Навести порядок в товарах на маркетплейсах. Как сделать так, чтобы всё происходило само собой

Навести порядок в товарах на маркетплейсах. Как сделать так, чтобы всё происходило само собой

Представим ситуацию. У предпринимателя чайный магазинчик у метро и интернет-магазин с теми же товарами. Он вдохновился кейсом конкурентов и решил, как они, выйти на Яндекс.Маркет, Озон и Вайлдберриз — какой бизнес в 2023 без маркетплейсов?

В магазине 500 товаров. Чтобы стартовать на 3 площадках, нашему герою придётся заполнить 1500 карточек (здравствуйте, бессонные ночи). К тому же — это встреча с совершенно лютым товарным учётом, который должен быть сквозным для всех площадок. Иначе будет так: на Озоне чай купили, а потом в магазине продавцы выяснили, что физически чая уже нет. «Василий Петрович, у нас проблемы!»

Не хотите быть как Петрович, сразу настройте автоматическую систему и переложите эту боль на бездушные сервисы. Они не будут страдать и сразу сделают всё как надо.

На рынке есть несколько вариантов программ, которые позволяют автоматизировать работу с товарами на маркетплейсах. Мы расскажем на примере «Управления ассортиментом» от Эвотора.

Дарья Грицук

менеджер продукта “Маркетплейсы” “ТУ СОФТ” (сервис “Управление Ассортиментом” для Эвотора)

Загружаем и редактируем товарные карточки в одном окне

Первый шаг ― загрузить сами товары в товароучетную систему. Есть несколько быстрых вариантов, чтобы облегчить задачу. Можно использовать накладные от поставщиков или отсканировать штрихкоды на товары, тогда данные подгрузятся из базы штрихкодов.

Если вы уже ведете товарный учет в офлайн-магазине, то все товары у вас уже заведены. В этом случае можно выбрать нужные позиции и добавить их на выбранные маркетплейсы.

Добавлять товары вручную в личных кабинетах каждого маркетплейса не нужно ― товароучетный сервис объединяет в себе все ЛК.

Вот как это делает “Управление ассортиментом”
Вот как это делает “Управление ассортиментом”

Есть общие характеристики для всех маркетплейсов: наименование, описание, штрих-код, габариты и фото. Наименование, штрих-код и фото загружаются прямо из товароучетной системы. Все эти характеристики заполняются сразу для всех интернет-площадок.

Конечно, у маркетплейсов есть индивидуальные требования по основным обязательным характеристикам, без которых карточка товара даже не будет принята. Необходимо указать какая это категория, и от нее будут зависеть обязательные поля.

Например, для одежды – это бренд, состав, тип, материал, размер изделия. Для электроники обязательным атрибутом может являться партномер – уникальный номер устройства или детали, который присваивает производитель.

Добавьте в описание товара важные преимущества. Чем более подробно вы заполните карточку ― тем больше шансов привлечь покупателя.

В Яндекс Маркете можно добавить товар из своего магазина к уже существующим позициям на маркетплейсе, если они уже есть. Достаточно указать только наименование и штрих-код товара. Яндекс Маркет найдёт нужную карточку и предложит привязать к ней ваш товар. В таком случае больше никакой информации добавлять не нужно. Это значительно ускорит работу, не отняв у вас много сил и времени.

Навести порядок в товарах на маркетплейсах. Как сделать так, чтобы всё происходило само собой

Если у вас много позиций с одинаковыми характеристиками, но разного цвета, то можно массово задать всем товарам одинаковые характеристики, а затем уже поменять цвет в каждом товаре. Это актуально, например, для продажи одежды или каких-либо аксессуаров.

Большое значение имеют качественные фотографии: лучше всего делать их в едином стиле, на одинаковом фоне, в одинаковом разрешении, но в разных ракурсах. Можно подгрузить фото промо-материалов поставщика. По опыту продавцов, иногда только замена фотографий на более качественные в разы поднимала продажи.

В товароучетном сервисе можно сделать и обратный импорт ― связать свой товар на маркетплейсах OZON или Яндекс Маркет с товарноучетной системой. Это актуально для тех предпринимателей, кто уже самостоятельно выходил на маркетплейсы. В этом случае объединение баз даст возможность видеть полную картину продаж, синхронизировать остатки и работать со всеми своими товарами в одном окне.

По данным исследования Tinkoff eCommerce, на конец первого квартала 2023 года 78% продавцов ведут торговлю на одной площадке, 18% — на двух, 3% — на трех, 1% — на четырех и более площадках. Хотя большинство предпочитают работать на одной площадке, но с течением времени начинают подключать дополнительные маркетплейсы. Примерно каждый пятый из тех, кто начал торговлю в 2021 и 2022 годах, подключил дополнительную площадку через год после начала работы.

Выставляем и меняем цены

В товароучетных сервисах вы видите стоимость закупки и цену продажи в офлайн-магазине и можете гибко регулировать цены в разных каналах, в зависимости от их маржинальности.

Оценив собственные затраты на рекламное сопровождение, логистику и комиссию, можно выбрать любой подходящий вариант:

  • поставить одинаковую цену с офлайн-магазином;

  • сделать единую наценку на все товары сразу при выгрузке на маркетплейсы ― на X% к закупочной цене;
  • сделать индивидуальную наценку или уменьшить стоимость на определенный процент или сумму, в зависимости от того, как представлены конкуренты на маркетплейсе. Если конкурентов мало, можно увеличить стоимость, если много ― снизить.

Применять такие изменения можно как к одному товару, так и сразу к группе товаров, на одном каком-либо маркетплейсе или сразу на всех маркетплейсах.

Навести порядок в товарах на маркетплейсах. Как сделать так, чтобы всё происходило само собой

Работаем с заказами в одном окне

Товароучетная программа позволяет собирать в одном окне все заказы из маркетплейсов. Если товар маркированный, при сборке заказа нужно вписать код маркировки ― после доставки товар можно будет вывести из оборота в «Честном знаке» по причине «дистанционная продажа». В ТУ сервисе нужно распечатать штрих-код и наклеить на упаковку. В день отгрузки ― распечатать из сервиса акты приемки-передачи.

Для OZON документы в печатном виде теперь не нужны, используйте электронные.

В итоге в товароучетном сервисе в одном месте будет сводная информация по статусам заказов, какие еще доставляются, какие уже доставлены, а какие ― еще не собраны.

Навести порядок в товарах на маркетплейсах. Как сделать так, чтобы всё происходило само собой

Поддерживаем актуальные остатки на маркетплейсах

Вручную поддерживать актуальные остатки на всех маркетплейсах ― сложно, с товароучетной программой, которая регулярно передает информацию об остатках на подключенные маркетплейсы, ― легко.

Если товар купили в офлайн-магазине или была произведена приемка, то остаток на всех подключенных маркетплейсах обновится.

Потерянные заказы из-за отсутствия синхронизации ― не просто обидно. Регулярное невыполнение заказов наказывается маркетплейсами скрытием из каталога.

Если у продавца подключено несколько пунктов приема заказов и офлайн-магазинов, он может их связать между собой в настройках. Например, у продавца один магазин в Москве, другой ― в Петербурге. Товары будут отгружаться на разные пункты выдачи. Для корректной синхронизации остатков, нужно будет связать магазин в Москве с пунктом приема в Москве и то же самое сделать с другим городом.

Учитываем проданные на маркетплейсе товары в общих товарных остатках

Есть и обратная история ― как учитывать купленные на маркетплейсах товары в товароучетной программе?

Нередко предприниматели просто списывают такой товар, но это неправильно, потому что списывают товары, когда истек срок годности или товар поврежден. Для доставленных товаров нужно использовать документ реализации.

Можно делать это вручную или подключить функцию автоматической реализации. После того, как заказ будет доставлен – сервис автоматически создаст и проведет документ реализации, после чего остаток в офлайн-магазине уменьшится.

Чек-лист. Какой функционал должен быть в товароучетном сервисе для продаж офлайн и на маркетплейсах?

  • Размещение товаров на одном или нескольких популярных маркетплейсах;
  • Массовое редактирование товаров и цен;
  • Обратный импорт, если вы уже торгуете на каких-то маркетплейсах;

  • Автоматическая синхронизация остатков в онлайн и офлайн магазинах;
  • Получение и обработка заказов со всех площадок;
  • Автоматическая реализация товара на основании успешно завершенных заказов.
88
2 комментария

У многих магазинов, что заказывала последнее время (канцелярия к школе) всего 10-20 позиций выставлено на маркетплейсе (сужу по озону). Пробуют воду: зайдет не зайдет? Причем нахожу у них какие-то прикольные товары и думаю, че еще есть интересненького, а там фьють и нет больше ничего.

Ответить

Интересно, а яндекс маркет ещё чекает цены в магазинах как это раньше было? Когда это был не маркетплейс, средство для сравнения характеристик товаров и поиска наиболее привлекательной цены.

Ответить