Обзор рынка строительных материалов в России в 2023 году

2022 год задал несколько новых трендов на рынке строительных материалов. В первой половине года в связи с инфляцией и сложностями прогнозирования рекордно выросли цены на ряд материалов, например, на керамическую плитку, на лакокрасочные изделия. Ещё по ряду направлений возник дефицит в связи с логистическими сложностями или попросту прекращением поставок из других стран.

Генеральный директор ООО «ТД “ГИДРОЦЕМ”» Денис Голованов анализирует, как производители и покупатели адаптировались к этим условиям; какие тенденции предыдущих лет актуальны в 2023 году, а какие уже нет; что нового на рынке.

Итоги 2022 года: спад высокотехнологичных производств

Если рассматривать итоговые данные Росстата за 2022 год, то складывается ощущение, что производство стройматериалов к началу 2023 года осталось на уровне годичной давности:

  • В производстве резиновых и пластмассовых изделий наблюдается сокращение лишь на 0,8%.
  • В производстве прочей неметаллической минеральной продукции – на 0,2%.
  • В производстве металлургической продукции – на 0,8%.
  • В производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, и вовсе имеется рост на 7%.

Но интернет-проект «Единый ресурс застройщиков» со ссылкой на РСС заявляет о снижении выпуска по 25 основным видам продукции на 7,3%. Рост в районе 5–9% имеется в производстве бетона, керамического кирпича и природного песка. Наибольший спад – в производстве листового стекла (на 42,8%), фанеры (на 28,8%), обоев (на 21,2%). Т.е. в тех производствах, где требуется сложная переработка, наблюдался спад. Где технологии вторичны (например, добыча песка) – имелся рост.

Если рассматривать отрасль комплексно и возвращаться к данным Росстата, то суммарно производство строительных материалов в 2022 г. выросло на 1,2%. Относительно снижения ВВП на 2,1%, а в особенности снижения на рынке оптовой и розничной торговли (на 12,7%), ситуация в целом выглядит благоприятной. К тому же замедление роста в производстве стройматериалов – это долгосрочный тренд, который наблюдается с 2018 года.

Темпы роста производства строительных материалов (в %)

Иностранные компании: уйти нельзя остаться

Что касается иностранных производителей, то по данным НОСТРОЙ 70% из них не ушли с российского рынка, работают под теми же брендами. Через ребрендинг прошёл 21% компаний. Например, «Отис лифт» (дочерняя компания американской Otis Worldwide Corporation) сменила название на «Метеор лифт». Лишь 9% иностранных компаний покинули российский рынок. Наиболее активно его покидали американские компании.

ー Из производителей сантехники ушли Duravit и Villeroy&Boch – производители продукции премиум-сегмента. Также ушла швейцарская Geberit.

ー Не совсем понятна ситуация с бельгийским производителем сайдинга ETEX: в марте 2022 г. компания заявила о приостановке работы в России, а в итоговом отчёте за год указала, что продолжает работу в стране. В итоге под запрет попал импорт в Россию фиброцемента, а деятельность компании была «переведена в автономный режим».

Долго уходил из России Henkel, производящий множество стройматериалов: клей, шпаклёвку, штукатурку, строительные смеси, гидроизоляцию и пр. Компания завершила передачу активов российскому бизнесу в апреле–мае 2023 г.

ー Что касается бетона, то здесь крупнейшим событием стал ребрендинг швейцарской Holcim – в России теперь это «Цементиум». По сути, производственные мощности, поставщики остались прежними. Активы были переданы локальному менеджменту в декабре 2022 года.

ー На рынке лакокрасочной продукции ушла финская Tikkurila. Но по оценкам это существенно не повлияет на сферу. Те же европейские Caparol и Little Shop of Colors остались в России. Активы другого финского производителя красок – компании Teknos Group – были проданы «Инваста Капитал» (ООО «Талату»). Норвежская Jotun продала активы «Атомстройкомплексу».

Ушёл производитель антикоррозийных покрытий и гидроизоляции – американская ЗМ (прежнее название: Minnesota Mining and Manufacturing Company). Её мощности были проданы НПХ ВМП.

2023 год: рост цен и новые тренды

В целом ожидаемый рост цен за 2023 год на стройматериалы – в среднем 7–12%. Но по отдельным видам продукции рост цен может быть в разы выше. Например, за май 2023 г. цена на каменную вату выросла вдвое. За первую половину 2023 г. на 26% выросли цены на арматурную сталь, на 14% – на стальные трубы. Также по данным retail.ru, лакокрасочные материалы за тот же период выросли в цене на 49,2%, сухие строительные смеси – на 21%.

Т.е., хотя эксперты и заявляли, что во второй половине 2022 года рост цен на стройматериалы замедлился, в первой половине 2023 года с ним вновь столкнулись. Одна из причин – возобновление активного строительного сезона. Среди других факторов: сырьё иностранного производства, рост цен на электричество, нехватка рабочих рук.

В связи с ростом цен наблюдается следующий тренд: сокращение спроса на стройматериалы средней ценовой категории – 16% россиян теперь покупают более бюджетные марки. У уровня люкс остались свои покупатели, а вот те, кто раньше бы предпочёл стройматериалы средней ценовой категории, всё активнее стремятся экономить. Также тенденция подкрепляется цифровизацией, лёгким доступом к информации. Решение о покупке принимается после посещения маркетплейсов и ряда отдельных сайтов.

Ещё один тренд 2023 года: спрос на ипотечное ИЖС. Если раньше только 2 из 10 таких домов брались в ипотеку, то в 2023 году – 8 из 10. Одна из возможных причин: проблемы с туризмом за границей и рост цен в сфере внутреннего туризма. В таких условиях местом для отдыха становятся как загородные дома, так и дачи.

2023 год: прежние тенденции

Негативно на рынок строительных материалов продолжает влиять экономическое положение большинства граждан. Так, падение реальных доходов населения наблюдается с 2015 года. Исключения: 2018 и 2021 года. Связанная ситуация: уровень инфляции. По итогам 2022 г. она составила 11,94% против 8,39% в 2021 г. Это существенно выше 2,5–5,4% на протяжении 2016-2020 гг.. По итогам 2023 г. прогнозируется инфляция в районе 5,0–6,5%.

С другой стороны, позитивная динамика наметилась в объёмах строительства. Так, в 2015–2020 годах наблюдались сложности с ростом объёмов жилищного строительства. Показатели 2015 года (83,8 млн квадратных метров) оставались рекордными для всего периода. Но в 2021 они были превышены (92,6 млн кв. м), а в 2022 рост продолжился: 102,7 млн кв. м по итогам года.

Среди других негативных факторов продолжают называть низкое качество отечественных стройматериалов в сравнении с зарубежными аналогами (пусть и при более низкой стоимости). Отчасти проблема может быть решена на стадии поиска подходящей продукции, её анализа. Например, в этом может помочь каталог импортозамещения.

Наконец, среди проблем отмечают ограничение импорта ряда продукции, разрыв договоренностей с поставщиками импортного оборудования.

Пока что рынок производства стройматериалов не вышел на должный уровень, не удаётся обеспечить население недорогими и качественными материалами. Видимо, это сохранится и в дальнейшем в свете низкой покупательской способности населения.

Зависимость от импортируемого высокотехнологичного оборудования может быть решена как за счёт параллельного импорта, так и за счёт отечественных разработок и технологического обновления. И то, и другое в краткосрочной перспективе приведёт к росту расходов. В целом рост цен на стройматериалы будет опережать средний уровень инфляции.

99
7 комментариев

Отличная статья, Денис ждём продолжения…

3

А продолжение будет про строительные материалы?

2

Федор, продолжение будет. Вас интересуют какие то конкретные материалы?

Обязательно будет!

1

Деньги у населения есть, но когда цена х2 то задумаешься о том, что бы подождать стабилизации ситуации.

1

Виктор, все относительно, кому то нужно срочно, а кто то готов подождать. Кто то покупает, там где обычно, а кто то готов поискать новых поставщиков. Часто играет роль заинтересованность в поиске качественного и доступного материала.

Скажите, пожалуйста, а стройматериалы от турецких производителей пользуются спросом? Или их вытесняют китайские производители?