Создание MVP или как разработка прототипа может значительно повысить вероятность выживания стартапов

Что мы знаем об MVP (minimum viable product)? Это ранняя версия продукта, в которую заложен минимальный набор функций. Создается она с целью тестирования гипотезы о жизнеспособности продукта и получения обратной связи от пользователей. По сути, MVP — это прототип изначально задуманного полноценного продукта.

В силу того, что на территории русскоязычного пространства термин “MVP” еще не достаточно популярен, многие начинают путаться в понятиях.

На различных ресурсах можно встретить статьи на тему “Как создать прототип и какие инструменты для этого использовать”. Но под словом “прототип” авторы, как правило, подразумевают набросок или макет страницы, который отображает правильное расположение элементов. Зачастую именно прототип в таком понимании служит техническим заданием для дизайнера.

Создание MVP или как разработка прототипа может значительно повысить вероятность выживания стартапов

На мой взгляд, более правильным и понятным обозначением будет “прототип интерфейса”. Кстати, он тоже играет важную роль при создании визуальной части web-продукта, но сейчас речь не об этом.

В статье я поднимаю вопрос полноценного функционального прототипа продукта, который поможет понять, насколько идея (даже самая гениальная, на ваш взгляд) сможет “выжить” в современном VUCA мире.

Итак, для чего нужен прототип (MVP) продукта:

  • Чтобы убедиться, нужен ли ваш продукт потенциальным пользователям
  • Более прицельно определить целевую аудиторию
  • Собрать обратную связь, оценить необходимость доработок и правильно расставить их приоритеты
  • Понять оптимальное направление для дальнейшего развития после проведения всевозможных итераций
  • Привлечь первых пользователей продукта и приступить к его монетизации
  • Сократить сроки и стоимость разработки за счет отсеивания ненужного функционала еще на этапе разработки продукта

Чтобы прототип показал реальную картину, необходимо правильно подойти к его разработке. Согласитесь, созданный в спешке “сырой” продукт вряд ли позволит подтвердить гипотезу о его востребованности. Но, с другой стороны, MVP необходимо создать максимально быстро, с минимум потраченных денег, и включать он должен только самые ключевые функции (пользовательскую потребность в которых нам и нужно проверить).

С чего начать?

Первое, что необходимо определить перед разработкой MVP — это какие инструменты, фичи и возможности станут для вашего продукта ключевыми. Например, если вы создаете систему дистанционного обучения, ключевым функционалом будет конструктор курсов, тестов, опросов, возможность проверки домашних заданий и итоговой оценки студента, загрузка конспектов и видео. А такие инструменты, как геймификация, диалоговые тренажеры, возможность кастомизации кабинетов, дополнительные роли в системе, могут быть "допилены" позже, когда потенциальные клиенты начнут тестировать систему и давать обратную связь.

Гнаться за идеалом и совершенствовать продукт можно бесконечно, а правило Парето еще никто не отменял. 80% ваших клиентов, скорее всего, будут использовать только 20% функционала. Им может быть вполне достаточно того, что есть или нужно совершенно не то, на что вы делали ставку. Поэтому важно сосредоточиться именно на этих на 20% функциональных возможностей.

Итак, мы пришли к выводу, что создание MVP помогает избежать разработки ненужного функционала, который не будет нести ценности для потребителя, но при этом потратит ваши ресурсы.

Создание MVP или как разработка прототипа может значительно повысить вероятность выживания стартапов

А теперь, предположим, что вы нащупали свободную нишу на рынке. Вы четко знаете, какой функционал нужен потребителю и быстро хватаетесь за разработку серьезного проекта, чтобы попасть в голубой океан. Но разработка затягивается (что может произойти по многим причинам), а если проект действительно масштабный, то процесс может затянуться не на один год. Продукт, наконец, готов, вы выпускаете его “в свет”, но тут оказывается, что голубой океан превратился в красный. И пусть ваш продукт будет функционально сильнее, влиться в конкурентную среду будет уже не так просто. Это уже не говоря о высокой стоимости разработки и возможной утрате актуальности заложенного функционала.

Интересный факт!

Согласно исследованию, из 3200 быстрорастущих интернет-стартапов 74% потерпели неудачу по причине преждевременного масштабирования.

Что же нужно для успешного MVP?

  • Четко сформулировать идею продукта и гипотезу относительно его необходимости для потенциальных пользователей
  • Обозначить критерии, определяющие жизнеспособность продукта
  • Максимально быстро разработать и запустить минимально жизнеспособный продукт для подтверждения этой гипотезы
  • Собрать и обработать обратную связь
  • Просчитать и оценить ключевые показатели эффективности
  • Сделать выводы и перейти к тестированию следующих гипотез (если таковые имеются)

Поэтому, прежде чем инвестировать деньги в полноценный продукт, разумнее разработать MVP, которая поможет сократить затраты, минимизировать риски и понять, насколько ваша идея жизнеспособна.

Какие инструменты можно использовать для создания MVP?

Их, как и термины, можно разделить на 2 вида:

  • Для прототипа интерфейса
  • Для функционального прототипа web-продукта

В первом случае все предельно понятно. Существует множество сервисов, разобраться в которых не составит труда. Это Proto.io, Marvel, InVision, Moqups и другие.

В случае с MVP дело обстоит сложнее. Здесь, как правило, приходится привлекать программистов, что делает разработку прототипа дорогостоящей и зачастую затянувшейся (особенно, если у вас ранее не было опыта работы с такими проектами).

Какие еще есть варианты?

Если у вас есть навыки работы с версткой, можно попробовать разработать MVP своими силами, используя cms системы, такие как Joomla или Wordpress. Но этот вариант подойдет для создания несложной архитектуры продукта. Если вы планируете более серьезный проект, вам, скорее всего, не обойтись без знания PHP.

Также в помощь могут прийти и конструкторы сайтов. Их минус в том, что из-за ограниченного функционала вы постоянно будете упираться в необходимость использовать только существующие шаблоны. Да и полноценную пользовательскую логику там не построишь, честно говоря.

Третий вариант, на наш взгляд, самый выгодный во всех смыслах — это платформа для визуальной разработки Bubble. Она еще мало известна в рунете, но уже набрала достаточную популярность в Америке и стремительно набирает обороты в Европе. Почему? Она позволяет создать приложение любой сложности без технического бэкграунда, без знания языков программирования и без привлечения разработчиков. Даже если вы захотите создать клон Uber или Airbnb - Bubble с этим справится.

Разобравшись самостоятельно или пройдя недолгое обучение, манипулируя графическими элементами и прописывая логику, вы сможете не только самостоятельно создать MVP, но и постепенно дорабатывая приложения, получая фидбек от рынка, создать действительно крутое решение с минимальными инвестициями в разработку.

В заключение, хочу отметить, не важно какой продукт вы планируете создать и какой у него масштаб, создание его минимальной жизнеспособной версии, поможет не только выявить сильные и слабые стороны, но и сократить возможные риски провала проекта.

А о нашем опыте запуска стартапов, читайте в предыдущей статье:

88
6 комментариев

В чем смысл статьи? Кто-то в 2019 году еще не знает, что такое MVP?

1
Ответить

Я тоже была уверенна, что давно все знают)
Но, сейчас наш проект занимается обучением визуальному программированию и большинство обучающихся приходят с целью создать и развивать свой web-продукт. При этом 80% не знают что такое MVP, а прототип воспринимают как набросок на бумаге.
А проанализировав поисковые запросы я убедилась, что у нас это не настолько очевидный термин, как мне казалась, отсюда и статья)
Но конечно, она больше для новичков, которые только планируют создание своего продукта.

1
Ответить

80% считают его излишним в Новосибирске. Проверено личным опытом. Или путают MVP

Ответить

на первой картинке ошибка. дальше не смотрел

Ответить

Спасибо, исправила)

Ответить