Почему в дизайне нет сфер

Что такое «крещение стулом»? Как дизайнеры ограничивают свободу мысли? Вы можете прочитать статью, а можете посмотреть это видео. В чём разница: я немножко додумала, немножко передумала, поэтому более новая инфа в статье, а на видео — кривляюсь и работаю на публику.

Я — Никита Нова, свободный художник, арт-директор и жук-самодур. Задумалась о том, насколько релевантно наше представление о сегментации дизайна.

На мой взгляд, существующее деление излишне раздроблено. Оно ограничивает свободу мысли дизайнера, но всё равно несёт важную функцию: помогает бизнесу говорить с ним на одном языке. Поэтому моя статья не про уничтожение всего святого, готового и работающего, а про новое отношение дизайнеров к своей работе.

Начнём издалека, а потом придём к началу.

Баухауз и свобода

Начало этой истории (как и многих других дизайн-историй) идёт из колыбели современного дизайна — школы Баухауз. Некоторые преподаватели имели весьма нигилистические взгляды, поэтому старое, классическое, повсеместное — привычное — отрицалось. Вместо этого фокус был на создании «нового дизайна». Это предполагало весьма свободное отношение к собственной работе, а значит, ограничения и правила не страшны.

Поэтому одной из студенческих инициатив стало «крещение стулом»: студенты и преподаватели дизайнили этот предмет мебели. Условие всего одно: каждый делает стул так, как его видит. Суть в том, что это «крещение» мог пройти дизайнер любого направления. Не важно, что было основной сферой — дерево, ткань, плакаты, дома. Хочешь называть себя дизайнером? Докажи — сделай стул!

Тем самым они хотели наглядно показать, что дизайн — это образ мышления, а не владение конкретным инструментом. Что ты будешь делать в новых обстоятельствах, когда придётся использовать незнакомые средства? Специалист владеет мыслью лучше, чем пером.

Моё «крещение»

Эту историю я услышала в начале третьего курса от своего преподавателя по дизайну мебели. 2 курса до этого я занималась только коммуникационнымдизайном: сайты, брендинг, плакаты, книги. А тут надо сделать мебель! И вотуже я прохожу «крещение стулом».

За 2 месяца нужно было представить свою концептуальную линейку мебели минимум из трёх предметов. Я никогда не работала в 3D, но это не важно — за месяц на Ютубе можно научиться. Для решения этой задачи я прошлась по всем действующим выставкам и открытым шоу-румам мебели в Питере, каждую неделю ходила в четыре-пять разных мест. Ещё наш преподаватель одну из лекций организовал в офисе бренда Delo Design, где его основатель Арсений Бродач отвечал на наши вопросы. Вот настолько я считаю важным процесс исследования и погружения в контекст.

«Крещение» пройдено: я сделала серию мебели «Чужеродность» по мотивам Жана-Мишеля Баския, взяв за основу его картины. Очень коротко: пользователю среди моей мебели должно быть стрёмно, не по себе,некомфортно. Я хочу, чтобы он почувствовал, каково это: ощущать себя чужим. Потому что Жан-Мишель так и прожил свою жизнь, являясь одним из первых темнокожих художников.

Создание новой системы

Одна мысль не давала мне покоя: я делаю то же самое. Погружение + исследование + концепт + поиск + реализация + проверка решения. Я не почувствовала разницы в разработке логотипа и табуретки.

Это могла бы быть красивая подводка к истории, которую я рассказала в начале:

— Вот, смотрите! Преподаватели Баухауза были правы: никакого деления в дизайне не существует!!

Но и эта позиция меня не устраивала: слишком радикально отменить любое деление. Именно стереотипизация, сегментирование, дифференциация помогает нам воспринимать информацию и качественно её передавать.

В рассуждениях я пришла к следующим выводам:

  • Дизайн — закрытие потребностей. Популярное мнение: «дизайн — решение проблем бизнеса», да. Но! Проблемы могут быть у визуальной культуры или у государства. А может проблемы и не было, а мы всё равно сделали дизайн.
  • Дизайн намного глобальнее тех границ, которые мы построили. Брендинг, типографика, UI/UX — конец, продукт, результат, а не начало (а что в начале на самом деле — ещё предстоит понять).

В своей работе я перестала придерживаться какого-либо полюса, отсюда появился термин «свободный дизайнер».

Рынок требует этого деления: ТЗ, услуги, заказы, вакансии. Формальности требуют чётких и понятных слов, но за пределами переговорок мы вольны работать и видеть свою работу так, как считаем нужным. Да и тупо как хотим!Почему кто-то может этому препятствовать? Достаточный уровень свободынужен, чтобы создавать новые идеи, не ссать предлагать их, иногда спорить или наглеть, а временами — покорно подстилаться.

Созданная мной система — не призыв всё сжечь и с понедельника начать с начала. Это возможность для дизайнера взглянуть по-новому на свою работу и больше думать про «начало» — исследование, потребности, смысл работать и создавать, новаторство; а не про конец — логотипчик на визиточке, трендовые цвета и лендинг за пару тысяч рублей и душу в подарок.

Вместо продукта — суть работы

Это лозунг того, что я вам предлагаю. Вместо конечной формы, медиума, формата — смысл, решение, спасение для потребителя. Слово «логотип» легче продать, чем слово «мем». Кроме этого, его легче создать, оценить, передать, объяснить: что с ним можно делать другим. Задача «сделать логотип» не пугает так сильно, как «сделать мем». Поэтому в переговорах давайте продолжать играть с людьми в игру:

— Давайте сделаем логотип посвежее?

— А давайте и всю айдентику обновим заодно!

— Какой вы хороший дизайнер!

— Ой спасибо! А вы такой хороший заказчик 😙

— 😚

А за пределами переговорок я предлагаю вам партизанскую миссию «Захватить мир хорошим дизайном». Для этого нужно перестать подстраивать работу под итоговую форму: пусть она перестанет решать,каким будет дизайн. Вместо этого я предлагаю начинать работу с начала. Их может быть два.

Внимание. Когда и как?

Суть дизайна внимания в том, чтобы нас заметили. Но не все, а только те, кто нам нужен. Сюда входит дизайн упаковки, логотипов, плакатов и далее — по аналогии.

Работая над этим типом дизайна, нужно постоянно задавать себе такие вопросы:

  • Кто на это обратит внимание?
  • Каким будет впечатление?
  • Сколько времени понадобится человеку, чтобы разобраться?
  • Наш человек — он кто, какой? Его обстоятельства — какие? Он готов тратить столько времени на это разбирательство?

Пример: мы делаем рекламу выгодного предложения по ипотеке. Район классный, предложение и правда хорошее. Создаём подробный, красивый макет…. для баннера на эскалаторе. Даже если человеку очень нужна наша ипотека, у него нет столько ресурса внимания, чтобы дойти хотя бы до третьей строчки.

Взаимодействие. Что произойдёт?

Суть дизайна взаимодействия в том, чтобы пользователь даже не понял, что мы здесь. Сделать предложение приятным до того, как он узнал о нём и оставить хорошее послевкусие. Торгуйте не «процессом распаковки», а всем опытом. Я акцентирую на этом внимание, потому что часто «успешным опытом» работа дизайнера оканчивается, но «безрезультатного опыта» намного больше. Дизайн процесса взаимодействия важен не столько созданием идеальной картинки (её скорее всего не произойдёт, спокуха), сколько посылом: «Друг, я хочу, чтобы ты не так сильно расстраивался и бесился, когда тупишь или мы лагаем». На один идеальный сценарийприходится десять ошибок, ваша ответственность — задизайнить пути их исправления.

Работая над этим типом дизайна нужно постоянно задавать себе такие вопросы:

  • Когда к нам приходят?
  • Что будет, если..?
  • А если не получится..?

Любой вопрос, в котором мы получаем историю из жизни, подойдёт.

Пример: мы делаем упаковку риса. Мы такие молодцы — съездили в шоу-рум бумаги, выбрали какую-то жутко дорогую и итальянскую, она в такое маленькое зёрнышко, что когда её трогаешь — напоминает горстку рисинок в руках. Красиво, тактильно, концептуально. Но из-за рельефа бумаги развёртка упаковки сложнее склеивается, поэтому нужно использовать более сильный клей. Всё приводит к тому, что во время готовки наш клиент не ожидает получить настолько твёрдую упаковку и при попытке отдербанить клейрассыпает весь рис. А как мы знаем, собирать рис по всей кухне — любимое дело в четверг после работы.

— А что, нельзя было рис ножом или ножницами открыть? Мы же даже кармашек нарисовали. И перфорацию сделали!

Не подумал, не заметил, забыл. Быть человеком это окей — окей? Помните:мы беспощадно манипулируем людьми, когда дизайним «внимание». Плата за это — прощение всей человечности другим человекам, когда делаем дизайн «взаимодействие».

«Зачем» победит любое «Как»

В понимании этого «зачем» и есть смысл того, что какие-то люди провозглашают себя дизайнерами и для остальных «не провозгласивших» пытаются сделать мир лучше.

Я рассказала вам всё это потому, что верю в эту идею. Если честно, я не додумала её до конца, как мне кажется, и логического завершения у меня нет. Разве что: «Я вижу вещи вот так».

Зачем тогда я всё это рассказывала? Моя идея может заинтересовать какое-то количество людей, она может как-то повлиять на вашу работу (или нет), вы можете продолжать думать над ней. И со временем мы придём к логическому завершению.

_______________

Раз вы дочитали до конца, вам было интересно. Так что вот мой телеграм канал, там такого больше

Эту статью отредактировала Маша Асанкина. Вы тоже можете обратиться к ней за редактурой и корректурой ваших текстов! Пишите в тг @ruedeskin.

11
1 комментарий

Интересно)

Ответить