Как компания Travelmart запускала самый быстрый в России сервис по подбору ЖД-билетов

Что вы обычно делаете, когда необходимо купить билет на самолет с максимальной выгодой? Скорее всего, перебираете многочисленные интернет-сервисы по подбору билетов от разных авиакомпаний на выбранные даты с предложением цен. Но выбрать аналогичным образом билет на поезд до недавнего времени было не так просто – сервисов в этом направлении мало, а те, что есть, не слишком удобны в использовании. Большинство либо слишком долго откликаются на запрос пользователя, либо не могут одномоментно вывести все возможные предложения исходя из параметров, заданных пользователем. А ведь все мы сталкивались с ситуациями, когда оставшееся на покупку нужных билетов время составляет считанные минуты. Отлично зная все эти проблемы, компания Travelmart решила создать сервис, который подбирает варианты по ЖД-билетам, во-первых, моментально, а во-вторых, позволяет по максимуму спланировать свои поездки и приобрести билеты на месяцы вперёд. Данный сервис получил название "Календарь цен".

Идея проекта

Компания Travelmart работает в качестве агентства делового туризма ещё с 1996 года. Сегодня ее коллектив состоит из более чем 150 специалистов, а сама компания – из множества подразделений, каждое из которых сосредоточено на оказании конкретных услуг, от бронирования гостиниц до аренды шале и вилл. Важным направлением являются retail-сервисы, например по подбору и продаже железнодорожных билетов, одним из которых является портал Poezd.ru. Работающие с ним пользователи оставляют отзывы, которые анализируются нашей командой не только с целью предоставления другим людям инсайдерской информации о поездах и направлениях, но и для постоянного мониторинга картины рынка.

Собрав и тщательно исследовав базу отзывов, специалисты Travelmart выявили, что в летний период масса людей планирует поездки на курорты поездом, но поскольку ЖД-билеты распродаются очень быстро, то человек вынужден тратить много времени и нервов на подбор подходящих дат выезда. Нужно было учесть и то, что выбор билета на поезд, в отличие от самолета, содержит больше критериев: нужно подбирать тип вагона, вид места, дополнительные услуги в поезде и др. От этого зависит и цена. Поэтому встал вопрос об оптимизации времени поиска подходящих билетов для всех, кому важно получить оптимальные предложения за приемлемые деньги. К тому же ценовая политика основного поставщика транспортных услуг, ОАО "РЖД", позволяет гибко варьировать цены на железнодорожные билеты, а значит, этим можно пользоваться для подбора наиболее выгодных предложений.

Особенности рынка

На старте компания понимала, что столкнется с минимальной конкуренцией и сможет занять свою нишу на рынке. Не случайно сервисов по подбору авиаперевозок так много – в свое время трэвел-стартапы начинали инвестировать именно в них, так как система бронирования и ценообразования здесь более высокомаржинальна, а пользователи были вынуждены постоянно быть в курсе быстротекущих изменений. У ЖД-билетов маржа гораздо ниже, кроме того, существует боязнь конкуренции с сайтом РЖД, на котором цены заведомо привлекательнее, поэтому данное направление чаще всего инвесторам малоинтересно. Но Travelmart решила рискнуть и вложиться именно в него, снабдив портал Poezd.ru модулем "Календарь цен”.

Как это было сделано

Отдельную команду под проект компания формировать не стала. Задачи по разработке "Календаря цен" были внесены в общий список работ по порталу Poezd.ru. Над модулем работали двое back-end специалистов, в чьи задачи входило налаживание запросов в справочную систему ОАО "РЖД", и двое front-end разработчиков, занимавшихся построением визуальной части. Кроме того, задачи ставились со стороны UX-UI-специалиста, сотрудничавшего с веб-аналитиком компании (последний, основываясь на данных, собранных после работы первых версий модуля) давал рекомендации по его улучшению. Руководство разработкой осуществлялось со стороны менеджера проекта "Портал Poezd.ru", т.е. входило в общий пул задач портала.

По сути, "Календарь цен" воплотил стандартный и интуитивно понятный пользователю сервис, но для нестандартной сферы. Помогло то, что Travelmart – одна из немногих компаний, имеющих собственное оборудование в вычислительном центре ОАО "РЖД". Поэтому ее справочная система связана с базой РЖД напрямую. Конкуренты же, как правило, вынуждены работать через одного из посредников, имеющих ограничение на соотношение количества справочных запросов к числу покупок, называемое look 2 book. Модуль «Календарь цен» для Poezd.ru получает доступ к ценам в минимальные сроки, что заметно повышает количество справочных запросов из-за отсутствия посредника. Также по одному запросу можно выводить достаточно объемный пул предложений на разные даты и типы поездов.

При всем этом разработка сервиса сопровождалась рядом сложностей. Основная возникла после того как «Календарь цен» был вынесен на работающий сайт. Образовавшийся на момент старта сервиса большой поток запросов к базе данных не лучшим образом сказался на работоспособности сервера. В первой версии системы существовали проблемы с инструментами UX/UI, которые приводили к медленной загрузке цен в выдаче. Проще говоря, изначально "Календарь цен" сильно тормозил, пользоваться им было далеко не так удобно, как планировалось изначально. Но после того, как модуль был перенесен на отдельный облачный сервер, нагрузка на него больше не влияет на работоспособность сайта. Кроме того, теперь все цены загружаются в "Календарь цен" независимо друг от друга, и не приходится ждать полной загрузки всего пула.

Как работает сервис

Вы просто выбираете направление и дату предполагаемой поездки, открываете календарь, и перед вами начинают появляться наиболее выгодные предложения.

Самая низкая цена на определенный день подсвечивается зеленым и сразу видно, какие даты стоит выбрать в первую очередь.

Процесс выбора поездки Travelmart
Процесс выбора поездки Travelmart

"Календарь цен" позволяет планировать. Ему известны ценовые варианты на достаточно отдаленные даты, например, на несколько месяцев вперед. Так, если за несколько месяцев нужно подобрать недорогой билет для поездки в летний отпуск, достаточно просто двигаться вниз по календарю. А поскольку ежедневно по всем направлениям ходят поезда с разным количеством и типом вагонов и мест, в сервисе есть фильтры для точного выбора. Можно посмотреть цены по конкретному поезду, отсечь плацкартные вагоны и т.д.

По клику на выбранную дату загружается список поездов Travelmart
По клику на выбранную дату загружается список поездов Travelmart

При введении параметров справа от «Календаря» появится ссылка на наиболее выгодный поезд – по ней можно забронировать билеты онлайн.

Первые результаты

Из всех пользователей, видевших модуль "Календарь цен" на сайте, 12,1% воспользовались им. Этот показатель за всё время вырос в 2 раза: на старте проекта он составлял около 6%. При этом из тех, кто открыл календарь, 56% подобрали с его помощью нужный поезд и цену. В итоге конверсия в успешную покупку билета для таких пользователей выше более чем в 2 раза по сравнению с прочими. Специалисты компании уверены: дальнейшая мотивация пользователей на использование модуля позволит увеличить и общий рост продаж билетов в достаточных объемах.

Что дальше?

Travelmart продолжит совершенствовать и развивать “Календарь цен”, в том числе наращивать его мощность и повышать производительность. Уже в самом модуле собирается обратная связь – каждый пользователь может оставить отзыв, предложить что-то доработать, улучшить. Таких предложений накопилось невероятное множество, и первое место среди них занимает добавление новых фильтров, например, фильтра для выбора нижнего или верхнего места в вагоне. На втором месте – фильтрация по местам для пассажиров с животными. Это явная точка роста для современного рынка пассажирских перевозок – клиенты все чаще и чаще ищут способы для комфортного передвижения с животными.

В планах Travelmart до конца года - повысить общую конверсию продаж у всех приступивших к поиску билетов минимум на 30%. Но монетизацию проекта компания планирует осуществлять и еще двумя способами.

"Календарь цен" может быть предложен схожим по теме проекта как внешнее техническое решение - канал для получения быстрого и широкого доступа к базе билетов. Второй вариант: продажа доступа к "Календарю цен" партнерам.

Более глобальная задача для компании– сделать на основе модуля виджет, который можно будет использовать на партнерских площадках. Опыт в разработке таких решений у Travelmart уже имеется – ее специалистами создан виджет по бронированию VIP-залов в аэропортах, который сегодня активно распространяется по партнерским порталам и сайтам аэропортов.

66
4 комментария

крутая работа. сравнение цен по датам очень удобно на сайтах поиска авиабилетов, а вот с жд нужно много времени потратить, чтобы найти выгодные билеты. успехов в развитии!

2
Ответить

А не проще ли зайти на сайт ржд и купить?

Ответить

А разве на сайте ржд можно сравнить цены на разные даты?

3
Ответить