Риски работы с самозанятыми для работодателя

Привет, это юридический сервис DestraLegal.ru, который помогает бизнесу выстраивать свои рабочие процессы. Мы готовим для предпринимателей договоры с контрагентами, вычитываем документы и оцениваем риски того или иного решения.

Риски работы с самозанятыми для работодателя

Оформление отношений с работниками не обходит стороной ни одну компанию. Некоторые предпочитают работать в чистую и заключать с каждым трудовой договор, некоторые гибридно совмещают трудовой договор и сотрудничество с самозанятыми, которые переводят сотрудников на ИП и просят их платить патент, переходить на НПД или УСН. Вариантов много и, если не злоупотреблять, то можно обойтись без «схематозов», которые приведут к негативным налоговым последствиям.

Только вот в чём загвоздка: если нанимать сотрудника по ТД, то работодатель удерживает налог как налоговый агент и платит в бюджет, если сотрудничать с самозанятыми, – обязанность заплатить налог лежит на нём самом. Часто компании платят работникам плату за работу и 4-6% для внесения налога через приложение «Мой налог».

И на практике случается, что сотрудник может потерять статус самозанятого (сняться с учёта, превысить лимит по доходу, потерять статус из-за вида занимаемой деятельности) и вовсе не внести полученный доход в базу. И если налоговики могут вовсе не вычислить «недосдачу» со стороны самозанятого, то для работодателя последствия серьёзные, разберёмся?

Работник утратил статус самозанятого

Думаю, многие работники задумывались над тем, не удалиться ли из приложения для самозанятых? Компании не очень усидчиво проверяют чеки от сотрудников на наличие ошибок, могут не запрашивать чеки месяцами, а за это время можно «сэкономить» 4-6% сверх оплаты за труд. Делать так мы, конечно, не советуем.

Плательщики НПД не платят НДФЛ и освобождаются от страховых взносов (п. 8 ст. 2, п. 2 ст. 15 закона N 422-ФЗ). Но если исполнитель теряет право использовать режим самозанятости, риски ложатся на заказчика. Работодатель становится налоговым агентом, который должен уплатить НДФЛ и страховые взносы за физических лиц без ИП.

Такая же ситуация складывается, если работник превысил лимит доходов, равный 2,4 млн рублей, в течение календарного года. С момента превышения этой суммы изменяется режим налогообложения для работника, и обязанность по уплате налога переносится на работодателя (п. 10 письма ФНС России от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).

Как может уберечь себя работодатель:

  • Перед осуществлением выплаты, проверьте статус самозанятого

Сделать это можно через мобильное приложение «Мой налог», либо, заказав справку о постановке на учет физлица в качестве плательщика НПД, в веб-кабинете «Мой налог».

Есть и другой вариант – перейдите на сайт ФНС в раздел «Проверить статус налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого)».

  • Проверьте, может ли работник выполнять ту или иную деятельность для применения режима НПД

Самозанятый утрачивает статус, если занимается торговлей подакцизными товарами и товарами, подлежащим обязательной маркировке, реализует готовую продукцию, добывает и реализует полезные ископаемые, выступает агентом, превышает доход с начала года сверх лимита в 2,4 млн рублей. Поэтому с дохода, не подпадающего под НПД, платит налог сам работодатель.

  • Запросите справку о доходах самозанятого

Превышение лимита по доходам – это то, отчего сложнее всего уберечься работодателю. Работник не обязан предоставлять справку о доходах перед каждой выплатой, а специального сервиса для уточнения данных нет. И, тем не менее, попытаться стоит.

Работник неверно сформировал чек или вовсе не сформировал

Бывает, что работник решил уволиться из компании и, получив расчёт, удаляет последние сформированные чеки в приложении для самозанятых, не отправляет бывшему работодателю последний сформированный чек и не выходит на связь.

Если работник допустил ошибку в чеке и не произвёл корректировку, работодатель может утратить право учесть расходы, понесённые на оплату труда. Они просто будут признаны неподтверждёнными документально.

Только чек из приложения «Мой налог», а не акт приёмки, может подтвердить расходы (п. 4 письма ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@). Акты хранятся только для того, чтобы подтвердить период расходов или дату оказания услуги/ работы.

Поэтому после получения чека от самозанятого, нужно тщательно его проверять. В нём должны быть корректно отражены наименование компании, ИНН, полученная сумма, наименование работы.

Работники обязаны направить чек заказчику либо в момент расчёта, либо до 9 числа, если оплата производилась в безналичной форме без использования электронных средств платежа (п. 3 ст. 14 закона N 422-ФЗ).

Если работник не сформировал чек, то налоговики советуют пожаловаться на него в ФНС России, в том числе с использованием сервиса «Обратиться в ФНС России», размещенном на официальном сайте ФНС России (п. 7 письма ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@). Но гарантировать, что жалоба даст положительный эффект мы не можем.

Таким образом, выполняйте простые шаги перед наймом работника на режиме НПД, не ленитесь перепроверять его статус по мере продолжения сотрудничества и запрашивайте чеки.

Отстаивайте свои права с DestraLegal.ru,

Это просто!

2222
5 комментариев
3
Ответить

Забавно, что этот мем от Илона Маска)

Ответить

Полезно даже не с точки зрения работодателя, а со стороны самозанятого. Когда первый раз перешел работать как самозанятый, было много вопросов что и как делать правильно

1
Ответить

самозанятые прежде всего себя пытаются обезопасить, а нанимать или нет таких работников дело уже за руководителем

1
Ответить

риск всегда и во всем есть ,не только в работе с самозанятыми

Ответить