Как мы разоблачили Министерство образования и построили Comrades Devs — IT-компанию с кавказским характером

«Нет ничего невозможного, если знать, для чего это делаешь» — главный принцип, которым руководствуется наша компания. Раз за разом мы доказывали на деле, что нам по плечу такие задачи, к которым другие боялись даже подступиться. Мы рисковали, падали, поднимались, упорно шли вперед и, конечно же, добились заслуженного успеха. Мы прошли через долгие судебные тяжбы, но сделали все, чтобы лишились должностей нечистые на руку сотрудники Минобра и потворствовавший им министр.

Слово Шамилю Исаеву — основателю и руководителю компании Comrades Devs.

Как мы разоблачили Министерство образования и построили Comrades Devs — IT-компанию  с кавказским характером

Ab ovo

История наша началась в 2018 году с IT-агентства «Каспий», где мы были разработчиками-подрядчиками. Нам очень хотелось принести какую-то конкретную, ощутимую пользу обществу, и мы выбрали сферу образования. Здесь всегда было много бюрократии — отчеты, журналы, ведомости, другие документы. Все это напрямую к обучению отношения не имело, но времени занимало порядочно. У нас были четкие представления о том, каким должен быть хороший продукт, и мы задумались о масштабной автоматизации, облегчающей труд учителей.

Когда мы презентовали стартап, то ожидаемо услышали, что у нас ничего не получится. Это неудивительно, потому что в 2018 году Дагестан в смысле цифровизации трудно было назвать Силиконовой долиной. Но мы тем не менее приступили. Нашли инвестора. Команда под эти задачи собиралась по сарафанному радио, люди приходили к нам сами. Примерно за полгода мы написали первичный функционал и приступили к созданию базовых систем автоматизации учебного процесса.

Мы натурально работали без продыху — ребята могли оставаться на работе сутками, чтобы в срок выпустить продукт или же подготовить презентацию. И это, замечу, в условиях жесткого кадрового голода, когда многих сотрудников мне приходилось обучать лично, с нуля. Как воздух нужны были люди, которым можно делегировать и доверить важные задачи, но никто готовенький с улицы к нам не приходил. Все обучение происходило в процессе работы — бок о бок сутки напролет мы бились над сложными MVP, тестировали продукт, исправляли недочеты, оптимизировали. За год-полтора мы объездили с презентациями все 52 региона республики — нам было важно наладить личный контакт с людьми, донести до них нашу ориентацию на целостный подход к решению их задач.

Те фишки, которые давно внедрены, скажем, в Московской электронной школе и которые значительно упрощают жизнь столичных преподавателей, в условиях региональной специфики имеют некоторые нюансы. Возьмем, к примеру, тот факт, что в Дагестане существуют около 50 разных языков и диалектов, и в школах, помимо русского, учащиеся изучают один из родных языков — аварский, даргинский, кумыкский, лезгинский, лакский, табасаранский языки. И все это — равно как и другие школьные предметы — надо учитывать при составлении расписания для двух смен, состыковывать, оптимизировать. Задачка, прямо скажем, не для слабонервных, особенно если не иметь никаких вспомогательных инструментов.

Мы ездили по школам, собирали обратную связь, слушали педагогов, обсуждали их пожелания, выступали с презентациями. В результате создали сайт с функционалом, который в том числе мог сгенерировать сложное многоуровневое расписание буквально за 15 минут.

Per aspera ad astra

Как мы разоблачили Министерство образования и построили Comrades Devs — IT-компанию  с кавказским характером

Инновации и инертность — понятия противоположные. Но мы даже представить не могли, насколько все будет сложно. Мы вступили в диалог с Минобром республики, понимая, что во многом являемся первопроходцами. На нас смотрели с недоверием: как, неужели сами справились? Неужели обошлись без помощи каких-нибудь крутых айтишников из Москвы или откуда-то еще? А в чем же тогда подвох?

Проект продвигался медленно и со скрипом, но такова особенность работы всех госструктур — любой «чих» должен быть согласован на многих уровнях. Что до нас, то еще в «Каспии» мы отличались скоростью, и задачи, на которые другие тратили долгие месяцы, умудрялись выполнить за одну ночь без потери качества. И когда в пандемию пришел заказ на создание обучающей платформы для дистанционного обучения с полным фаршем — видеоконференцией, электронным дневником, журналом, личными кабинетами педагогов, родителей и учеников — наша команда справилась с задачей за 5 (пять!) дней.

Но, как выяснилось, у нас уже появились и конкуренты, и недоброжелатели. И как следствие, начались бесконечные проверки из различных надзорных органов. Учитывая то, что большинство наших клиентов — это государственные учреждения, то подобное внимание желания сотрудничать с нами, мягко говоря, не вызывало. Также мы столкнулись с фактом мутных, по нашему мнению, схем, где проглядывалась корупционная составляющая, когда на цифровом рынке республики вдруг появлялся некий продукт, который официально приобретался с двойной наценкой, скажем, в Екатеринбурге, но при этом ничего из себя не представлял. То есть были чиновники, которые на этом «патронаже», скорее всего, неплохо зарабатывали.

Самым неприятным, пожалуй, было то, что в глаза нас все поддерживали, обещали всяческую помощь, а за глаза совершенно бездоказательно называли мошенниками. И это, замечу, были отдельные сотрудники Минобра и подведомственных ему структур. Но даже при таком раскладе многие образовательные организации и районы стали заключать с нами договора. На тот момент с нами работало порядка 600 организаций. И тогда чиновники зашли с другого фланга: стали посылать проверки туда. Проверяли не нас, а сами школы. Показательно запугивали, манипулировали, давили — чтоб другим неповадно было с нами сотрудничать. Наши обращения в соответствующие органы терялись и игнорировались, нам нагло врали в глаза. К слову сказать, правовой аспект действий отдельных сотрудников прокуратуры тоже вызывал много вопросов — уж очень это все смахивало на преследование, а не на объективную проверку.

Мы не молчали — писали во все инстанции, начиная от антимонопольной службы и заканчивая президентской приемной. Понимали, что нужна огласка. Писали жалобы в прокуратуру по Северо-Кавказскому округу на действия определенных сотрудников прокуратуры республиканской. Доходило до абсурда, когда сотрудник, на которого мы пожаловались в инстанцию выше, в итоге рассматривал жалобу на самого себя. В прокуратуру мы ходили как на работу. Это продолжалось около полутора лет. Мы буквально выживали, денег не было от слова совсем. Сейчас я понимаю: наивно думать, что нам будут рады только потому, что у нас есть действительно классный продукт. Мы не учли тот факт, что у чиновников свои правила игры, и с ними необходимо считаться.

В результате долгих судебных тяжб лишились должностей нечистые на руку сотрудники Минобра и потворствовавший им министр, а кого-то даже и посадили. Новый министр с нами пообщался, сказал, что никаких вопросов к нашей деятельности не имеет, тем более что мы уже прошли всевозможные проверки. Но последовал раскол в самом «Каспии», начались какие-то нелепые придирки к разработчикам, возникли безосновательные требования со стороны учредителей, интересы которых мы по факту защищали.

Момент истины настал, когда двое из трех учредителей заявили, что никаких бонусов мы не заслужили — это после всех мытарств! — и что платить нам будут в рынке, как всем. Нас фактически слили. Психологически это было очень тяжело, у многих просто сдавали нервы, и они уходили. У оставшихся энтузиазм был на полном нуле. Ну а я добровольно сложил с себя ответственность и полномочия руководителя, поскольку больше не видел смысла вкладываться в то, чем с нами делиться не собирались. Не мог смотреть людям в глаза и говорить, что еще чуть-чуть — и все будет хорошо. Было понятно, что хорошо уже не будет, тем более, что у руководства имелась большая финансовая задолженность перед командой.

Наконец настал день, когда мы ушли всей командой. И это стало самым болезненным ударом для учредителей «Каспия» — такую команду им больше не удалось собрать, а поскольку кадры действительно решают все, сейчас они находятся в некотором упадке.

Comrades Devs

Как мы разоблачили Министерство образования и построили Comrades Devs — IT-компанию  с кавказским характером

За пять лет пройден путь от работы в найме до собственной компании. Мы неспроста называемся Comrades Devs. Здесь заложены крайне важные для нас смыслы: не случайные разрабы, волею судьбы собранные на каком-то рандомном проекте, но друзья, объединенные общей целью, готовые прийти друг другу на помощь, подставить плечо в любой ситуации. Вместе мы преодолели многое, поэтому с полным правом считаем себя не просто командой, а семьей.

Прошлый опыт учтен в полной мере — это касается и рабочих процессов, и поиска людей в компанию. Но об этом я расскажу отдельно.

У дагестанцев есть пословица: «Говорить о том, как ткут ковер, легче, чем соткать его». Мы прошли непростой путь, но на достигнутом останавливаться не собираемся. Понимаем, что реализация больших планов связана с рисками, что не всегда все будет гладко. Но у нас есть самый ценный, самый главный ресурс — люди, объединенные одними и теми же ценностями, профессионалы, на которых можно всецело положиться. Поэтому — полный вперед!

5757
89 комментариев

Забавно, что почти у всех отписавшихся в этой статье дата регистрации - февраль, либо конец марта-начало апреля 2023 и фото профилей - людей с разных стоков или профилей из соцсетей с другими именами.

Это что за накрутка на vc уже более полугода идет с нулевых аккаунтов, которые "комментируют" пустыми абстрактными фразами, типа - "вау, круто, спасибо, очень было полезно" для статей от новых аккаунтов?

22
Ответить

"вау, круто, спасибо, очень было полезно"

Это давно так. Пишешь ему в ответ «а что конкретно понравилось?» в ответ тишина.

2
Ответить

Я буду первый с настоящей фотографией

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Яркая история. Молодцы, что не побоялись. Редко встретишь тех, кто может бороться с властью. Ваш проект подходит только для школьников?

4
Ответить

Согласен. Ребята без каких-то "космических" связей добились своего.

1
Ответить

Наш тот проект подходил для школ, учителей, управления образования и учеников

1
Ответить