Как продакту работу искать

История одного продакт-менеджера, который менял работу. Все наблюдения и рекомендации этого материала основаны на банальном субъективном мнении (то есть опыте) и не являются обязательными к исполнению.

Подготовил продакт-менеджер и автор Telegram-канала для продактов.

Как продакту работу искать

Начало

Уже полтора года я занимаюсь развитием продукта в одной компании. Меня взяли практически на старте, и за это время мы с командой проделали неплохую работу. Пересобрали интерфейсы, притащили аудиторию, усилили бэк и многое другое. Казалось бы, что ещё надо? Развивай себе, тащи дальше, но…

Внутри начинает что-то чесаться. Там, где-то в груди. Хочется чего-то ещё. Денег? Вроде да, но не только же в них дело. Ещё чего? Развития? Да. Драйва, каких-то вызовов, что ли, как бы это пафосно ни звучало. Так и начался поиск новой работы.

Критерии

По всем правилам эффективного менеджмента мне нужно было сперва определиться с критериями поиска. Короче, ответить себе чётко на вопрос «Чего я конкретно хочу?».

Для меня это была непростая задача, потому что «внутренний чес» нужно было перевести в реальную метрику. Я же продакт, я так в своих продуктах делаю. Что я, для своей новой работы так не смогу?

Как продакту работу искать

Мозговые усилия, внутренние противоречия, несколько итераций — и вот критерии для новой работы определены:

  • Денег не ниже ХХХ рублей в месяц.
  • Задачи приблизительно вот такого масштаба (примеры: запуск нового продукта, управление продуктовой командой, ещё что-то, от чего вас прёт).
  • Отрасль (банки, образование, СМИ, игры).
  • Компания входит в топ-5-10-17 отрасли.

Теперь, я мог переходить к следующему шагу — сбору каналов, в которых буду искать работу.

Каналы

За полтора года немного выпадаешь из потока. Нужно работу идти искать, а где? Вроде был hh.ru, ну окей, резюмешка уйдёт туда, а ещё что? Где сейчас продакты работу ищут?

В результате изысканий мой список был следующим:

  • Знакомые.
  • hh.ru.
  • GeekJob.ru
  • Facebook.
  • Telegram-каналы (@antirabstvo, @forproducts, @forchiefs).
  • Агентства, которые спарсили меня с hh.ru.

Разместил резюме, где нужно. Подписался на каналы и людей в Facebook, которые работали в интересных для меня компаниях, а дальше начал обрабатывать поток запросов. Отвечал на звонки, письма, где-то писал и звонил сам. Текущего списка каналов было более чем достаточно.

Дальше началось самое «мясо» — переговоры и контакты.

Переговоры и контакты

Надеюсь, вы прочитали абзац про критерии, потому что именно на этом этапе они спасут ваше время.

Когда вам начинают поступать звонки или вы сами ищите подходящее место работы, критерии помогают фильтровать огромный поток информации.

Как это работает:

  1. Пришёл запрос или звонок: «Здравствуйте! Мы вас хотим пригласить (поехал скрипт).
  2. Задаёте уточняющие вопросы по критериям: «Денег сколько, задачи, отрасль?»
  3. Понимаете, будет ли продолжение: да или нет.

Обратите внимание, насколько просто и быстро обрабатывается запрос. Сразу понятно, подходит вам оффер или нет. Экономите время и себе, и HR-менеджеру. Win-win, мазафака.

Как продакту работу искать

В моём случае всё работало именно так. Контакты проходили максимально просто, и уже с первых двух-трёх минут (для телефонных звонков) было понятно, продолжать обсуждение или сказать о том, что не смогу принять предложение.

Ещё интереснее становится потом, когда ты понимаешь, что продолжать стоит.

Детали в переговорах

Первый контакт состоялся, и вы договорились на вторую итерацию с потенциальным работодателем. Это может быть звонок, встреча, конфколл, неважно. Самое время обсудить детали.

После нескольких встреч где-то в районе филейной части моего тела образовалось жжение. Я подумал, что нужно собрать чек-лист вопросов, которые должен задать продакт на собеседовании, чтобы не попасть в ловушку. Довольно легко упустить важные моменты, с которыми тебе потом придётся работать. Лучше о них узнать на берегу, чем потом хвататься за голову.

Как продакту работу искать

И вот, во время следующих звонков и встреч я уже записываю ключевые моменты, которые нужно обсуждать на переговорах. Так появился мой чек-лист.

Чек-лист для переговоров

Вы пришли на переговоры, собеседование или конфколл. Вас спрашивают о чём-то, уточняют опыт, говорят о направлении, которое нужно закрыть в компании, и так далее. Наступает ваша очередь задавать вопросы. Вы достаёте телефончик с заметочкой и начинаете:

1. Какую задачу мы должны решить? (Что конкретно нужно сделать.)

2. Какие метрики успешности, KPI? (Определены ли они.)

3. Что сейчас сделано, какой статус задачи? (Уже начали что-то пилить или с нуля.)

4. Архитектура продукта (обмен данными be, fe, api, внешние системы).

5. Ресурсы: команда, методологии и инструменты?

  • Скоуп команды (be, fe, qa, analytics, design).

  • Методологии разработки (Scrum, Kanban).
  • Инструменты (Jira, Trello, ещё что).

6. Кто заказчик внутри или структура подчинения? (стейкхолдеры, лпр).

7. Кто принимает конечное решение о составе задач в спринте?

8. Взаимодействия со смежными подразделениями? (маркетинг, продажи, контент).

9. Бюджет и условия оффера?

10. Сколько дней на принятие решения? (Когда ждать обратную связь от работодателя.)

11. Был ли другой продакт на этой позиции до меня? Если да, то почему ушёл? (Найдёте в Facebook потом этого продакта и спросите почему).

Этот список вопросов круто помогал мне структурировать информацию о компании и принимать решение о дальнейших действиях. Эдакий детальный скоринг. Если на первом контакте вы фильтруете через критерии, то здесь прогоняете детали через чек-лист.

Допустим, всё вас устраивает и вы идёте на следующий шаг, скорее всего, это тестовое задание.

Тестовое задание

Не буду вдаваться в долгие рассуждения о том, стоит ли делать тестовое. Ситуация следующая — если вам нравится место, то делайте. Других вариантов нет.

Как продакту работу искать

У меня бомбило всегда, что, делая тестовое, ты даёшь свои «драгоценные идеи» фактически просто так. Но с другой стороны, иного способа, как тебя проверить, у работодателя нет. Если только это не рекомендация, которая даёт тебе «волшебный билет» на должность.

Бюрократия и оффер

Если вы прошли тестовое, то скорее всего, дальше пойдут вопросы документов, проверки службой безопасности и прочее. Это занимает какое-то время, но нас интересует только оффер. То есть конкретная бумага (обычно скан в почте) с подписью руководителя и всеми ранее оговоренными условиями.

Как продакту работу искать

После того как вы получили оффер, остаётся оговорить даты выхода на новое место и выйти в положенный срок. А дальше — жизнь удалась, what a beautiful life!

В моём случае приблизительно так и было. Получил несколько офферов. Ещё раз посмотрел на критерии. Соотнёс с инфой, которую вытащил на собеседовании, и принял решение. Вышел на новое место.

Напоследок

Хотел бы сказать, что процесс поиска работы — это отдельная работа. Без предварительной подготовки и фокуса он может обернуться сжиганием вашего самого важного ресурса — времени. Надеюсь, что моя история поможет вам его сберечь.

Успехов!

5959
27 комментариев

В итоге устроился водителем в убер?

26
Ответить

Отличная статья! Совсем недавно искала работу в Москве (продуктовую, но со скромными исходными), столкнулась с тем же. Нужен и чтец, и жнец, и на дуде игрец, и желательно за еду. В итоге что - найти позицию продакт менеджера оказалось проще в Германии.
Решила для себя, что дело в отсутствии денег на развитие специалистов внутри компании, а еще в отсутствии понимания, как таких спецов развивать. Поэтому и ищут "звезд", которые будут с первого дня приносить миллионы. Находят ли?

8
Ответить

феерично конечно) представляю что в других отраслях. А за год, с момента написания поста- как изменилась ситуация?

1
Ответить

Статья топчик. Внутри тот еще бардак: сделать все во вторник и тонны пользователей в среду. Вот тебе 110к в Москве.

1
Ответить

годная статья, спасибо

1
Ответить

Отличный материал! Частично он меня вдохновил на написание этой статьи.

1
Ответить