Босс в кругосветке: перестань носиться со своим бизнесом как с маленьким ребенком и пусти все на самотек!

Хочу спросить: не устали ли вы батрачить за своих сотрудников и при этом платить им зарплату? Давно пора прекратить это делать и уехать за мечтой, например, в кругосветку. За этот год я проехал 21 страну, работая при этом до четырех часов в день. Но моя история не о том, какой Денис Казьмин молодец, а про то, как сделать, чтобы наконец начали работать ваши сотрудники.

Босс в кругосветке: перестань носиться со своим бизнесом как с маленьким ребенком и пусти все на самотек!

Расскажу на личном примере, как построить эффективную удаленную систему. Эта система будет приносить прибыль компании, даже если владелец уехал в кругосветное путешествие и неделю не выходит на связь.

Нужно отталкиваться от личной цели

Восемь лет назад такого понятия как «удаленка» в России практически не существовало. И когда я начал переводить офис в онлайн, кто только не крутил у виска пальцем, мол, “Денис, зачем?”.

А мне хотелось жить. Путешествовать, проводить время с семьей, отдыхать от рутины. Ради этого 20 лет назад я и занялся предпринимательством. Но в итоге только работал, работал, работал. Думаю, в этим утверждением согласятся многие владельцы бизнеса: чем больше работаешь, тем сильнее стирается первоначальная идея, ради которой было создано собственное дело.

Моя идея заключалась в том, чтобы иметь возможность больше жить, при этом зарабатывая. Поэтому целью было построить эффективную даже без моего круглосуточного участия систему (об этом я начинал рассказывать здесь). Ведь в идеальной Вселенной все процессы в компании продолжают работать, а сотрудники выполняют ценные конечные продукты, даже если руководитель неделю не появлялся в сети.

С такой мечтой открывал первый туристический интернет-магазин после вуза. Думал, что сейчас настрою работу, и как уеду путешествовать... А в итоге работал три года почти круглосуточно. Думаю, многие попадали в такую ловушку, когда за рабочей рутиной забывается, ради чего все затевалось.

По счастливой случайности о моей мечте 10 лет назад напомнила бывшая сотрудница, которая вышла замуж за иностранца и переехала в Испанию. Однажды она вернулась в Россию и при встрече рассказала, что работает из дома. Так я впервые познакомился с удаленкой. Через пару лет был на встрече с другой знакомой. Поздний вечер пятницы, а ей из Скайпа сыпятся уведомления. На мой вопрос “Что случилось?” она ответила, что это ее удаленные сотрудники продолжают работать, как бы она ни выгоняла их отдыхать. Такой ответ сильно меня поразил, потому что в моем сознании подобные поздние процессы ассоциируются исключительно с авралом. А тут просто люди хотят работать.

Это было задолго до пандемии, до массового и вынужденного для многих перехода на дистанционку оставалось еще несколько лет.

На этот раз идея об удаленке уже так сильно запала мне в голову, что я не сдержался. Одним днем пришел к партнеру, с которым тогда торговали франшизой, и сказал: “Давай офис перенесем в онлайн?”. Он поддержал, и мы пошли к сотрудникам, чтобы порадовать: больше никаких пробок на дороге и ранних подъемов! Ура, товарищи! И они ушли. Нет, не в припрыжку ― работать из дома, а из компании.

Босс в кругосветке: перестань носиться со своим бизнесом как с маленьким ребенком и пусти все на самотек!

Мы потеряли разом 10 сильных продажников, которые не захотели сидеть целыми днями с семьей вместо офисного движа и корпоративных тусовок. Это был провал века, после которого мы с партнером месяц ели лапшу быстрого приготовления и наблюдали, как падают продажи и трафик.

Хотя казалось, что предложили сотрудникам лучшую идею из тех, что могла прийти в голову. И не подумали, что у каждого человека свои ценности.

Так что если вы прямо сейчас размышляете о переводе бизнеса на удаленку, дам совет: делайте это постепенно. Два дня онлайн, три ― в офисе. Затем три онлайн, два в офисе. И так по возрастающей. Дайте сотрудникам время привыкнуть к новой рабочей системе, и, конечно, предупредите их об этом заранее. Это будет и вашей временной форой, если кто-то уйдет и придется искать новых продажников.

Потому что мне пришлось строить online-офис с нуля.

Взвесить все «за» и «против»

Конечно, у удаленки есть как преимущества, так и недостатки. Про удаленку многие думают лучше, чем она оказывается на самом деле. Но online все равно выигрывает у офиса, на мой взгляд.

Топ-3 проблемы руководителя на удаленке

Бизнес в сети, особенно выстроенный с нуля без какого-либо рентабельного бэкграунда, имеет много подводных камней. И вот самые крупные.

  1. Система

Первая глобальная проблема ― отсутствие системы, без которой эффективная online-работа невозможна.

Нам пришлось собирать все по кусочкам: выстраивать найм и обучение, формировать отдел контроля качества, подключать CRM-системы, делать инструкции, писать скрипты. То, что раньше можно было донести сотрудникам голосом, пришлось переводить в файлы.

Было сложно, но через 1,5 года новая система дала первые плоды ― прибыльность компании выросла вдвое по сравнению с офисом уже на второй месяц удаленной работы.

2. Дисциплина и контроль сотрудников

Босс в кругосветке: перестань носиться со своим бизнесом как с маленьким ребенком и пусти все на самотек!

Это проблема руководителей и головная боль самих сотрудников.

Многие домочадцы, особенно старшее поколение, не воспринимают онлайн-работу как нечто настоящее. Думают, что человек сидит дома и ничего не делает. Это до сих пор одна из главных проблем удаленки, а каково было нам в 2015 году, когда она не была популярна?

Тут важны три аспекта:

  • система отчетности;
  • самоорганизованность сотрудника;
  • профессиональный руководящий состав.

Многое зависит от самого человека, но еще больше ― от системы, в которой каждый несет ответственность за работу.

Я принципиально не рассматриваю сотрудников-саботажников, которые могут пообещать выполнить работу, и не сделать ее без объективных на то причин. Такие долго у нас не держатся.

А подробнее о том, как мотивировать сотрудников, я рассказал здесь.

3. Оборудование

В офлайне снабжение сотрудников рабочими инструментами довольно простое ― оборудование уже в офисе: компьютеры, гарнитуры, установленные программы. И если нужно что-то из этого докупить, можно за 15-30 минут съездить за техникой, привезти и установить. В онлайне все по-другому.

Когда только начинали нанимать сотрудников, у некоторых из них были слабые или старые ПК, плохая гарнитура. Приходилось покупать их, организовывать доставку и даже настройку оборудования. В офисе у наших менеджеров была гарнитура Plantronics с чистым звуком без шумов, ее же пришлось доставлять новым удаленным сотрудникам. И занимал этот процесс до недели.

Сейчас все по-другому. У нас при приеме нового сотрудника прописано, что у него должны быть как минимум ПК и два источника интернета. И это даже не столько требования компании, сколько норма в век удаленной работы. Человек сам обеспечивает себе рабочее место.

Топ-3 радости руководителя на удаленке

Я назвал минусы первыми, потому что они давно решены. Уже выстроена система, есть дисциплина среди сотрудников, закуплено качественное оборудование. И за все время на удаленке я понял главное: она гораздо эффективнее офисной рутины.

Наши менеджеры на удаленке работают качественнее, быстрее, их проще вызвать в нерабочее время по срочному вопросу. Но достоинства online-формата на этом не заканчиваются.

1. Экономия

Удаленный формат работы помогает владельцам экономить ― и это факт. Когда мы начинали, удалось сэкономить и на зарплатах: тогда московский менеджер по продажам работал за 150 тысяч рублей, а региональный ― за 50. То есть, в три раза дешевле при том же уровне профессионализма. Сейчас это уже не актуально, пандемия с массовым переходом в online всех выровняла в зарплатах.

Но есть еще пункты, по которым удаленка обходится в разы дешевле офиса.

Аренда. Владельцу не приходится ежемесячно платить за помещение.

Оплата счетов. В офисе это как минимум электричество, вода, отопление, интернет, за которые каждый месяц нужно платить.

Оборудование каждого рабочего места. Нельзя пригласить сотрудника в офис, не предоставив ему оборудованную рабочую зону. На удаленку ― можно, если у человека уже есть оборудование. Если нет ― докупить что-то точечно не так проблемно, как укомплектовать весь офис.

2. Свобода передвижения

Босс в кругосветке: перестань носиться со своим бизнесом как с маленьким ребенком и пусти все на самотек!

У собственника на удаленке появляется свобода передвижения. Конечно, при условии, что система в компании выстроена правильно: созданы качественные найм и обучение, внутри работают эффективные сейлзы под руководством опытного РОПа, а на выходе мы получаем высокие показатели конверсии.

Мне важно не быть привязанным к физическому офису, и не тратить в день по 3 часа на дорогу в обе стороны. И не только мне. Многие предприниматели из моего окружения уходили в онлайн, чтобы иметь возможность в любой момент поехать в путешествие или провести время с семьей.

Но это сугубо индивидуальная цель. Я знаю многих людей, которым нравится именно сам факт работы в офисе, в окружении людей.

У нас есть клиент, которому до офиса добираться 10 минут. Он любит приезжать туда пораньше, включаться в работу и весь день проводить рядом с другими людьми. И хотя у него мало сотрудников, на удаленку он принципиально уходить не хочет.

3. Быстрое масштабирование

Чтобы организовать быстрое офлайн-масштабирование, нужно учитывать сопутствующие траты.

Условно: у вас офис на 100 квадратных метров. Активно пошли продажи, и вы поняли, что нужно расширяться. Взяли еще 10 менеджеров, но посадить их работать некуда. Нужно искать другое помещение и платить аренду вместе с обеспечительным платежом, делать ремонт, искать мебель, подключать интернет и оборудование.

В online же достаточно найти эффективных менеджеров, обучить их, подключить к CRM, другим программам, оплатить телефонию.

То же касается и быстрого сокращения ― в онлайне организовать его куда проще. И если у вас сезонный бизнес, когда на пике работают 20 сейлзов, а в периоды затишья ― три человека, то удаленка будет как никогда кстати.

Создать рабочую систему контроля

В офлайне контролировать сотрудников, кажется, проще. В любой момент пришел, проверил что они делают, посмотрел лиды и продажи. Как бы не так.

В моей компании отсчет рабочего дня менеджера по продажам начинается с первого звонка. И на личном опыте я сотню раз убедился, насколько это рабочий лайфхак.

Потому что в офисах клиентов я часто вижу одну и ту же картину: первый звонок менеджер совершает часов в 12 дня. Неизвестно что он делает до полудня, зато сразу понятно, что качественной такую работу не назовешь. Но отследить этот момент сложнее, а стоять над ним конвоем восемь часов точно не вариант.

На удаленке каждый менеджер работает через CRM-систему, в которой видно, кто и во сколько начал звонить, сколько времени провел на обзвоне, как заполнил сделку. Также можно послушать разговор с клиентом.

В самом начале мы пробовали внедрять программы по записи рабочего стола и прописывали в регламентах необходимость периодически делать скриншоты. Но позже отказались от этой идеи, потому что, как выяснилось, она не повышает эффективность. Да, у нас тотальный контроль сотрудников, но заключается он не в ежеминутной проверке рабочего стола сотрудников.

Контролируем сейлзов максимально простым, но рабочим способом: через утренний план и вечерний отчет с цифрами. Причем, в чатах мессенджеров. Из дополнительных систем контроля ― история в Битрикс24, где можно посмотреть всю работу каждого менеджера. Для других сотрудников актуальна такая же система отчетности, плюс таск-менеджеры.

Еще можно в том же Битрикс24 использовать таймеры по задачам, чтобы отслеживать, сколько времени сотруднику понадобилось на выполнение конкретной работы.

Считаю так: ежедневный контроль нужен обязательно, причем именно в цифрах, которыми отображено сколько сейлз:

  • совершил звонков;
  • потратил минут на разговоры;
  • успешно обработал лидов;
  • выполнил продаж;
  • отправил коммерческих предложений;
  • принес выручки.
Босс в кругосветке: перестань носиться со своим бизнесом как с маленьким ребенком и пусти все на самотек!
Босс в кругосветке: перестань носиться со своим бизнесом как с маленьким ребенком и пусти все на самотек!

Я предпочитаю максимально упрощенную систему отчетности, потому что мне самому так удобнее. Лежа на пляже в Египте мне проще открыть мессенджер и посмотреть кто, что и сколько сделал, чем открывать отдельную Excel-таблицу или какую-нибудь специальную программу контроля. А если каждый сотрудник в течение дня по пять раз пришлет скриншот рабочего стола, я забуду зачем брал телефон в руки.

Мой любимый инструмент контроля ― планерки. Считаю, что они нужны однозначно. У нас это еженедельные плановые созвоны, на которых мы обсуждаем цифры и их соответствие планам, а также основные задачи развития.

Вся эта история с ежедневным контролем нужна для мониторинга конверсии компании, ведь чем раньше РОП или сам руководитель найдет слабое звено в системе, тем больше шансов меньше потерять.

О системе найма и обучения я рассказывал на прошлой неделе.

Подведем итог. Качественная удаленная работа в компаниях строится на:

  • организации системы: с момента найма до момента первых продаж;
  • сбора аналитики: разборы цифр, показателей, расчетов;
  • выстраивании стратегии: постановка глобальных целей, поэтапных задач и способов их достижения;
  • создании управленческих инструментов: систем отчетности, мониторинга эффективности работы сотрудника.

Бонус: рабочий график в кругосветке

Босс в кругосветке: перестань носиться со своим бизнесом как с маленьким ребенком и пусти все на самотек!

Если вам кажется, что в кругосветном путешествии я руковожу компанией пару часов в день, а остальное время посвящаю отдыху, морю и пальмам, то вы абсолютно правы.

День в кругосветке начинается неизменно рано: в 05:30 ― 06:00, но не ради работы, а потому что это привычка. Остальное персонализировано. Многое зависит от часового пояса страны. На рабочие вопросы трачу около четырех часов. Остальное время посвящено путешествию. Но каждый день по вторникам в 9 утра я стараюсь провести плановую планерку.

Знаете, что радует? Я уверен, что даже когда нахожусь в лесу без интернета, команда справится и без моего участия. Хотя даже если мое отсутствие было бы критичным для компании по показателям конверсии, то я бы не отказался от удаленки. Думал бы, как поменять систему, как повысить эффективность сейлзов, привлечь больше клиентов, но мечту не стал бы предавать. Ведь это именно то, чего я хотел еще на заре карьеры.

Хотите мой персональный совет, с чего начать преобразования вашего бизнеса в частности и жизни в целом? Опишите вашу ситуацию в комментариях, будем разбираться.

4545
65 комментариев

Это же реклама какой-то платной хуеты, верно? Просто смотрю - выдуманные всратые скрины из фейковых ватсап-переписок якобы босса с якобы работниками, да и весь текст напоминает рекламный проспект о том, как "мы вам сделаем хорошо, только гоните бабки". И НИ ОДНОЙ КОНРЕТНОЙ ссылки на работающий бизнес, которому автор сделал "прирост продаж в 20%". Ну, чтобы можно было позвонить и спросить - "вам там Денис Казьмин бизнес наладил, расскажите, как оно по факту."

9

Конечно реклама платной хуеты, там между майонезом и кетчупом продажа волшебных пилюль за дорого, что у Вы в бизнесе озолотились и через 10 минут уже загорали на Сейшелах.

Странно, что в этой продающей статье нет ссылок на клиентов, что Вы им позвонили и купили у меня все мои услуги за 100500 миллионов денег, тут согласен. Да и надо было не рассказывать технологию, а только о том, как у моих клиентов все заебись, а сама технология секретный секрет. Но у меня, к сожалению, не инфобиз ))

2

Понеслась душа по кочкам.😅 Как не делать нифига и получать Дофига.
Вы реально это всё внедрили, Денис Казьмин? Или фантазия хорошая.
Простите чет накипело.

3

У меня так знакомый бизнес на ВБ просрал. Решил, что пусть само все работает. Нанял людей, а результат печальный.

2

Если Вы жарите котлеты и при этом ходите в магазин гуськом, это не значит, что Вы делаете "дофига". Кто хочет просто "дофига" делать, тот и не ездит в отпуск годами. Я эту стадию проходил - в статье этой писал об этом. А теперь хочу делать только то, что хочу и ни одной задачей больше. Никто из моих знакомых/друзей не зимует в Москве и все управлют бизнесом удаленно, как и часть моих клиентов. Но для кого-то этот путь лишь фантазия и им лучше делать "дофига". Пошагово, что сделала моя команда в бизнесе у клиентов есть в кейсах на сайте, там длинные лонг риды со всеми цифрами, скринами, задачами и прочим. Можно взять и внедрить, ну или жить, как жил. У каждого же своя цель в бизнесе. Никому не навязываю свободу и путешествия, лишь делюсь опытом )

2

чтоб не делать нифига и получать Дофига нужно писать карту желаний

Короче без торгового знака на букву Б не обошлось.

2