Бизнес-комьюнити: олдскул или просто нужно правильно выбрать?

Комьюнити — как автомобиль: если он некачественный и медленный, то далеко на нем не уедешь. А если актуальный и технологичный, передвигаться будет легко и скорее приедешь к намеченной цели. В статье я расскажу, кому сейчас нужны бизнес-сообщества, чем они отличаются и как выбрать лучшее. Алексей Поспехов, основатель Missiontech.co и MissionSpace.

unsplash.com/<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2F%40ivvndiaz&postId=789647" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">@ivvndiaz</a>
unsplash.com/@ivvndiaz

Что такое бизнес-комьюнити и кому они нужны

Это клуб по интересам для предпринимателей из разных сфер бизнеса. Место, где они обмениваются знаниями, идеями, сотрудничают и поддерживают друг друга в деловых усилиях. Основополагающий принцип — придерживаться win-win стратегии. Не ждите односторонней выгоды: чтобы стать участником крутого комьюнити, готовьтесь быть открытым и честным, умейте делиться своими ошибками, успехами и даже коммерческой информацией, будьте готовы прийти на помощь.

Сообщества возникали органично — истоки можно найти в торговых гильдиях: люди, занимающиеся коммерцией, всегда искали способы сотрудничества, защиты интересов и расширения экономической деятельности. Позже в Европе комьюнити начали строиться на базе закрытых клубов, которые позволяли в неформальной атмосфере решать какие-либо задачи или просто коммуницировать и обмениваться опытом.

Сегодня деловые клубы стали функциональнее и разнообразнее — это концентрация экспертов в разных областях и сферах, которые обладают опытом и готовы им делиться. Общение с ними — возможность получать ценные советы, расширять экспертизу и быстрее решать вопросы. Главное найти правильное комьюнити.

Чем отличаются комьюнити по регионам: Россия, Европа, Азия

В каждом регионе важно учитывать развитие культуры бизнес-комьюнити, особенности менталитета и другие нюансы. В России сообщества предпринимателей только развиваются, а в Европе или США они существуют уже давно и представляют собой не только место для общения, а полноценное направление для развития бизнеса и поиска инвестиций.

Однако в последние годы в России деловые комьюнити начинают набирать популярность. Есть клубы для фаундеров разного уровня: для тех, кто только запускает свой бизнес, сообщества для компаний с оборотом более 100 млн рублей, отдельные — для серийных предпринимателей. Хотя система все еще достаточно гибкая. Также большая часть российских комьюнити более технологичны, чем в ЕС, так как у нас они начали появляться не так давно.

На западе бизнес-клубы — это часть жизни предпринимателей, где они проводят время не только с единомышленниками, но в том числе с семьями, участвуя в различных активностях. Большое количество сообществ в Европе представляет собой закрытые олдскульные клубы с оффлайн-мероприятиями. Но есть и молодые стартап-комьюнити, которые отличаются большей доступностью и технологичностью.

В российских бизнес-сообществах мы часто начинаем сразу что-то продавать друг другу, у европейцев такая модель поведения может вызвать отторжение. У них участие не связано напрямую с материальными выгодами, а скорее с готовностью вкладываться и отдавать другим.

Среди российских фаундеров становится популярен и азиатский рынок. Здесь, чтобы построить доверительные отношения с локальными партнерами, коллегами по отрасли и другими участниками процесса, требуется как можно больше личных взаимодействий. В регионе это играет решающую роль для успешного ведения бизнеса. Поэтому вступление в местные комьюнити — один из важных шагов для работы в Азии.

Какие бывают бизнес-сообщества

Можно потратить время и деньги (иногда участие платное) на какое-то сообщество, или даже несколько, а в процессе выяснится, что они вам не подходят. Давайте разберем виды комьюнити, для каких целей и для кого они созданы.

  • Отраслевые организации. Объединяют предпринимателей, профессионалов, компании в определенной области для обмена знаниями, защиты интересов, работы над проектами по развитию своей отрасли. Сюда можно отнести и профессиональные ассоциации.
  • Стартап-комьюнити. В таких молодых сообществах фокус смещен на образование и поиск финансирования. Сюда относятся неформальные объединения, стартап-ассоциации, бизнес-инкубаторы, акселераторы, которые поддерживают проекты и дают различные ресурсы: рабочее пространство, наставничество, нетворкинг, доступ к инвестициям.

Если вы выходите с проектом в Европу, то советую начать со стартап-ассоциаций: это посредники между стартапом и государством. Через них можно получить доступ к законодательным инновациям, закрытым мероприятиям, европейским грантам. Обычно здесь сосредоточено большое местное комьюнити предпринимателей — как в рамках города, так и на уровне страны.

  • Торгово-промышленная палата. Негосударственная организация, которая работает в каждом регионе, защищает интересы и дает поддержку местным компаниям. Ее участники вырабатывают правила и стратегии развития, обмениваются опытом, лоббируют общие интересы в кругах власти. Насчитывают богатую историю, поэтому в них больше представителей традиционного бизнеса. Но сейчас активно входят и стартапы — для многих важно влиять на законотворческий процесс, так как торговые палаты часто ответственны за распределение государственных инновационных бюджетов и коммуникацию с новыми компаниями.
  • Бизнес-клубы. Чаще это сообщества предпринимателей высокого класса, так как стоимость членства может быть дорогой для молодых компаний. Клубы бывают закрытыми и имеют критерии для вступления, например, личные рекомендации или определенные квалификации участников. Главный фокус на обмене опытом и различных эксклюзивных мероприятиях.
  • Онлайн-комьюнити. Сейчас когда мир стал более технологичным, можно не тратить время на походы куда-то, а воспользоваться онлайн-сообществами — они дают больше гибкости и глобальные контакты. Так, в бизнес-кругах хорошо работают отраслевые группы в LinkedIn, телеграм-каналы и другие площадки. Кроме того, в классических комьюнити часть ивентов уже проходит в диджитал-пространстве.

Деловые сообщества различаются и в зависимости от размеров компаний участников (от микро или малого бизнеса до крупного), географического охвата (городские, федеральные, международные), могут быть сосредоточены вокруг конкретных совместных активностей (парусных регат и других видов спорта), вокруг известных личностей и так далее.

Бизнес-комьюнити: олдскул или просто нужно правильно выбрать?

Как выбрать наиболее подходящее комьюнити

Во-первых, фокус сообщества должен соответствовать вашим целям и задачам. Важно понимать, что вы хотите получить, присоединившись к комьюнити: полезные связи, наставничество, доступ к инвесторам, самому выступать в роли ментора или что-то еще. Это поможет найти сообщество под ваши потребности.

Во-вторых, они должны быть качественным и активным. Живое сообщество с большей вероятностью предложит ценные связи и ресурсы. Один из маркеров качества — это люди, которых вы можете там встретить. В Люксембурге есть Delano Business Club — главный бизнес-клуб местного финансового издания, на встречи которого постоянно ходят министры экономики. Это пример того, что комьюнити состоялось.

В-третьих, ищите сообщества по надежным рекомендациям. Спросите своих коллег, деловых партнеров или наставников, являются ли они частью каких-либо ценных комьюнити. Чтобы понять лично, подходят они вам или нет, посетите несколько внутренних мероприятий или встреч, если это возможно.

В-четвертых, комьюнити могут быть платными, поэтому сразу учитывайте членские взносы или расходы, связанные с присоединением. Стоит ли это тех возможностей, которые вы получите.

Большие известные бизнес-сообщества чаще нужны для того, чтобы вас узнавали ваши партнеры и контрагенты, с которым вы будете работать. Нишевые и отраслевые — для решения каких-то задач. Например, когда мы запускали наш проект Mission Space, состояли в огромном количестве различных комьюнити по космическим стартам. Благодаря этому мы смогли быстро познакомиться с нужными людьми и получить определенные результаты.

Что нужно учесть, если вы решили создать свое сообщество

На определенном этапе развития некоторые предприниматели задумываются о создании своего комьюнити. Что здесь важно знать:

Для начала нужно иметь определенный вес в той индустрии или отрасли, где вы планируете делать комьюнити. Потому что если у вас нет никакой базы, собирать ее с нуля будет трудоемко и неэффективно.

Помимо этого, требуется определиться с точной целью. Комьюнити — это история не про зарабатывание денег, а про обмен знаниями и достижение совместных целей. Например, это может быть группа миллиардеров, которые делятся знаниями с миллионерами, либо миллионеров, которые хотят стать миллиардерами и вокруг этого выстраивают свою коммуникацию.

Также важно иметь комьюнити-менеджера, который хорошо оценивает суть происходящего внутри. Я знаю несколько клубов в России, которые изначально позиционировали себя как комьюнити для предпринимателей, но превратились в сообщества для IT-менеджеров, где обсуждаются метрики и другие практические вещи. Возможно кому-то такое полезно, для меня это был не тот уровень коммуникации, в итоге я не стал продлевать участие. Задача комьюнити менеджера — быть фильтром, анализировать работу в процессе, иначе история превратится в бесконечный бардак.

Важно понимать одну из основных ценностей всех сообществ, как созданных вами, так и тех, куда вы вступаете: чтобы развивать бизнес-связи, нужно много отдавать самому. Необходимо определиться, чем вы можете быть полезны и какие уникальные знания у вас есть. Чем больше вы отдаете — тем больше получаете.

Специально для вас я собрал лист с крутейшими бизнес-комьюнити Европы. Чтобы его получить — читайте подробности в этом посте в моем телеграм-канале Mission → Europe 🚀. Если у вас есть вопросы — буду рад ответить здесь или в личных сообщениях.

Бизнес-комьюнити: олдскул или просто нужно правильно выбрать?
1717
3 комментария

Крутой разбор, спасибо! Помог сориентироваться :)

Кстати, сейчас в университетской среде много клубов с бизнесовой тематикой. Понятно, что там совсем другой уровень, но это очень крутой буст и фундамент для молодых ребят, которые только-только начинают. Ну и нетворкинг, офк

Приколько подумать в сторону налаживания связей между уже устоявшимися сообществами и молодежными движениями

3
Ответить

Ооо! Список коммьюнити звучит интересно, иду в канал добывать

2
Ответить

в коммьюнити и нетворкинге сила! крутой кейс

2
Ответить