Внесудебные способы разрешения конфликтов при работе с китайскими компаниями

В случае когда китайский партнер не исполняет свои обязательства и ситуация доходит до конфликта, разрешение спора возможно как в судебном, так и внесудебном порядке.

Внесудебный порядок означает использование альтернативных судебному порядку способов разрешения споров с китайскими контрагентами, без участия суда и необходимости соблюдения бюрократических процедур, что существенно сокращает срок рассмотрения дела.

К внесудебным способам разрешения дел относятся:

  • Переговоры - это непосредственное обсуждение сторонами спорного вопроса без участия третьих лиц. Переговоры между китайской и российской стороной могут быть осуществлены как письменно, так и устно, а иногда форма может быть смешанной. Стоит отличать предъявление претензии и переговоры с китайскими поставщиками, поскольку предъявление претензии – это свидетельство наличия разногласия между сторонами и основание для начала процесса переговоров.
  • Посредничество - это процедура привлечения к разрешению спора третьей стороны - посредника, который является нейтральным лицом. Цель посредника- содействовать заключению мирового соглашения. Посредничество должно быть предусмотрено соглашением сторон: такое условие может быть предварительно включено во внешнеэкономический контракт при его заключении или соглашение о посреднике с китайскими контрагентами по уже возникшему спору может быть достигнуто позже и оформлено отдельным соглашением. Согласительная процедура - сторона, проявляющая инициативу в отношении согласительной процедуры, направляет другой стороне письменное предложение об обращении к такой процедуре с кратким изложением существа спора. Согласительная процедура начинается в тот момент, когда другая сторона принимает предложение об обращении к такой процедуре. Данная процедура регулируется Согласительным регламентом ЮНСИТРАЛ 1980 г. В Согласительном регламенте ЮНСИТРАЛ не предусмотрена полностью формализованная процедура. Посредник сам выбирает форму взаимодействия со сторонами. Это могут быть встречи, переписка и т. п. Однако некоторые правила о процедуре все же имеются. Например, после его назначения, посредник предлагает каждой из сторон представить ему краткое письменное заявление с изложением в общей форме характера спора и спорных вопросов. Каждая сторона направляет копию своего заявления другой стороне. Основное отличие посредничества и согласительной процедуры, состоит в том, что использование согласительной процедуры характеризуется направленностью на установление фактов и более решающей ролью членов комиссии или посредника.
  • Мини-трайл - это более формализованное и регламентированное средство внесудебного разрешения споров. Процедура мини-трайла имеет следующие характерные черты: а) её целью является разрешение спора при активном сотрудничестве старших должностных лиц корпораций сторон в качестве ассоциированных членов Комиссии минитрайла; б) она быстра и конфиденциальна; в) она концентрируется на существенных моментах; г) она поддерживает диалог между сторонами. Комиссия минитрайла состоит из независимого посредника и должностных лиц спорящих сторон. Заседания минитрайла сходны с судебными, а их целью является достижение мирового соглашения между сторонами.
  • Арбитраж - это рассмотрение споров в третейских судах, включая международный коммерческий арбитраж. Рассмотрение дел в третейских судах является достаточно удобным. Считают, что третейские суды более компетентны и быстрее рассматривают споры с Китаем. Кроме того, стороны могут влиять на состав арбитража, потому что, как правило, во всех третейских судах по регламентам допускается, что одна сторона назначает арбитра, другая сторона назначает арбитра, и потом соответствующий орган или они между собой решают, кто будет суперарбитром или председательствующим судебного состава. Международные коммерческие суды можно классифицировать. Различают постоянные и временные арбитражи. Постоянные коммерческие арбитражи создаются при торговых палатах государств, имеют свой регламент, постоянное место нахождения секретариата. В России созданы как постоянные общероссийские коммерческие арбитражные суды – Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК), так и международные коммерческие арбитражные суды в отдельных субъектах Федерации., которые компетентны рассматривать споры с китайскими контрагентами. Временные арбитражи или арбитражи ad hoc – это арбитражи, которые создаются сторонами для рассмотрения конкретного дела. После рассмотрения дела эти арбитражи прекращают свое существование.

Разрешения споров с китайскими контрагентами путем внесудебных способов, несомненно, намного оперативнее и менее бюрократично по сравнению с традиционными судебными процессами, но они дорогостоящи, а порядок признания и исполнения решений, вынесенных в результате таких процессов, весьма сомнителен.

55
6 комментариев

Господа, а причём тут Китайцы? Благодарю за юридический ликбез, но все написанное в равной мере относится к любым другим контрагентам, включая и Европу и США и Африку.

Где тут специфика, связанная с Китаем? Если у вас выходы на уважаемых людей есть, которые могут стать теми самыми посредниками - другое дело. Так и вся ценность в этом. ;-)

Ответить

Абсолютно согласна, что применимо ко всем. Просто я в основном специализируюсь на взаимоотношениях с Китаем и пишу об этом в своем профиле)

Ответить

Валерия, спасибо за статью!
(Кажется у Вас фамилия с ошибкой написана в профиле, сори если так и пишется 🙂)

Ответить

Всегда рада помочь. Да, все верно. Я Стрельченок 🙂

Ответить