручки, все расходники и бензин, — мои проблемы. То есть половина сезона позади, а он заработал 6 тысяч рублей. В то время шиномонтажник за сезон мог заработать от ста до двухсот тысяч чистыми, если был наемником.

Как-то утром я не увидел Газели на ее точке. Я поехал к шиномонтажник домой. Он не видел смысла ехать на точку. Я заставил его. Я пообещал ему компенсацию в случае неудачи. За счет своей зарплаты.

Реклама на радио шла ежедневно. Шиномонтажка ездила на точку и с нее. Визитки я продолжал распространять. Во второй половине сезона мы начали получать примерно по одному заказу в день. От тысячи до полутора тысяч за заказ. В какой-то день мы получили даже два заказа и заработали около трех тысяч выручки. А потом сезон закончился.

Сумма выручки составила порядка 40-50 тысяч. Все эти деньги я отдал шиномонтажнику, взяв на себя расходы на бензин и расходники. Он запил и ушел с работы. По итогам первого сезона я получил убыток. От радужных настроений не осталось и следа. Я думал, что делать дальше. В то же время наши редкие клиенты очень хорошо отзывались о нас и радовались новой услуге. Обещали рассказать знакомым. Я привозил им на дом дисконтные карты и обещал скидки в осеннем сезоне. Розовые очки разбились, но реальная перспектива получала свои смутные очертания. Надежда оставалась.

Часть 3. Осень. Второй сезон.

Теперь я уже примерно понимал, как работает реклама в этом деле. Массовая реклама дорогая и не несет почти никакого эффекта. Важно сарафанное радио. Каждый лояльный клиент, — на вес золота. Он придет снова в следующем сезоне. И в следующем. И он может привести к тебе друзей. К моменту осени 2010 года я был зарегистрирован на форумах автомобильного сайта Дром. Там я читал отзывы про автомобили и путешествия. И сам иногда писал там отзывы. В том числе я читал региональную ветку 86/89 регионов. ХМАО и ЯНАО, — Ханты-Мансийский и Ямало_Ненецкий округи.

Я подумал так. Если важен каждый клиент и его личные связи, то я должен лично общаться с клиентами. Я могу сделать это через форум и региональную ветку. Я дам там платную рекламу и закреплю ее в топе. К началу осеннего сезона я связался с рекламным отделом Дрома, оплатил и разместил рекламу. Вот как она звучала:

«мобильный шиномонтаж! внимание! DROMовцам и Вашим друзьям большие скидки!

Уважаемые Нижневартовцы, пользователи сайта drom!

В Нижневартовске появилась новая услуга – мобильный (выездной) шиномонтаж. Мы выезжаем к клиенту во двор, в гараж, или в любое другое место в городе и его окрестностях. Выезжаем по записи в удобное для Вас время.

внимание! Только для посетителей сайта DROM и Ваших друзей — стоимость выездного шиномонтажа по низким ценам! (прайс прилагается). Достаточно назвать свой ник по телефону, или чтобы Ваш друг назвал Ваш ник.

Не тратьте своё время для поездок на шиномонтажку! Вызывайте шиномонтаж во двор, в гараж, или на стоянку около Вашего места работы. Пока Вы работаете или отдыхаете, Вам поменяют резину! Становитесь нашим постоянным клиентом, приводите друзей, и Вы получите дополнительные скидки (система доп. скидок за количество машин, за постоянство и т. п.)!

Если Вы в дороге прокололи колесо, вызывайте нас, и мы отремонтируем его на месте!

Телефон 501-105

(легко запомнить, зеркальный номер)

Звоните и записывайтесь круглосуточно!

Не забудьте сказать о том, что Вы с сайта DROM, или у Вас там друзья (для скидки).

При Вашем содействии в крупных договорах и объёмах – заплатим Вам процент.»

Это объявление я разместил 7 октября 2010 года.

Осенний сезон отличается от весеннего. Он более короткий. Морозы в Нижневартовске наступают резко. Люди ездят на летней резине до последнего момента. Перед первой гололедицей, во время первого снегопада, — на шиномонтажках выстраиваются очереди. Я нанял нового сотрудника, Владимира из Белоруссии. Мы снова были готовы. И были подготовлены лучше.

Мне начали звонить первые клиенты. Меня уже знали на предприятии мои коллеги. Они тоже начали звонить. Газель начинала потихоньку колесить по городу. В некоторые дни мы стали получать до четырех заказов и дневная выручка впервые превысила пять тысяч рублей. Но начались новые проблемы. Сказывался мороз. Кузов Газели не отапливался. Дизель-генератор работал, но иногда мы долго его заводили. У шиномонтажника мерзли руки. Негде было греться. Колеса он закидывал каждый раз в кузов Газели и ходил грязным. Я привозил расходники и помогал, чем мог. Компрессор сломался и пришлось купить другой. Газель пока не подводила, но пришлось поменять аккумулятор.

Реклама на Дроме начала работать. Оттуда пошли первые клиенты. Пошли первые отзывы. Во второй половине осеннего сезона в один из дней выручка превысила десять тысяч рублей. Я продолжал рассовывать визитки под дворники. На форуме написали: «Сегодня мне вашу рекламу под дворник засунули: )». Я рассовывал сам и нанял для этого расклейщиков объявлений. Деньги появлялись. Маленькие, но все же. Мы брали от 90 до 120 рублей за шиномонтаж и балансировку колеса и 400 рублей за снятие и установку всех четырех колес вне зависимости от диаметра.

Вот такие отзывы мы начали получать на форуме. Их и сейчас можно найти в Интернете, они сохранились.

Первым написал отзыв тот человек, который сказал, что мы засунули ему визитку под дворник. Он переобулся (сменил резину) через 9 дней после получения визитки. Он написал (орфографию сохраняю в цитатах):

«Свершилось! Я переобут (когда же я разорюсь на комплект дисков…)

В итоге кратко — мне понравилось! Созвонился 501-105 (набирал по памяти, кстати). Вечером после работы (что немаловажно) прямо ко мне во двор (!) приехала Газелька. Специалиста зовут Владимир (если я ничего не путаю). Он сам все снял, сам все поставил. Все культурно и вежливо. Дядька нормальный такой, приятно было с ним общаться. За все удовольствие 1600 рублей (у меня R-17 большие). На шиномонтажках примерно так же все это стоит, тока там очереди уже — жесть. А тут можно пойти домой и спокойно заниматься своими делами, а не торчать на холоде возле шиномонтажки.

В общем, удобно — это бесспорно, не ***** говорить! Завтра посмотрим, как ночь продержится:))))»

Я ответил. Я отвечал всегда на все отзывы. Вежливо поблагодарил. На следующий день он же отписался в теме вновь:

«Колеса держится нормально!: ) Сижу на работе и наблюдаю большое скопление страждущих переобуться за окном»

К тому времени сарафанное радио Дрома начало работать так, что количество клиентов с форума приблизилось к количеству сторонних клиентов. Реклама была эффективной. Заплатил я за закрепление темы пять тысяч рублей. За радио и визитки я отдал больше сорока тысяч.

С 29 октября по третье ноября 2010 года я получил еще три отзыва на форуме.

«Переобулся. Приехали быстро. Сделали хорошо. Денег отдал 1400. 4 колеса R15».

«Время 23-03. Приехали, чего-то там ковыряются во двор: )))))) Обещали позвонить, как все сделают, жду».

«Я вчера переобулся))))))))))) Все как надо сделали, как я и говорил…. . Все рассказали…. Пометили недочеты)))) Цена гул ха (автор — я не знаю, что это) то, что я сидел дома и ничего не делал…. А ребятки мне, пока я чаи гонял, машину к зиме переобули…. . Газельке с 64 регионом большое спасибо!»

Вот такие отзывы. И еще несколько пожеланий удачи в бизнесе. На этом наш второй сезон подошел к концу. Мы заработали порядка двухсот тысяч рублей. Сто тысяч ушло шиномонтажнику Владимиру. Еще пятьдесят, — реклама и расходные материалы, ремонт и компрессор. Около десятки, — бензин, дизельное топливо для генератора и прочее. Прибыли оставалось тысяч сорок. К тому моменту это размер моей месячной зарплаты на предприятии. Примерно. Но каждый этот рубль для меня был важнее десяти рублей зарплаты меня как наемника. Я ценил то, что заработано в бизнесе, — гораздо больше. Они для меня имели другой вес. Но и эти несчастные сорок тысяч сожрал ремонт Газели, который последовал вскоре. Я вышел примерно в ноль.

Часть четвертая. Рост прибыли и рост проблем.

Закончив второй сезон, мы столкнулись с необходимостью ремонта Газели. Ходовая часть, еще по мелочи. Убрать гниль на дверях. В общем, прибыль растаяла, как дым. Мы отремонтировали Газель и лишь изредка выезжали на проколы колес. За всю зиму несколько раз.

Но шиномонтажник Владимир прошел сезон хорошо и показал себя. В то же время зимой, в сильные северные морозы, работать без обогреваемого помещения невозможно. Нам нужна была база. По самым скромным оценкам, учитывая рост масштаба сарафанного радио и рост количества довольных клиентов, я рассчитывал получить весной 2011 года выручку не менее четырехсот тысяч рублей.

Деньги от основной работы у меня были. Это зарплата тысяч сорок плюс годовой бонус примерно тысяч сто. И мне нужна была база для Газели и шиномонтажника. Кроме того, при поломке станка или генератора (а я уже понимал, что это неизбежно, и именно в сезон) мне нужна была подмена их на время ремонта. Иначе, — потеря клиентов. Я решил открыть вторую шиномонтажку, стационарную. Я стал искать помещение в аренду.

Помещение нашлось на территории автомойки, в тупике одного ангара. При выезде с автомойки все ее клиенты видели мою шиномонтажку. Я арендовал помещение за восемь или десять тысяч рублей в месяц (точно не помню) и купил второй комплект оборудования. Он встал мне тысяч в сто пятьдесят. На все это я брал деньги из своей зарплаты и премии.

Я жил очень скромно. Моей единственной и главной целью был успех в бизнесе. Туда я направлял все свои свободные деньги. Примерно 10 тысяч уходило у меня на аренду однокомнатной квартиры в Нижневартовске. Аренду своей ипотечной квартиры я направлял на погашение ипотеки плюс доплачивал тысяч пять. Оставалось 25 от зарплаты плюс бонус. На еду и прочее я тратил около десяти тысяч. Этого хватало вполне. В итоге я накопил не только на новый комплект оборудования к третьему сезону, но и поменял свою старую праворульную Тойоту на вишневую Дэу Нексию в относительно хорошем состоянии. Доплатил тысяч 30.

Надо сказать, что к тому моменту мои сверстники на предприятии с похожей должностью уже покупали себе дорогие машины, делали в своих квартирах ремонты, покупали хорошую дорогую одежду. Я ходил в чистой, но дешевой одежде. Ездил на Нексии. Они крутили пальцем у виска за спиной, я знал это. И плевать мне было на это. Мне нужен был только бизнес. Я становился изгоем среди коллег.

Тем временем к новому весеннему сезону 2011 года у нас было уже две шиномонтажки. Мы с Владимиром нашли второго шиномонтажника Дмитрия и двух подмастерьев. Коллектив увеличился до четырех человек, не считая меня. Я руками почти не работал. Некогда было из-за работы на предприятии. Старшим шиномонтажником стал тот же Владимир. Звонки клиентов, тем не менее, всегда принимал я и переадресовывал ему. Если я был в командировке или на планерке, то я ставил на него переадресацию со своего номера. Мы снова были готовы.

И еще я заключил контракты с двумя предприятиями. Небольшие, тысяч на 40-50 в сезон каждый. Одно из предприятий ко мне привел отзыв на Дроме. По контракту мы должны были приезжать в автопарки этих предприятий и переобувать их машины прямо там.

Итак, сезон наступил. Мы получали уже до шести-семи заявок в день. Мы начали не успевать ездить с адреса на адрес. Переобувка не всегда проста. Многие имеют низкий профиль шин и большие диаметры. Иногда монтаж и балансировка занимала на полчаса или даже час больше, чем мы рассчитывали. Клиенты начинали нервничать. Я изворачивался, как мог. Владимир почти не отдыхал. Стационарная шинка тоже потихоньку раскручивалась. Некоторые клиенты соглашались ехать туда, если на мобильном были очереди на запись.

После работы, в 18 часов, я ехал на шиномонтажки. Иногда я ехал к клиентам. Если им нужно было просто поменять колеса на дисках (без шиномонтажа и балансировки). В офисной одежде, стоя на коленях в снегу, я менял эти колеса. Красный диплом, перспективный инженер… Это выглядело каким-то безумием. Но это было и смыслом жизни. Я чувствовал, что в этом что-то есть.

Владимир и Дмитрий тоже пахали. Реклама, кроме рекламы на Дроме, больше не требовалась. Выручка достигала 20 тысяч в день (сумма на обеих шиномонтажках). Часто мы работали до 12, а то и до часа ночи. Я приезжал домой, падал на кровать и мгновенно засыпал. Чтобы проснуться в 7 утра, принять душ и ехать на планерку. Но часто звонили и ночью. Мобильный шиномонтаж работал круглосуточно. С одним экипажем. Владимир не жаловался. Это были живые деньги и это длилось месяц — полтора, не больше. Третий сезон подошел к концу. Выручка составила порядка 500 тысяч. 250 получили сотрудники. Еще около ста ушло на расходники и ремонты. Оставалось 150. Понадобился резервный генератор (дизель все чаще требовал ремонта). Еще минус 25. Простейший китайский бензогенератор на 4 киловатта. Меньше уже никак. Осталось 125. Летом газель потребовала ремонта двигателя и еще по мелочи. Чистой прибыли у меня осталось тысяч семьдесят. За полтора месяца адской работы до изнеможения. Но я был доволен. Я даже отпраздновал это. Я чувствовал пульс работы, пульс бизнеса.

Летом ничего интересного не происходило. А осенью, в наш четвертый сезон, начались первые реальные проблемы.

К тому моменту количество наших постоянных клиентов кратно увеличилось. Осенью я рассчитывал на выручку не менее чем в 800 тысяч рублей. Только дисконтных карт постоянным клиентам уже было выдано 59 штук. Начало функционировать хранение резины. Мы освоили сложный ремонт колес, в том числе вулканизацию больших порезов. Мы ввели гибкую дисконтную систему с накопительными скидками. Обладатели золотых дисконтных карт получали самую низкую цену в городе. Мы ввели ночные наценки и продолжали круглосуточный режим работы.

Положительные отзывы в интернете пошли потоком. Были и отрицательные из-за времени ожидания. Очередь на мобильный выстроилась на два-три дня вперед. На стационарном время ожидания иногда достигало двух часов. Суточная выручка начала периодически превышать 40 тысяч рублей.

Генератор начал ломаться чаще. Подмастерья работали две недели, ломались и уходили в запой. На Володю было страшно смотреть. Он не успевал помыться и переодеться. Я просто разрывался между бизнесом и основной работой. Все мы работали на износ, спали иногда по три-четыре часа в сутки. Но выручка все росла и росла. Началось пьянство подмастерьев на работе. Начались такие проблемы, — люди зарабатывали (расчет шел ежедневно) и просто куда-то пропадали. Держались Только Володя и Дима, остальные просто приходили и уходили.

Проблемы множились и имели разнообразный характер. Как-то приехали люди на тонированных машинах без номеров. Было несколько неприятных разговоров. Во время одного из них я приехал один, а их было четверо. Один угрожал мне ножом. Я сказал: «Режь». Они хотели дань. Я не давал ни копейки. В итоге они порезали пару шлангов на шинке и остановили работу уже в другой день. Шиномонтажника ударили. В полицию мы не обращались, хотя камеры все записали. Оказалось, что наверху есть общие знакомые, и мы разошлись. Но если бы знакомых не оказалось, — это бы стало проблемой. Девяностые никуда не ушли. Дело разрешилось, но осадок остался. Позже я понял, что и как было. Главным виноватым, оказывается, был тот самый Володя, на которого я почти молился уже из-за его качественной работы, трезвости и постоянства. Я и не догадывался, кем он являлся на самом деле.

Были предъявления за порчу дорогих колес (якобы поцарапали диски за сорок тысяч). Я спорил, ездил, убеждал, договаривался. Всегда так или иначе, но компромисс находился. Но все это изматывало дополнительно.

Тем не менее, процесс шел, и сезон подходил к концу. Он длился примерно месяц. Выручка составила тысяч семьсот. 350 ушло работникам. Около 150 ушло на расходники и ремонты. Но 200 осталось. И Газель не сломалась, не потребовала денег. Я получил порядка 270 тысяч за этот год, из которых примерно 90 ушло на аренду помещения. В итоге чистой прибыли осталось 180. Так закончился 2011 год.

Часть пятая. Конкуренты и неожиданности.

Мы начали становиться заметными в городе. Я слышал, как посторонние говорят о нас. Мы были первым в городе мобильным шиномонтажем. Население Нижневартовска на тот момент составляло 260 тысяч человек. Это не так много, но это уже и не мало. В этом городе такой сервис стал нужен людям, когда они узнали о нем. Появление конкурентов было неизбежным. И они появились. Только три сезона мы отработали в вакууме, в бесконкурентной среде. Как только рынок был создан, — конкуренты не заставили себя ждать.

Шиномонтаж, — бизнес с очень низким порогом входа. Для мобильного же шиномонтажа не требуется даже аренда помещения. Достаточно купить автомобиль, в том числе бывший в употреблении. Мы купили Газель. Наш первый конкурент предпочел «Бычок». Второй Газель, как мы. И нас стало трое.

Они появились весной 2012 года, в наш пятый сезон. Тогда, когда я рассчитывал на сезонную выручку не менее миллиона за полтора месяца. И чистую прибыль тысяч в 300-350 за сезон. Но все пошло не так.

Начался пятый сезон. Пошли звонки, выстроились очереди. На улицах города стали появляться машины конкурентов. Мы назывались «Мобильный шиномонтаж», они, — «Шиномонтаж на выезде» и «Выездной шиномонтаж». Наша Газель была оформлена в черно-желтых тонах, другая Газель, — в голубых и белых, а «Бычок» — в сине-желтых.

Я созвонился и встретился со всеми конкурентами, взял их прайсы. Я пытался наладить нормальное сотрудничество и кооперацию. С бело-голубыми это начало получаться. Управляла ими женщина, которая сидела в офисе на одной из центральных улиц города. «Бычком» управлял парень, в котором он же и работал.

Мы стали иногда выручать друг друга, направляя машины на те заказы, куда сами не успевали добраться. Однако для одной нашей машины рынка было более чем достаточно, но для трех его стало не хватать. Машины работали, но безумного ажиотажа прошлого сезона уже не было. Наш экипаж не вышел на запланированные мной показатели. История прошлого сезона повторилась, и мы смогли лишь продублировать выручку, получив примерно те же 700 тысяч, из которых 350 ушло рабочим. Чистой прибыли я получил около 250 тысяч, увеличив общую прибыль до 430 тысяч. Но это было уже не то, на что я рассчитывал. Тренд роста прибыли остановился и в воздухе повисло напряжение. На этом пятый сезон подошел к концу.

Наступило лето 2012 года. В Нижневартовске было жарко. И тут начались неприятности. Владимир, который был моей опорой, — пропал во время моего отъезда из города. Газель стояла на месте, но его не было. Он пропал с какой-то не очень значительной суммой прибыли, в районе 30 тысяч. Я знал, где он живет в Нижневартовске. Я пошел к нему домой, но дверь была закрыта. Я приходил несколько раз, но никто не открывал дверь, и телефон был вне зоны доступа. Потом мне позвонили те люди, с которыми были проблемы. И спросили, где Владимир. Сказали, что он пропал, а он должен им денег. Я ответил, что я сам его ищу, и денег он должен и мне.

А оказалось, что было вот как. Владимир этот был известным в некоторых кругах человеком. Гастролером. Он приезжал в какой-то город, втирался годами в доверие к людям, хорошо работал. Пока были деньги и работа. А когда он накапливал долги, — он скрывался и пропадал. И это могло длиться несколько лет. Это была его форма мошенничества. Кстати, он говорил всем, что это его шиномонтажка, а не моя. Это и стало первопричиной тех проблем. Они знали, что на него можно наехать и за ним никого нет. Так я списал 30 тысяч прибыли и сумма упала до 400 тысяч. Найти его не представлялось никакой возможности.

К осени 2012 года я вновь нашел работника Дмитрия на Газель. На стационаре продолжал работать другой Дмитрий. Новый Дмитрий-Газелист (назовем его Лжедмитрий, — дальше я объясню, почему) работал вроде бы неплохо и был на связи. Сначала было так, по крайней мере.

К сентябрю 2012 года стало понятно, что конкуренты уходить не собирались. Все три экипажа, включая наш готовились к новому сезону. В итоге осенью 2012 года почти ничего интересного не произошло, кроме поломок балансировочного станка Trommelberg (порвался ремень и мне пришлось срочно заказывать его из Санкт-Петербурга), поломок генераторов и компрессоров. Выручка вновь осталась на том же уровне, но чистая прибыль упала примерно до 150 тысяч из-за этих ремонтов. Еще около 90 было потрачено на аренду за период и к концу 2012 года я владел накопленной прибылью порядка 460 тысяч.

Кстати, ранее моему партнеру из Саратова срочно потребовались деньги (лечение ребенка) и я вернул его первоначальный взнос в 90 тысяч, — именно столько ему требовалось на тот момент. Мы выполняли всегда друг перед другом все обязательства, и в дальнейшем нас связала огромная бизнес-история, но уже совсем другого масштаба.

Шестой сезон был закончен и мы шли к предпоследнему в этой истории, седьмому сезону. Наступал 2013 год, — решающий и последний год моей работы с шиномонтажками.

Анализируя ситуацию долгими осенними вечерами 2012 года, я пришел к выводу, что арендное помещение мне больше не подходит. Получалось так, что я развивал и «Прикармливал» это помещение, а, кроме того, платил арендную плату и тогда, когда работы почти не было. Я стал искать варианты расширения бизнеса. Я хотел убить двух зайцев, — избавиться от аренды и расширить бизнес одним решением так, чтобы он приносил прибыль и вне сезона. Я обладал капиталом порядка 370 тысяч рублей (460-90) и готов был выделить с зарплат и бонусов еще порядка 200 тысяч. Итого 570.

Часть 6. Автосервис и попытка продажи бизнеса.

К тому времени я продал свою ипотечную квартиру и переселился на дачу в районе РЭБ флота в окрестностях Нижневартовска. От продажи квартиры (с учетом погашения остатка долга банку) у меня осталось 800 тысяч рублей, которые я и потратил на эту дачу. Выглядела она хорошо и для лета подходила. Там был даже гараж и баня. Отопление было печным. Но зимой, в сорокоградусные морозы, ночью я спал под двумя одеялами в одежде, потому что температура внутри падала до нуля. Я завел кота и он спал со мной, свернувшись в клубок. Днем температура зимой никогда не поднималась выше 14 градусов внутри помещения. На этой даче мне приходилось много терпеть физических испытаний. Мылся зимой только в бане, протапливая ее в любой мороз. Но организм привык и за те три года, что я прожил там, — я не заболел ни разу. Зато ипотечных платежей больше не было. Денег на бизнес становилось все больше.

К осени 2012 года у меня было порядка трехсот постоянных клиентов в Нижневартовске. Часто им требовались работы не только по шиномонтажу, но и сопутствующие работы по ремонту их автомобилей. Поэтому я решил открыть одновременно свой стационарный шиномонтаж с небольшим автосервисом. В своем помещении.

Я проанализировал помещения и выбрал достаточно большой двухэтажный гараж. Рядом строился новый строительный торговый центр и было немного других автосервисов. Стоил он 450 тысяч рублей, примерно столько же нужно было на оборудование. Денег не хватало. Я нашел нового партнера среди своего круга знакомых. Мы скинулись примерно по пятьсот тысяч. Купили этот гараж и оборудование. И я приступил к поиску сотрудника для автосервиса.

Подал объявления. Я давал оклад (около 40 тысяч, что было высоким окладом для того времени) плюс пятьдесят процентов от выручки. Условия были хорошими и некоторые люди звонили. Но, узнав, что это новый гаражный автосервис, отказывались работать у нас. Видимо, понимали, что клиентов будет мало.

В итоге мы наняли двух человек, по знакомству. Они были хорошими мужиками, — сын с отцом. С семьей сына мы общаемся до сих пор. Назовем его Тимофей. Он был порядочным и честным. Проблема была не в нем. Проблема была во мне и моей неопытности. Тогда я только набирался опыта, больно ударяясь об углы. Итак.

В 2012 году в Нижневартовске уже работали качественные автосервисы для иномарок. Отечественные автомобили еще ездили по дорогам (ВАЗы, Волги даже, УАЗы, используемые нефтяниками), но их было уже мало. Сам я к тому времени ездил на стареньком Дэу Матиз, поменяв на него Нексию с доплатой в свою сторону. Надо мной смеялось все предприятие. Я занимал должность и работал уже давно, — мой статус не соответствовал этой машине. В будущем я удивил их гораздо сильнее, начав ездить на ВАЗ (шестерка вишневого цвета, — кстати, достойная машина), и даже временно на Волге. Волга постоянно ломалась, и я от нее избавился. А вот на шестерке и Матизе ездил довольно долго.

Для иномарок в городе уже были открыты хорошие автосервисы со многими постами, диагностическим и ремонтным оборудованием высокого класса, с хорошими профессионалами. Они чинили практически любые поломки. На нашем гаражном автосервисе мы не были способны качественно диагностировать сложные поломки. Мы не разбирались в электрике, кроме простейших вещей. Мы могли делать ходовку и устранять мелкие неисправности. Или чинить отечественные машины, но они практически не приезжали. Среди моих постоянных клиентов почти все к тому времени уже ездили на иномарках. Работы не было.

Я начал спасать положение. Покупать старые Нивы, Волги с расчетом починить их и продать. Это были копейки, которые едва окупали оклад. Кстати, ранее я также запустил мобильную мойку с помощью специальных реагентов. Работа была, но выручка была маленькой.

Почти сразу же после запуска автосервиса ко мне стало приходить понимание, что ситуацию он не спасет. Я работал уже три года в бизнесе и начал понимать, что не в состоянии масштабировать или развивать бизнес такого рода. А такой уровень выручки и прибыли меня уже не устраивали. Я очень много работал, и понимал, что этот уровень мне больше не интересен. И тогда я произвел первую попытку продать бизнес. 21 марта 2013 я опубликовал в региональном форуме Дрома такое объявление:

Продаю бизнес (Нижневартовск) -«Автоклуб 501» (первый мобильный шиномонтаж, СТО, дешево)

Модераторы, ветка уже оплачена, скоро Вам придет подтверждение. Прошу закрепить.

Продаю действующий в г. Нижневартовске бизнес – «Автоклуб 501».

В него входят – первый в городе мобильный шиномонтаж, стационарный шиномонтаж — гаражное СТО, мобильная мойка (есть реагент на 500 машин и опыт), хранение резины.

Вся система завязана на единый легко запоминающийся номер 501-105 и действует в Нижневартовске. Есть сайт, широкая многолетняя клиентская база, регистрация в Дубль-ГИСе и подобных справочниках.

Распространено по городу более 15 000 визиток, ещё 7000 имеется в наличии, была ТВ-, радиореклама, реклама в газетах.

Действует дисконтная система.

Полный комплект, начиная от номера телефона, широкой клиентской базы, и заканчивая оборудованием и помещением, обслуживаемым счетом, некоторыми договорами.

Материальная база – ГАЗель (1998 г. в.), 4 станка (2 балансировочных, 2 шиномонтажных, 2009-2012 г. в.), помещение – 2-х этажный гараж-СТО 6х6 (зимнее исполнение, отопление) с ямой, офисным помещением и станками. Расположен сразу за ВДНХ. Полуавтоматическая сварка, в т. ч. в среде газа (либо под флюсом), набор-хамелеон и т. п.

Сверлильный станок, различные тиски, компрессоры, краскопульты, наждак, обогреватели, полные наборы ключей, съемники, домкраты, – всё, что необходимо для гаражного СТО и шиномонтажек. Многое оборудование — новое.

2 генератора – дизельный 5 КВт и бензиновый 4,2 КВт.

Системы видеонаблюдения, компьютер и т. п.

Если интересно, могу отдать не законченную Ниву под тюнинг (осталось нанести последний слой и собрать, машина на ходу, все документы в порядке, материалы в наличии).

Бизнес успешно действует, но требует приложения рук. Я работаю по другому профилю и нагрузка по нему постоянно растет, – качественно контролировать растущий бизнес всё сложнее, учитывая смену персонала.

Конкретика по годовым объёмам выручки, количеству клиентов и т. п. – при встрече и конкретной заинтересованности.

Продаю бизнес дешево, гораздо ниже себестоимости. Учитывая наработанную базу, это очень выгодный проект. Доступно практически любому.

Нежелательно, но возможно — продажа бизнеса блоками. Гораздо выгоднее купить его целиком.

Есть готовые флаги, логотипы, шаблоны и прочие рекламные атрибуты.

Звоните в любое время – т. 501-105.

Если Вы планируете работать сами и своими руками, либо у вас есть надежные наемники – это одно из лучших решений, и не требуется времени на раскрутку, можно приступать к активной работе уже с апреля.

Тем временем пришла весна 2013 года и стартовал седьмой сезон. Газель управлялась Лжедмитрием и ее база была теперь у нашего автосервиса, управлял которым Тимофей. Работа по переобувке началась и Тимофей на станках автосервиса научился работать с колесами (там были те станки, которые я забрал из арендного помещения, которое освободил. Позже хозяин открыл там же свой шиномонтаж).

Сезон принес стандартные 750 тысяч выручки и порядка 350 чистой прибыли. Суммарно выходило 720 тысяч чистой прибыли с начала истории. Здесь я не учитываю траты на автосервис, его помещение и оборудование, чтобы не искажать статистику. Немного позже я объясню, почему.

А летом 2013 года Газель пропала. Вместе с Лжедмитрием. Я уезжал куда-то в отпуск или долгую командировку. Вернулся, — а Газели нет на своем месте. И Лжедмитрия нет. Абонента нет и в сети.

Я пошел к операторам камер гаражного кооператива. Благо, Газель стояла хоть и далековато, но была видна с камер. Просмотрев записи, я увидел, что к Газели подходит Лжедмитрий. Он быстро открывает дверь, и Газель без всякого прогрева, сразу же, чуть не с пробуксовкой, срывается с места. И уже не возвращается.

Я исследовал улицы города, но не нашел ее. Что делать? Машину по сути угнали. Я пошел в полицию. И тут надо отдать ей должное. Никогда еще ни до, ни после, у меня не было лучшего опыта общения с полицией, как в этой истории. Без всякого заявления в отделении сотрудники сели за изучение камер видеонаблюдения Нижневартовска. Практически сразу они поняли, что Газель из города не выезжала. Они расспросили о подробностях. Я показал фото паспорта Лжедмитрия и объяснил, в чем дело. Они сразу же узнали его. Оказывается, это был их давний клиент, — спайсовый и еще какой-то наркоман. Они знали его фактический адрес проживания. Они сразу же дали команду экипажу проверить окрестности этого дома. Мне повезло, — Газель стояла там, рядом с домом.

Они сумели даже как-то выйти на связь с Лжедмитрием. Спросили, буду ли я писать заявление или он просто отдаст мне ключи, как и обещал им по телефону. Мне важно было просто получить Газель, а не покарать Лжедмитрия, и я сказал, что ключи меня вполне устроят. Они предложили помощь, — постоять рядом и проконтролировать, чтобы все прошло нормально. И отвезли меня к этому дому. Вышел Лжедмитрий. Его было не узнать. Невероятно исхудавший, заросший щетиной. С безумными глазами. Настоящий наркоман. Прерывистыми движениями он достал из кармана ключи и отдал их мне, не говоря ни слова. Я ему ничего не стал говорить, просто проверил наличие станков в кузове. Все было на месте. Я попрощался и поблагодарил полицейских, сел за руль Газели и отогнал ее на свое место. Так я потерял своего предпоследнего сотрудника. Стояло жаркое лето 2013 года.

Часть 7. Последний сезон.

Осенью и зимой 2013 года в рекламной кампании автосервиса и шиномонтажей я применил термин «Автоклуб 501». Я даже сделал флаги с этой символикой. Под этим флагом я старался объединить мобильные шиномонтажки города, свой и еще пару автосервисов, некоторых поставщиков запчастей и своих клиентов. Я вводил единую дисконтную систему в расчете на то, что из-за синергии мы сможем получить больше клиентов и принести пользу друг другу и клиентам. Win-Win, как говорится.

Лжедмитрий ушел, и теперь Тимофей должен был занять место главного на мобильной шиномонтажке. А его отец, — на стационарной. К тому моменту с Тимофеем мы даже подружились. И по сей день у меня о нем хорошие воспоминания, потому что это порядочный и честный человек. И умеет работать.

Клиентов на покупку бизнеса не было. Мне оставляли хорошие отзывы на форуме, интересовались, но конкретного покупателя не было. Нагрузка по другим направлениям моей деятельности росла, вектор смещался. То, что годилось мне 3-4 года назад, — уже не годилось сейчас. Как раз из-за полученного опыта.

К тому моменту я несколько продвинулся в объединении шиномонтажей, пары автосервисов и магазинов автозапчастей. Я хотел создать некий «Гипермаркет услуг» в Нижневартовске, с объединенной дисконтной системой, но это уже другая история.

Я готов был продавать бизнес по частям, — как гараж и как мобильный шиномонтаж. В итоге я подал уже такое объявление в сентябре.

Продаю бизнес дешево! Мобильный шиномонтаж за 200 т. р., — окупаемость 1сез(1,5 мес)

Модераторам — если Вы считаете это необходимым, тему я могу оплатить, как делал это не раз: )

Продаю в связи с расширением и переходом в более широкую сферу (гипермаркет услуг — любые услуги). Почему такая цена у действующего бизнеса с окупаемостью 1,5 месяца — понятно ниже.

Продаю с полной клиентской базой, административной поддержкой. Только в хорошие руки. Бизнесу уже 4 года — 8 сезонов переобувки, много постоянных клиентов. Первый в городе мобильный шиномонтаж! Бизнес должен продолжать работать и обслуживать постоянных клиентов. Это связано с удержанием и расширением клиентской базы «Гипермаркета услуг».

Состав — а/м ГАЗель 1998 г. в. с будкой (ГАЗель полностью исправна), укомплектована шиномонтажным станком Trommelberg 2009 г. в., балансировочным стендом Sputnik 2011 г. в., бензогенератором 4 КВт 2012 г. в., ременным компрессором 50 л. 2012 г. в., домкратами, расходниками, инструментами.

Всё оборудование полностью исправно и готово к работе. Реальная окупаемость, учитывая готовую клиентскую базу — 1 сезон переобувки. Реклама Вам не нужна ни сейчас, ни в дальнейшем, — гипермаркет услуг сделает это бесплатно, да и постоянных клиентов уже достаточно.

Ничего подобного Вы не найдёте в продаже за эти деньги. Готовая раскрученная работа «на себя» практически бесплатно: ) Мало того, — разумный торг уместен!

Кроме того, могу отдать ещё 2 станка резервных (шиномонтажный и балансировочный) полностью исправных за полцены с торгом!

И ещё много чего — много хороших колес б/у, резервный дизель-генератор, — впридачу бесплатно.

Тем временем наступил последний, восьмой сезон. Его мы отработали как обычно и я заработал последние 160 тысяч прибыли. Получалось 880 тыс прибыли за 4 года и восемь сезонов работы. Кроме «Гипермаркета услуг» и основной работы мне все равно приходилось управлять этим бизнесом, еще и проживая на даче. В то время я спал по 6 часов в сутки, а иногда и меньше, хотя моему организму обычно требуется 8 часов. Зарплата на основной работе тоже росла и шиномонтажки потеряли смысл настолько, что я продавал уже чемодан без ручки. Причем, реально дешево. И покупатель нашелся. За 200 тысяч рублей мобильный шиномонтаж был продан и уехал в другой северный город. Туда, где их еще не было. Гараж с оборудованием я продал примерно по цене покупки (гараж дороже, оборудование дешевле, вышла та же цена). Я вернул деньги и часть прибыли партнеру. Чистой прибыли лично у меня осталось около 700 тысяч за 4 года работы. То есть по 175 тысяч в год в среднем или по 14,5 тысяч в месяц. Вот такие дела.

Заключение.

Что же такое шиномонтажный бизнес. Теперь я это знаю. Шиномонтажный бизнес, — это ремесло. Шиномонтажный бизнес хорош для того, кто сам хочет работать на себя, — руками. Если человеку этого достаточно, то он добьётся успеха. Если будет упорно трудиться. Вход в этот бизнес дешев и сейчас. Если же управлять им параллельно с другой работой, нанимая сотрудников, — вряд ли что-то получится хорошее. И уж тем более есть проблема с масштабированием такого бизнеса. Возможно, у кого-то такое и получалось. У меня не вышло.

Мало ли я заработал по сравнению с вложенными усилиями? Очень мало. Осуществил ли я задуманное мной? И да и нет. Я получил ничтожно мало денег, но получил и колоссальный опыт, который помог мне потом уже совсем в других делах. Я научился работать с живыми клиентами, с сотрудниками, с сотнями людей. Научился оперативно решать проблемы. Я получил много ценных уроков и часть своего жизненного опыта. И никогда, ни разу, — не было такого, чтобы я не выполнил свои обязательства. Со всеми рассчитывался согласно договоренностям. И у меня до сих пор остались хорошие связи с некоторыми людьми с тех времен.

Сейчас, через десять лет, жизнь изменилась совершенно невероятным образом. Мне и не снилось то, что происходит со мной теперь. И во многом, во многом мне помогает тот опыт и до сих пор.

Далее я дам несколько банальных и простых советов. Это можно и пропустить. История закончена.

Главный принцип бизнеса, — репутация. Безупречная репутация и постоянное выполнение взятых обязательств. Всегда, днем и ночью, — нужно быть готовым выполнять обязательства, которые ты взял. Потерять деньги можно, свои. Это не страшно, и это не проблема. Это часть бизнеса, часть принимаемого риска. Но никогда нельзя играть с репутацией. Она всегда связана с твоим будущим. Разрушить ее очень просто, я видел примеры множество раз.

Способен ли каждый вести бизнес? Нет. Кто говорит так, — тот обманывает. Я не умею водить самолет. Я не умею делать хирургическую операцию. Я не умею анализировать геологический разрез. Не умею считать сложные уравнения и забыл, как раскладывается ряд Фурье. Я еле-еле осваиваю хороший уровень английского. Я не умею программировать и писать код. Есть тысячи вещей, которые я не умею делать. И глупо говорить, что я сумел бы это. Бизнес, — такая же профессия. Она свойственна определенному типу человека. Я с детства интуитивно был бизнесменом. В могу работать по найму, но это тяжело для меня, и мне этого не хочется. А кто-то в работе по найму и в своей профессии достигает невероятных успехов.

Прислушивайтесь к себе. Вы должны понять, что именно и как именно вы хотите делать. Не сразу, ох не сразу я это понял. Шиномонтаж был четырехлетней ступенькой к такому пониманию. Таких больших ступеней в моей жизни было еще две. И только потом я сумел понять ту сложную систему координат, в которой я смогу достичь того, чего хочу. И начал осуществлять задуманное уже по плану и с использованием жизненного опыта.

Поэтому я благодарен своим клиентам. Благодарен своим сотрудникам, даже Владимиру и Лжедмитрию. Благодарен партнерам и родственникам, которые меня понимали и принимали со всеми этими делами. Благодарен всем, кто узнал себя в этой истории. Благодарен даже старой Газельке и станкам. И буду благодарен читателям этой небольшой истории.

55
11
4 комментария

Вот так история. Спасибо что делитесь свои опытом. Очень интересно! Ждем новых историй

1
Ответить

Интересно, искренне, что даже зарегистровался на сайте.
Давайте ещё

1
Ответить

Крутая история. По сути Вы в одиночку сделали хоть небольшой, но новый рынок. А чем сейчас занимаетесь?

1
Ответить

Прошу прощения за долгий ответ. Мы с друзьями открыли фирму. Производим модульные дома, делаем из них поселки в разных странах и сдаем их в аренду. Я расскажу в последующих историях.

1
Ответить