Предиктивный анализ налоговых рисков – налоговая безопасность бизнеса в 2019 году

В прошлом году ВПП РФ вырос примерно на 2%, а собираемость налогов – на 25%. Факт, что 98% налоговых проверок заканчиваются для бизнеса многомиллионными доначислениями и штрафами заставил нас задуматься, как избежать проблем в налоговом учете? Как не привлекать к себе внимание, когда ФНС взяла курс на риск ориентированный подход и в первую очередь с проверками приходят к тем, у кого видны отклонения от установленных 12 критериев и есть сделки с повышенными рисками?

В данной статье поделимся с вами признаками налоговых рисков, как влияют на бизнес разные стратегии бухгалтерий, а также примерами из практики аудита и налогового консалтинга.

Как преодолевать риски чисто и без потерь? Маргарита Дружинина, co-founder www.pravovest-audit.ru и www.experum.ru
Как преодолевать риски чисто и без потерь? Маргарита Дружинина, co-founder www.pravovest-audit.ru и www.experum.ru

6 признаков высоких налоговых рисков

Признак №1. Запросы из налоговой инспекции

Частые запросы из налоговой инспекции, требования представить уточненные декларации, вызовы на комиссии в налоговую инспекцию и т.п. Например, директора одной компании, занимающейся ресторанным бизнесом, пригласили на комиссию. Он сразу же попросил помощи аудиторов и оказалось, что его бухгалтерия не доплатила 3 млн. руб. налогов. В итоге все закончилось хорошо: успели представить уточненные декларации, заплатили пени и недоимку по налогам, сэкономили 20% штрафа, а это 600 тыс. руб. Главное, предотвратили выездную налоговую проверку.

Признак №2. Частая смена бухгалтеров

Говорит о том, что, скорее всего, в «первичке», бухгалтерском и налоговом учете может быть бардак, а значит - огромные риски. Так ли это? Сложно сказать без независимой проверки.

Признак №3. Активный рост бизнеса

Часто бывает, что компания открывает новые виды деятельности, значительно растет выручка и возникает необходимость перехода со специальных режимов на общий режим налогообложения. При росте бизнеса о расширении штата бухгалтерии руководители вспоминают в последнюю очередь. В результате, бухгалтер мало того, что переходит на новый режим налогообложения и/или вынужден вести учет новых для него операций, что требует серьезного погружения, еще и попадает под пресс увеличения объема работы (больше операций, «первички» т.д.). При этом бизнес накапливает риски и наверняка не использует законную налоговую оптимизацию.

Признак №4. Финансовая или налоговая оптимизация

Например, используют «популярную» схему: есть юридическое лицо, а технику (экскаватор) оформляют на ИП, который сдают в аренду своему же юрлицу. Думают, что и сэкономят, и покажут расходы, и получат наличку.

Другой пример. Передача недвижимости своей «дочке»: можно оформить в качестве вклада в уставный капитал и законно сэкономить на налогах, а можно сделать вклад в имущество и переплатить налоги.

Незнание последствий может обернуться для бизнеса потерями и доплатить придется в несколько раз больше.

Признак №5. Несколько связанных юридических лиц на разных системах налогообложения

Здесь важно не попасть под подозрение ФНС в искусственном дроблении бизнеса, на котором в 2019 году особый фокус. Об этом уже рассказывали в статье «Где грань между незаконным дроблением и законной оптимизацией»

«Бизнес должен понимать, что осознанный уход от уплаты налогов – не только финансовый риск, но и уголовно наказуемое деяние. Чтобы снижение налогов стало законным, придется поменять документы и деятельность, бизнес-процессы и хозяйственные связи компаний, реальные функции и ответственность сотрудников. Формальное дробление - красная тряпка для ФНС».

Кирилл Неймарк, Эксперт по налоговому планированию сервиса экспертных решений "Правовест Аудит", Experum.ru, член Палаты налоговых консультантов РФ

Признак №6. Отсутствие налоговых проверок

Если вас долго не проверяли налоговые органы, то это не значит, что у вас все хорошо. Часто, компании расслабляются и делают из года в год системные ошибки, на которые рано или поздно обратит внимание налоговая. Напомним про проверяемый срок 3 года, а это значит, что если придут в 2019 году, то отвечать придется за 2016, 2017 и 2018 гг. Сегодня ФНС постоянно собирает про бизнес данные, отбирая кандидатов с наибольшими рисками на выездные проверки. И если вам вручили решение о проведении проверки, будьте уверены, что «работа» по вашей фирме началась задолго – за месяцы, за год и даже более и масса доказательств против вас уже собрана.

«Налоговые органы с особым рвением в ходе проверок ищут умысел в неуплате налогов, это позволяет вдвое увеличить штраф для компании (40% от неуплаченной суммы налогов) и подготовить материал для перспективного уголовного дела в отношении ее руководителя, собственника. Сегодня не редкость, когда итогом проверок являются многомиллионные доначисления, порой доводящие бизнес до банкротства, а собственников до субсидиарной ответственности. Поэтому в интересах первых лиц компаний обеспечить налоговую безопасность для бизнеса и себя. Необходимо учитывать «маркеры», которые налоговый орган заложил в 12 критериев для отбора претендентов на выездные проверки, следует соблюдать среднеотраслевой уровень налоговой нагрузки, заработной платы, рентабельности и проверять прямых контрагентов, в том числе на наличие необходимых ресурсов (транспорт, работники, оборудование и пр.). Это позволит снизить риск назначения выездного контроля и его последствия»

Наталья Наталюк, Налоговый юрист "Правовест Аудит"и платформы www.experum.ru

Лучше предупредить риски, чем спорить с ФНС

Хорошо, когда бизнес ставит задачу своим аудиторам по мониторингу налоговых рисков в течение отчетного года. Для тех, кто такую работу не проводит, Диагностика налоговых рисков и резервов – практически незаменимый инструмент, который откроет глаза и покажет текущее истинное положение дел в организации.

По сути, это экспресс-аудит – проверка наиболее рискованных операций и участков в налоговом учете. Проводится в течение 1-2 дней в офисе проверяемой компании или удаленно в несколько шагов:

1. Аудитор (налоговый эксперт) выделяет время на общение с главным бухгалтером и руководителем, чтобы погрузиться в специфику деятельности бизнеса и определить рисковые направления.

2. Затем изучает данные в бухгалтерской базе и по особенно рискованным операциям, с точки зрения налогового контроля, запрашивает на анализ ряд первичных документов – по аналогии с налоговой проверкой, только в интересах бизнеса, а не пополнения бюджета.

3. В случае обнаружения рисков в одной или нескольких операциях распространяет вероятность их обнаружения на всю совокупность аналогичных сделок и определяет возможную сумму доначислений, а также штрафных санкций.

4. При выявлении законных резервов (переплата налогов, неоптимальный учет сделок, отсутствие резервов в налоговом учете и т.п.) – показывает суммы и обращает внимание руководителей на возможность и выгоду от их использования.

5. В итоге бизнес получает отчет - наглядную диагностическую карту с подсвеченными зонами рисков, процентами отклонения контрольных показателей от нормы и вероятными суммами доначислений налогов и штрафов, а также возможностями по использованию законных резервов в учете и отчетности.

По стоимости такой экспресс-аудит с диагностикой налоговых рисков и резервов в 10 раз дешевле налогового аудита, а в результате бизнес получает реальную картину того, что увидел бы налоговый инспектор приди он сегодня.

«Снять розовые очки» и увидеть реальную налоговую картину бизнеса

Случай из практики. В результате диагностики налоговых рисков у ИП было установлено несколько фактов, свидетельствующих о нарушениях, грозящих ему доначислениями в размере более 50 млн. руб. О таком масштабе бедствия предприниматель не мог и предположить. Как он позднее признался, экспресс-аудит был нужен скорее для подтверждения, что в бизнесе с налогами все нормально, ну максимум нарушений на 500 тыс. руб. А тут такой «сюрприз», хорошо, что не от налогового инспектора. Как оказалось в реальности, от некоторых поставщиков не были получены необходимые для подтверждения расходов документы (договоры, доверенности, накладные и пр.), среди поставщиков было немало с признаками проблемных в налоговом плане, хотя ИП в них ничуть не сомневался, ведь обязательства по договорам они исполнили. Да еще и уровень заработной платы работников «подкачал», т.к. оказался ниже среднеотраслевых показателей, не был организован документальный учет потерь и брака на производстве. В совокупности с другими нарушениями и упущениями сумма налоговых рисков достигла серьезных размеров. Есть над чем призадуматься ИП и принять своевременные меры по снижению рисков. А если что-то исправить уже невозможно, то скорректировать свои налоговые обязательства, пока не поздно и избежать штрафов. Вот так здоровый интерес к экспресс-диагностике налоговых рисков помог своевременно (до визита налогового органа) выявить «проблемные зоны» и подарил шанс на исправление ситуации.

5 стратегий бухгалтерии и как это влияет на бизнес

№1 – «Отличники»

На первый взгляд в учете компании все отлично. Все налоги уплачены вовремя, иногда даже в повышенном объеме. Поэтому требования из налоговой не приходят.

Но есть и огромный «минус»: если налоговый инспектор попросит скорректировать декларацию в пользу бюджета, то его просьбы выполняются неукоснительно, зачастую в ущерб интересам бизнеса. Организация платит много налогов.

Практика аудита показывает, что при такой стратегии бухгалтерии выявляются значительные переплаты по налогам, а это отток оборотных средств, которые можно вложить в развитие бизнеса. Для малого бизнеса при выручке всего 15-20 млн. руб. переплаты могут составлять от 1 млн. руб. и выше. Бывает, что именно этого миллиона не хватает на закупку товара для получения дополнительной прибыли.

Из практики 500 аудиторских проверок в год мы видим, что 465, а это в 93% случаев, заканчиваются выявлением налогов рисков или неиспользуемых законных финансовых резервов.

№2 – «Мученики»

Бухгалтерию замучили запросы из налоговой инспекции. Возмущению нет предела: всю отчетность сдаем вовремя, а налоговая служба придирается! Работы непочатый край.

Конечно, частые запросы из налоговой о представлении пояснений и документов могут быть обусловлены применением льгот или иных налоговых преференций. При этом это может быть «маркером» ошибок и/или подозрений в применении схем ухода от налогов. В последнем случае, в мучениях виноваты все: руководитель, настаивающий на применении сомнительных схем оптимизации, и бухгалтерия, не сумевшая убедить руководство в наличии явных нарушений законодательства.

Из практики аудита можно сказать, что в таких ситуациях, как правило, выявляются ошибки в формировании налоговой базы и уплате налогов. Отсутствие или неправильное оформление первичных документов, не проводится сверка с контрагентами и т.д. Подобная стратегия в работе приводит к эффекту «снежного кома». В итоге может дойти до обоснованных претензий налоговиков, восстановления учета и серьезного неожиданного оттока денежных средств.

Вскрыли «болевые точки» бизнеса

Случай из практики. Собственник компании решил проверить свой бизнес на наличие налоговых рисков, поскольку не раз слышал о серьезных последствий выездного контроля. И как оказалось не зря. В течение диагностики было выявлено, что налоговая нагрузка у налогоплательщика на 15% ниже ее среднего уровня по отрасли, рентабельность продаж ниже на 20%, а активов - на 68%!!! Что значительно отстает от среднеотраслевых уровней. Для налоговых органов показатель рентабельности активов, как и рентабельности продаж, интересен с точки зрения борьбы с занижением налогооблагаемой базы, выявления организаций, искусственно завышающих свои расходы. Все это, как минимум, основание для вызова руководителя компании на комиссию по легализации налоговой базы, а если ситуацию не начать исправлять, то вполне можно стать претендентом на выездную проверку. Теперь собственник знает слабые зоны бизнеса, готов обосновать причины низкой налоговой нагрузки и уже взял курс на улучшение показателей для исключения риска «очных» встреч с инспекцией. Теперь его не застать врасплох. Также анализ ряда сделок с контрагентами показал риски доначислений НДС, страховых взносов как минимум на 35 млн. руб. А выявленные ошибки в сфере трудовых отношений могут лишить бизнес почти 10 млн. руб. Итогом стал вердикт – компания рискует «попасть» без малого на 45 млн. руб. (доначисления и штрафы) и это только за 1 год диагностики! А если инспекция решит проверить 3 года?! Однако в этой истории все не так плохо-еще есть время исправить ситуацию, поскольку вовремя диагностированы все зоны рисков.

№3 – Дешевый аутсорсинг

Особый случай, который без вашего контроля может нести в себе очень много разных рисков: отток денежных средств из-за уплаты излишних сумм в бюджет, некорректный учет операций, бардак в «первичке», ошибки и т.д.

№4 – Перестраховщики

«Никаких рисков! Так нельзя!» - вот девиз такой стратегии. Например, директор хочет сэкономить на налогах, а бухгалтер все время предупреждает об опасности и не предлагает никаких решений. Есть страх, что законные способы налогового планирования увеличат объем работы и навлечет риски субсидиарной ответственности. А может бухгалтер просто не знает, какие возможности рациональной оптимизации предлагает Налоговый Кодекс?

№5 – Эффективная бухгалтерия

Эффективный бухгалтер – это профессионал, который четко знает все нюансы бухгалтерского и налогового учета, следит за изменениями в законодательстве, несколько раз в год повышает квалификацию, стремится сэкономить компании деньги с минимальными налоговыми рисками. Хотя у руководства иногда может сложиться впечатление, что бухгалтерия придерживается стратегии №4 - Перестраховщики.

При необходимости он готов обоснованно доказать налоговым органам правильность исчисления налогов и объяснить руководству возможные налоговые риски.

Коллектив таких уверенных профессионалов, к сожалению, встречается не часто – всего 7% от всех случаев. Их нужно беречь и прислушиваться к ним. Но чтобы понять это, многим собственникам и руководителям необходима сторонняя оценка.

«Практически не существует идеальной картины в том, что касается бухгалтерского учета и налогов. Причем, проблема не сводится исключительно к «плохой» бухгалтерии. Она зачастую лежит в самой сфере учета, который не только имеет множество подводных камней, но постоянно претерпевает поправки со стороны законодательных и фискальных органов, уследить за которыми крайне сложно, учитывая наличие огромной рутинной работы финансовой службы. Не ошибается тот, кто ничего не делает!»

Наталья Игуш, Ген. директор компании "Правовест Аудит"

Не стоит прятаться - все быстро может вскрыться!

История из практики. Собственник вполне успешной компании, призадумавшись над правильностью ведения бизнеса в налоговом плане, решил заказать «экспресс-аудит» с диагностикой налоговых рисков. Интерес разбирал его, что же могут найти за столь короткое время и небольшие деньги, когда порой «серьезный» аудит и инспекторы «не видят» недочеты. Играючи так заказал, «с улыбкой». Однако заключение аудиторов весьма удивило бизнесмена своей ювелирной точностью попадания в «больные точки» и настроило на серьезное отношение к налоговым рискам, поскольку он понял, что и инспекторам, вполне под силу быстро вычислить все налоговые «подводные камни» его бизнеса. Тем более что сумма риска по обоснованному заключению аудиторов оказалась весьма велика - более 500 млн. руб.! Да еще и возможный риск уголовной ответственности уж совсем не веселит... Порой собственники думают, сами вполне знают, как правильно поступать. Вот лишь один пример найденных рисков в этой истории: стало «открытием», что за товар, оплаченный в безналичном порядке, денежные средства должны возвращаться также в безналичном порядке, а тут возврат наличными осуществлялся без оформления расходного кассового ордера. А штраф за неприменение ККТ доходит до размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств без применения ККТ. Мораль сей истории такова, что не стоит недооценивать налоговые свои риски (кстати, об их реальных размерах собственник порой и не догадывается), и уповать на непрофессионализм проверяющих или приятельские отношения с инспекцией. Как показывает практика - "дружба-дружбой", а пополнять бюджет надо!». Все чаще на практике инициируются проверки компаний инспекторами из «чужих» инспекций. Никто наверняка не застрахован от проверок - это реальность. Поэтому минимизация/исключение налоговых рисков заранее – это одна из важных задач бизнеса на сегодня для его успешной деятельности и роста.

Профилактика рисков подразумевает предварительный и тщательный просчет своей хозяйственной деятельности в целом и отдельных операций в частности. Потому что переделывать уже построенное и случившееся сложно или даже невозможно. А оформление нужных документов задним числом само по себе находится на грани законности. Диагностика налоговых рисков и резервов с этой точки зрения является тем самым инструментом, который позволит дешево и быстро понять реальную картину, оценить риски и разработать шаги по их минимизации или устранению. Такой превентивный подход бережет деньги и выявляет резервы для развития

Кирилл Неймарк, Эксперт по налоговому планированию сервиса экспертных решений "Правовест Аудит", Experum.ru, член Палаты налоговых консультантов РФ
22
5 комментариев

Учитывая растущие налоговые претензии к бизнесу мы разработали продукт по диагностике Налоговых рисков и резервов https://experum.ru/tax-safety

1

Статью тяжело читать. И вот несколько советов, как её улучшить:

1. Уберите курсив из подзаголовка, разбейте его на несколько абзацев.
2. Признак №1. Запросы из налоговой инспекции → для выделения признаков лучше использовать не инструмент «маркер», а инструмент «заголовок». Только не забудьте сделать их заголовками третьего уровня.
3. Частые запросы из налоговой инспекции → все абзацы «толще» 5-6 строк лучше разбить на несколько абзацев.

Вот здесь чуть больше советов: https://vc.ru/team/28520-how-to-vcru

1