Преподаватель китайского. Каким он должен быть?

На что стоит обратить внимание при выборе преподавателя по китайскому языку?
На что стоит обратить внимание при выборе преподавателя по китайскому языку?

На что стоит обратить внимание при выборе преподавателя по китайскому языку?

Китайский язык уверенно шагает по России, и, хотя в 2023 году в качестве ЕГЭ китайский язык выбрало примерно 150 выпускников, количество изучающих китайский как дополнительный неуклонно растет.

Вспомнить хотя бы требования руководства МФТИ всем студентам начать ходить на курсы китайского, так как все больше научных статей выходит именно на китайском.В общем, очень многие сталкиваются с выбором преподавателя или школы китайского языка.

В этой статье я постараюсь рассказать Вам, на что обратить внимание при поиске преподавателя китайского языка. Начну, пожалуй, с того, что уровень подготовки отечественных китаистов за последние годы, кратно вырос. Без ложной скромности отмечу, что и автор этой маленькой статьи приложил к этому определенные усилия. Почему же он вырос?

1. Количество всегда переходит в качество. Количество выпускников вузов, в дипломе которых есть упоминание китайского, многократно увеличилось. В среднем из группы 10 человек 2-3 выпускаются с хорошим китайским.

2. Рост количества и качества методических разработок. Вопросы методики преподавания китайского языка стали постоянно обсуждаться на конференциях, за последние годы появилось несколько новых кандидатов именно педагогических наук по китайскому языку.

3. Поддержка КНР. Китай рассматривает рост качества подготовки китаистов по всему миру своей стратегической задачей и одним из элементов своей мягкой силы, поэтому не жалеет сил и средств на методическую поддержку преподавателей и студентов.

В целом, в мире китаистики есть действительно бриллианты. Однако, любой драгоценный камень найти все же трудно. Как же выбрать действительно хорошего преподавателя?

Всегда обращайте внимание на 2 фактора:

Образование. На мой взгляд, у хорошего педагога все же должно быть высшее образование. Я не против студентов, которые ведут занятия, однако сам неоднократно сталкивался с тем, что 4-курсник, который по сути получает три с натяжкой на зачете, оказывается педагогом в каком-то детском центре или он-лайн школе. Наличие диплома и отличных оценок в нем не гарантирует педагогическое мастерство, но хотя бы подтверждает знание китайского на определенном уровне. Также можно попросить показать сертификат HSK. На мой взгляд, начинать преподавать можно на уровне не ниже 5го.

Опыт. Его не купишь, и, конечно же, все должны с чего-то начинать, но готовы ли Вы быть тем, кто будет подопытным? Хороший преподаватель китайского языка должен иметь опыт преподавания в определенном сегменте от 3-х лет. Помните, что знать китайский и уметь объяснить – это не одно и то же. Опыт дает владение учебникам, дает уверенность в себе, дает понимание психологии отношений ученика и учителя.

А как же носители?

В общем и целом, найти хорошего педагога для частных уроков можно. Специалисты есть во всех сегментах, главное – это отнестись к выбору сознательно. Также помните, что не бывает «дешево и качественно», специалисты всегда знают себе цену.

«Носитель языка – это всегда лучший учитель», - считают некоторые.

Это не так. Умение преподать предмет, особенно на начальном уровне, вообще не связано с носителем. На эту тему, я писал научную статью, кому интересно, можете почитать:https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50172108_25626351.pdf

Носитель очень часто дает фонетику методом «попугая», не всегда может объяснить грамматику, часто не владеет актуальными методическими разработками. Кроме того, по непонятное причине, услуги носителя всегда дороже.

В общем, найти качественного носителя-педагога довольно трудно, а нанимать репетитора для «просто поболтать» не сработает, если нет языковой базы.

Перед тем, как договориться об уроках:

Посмотрите диплом;

Попросите рассказать и доказать достижения учителя (дипломы, сертификаты, учебники, отзывы);

Поговорите лично на отвлеченные темы минут 15-20, так как психологическая совместимость крайне важны;

Попросите рассказать о методике: как учитель собирается строить занятия?

Нельзя учить только слова, нельзя учить без учебника, нельзя учить несистемно;

Посетите пробный урок. в конце концов и убедитесь что Вам подходит формат занятий

11
3 комментария

Можно как с сушистами: обучаем 10 бурятов и продаем их как native speaker-ов

1

Любой преподаватель, который работает с детьми, должен иметь навык работы с ними и способы, как лучше усвоить преподаваемый материал.

думаю лучше с носителем заниматься, чтоб и акцент и речевые штучки подметить