Анализ социальных механизмов в фильме "Таксист" 1976

Идея постить мои работы из Высшей Школы Экономики очевидно рано или поздно перерастет в цикл постов. Второй пост - эссе-анализ по социологии, в котором нам предложили разобрать фильм, сериал или книгу. Мой выбор пал на фильм Скорсезе "Таксист". Работу писал также в торопя, помогал мой верный нейро-друг. Ставьте сердечки и подписывайтесь!

В качестве художественного произведения для анализа в данном эссе я выбрал культовый фильм великого режиссера Мартина Скорсезе «Таксист». Эта картина, вышедшая на экраны в 1976 году, является одним из самых важных социальных произведений кинематографа.

Трэвис Бикл – Нью-Йоркский таксист, ветеран Вьетнамской войны пытается найти свое место в жизни, но чувствует себя чужим в этом городе. Он страдает от безысходности и одиночества. Свои дни он проводит за рулем такси, в походах по порнографическим кинотеатрам и одиночными прогулками по ночному городу. Когда Трэвис встречает бывшую проститутку по имени Бэтси, он начинает изменять своей повседневной рутине. Он пытается установить с ней отношения, но, когда она отвергает его, он начинает ощущать сильный гнев и желание уничтожить «все плохое в этом мире». Трэвис начинает планировать убийство политического кандидата, но в конечном итоге, его план не удается.

Исследовательский вопрос заключается в анализе социальных механизмов, отражающих проблемы и вызовы, стоящие перед обществом в конце 20 века. Целью эссе является выявление социологических проблем, затронутых в фильме, и подтверждение их актуальности.

Первым социологическим концептом, который можно применить к фильму, является аномия. Аномия – состояние социальной дезорганизации, когда нормы и ценности общества перестают быть ясными и понятными для людей. Фильм показывает, как Трэвис Бикл, чувствуя отчуждение от общества, начинает видеть себя в качестве героя-спасителя, готового навести порядок на улицах ночного Нью-Йорка. В современном мире к аномии к аномии может привести быстрый, ускоряющийся темп жизни, миграция, технологический прогресс. Аномия может проявляться в различных формах, например, в увеличении числа людей, страдающих наркоманией и алкоголизмом, или, как в случае Бикла – привести к депрессии и тревожным расстройствам.

В фильме также ярко отражена проблема безработицы. После потери работы из-за войны во Вьетнаме Трэвис Бикл не может найти новую, которая бы ему подходила, и из-за этого он вынужден работать таксистом. Он чувствует себя бесполезным и неспособным достичь чего-то большего в жизни. Кроме того, в фильме показаны и другие персонажи, которые страдают от безработицы. Например, коллега Трэвиса, который работает в такси только для того, чтобы прокормить семью, или молодой человек, который пытается найти работу в качестве актера, но не может найти подходящего варианта. Согласно данным отчета Международной Организации Труда уровень безработицы в мире в 2022 году составил 5,8%, что на 1,1% меньше, чем в «коронакризисном» 2020 году. Проблема безработицы остается актуальной, не смотря на применяемые государствами меры для ее решения.

В качестве третьего социального механизма в картине можно выделить расовую дискриминацию. Бикл – белый человек, испытывающий неприязнь к чернокожим и латиноамериканцам. Он считает, что они являются причиной преступности и насилия в городе. Проблема расизма существует не первый век и остается актуальной и в наши дни, что показывает, созданная в 2013 году общественная организация Black Lives Matter, выступающая против расизма и насилия в отношении чернокожих.

В целом, фильм «Таксист» Мартина Скорсезе отражает многие социологические проблемы, которые были актуальны в конце 20 века. Проблемы социальной дезорганизации, дискриминации, наркомании, социальной изоляции и одиночества продолжают оставаться актуальными и в настоящее время. Чтобы решить эти проблемы, обществу и государствам нужно признать их наличие, разработать и принять меры по их устранению. Фильм является важным источником информации для изучения социологических проблем и вызовов, стоящих перед обществом.

Анализ социальных механизмов в фильме "Таксист" 1976
44
1 комментарий

Для тех, кто не смотрел это "ШЕДЕВР":
- Привет, меня зовут Трэвис, я служил по Вьетнаме, у меня ПТР
- Работаю таксистом (своего бизнеса нет), вожу всякий сброд, задолбали эти мерзкие людишки (которые лично мне ничего особо не сделали), когда же пройдет библейский ливень и смоет всю эту грязь...
- познакомился с девушкой, ничо такая. Повел в кино...
- В смысле тебе порнуха не нравится? Сказала, что я дебил и сбежала. Не ценит ценности, панимаишь.
- Подвозил давеча одного пиджака. Сенатор вроде. Поговорил с ним, оказался годный тип. Видно, что может навести порядок у этих мерзких людишек, буду за него голосовать.
- Встретил тут проститутку-малолетку. Грю ей, шла бы домой, в школе училась, а то вырастешь и как я будешь баранку крутить. А она, мол, да учеба уже не актуальна, а мой сутенер меня любит ваще. И я его люблю. Пойду к нему. Ну и иди себе с богом, чё...
- Чего-то дождя нет, придется самому. Купил дохера стволов дабы перед зеркалом повыеживаться.
- Фигасе, а та девушка, оказывается, с тем сенатором что-то мутит! Ну в смысле работает у него в штабе, но по-любому они спят! Все, кабзда ему.
- Побрил башку, оделся в милитари, пошел убивать сенатора. В наглую на улице, прям во время встречи с избирателями. Breaking bad, мать вашу...
- Ой-ой-ой... Тут полно копов, они явно сделают мне бо-бо. И чё делать? Хрен с ним, пойду грохну ту проститутку. Она сутенера любит, а меня ващщщще никто не любит. Несправедливо, епт!
- Пошел... прострелы, бордовая кровь на бордовом фоне, перкуссия, плавная панорама.
- Сцена "после титров". Врачи подлатали, снова сел за руль, коллеги говорят, что я красавчик. Девушка та ко мне пришла. Видать прониклась порнухой. Но критики потом скажут, что это мол глюки, а меня на самом деле еще в борделе кончили.
Такая история...

3