Как мы запускали канал в «Яндекс.Дзен» и почему всё свернули

Команда Otzyvmarketing смогла получить за месяц 14 тысяч бесплатных просмотров, но в итоге решила, что «овчинка не стоит выделки».

Как мы запускали канал в «Яндекс.Дзен» и почему всё свернули

Сервис «Дзен» от Яндекса привлекает бесплатными показами статей на большую аудиторию, причем, что особенно актуально: это переходы из ленты напрямую на сайт.

Декларируется, что персональная подборка формируется на основе личных интересов пользователя. Делает это искусственный интеллект, нейросеть, алгоритмов которой разработчики не раскрывают. В список параметров, на основании которых пользователю предлагается тот или иной тематический контент, входят лайки, время просмотра, актуальность и свежесть темы, уникальность, прошлые характеристики канала и так далее.

Лента «Дзена» выполнена в современном дизайне и адаптирована под мобильные системы. В целом — отличная платформа для продвижения.

И тут «бесплатный сыр» заканчивается. Угадать, кому будет показана карточка статьи, кто на нее кликнет и дочитает, практически невозможно. Модные алгоритмы здесь не помогают.

Во-первых, сервис подсовывает непонятный контент. У меня всегда привычный пул сайтов: например, несколько новостных изданий, 5-10 ресурсов по профессии и 3-4 канала на YouTube. Лента «Дзена» с его попурри блогов и изданий — что-то избыточное, нацеленное на людей с клиповым мышлением.

Во-вторых, постоянно мелькает раздражающий контент, который приходится удалять из ленты. Это может быть статья на тему политики от определенных сил, которым вы не симпатизируете, или просто кликбейт. Опять же, декларируется, что подобные заголовки запрещены и пессимизируются. Неправда.

Тем не менее, аудитория «Дзена» якобы уже превышает 40 миллионов человек. Поэтому можно смело говорить, что у сервиса большой потенциал, который можно и нужно использовать.

Как выглядит лента «Дзена» Ольга Усим
Как выглядит лента «Дзена» Ольга Усим

Как было дело

У новичков «Дзена» статьи получают мизерное количество полных просмотров. Когда я начала развивать канал, первые материалы читали от силы 30 человек.

Просмотры канала otzyvmarketing на «Дзене» Ольга Усим
Просмотры канала otzyvmarketing на «Дзене» Ольга Усим

Разработчики объясняют проблему с просмотрами тем, что на первых порах автора помещают в «песочницу». Робот тестирует статьи, показывает их небольшому кругу пользователей, чтобы подобрать подходящую аудиторию. Потом количество показов должно увеличиться, особенно если статья «понравится» алгоритму.

Важнейший показатель эффективности — количество дочитываний (текст просмотрели до конца). Выше на картинке дочитывания обозначены развернутыми книгами посередине карточек. Значок «двойной круг» показывает, сколько раз карточка была показана в ленте пользователей.

Как видим, статья о поисковике Diffbot побывала в ленте 906 раз, за два месяца у нее накопилось только 18 дочитываний. Разработчики уверяют, что алгоритм продолжает показывать статью на протяжении нескольких месяцев, пока она не считается «устаревшей».

По нашим наблюдениям, основные показы происходят в день публикации статьи. Поэтому невыгодно публиковать тексты на выходных: аудитория «Дзена» сильно уменьшается, поэтому и количественные показатели снижаются.

Выход из «песочницы»

Я публиковала две-три статьи в день, в выходные делала перерыв. Материалы на обычные темы цифрового маркетинга не находили отклика, алгоритм давал незначительное число показов.

Решили придумывать кликбейтные заголовки на «горячие» темы. В мае такой темой стали санкции США против китайской корпорации Huawei. Эта новость с натяжкой подходила под тематику канала «Цифровой вестник».

Первые пробы на тему санкций не особенно понравились роботу «Дзена», он дал чуть больше показов, чем обычно (1279 против 800), но и только. Набралось 65 просмотров. Показалось, для начала это хороший результат, и продолжили писать про Huawei.

Статья с кликбейтным заголовком «Россияне потихоньку избавляются от телефонов Huawei» получила почти 3700 показов и собрала 213 полных просмотров.

Конечно, приходилось разбавлять тексты про Huawei другими более подходящими для канала темами, но они собирала ничтожное количество дочитываний.

Публикации канала otzyvmarketing в мае 2019 года Ольга Усим
Публикации канала otzyvmarketing в мае 2019 года Ольга Усим

Наконец, на второй неделе работы канал ждал успех. Вышла статья «Китай ответил США за Huawei. Пошлины на фенол повышены на 130%». Уже через час после публикации её увидели более 5 тысяч раз в ленте, и материал набрал 400-500 дочитываний.

Показы, просмотры и дочитывания статьи про Китай Ольга Усим
Показы, просмотры и дочитывания статьи про Китай Ольга Усим

За месяц (ровно столько его продолжал показывать алгоритм «Дзена») статья набрала 14 тысяч просмотров и 9,7 тысяч дочитываний. Среднее время, затраченное на чтение — более 4 минут. 34 комментария, 190 лайков, 100 тысяч показов.

Инструменты для обратной связи с аудиторией «Дзена» Ольга Усим
Инструменты для обратной связи с аудиторией «Дзена» Ольга Усим

Повторение — мать учения

Я решила не останавливаться и написать еще одну похожую статью. Тем более, другие авторы рекомендовали просто «рерайтить» свои старые материалы, насыщать их новыми данными и публиковать.

Действительно, удалось повторить успех с текстом «Huawei добивается справедливости. С корпорации снято ряд запретов». 20 тысяч показов и 2 тысячи дочитываний.

Благодаря этой статье удалось всего за три недели получить право монетизировать контент.

Монетизация — это возможность подключить к статьям рекламу и получать за это деньги. Чтобы включить эту опцию, канал должен за неделю собрать 7 тысяч дочитываний. Двух «хайповых» тем оказалось достаточно для прохождения этого квеста.

Варианты монетизации в «Дзене» Ольга Усим
Варианты монетизации в «Дзене» Ольга Усим

Заработать удалось всего 415 рублей. Больше статьи не «выстреливали». Затем решили писать строго по темам цифрового маркетинга, SEO, социальных сетей и поисковых системах, но у аудитории платформы на такие темы нет спроса.

Что в остатке

Проект пришлось закрыть. Канал развивали для привлечения новых пользователей на сайт Otzyvmarketing.ru, но Дзен для такой задачи не подходит. Разработчики стараются ограничить перетекание аудитории на другие ресурсы. Например, на канале запрещается размещать части текстов с тем, чтобы направить пользователя на сторонний ресурс «дочитывать» статью.

Существуют и другие ограничения. Например, я под всеми статьями размещала три ссылки на тексты с нашего сайта, и алгоритмы на это очень плохо реагировали — пессимизировали материалы, ограничивали показы.

Можно, конечно, каждый раз жаловаться в службу поддержки. Они, если повезет, ответят так:

«Ваша публикация была ошибочно ограничена в показах, но в результате дополнительной проверки ограничения были сняты, сейчас все хорошо».

А если не повезет, то так:

«Ваш канал был ограничен в показах нарушения правил платформы.

Конкретные публикации, нарушившие требования, подсказать, к сожалению, не могу: каналы проверяет алгоритм, а нам приходит лишь общий отчет. Сейчас материалы рекомендуются только подписчикам, а показы рекламных блоков приостановлены. Чтобы снять ограничение, нужно:

  • Проверить все публикации на соответствие требованиям «Дзена»: удалить или исправить нарушающие их материалы.
  • Добавить 3 новые публикации.
  • Написать в поддержку о готовности к проверке, которую смогут провести не ранее чем через две недели».

Пришлось отказаться от большого числа ссылок, чтобы не заработать ограничения на канале. Решили оставлять только одну внешнюю ссылку на сайт.

Посещаемость канала на «Дзен»

У «Дзена» есть отличные инструменты для обратной связи с аудиторией. На картинке ниже статистика канала за два месяца работы (май-июнь). У каждой статьи есть число лайков, просмотров, комментариев, CTR, время и количество дочитываний.

Так что если вы любите цифры и таблицы, «Дзен» вам подойдет.

Статистика публикаций канала otzyvmarketing за два месяца Ольга Усим
Статистика публикаций канала otzyvmarketing за два месяца Ольга Усим

Заметки можно сортировать по каждому параметру. Также к каналу можно подключить Яндекс.Метрику, чтобы узнать подробности о посещаемости и поведении аудитории.

Статистика посещения канала

Посещаемость на канале «Дзена» в мае-июне Ольга Усим
Посещаемость на канале «Дзена» в мае-июне Ольга Усим

За 2 месяца, пока мы делали публикации, в среднем получилось 566 визитов в день на канал.

А вот источники трафика:

Источники трафика канала Ольга Усим
Источники трафика канала Ольга Усим

Внутренние переходы — напрямую из ленты. В «Переходы по ссылкам на сайтах» должны были попадать значения сайтов-партнеров с «Дзена». Но Метрика почему-то туда включила и мобильную версию самого «Дзена».

Переходы по ссылкам на сайтах на канал Ольга Усим
Переходы по ссылкам на сайтах на канал Ольга Усим

Статистика по трафику из социальных сетей:

Трафик из социальных сетей на канал Ольга Усим
Трафик из социальных сетей на канал Ольга Усим

Интересно, что получили пару сотен переходов с ЖЖ. Скорее всего, какие-то блогеры ссылались на материалы.

И даже удалось немного собрать трафик с поисковых систем:

Трафик с поисковых систем на канал otzyvmarketing Ольга Усим
Трафик с поисковых систем на канал otzyvmarketing Ольга Усим

Скорее всего, трафик из поиска пришел через новостную выдачу (так называемую «быстровыдачу»).

Неутешительные итоги

Несмотря на некоторые успехи самого канала, Otzyvmarketing.ru получил всего лишь 42 перехода с «Дзена» за период с 15 мая по конец августа. Причем было большое количество отказов — более 30%.

На наш взгляд, причины неудачи такие:

  • Тематика статьей канала не всегда совпадала с базовыми темами сайта. Самые успешные по просмотрам статьи были связаны с политикой и экономикой, а не с цифровыми технологиями.
  • Сама внутренняя политика «Дзена» препятствует переходам на другие ресурсы.

Тем не менее, некоторым блогерам платформа может понравиться своей простотой и быстротой выхода на монетизацию, если ваша тематика — более «народная», развлекательная и актуальная для людей с клиповым мышлением. Так что, вы можете быть успешнее.

2727
28 комментариев

Дзен - мусорка низко-качественных статей от желающих побыстрее монетизироваться и высасывающих материал из собственных фантазий, либо рерайт - копипаст.
Бан перебан с отсылкой - это все алгоритм мы ничего не можем сделать. И реально ведь ничего не могут или не хотят, крупные каналы закрывались и ничего не могли сделать для разбана канала, вердикт многих по поводу этого сервиса - что дзен это рулетка, причем почти всегда пуля в лоб с первого выстрела.

21
Ответить

Всё так. Не стали сливать ресурсы на рулетку.

Ответить

Ваш контент — говно! Кликбейт кликбейтом погоняет.

10
Ответить

Автор вообще не понял что такое дзен и кто там сидит.
Контент про интырнеты ваши, маркетинги, сео-шмео, как зарабатывать на копирайтинге 900 миллиардов в месяц - вообще не интересен подавляющему большинству ЦА дзена.

Нет бесплатного трафа на сайт/копейки с монетизации/забанили канал за кликбейт и говноконтент/etc - фуууу Йондекс Дьсен плахой пойду жаловаться на ВиСи!!

6
Ответить

Полностью понимать аудиторию и принципы площадки невозможно. Хотя бы потому, что Дзен почти как поисковая машина со своими алгоритмами. Каждый может воспользоваться шансом, мы воспользовались, опробовали и написали о своём опыте.
И признаём, что опыт так себе, заодно это лишнее подтверждение для тех, кто хочет создать новый канал про маркетинг, SEO и смежные темы.

И почему сразу жаловаться, это же цифры. Почему не делиться ими?

1
Ответить

Вы просто не прочувствовали дзен. Там не катят статьи в виде новостей "биткоин взлетел на 300%", аудитории дзена больше подавай жизненного. У топовых каналов трафик под 200-400 тысяч визитов в сутки.

4
Ответить

Возможно, поэтому решили побыстрее сойти с этой дороги. Новости действительно могут не приносить выхлопа, но и странно отдавать хорошие материалы Дзену, в большом количестве. И для создания топового канала нужно много ресурсов, не просто пара новостей в неделю.

Ответить