Как оценивают эффективность эко-проектов

Для этого создали специальную «зелёную» таксономию.

фото: stylishbag
фото: stylishbag

«Зеленая» таксономия проектов — это система классификации и упорядочивания экопроектов. Позволяет оценить эффективность и просчитать результаты от внедрения «зеленых» решений в различных сферах. Система направлена на устойчивое развитие финансовой сферы, поддержание ESG-повестки.

Таксономии включают специально разработанные критерии, которые подтверждают экологичность проектов (финансовых инструментов, активов). Ключевая цель – снижение нагрузки на окружающей среду, достижение целей низкоуглеродного развития, в том числе в рамках Парижского соглашения по климату.

В 2023 году Евразийский экономический союз (ЕАЭС), куда входит пять стран: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия, утвердил модельную таксономию «зеленых» проектов. Документ направлен на сближение позиций по проектам в рамках климатической повестки.

Принятие модельной таксономии означает, что страны ЕАЭС теперь могут опираться на единые критерии отбора проектов. Одним из таких критериев стал принцип «do no significant harm», что означает отсутствие значимых побочных эффектов на окружающую среду.

«Модельная таксономия может упростить доступ компаний-инвесторов стран ЕАЭС к рынкам капитала стран-участниц через размещение инструментов финансирования на биржах стран ЕАЭС. В структуре модельной таксономии использован отраслевой подход, выбор отраслей во многом обусловлен углеродоемкостью отраслей и потенциалом сокращения выбросов», – рассказал ранее министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.

Критерии «зелёных» проектов были подготовлены Евразийской экономической комиссией совместно с государственной корпорацией ВЭБ.РФ и Центром зеленых финансов Международного финансового центра «Астана» (является национальными разработчиками таксономий РФ и Республики Казахстан). Документ учитывает мировые стандарты, а значит сами проекты могут быть признаны на международном уровне разработчиками и инвесторами.

Ключевыми целями являются: сохранение, состояния окружающей среды, снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ, снижение выбросов CO2, энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов.

В России уже заложена вся необходимая законодательная база. В сентябре 2021 года Правительство РФ (постановление №1587) утверждило критерии проектов устойчивого развития. За основу приняты национальные цели развития РФ до 2030 года и отраслевые стратегии Правительства РФ. Также учитывались положения других международных таксономий.

Постановление включает критерии «зелёных» проектов (таксономия «зеленых» проектов) и охватывает сферы энергетики, строительства, промышленности, водоснабжения и водоотведения, обращения с отходами. По каждому пункту прописаны направления и критерии, по которым проекты могут считаться «зелеными». Кроме того, в документе утверждены критерии и сферы адаптационных проектов (таксономия адаптационных проектов), направленные на декарбонизацию самых углеродоемких отраслей – металлургии, нефтегазохимии, ЖКХ.

Также в постановлении оговорены требования к системе верификации проектов устойчивого развития. В числе требований - подтверждение своей экологичности, предоставление регулярной отчетности, а также данные оценки экологических эффектов.

Ранее эксперты сообщили о том, что размещение "зеленых" облигаций на Мосбирже полностью соответствует критериям таксономии. На средства от выпуска ценных бумаг Правительство Москвы закупило электробусы и построило новые станции Большой кольцевой линии метрополитена (БКЛ).

"Экологический эффект от электробусов связан со снижением выбросов загрязняющих веществ на уровне дыхания людей, а от строительства БКЛ – с переориентацией жителей с автомобильного транспорта на более экологичный метрополитен. Оба проекта также обеспечивают снижение выбросов климатически активных парниковых газов", - рассказал

руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский.

На международном уровне работа над сближением позиций по таксономиям ведется на нескольких площадках. Например, платформа IPSF представила в 2021 году доклад об общей основе для таксономии по смягчению изменения климата , куда были включены предложения по сближению "зеленых" таксономий Китая и ЕС.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), куда входит 10 стран, опубликовала издание Таксономии устойчивого финансирования. Документ на системном уровне упорядочивает переход членов АСЕАН к низкоуглеродной экономике.

К разработке общей системы таксономий устойчивого финансирования приступили страны Латинской Америки и Карибского региона. Для этого была создана рабочая группа GTT-LAC. Как результат: была внедрена первая "зеленая" таксономия Колумбии, ведется разработка таксономий по другим странам-участникам.

За формирование системы "зеленого" финансирования на международном уровне отвечает некоммерческая организация Climate Bond Initiative. В прошлом году компания обновила методологию, по которой идентифицируют "зеленые" облигации. Благодаря ей инвесторы могут оценить проекты, максимально направленные на сокращение выбросов парниковых газов и в целом развитие низкоуглеродной экономики. Например, авторы методологии предлагают рассматривать атомную энергетику в качестве перспективной отрасли, где выбросы CO2 близки к нулевой отметке.

1313
19 комментариев

Зачем этот августовский текст вылез мне сегодня, в конце октября? Виси?

4

Повестка экологии актуализировалась может?

я очень давно выступаю за защиту экологии и считаю это очень важной темой в 21веке, классно что мы развиваемся и создаем такие крутые проекты

А мне кажеться, это профонация.

4

Но очень мало таких проектов. А ещё меньше становятся реальностью

Это сейчас уже похоже на мейнстрим. В любом проекте должно быть прописано, что он не навредит окр среде, но на деле то всё равно не так

1

Всё будет как обычно: в миллионниках на этих программах освоят бюджет и сделают некоторый объем улучшений (в зависимости от жадности губера), а в моногородах люди как дышали пылью и говном, так и продолжат.

1