Мои предпринимательские истории. Глава 2. Гипермаркет услуг

Вступление. Причем тут остров?

Я позволю себе небольшое вступление, чтобы связать воедино все главы моего рассказа. Если же читателя интересуют только отдельные практические бизнес-истории, то вступление можно пропустить и сразу перейти к первой части.

Сейчас август 2023 года. Мне 39 лет. Я публикую ряд своих предпринимательских историй. Прошлую историю про шиномонтажки можно прочитать в моем блоге на vc.ru. Сейчас я хочу объяснить некоторые вещи, без понимания которых восприятие дальнейших историй не свяжется в единую картину.

Начну с того, что ни сами по себе деньги, ни дорогие вещи меня не интересовали никогда. Я могу жить в скромных условиях и быть при этом счастливым. Могу ездить на недорогих автомобилях, носить недорогую одежду, - и быть счастливым. Из материальных вещей мне больше всего нужны книги и доступ в интернет. С этими вещами я могу быть счастлив практически где угодно. Тяга к бизнесу была во мне с самого детства, это описано в первой главе. И все же одной тяги недостаточно для планомерных действий. Должна быть еще и мечта, идея, главная цель.

Такая цель в человеке формируется разным путем, если вообще она есть. Многие живут прекрасно и без нее, у каждого своя жизнь. В моей жизни до 2010 года такой цели не существовало, - я жил без нее. Какой-то глобальной мечты тоже не было. Формирование цели было начато в 2010 году, а ее четкие контуры были определены к 2017 году. Сейчас я могу ясно и просто сформулировать ее.

В 2010 году, в самом начале процесса, я мыслил очень просто, хотя сейчас все стало гораздо сложнее. Лично мне нужна была свобода предпринимательства в дружественной мне среде и в приятном для меня климате. Ценности технологий и людей тогда я еще не совсем понимал, хоть и чувствовал интуитивно. Поэтому приоритетом был климат. А так как я рос в экваториальном, тропическом климате и на Кавказе, то мне нравился юг, хоть я и работал на севере. А из юга мне больше всего нравился остров в океане.

В 2011 году я сделал сайт проекта «Наш остров». Он и до сих пор есть в интернете. Примитивный уровень, и все же свидетельство. Вот ссылка. https://nashostrov.ucoz.com/ Конечно, тогда не шла речь о целом острове. Я хотел купить участок с посадой (это такой тип владения) на острове Маргарита (Венесуэла). И сделать там поселок. Уже тогда я понимал, что без единомышленников это невозможно. Но как же мало я знал обо всем этом… Мне было 26 лет на момент формирования идеи. Я рассчитывал начать реализацию в 28-29 лет. Но все затянулось не на три, а на тринадцать лет и очень сильно изменилось. На форуме своего сайта я написал такое послание. Я приведу лишь его начало, - оно длинное, а сейчас я не преследую цели описывать историю острова, я лишь стараюсь описать, как начиналась идея.

Вот первая часть этого обращения:

«Вы являетесь современным, креативным, добрым человеком? Вы хотите двигаться вперёд? Вы верите в свои силы и в возможность реализации мечты? Вы любите берег океана, пальмы, тропические острова? Вы хотите иметь личный "Кусочек рая", в окружении позитивных и современных людей?

С неба всё это не упадёт. И "Один в поле не воин". Здесь и сейчас мы формируем прогрессивную команду современных людей, движущихся напрямую к реализации своей мечты.

Прочитайте эту тему и задумайтесь. Некоторым из вас эта тема изменит жизнь.

Суть проекта - мы совместим новый принцип управления бизнесом с нашей собственной жизнью. Больше не будет «Серых будней»! Каждый из нас будет обладать частной собственностью на тропическом острове и долей в общем бизнесе.

Сначала написанное ниже может показаться вам чем-то нереальным… Странным и неосуществимым.

Это не так Всё, что написано ниже, будет реализовано. С течением времени вы поймёте, что я был прав) …»

И так далее. Там я еще рассказываю про начало истории шиномонтажки и о себе, но все это уже описано в первой главе. К слову, в 2012 году я слетал на остров Маргарита (за какие-то копейки по акции, тогда мне это обошлось всего в 30 тысяч рублей в оба конца). И тогда я понял, что за страна Венесуэла, и почему она нам не подходит. Но в целом Карибский бассейн мне понравился.

На этом я заканчиваю вступление и предлагаю читателям перейти к более приземленным вещам и перенестись в 2012 год, в котором я начал создавать в Нижневартовске «Гипермаркет услуг 501». Давайте посмотрим, что из этого вышло.

Часть 1. Положение дел на начало 2012 года. Стартовые условия.

Это отдельная история. Но она вытекает из предыдущей, про шиномонтаж.

Осенью 2012 года мое положение было таким. Мне 29 лет. У меня есть мобильный шиномонтаж и маленький гаражный автосервис в городе Нижневартовске. Все это приносит мне порядка 700 тысяч выручки в сезон, или 1,4 миллиона рублей в год, но годовая чистая прибыль не превышает 400 тысяч, которые достаются довольно тяжело. Тяжело потому, что я совмещаю бизнес с основной работой и разрываюсь между этими делами. У меня нет времени даже на нормальный сон во время сезонов.

В шиномонтажном деле начинается стагнация. Выручка перестает расти, появились конкуренты. Я живу на собственной даче под Нижневартовском, предыдущая квартира в Радужном продана, долги по ипотеке закрыты. Рыночная цена дачи составляет порядка миллиона рублей (куплена за 800 тысяч рублей). Автомобиль, - Дэу Матиз, работает нормально. Также за период 2000-2010 годов (еще до истории с шиномонтажками) я смог купить участок земли под Саратовом, в Зоналке (такой район), за гипермаркетом «Лента». Покупал тысяч за 250. Рыночная цена к моменту 2012 года, - порядка 400-500 тысяч рублей. И есть гараж на Соколовой горе, оставшийся от дела по ремонту лодок. Его цена порядка 120 тысяч.

У меня есть высшее образование, полученное в Саратовском Политехе (СГТУ официально). Я инженер по эксплуатации техники и оборудования по образованию, Автомеханический факультет. Мой карьерный рост на основной работе ограничен отсутствием профильного нефтегазового оборудования. Я остановился на должности заместителя начальника небольшого отдела, хотя работаю уже 6 лет, имею амбиции и некоторые значимые достижения. Ряд моих сверстников-коллег уже достигли большего роста. В связи с этим я получаю второе высшее, нефтегазовое образование. Это тоже приходится совмещать с работой и бизнесом.

Проблемы с персоналом и стагнация выручки приводят меня к следующему выводу. Шиномонтажки, по крайней мере в городе типа Нижневартовска, - не масштабируемый бизнес. Рынок ограничен. Всего три мобильных экипажа уже ощущают конкуренцию, а на горизонте появляются и новые конкуренты, вроде службы автосервиса 911. Постоянные трудности с подбором персонала. Крупные и серьезные проблемы нужно решать самому, иногда, - немедленно. Вывод, - шиномонтажки и мелкие сервисы, - это подходит для ремесла. Чтобы масштабироваться и увеличивать выручку, нужна система.

Этот вывод и полученный мной опыт и привели меня к созданию «Автоклуба 501», а позднее «Гипермаркета услуг 501» и корпорации «Синергетика». Громко звучит, правда? Но никакой корпорации, разумеется, я не создал. Она была создана только на бумаге. Мои амбиции опережали меня лет на двадцать. С такими ресурсами браться за это дело было глупостью. С таким же успехом можно было попытаться построить космический корабль в гараже, как это сделал инженер Лось. Однако я за это дело взялся.

Часть 2. Автоклуб 501.

Когда я понял, что в мобильном шиномонтаже появились конкуренты (я владел первым в городе мобильным шиномонтажем), - я постарался их объединить в единую систему. Идея состояла в том, что мы можем обмениваться заказами между собой, если сами не успеваем обслужить клиента. И компенсировали друг-другу какой-то процент от выручки за заказ. Худо-бедно, но это работало. С одним из экипажей такой взаимообмен происходил до десяти раз в сезон. Выручка росла не из-за компенсаций друг другу (компенсации в обе стороны нивелировали друг друга, да и были копеечными), а из-за сглаживания пиков рабочей нагрузки у одного экипажа, в то время как другой простаивал. Такое бывало.

Эти предпосылки, а также тот факт, что мы начали обслуживать людей в гаражном автосервисе, привели меня к идее «Автоклуба 501» (от номера телефона 501-105). В нем существовала бы единая дисконтная система и единая база клиентов. Гениально, правда? Это казалось мне тогда простой и понятной, отличной идеей.

Не откладывая дела в долгий ящик, я пошел к своему ключевому конкуренту и обсудил все это. Так как она была в том же положении, что и я, - она согласилась-(офисом, приемом заказов и самим бизнесом там управляла женщина). Я составил документы, которые на бумаге отражали наши договоренности, и мы подписали договор. Ключевое в договоре, - единая база клиентов, компенсация при передаче заявок друг другу и учет клиентских скидок друг друга, а позже, - единая система скидок.

И это в какой-то мере сработало. Что и привело меня к ложным выводам в итоге. Вопрос был в том, что личные связи не масштабируются на незнакомых людей. Владелицу мобильной шиномонтажки я уже знал по работе. Мы выручали друг друга и уже доверяли, да и бизнес был идентичен. Я же посчитал так, - что вышло здесь, то получится и в другом месте.

Все это привело меня к идее создания некоего гипермаркета услуг, куда были бы включены вообще все возможные услуги. То есть, - человек звонит на номер 501-105 в Нижневартовске. И заказывает любую услугу. Мобильный шиномонтаж, мастера на час, ремонтные работы, автосервис, или что угодно другое. Оператор берет на себя работу по обеспечению оказания услуги, которую оказывает при помощи сети партнеров. И ответственность ложится тоже на сам гипермаркет. Кроме того, единый дисконт. Клиент был бы рад такому сервису, если бы я смог его создать. Беда была в том, что я не понимал, куда ввязываюсь. Имея тот опыт и тот ресурс, что у меня был на тот момент. Я этого не понимал, и поэтому смело ввязывался. И я начал действовать.

Часть 3. Гипермаркет услуг 501.

Тем временем шел 2013 год. В Нижневартовске развивались современные автосервисы, качество услуг росло. В ряде сервисов уже оказывали услуги, о которых мы, мелкие гаражные мастерские, не могли и мечтать. В одном и том же сервисе можно было заказать многие виды работ по нормальным ценам. В то же время выручка шиномонтажек не росла, и все это превратилось в чемодан без ручки. Который я тащил.

Шел уже четвертый год моей работы в бизнесе. Мои карьерные перспективы на основной работе по найму выросли, так как я заканчивал профильное высшее образование и к 2013 году работал в отрасли уже 8 лет. Правда, по личным причинам мне пришлось перейти на работу в другое предприятие, но в зарплате я вырос. И получал уже приличный бонус. Только в 2013 году я смог отложить с основной работы накоплений более полумиллиона рублей. У меня не было кредитов.

В перспективе 2014 года моя зарплата должна была превысить уже сто тысяч рублей в месяц, без учета годового бонуса. В таких условиях шиномонтажный бизнес без видимых перспектив и гаражный автосервис становились мне уже просто не нужны. И весной 2013 года я выставил их на продажу.

Тем не менее, сама идея ухода с основной работы в пользу бизнеса лишь росла во мне. Примерно с 2012 года я начинал понимать, что работа по найму не подходит мне в принципе. Я выполнял распоряжения руководства качественно и в срок, так как обладал соответствующим задачам аналитическим мышлением. В то же время я был позитивным человеком, не имел на работе конфликтов и был всегда позитивно и доброжелательно настроен. Хотя из-за своего поведения и отношения к материальным вещам среди сверстников - коллег был в некотором роде изгоем. Я не выпивал с ними по пятницам пиво и не ходил к ним в гости, не любил корпоративные мероприятия. Меня такое положение не очень беспокоило. Мои цели стояли вне сферы их интересов. К слову, друзья у меня все же были, и хорошие. И если мы выкраивали время, то могли сходить в баню, на рыбалку, отметить что-то. Они остались с тех времен.

Так как шиномонтажки с автосервисом больше не могли играть роль в моем будущем и были выставлены на продажу, основную роль в моем сознании начал играть «Гипермаркет услуг 501».

Я подошел к вопросу с двух сторон. С одной стороны, я начал создавать сайт гипермаркета с услугами. С другой, - начал ездить к предпринимателям лично, чтобы наполнить свой гипермаркет исполнителями услуг. Конечно, там же были и мои шиномонтажки с автосервисом.

В течение весны 2013 года мне удалось подключить к системе еще один автосервис, бригаду дачного ремонта, мастера на час, магазин поставки автозапчастей, ателье, и еще кого-то. Не помню точно, кого, потому что через остальных из первой группы прошло в итоге слишком мало заказов.

Я действовал так. Выбирал тех, у кого я сам обслуживался, либо тех, кто был позитивно настроен. Завязывал разговор с владельцем. В мелком бизнесе владелец, как правило, и был мастером или продавцом. Я был таким же мелким предпринимателем, как и они. У нас было много схожего, и мы часто легко понимали друг друга. У нас были одни и те же проблемы. Я предлагал их решения. Я был достаточно убедителен. Они ничего не теряли при любом развитии событий, и они соглашались. За каждого поставленного со своей стороны клиента гипермаркет должен был брать пять процентов фактической выручки. Это было недорого и приемлемо для предпринимателей, большинство из которых сталкивалось с оттоком клиентов.

В то время не только гаражные сервисы столкнулись с конкуренцией в виде крупных сервисов. То же самое происходило и с мелкими поставщиками автозапчастей, и еще со многими сферами. Мелким предпринимателям сложно рекламировать себя, особенно новым. Я уже знал это по себе. На первом этапе новых мелких предпринимателей никто не знает, сарафанное радио еще не работает. Рекламного бюджета почти нет. Любой новый клиент на вес золота, - не важно, откуда он пришел. На самом деле обеспечить клиентами таких предпринимателей было неплохой идеей. Но между идеей и ее воплощением часто лежит пропасть.

Для создания сайта я нанял стороннюю фирму. Создание сайта с нужным мне функционалом стоило 40 тысяч рублей. Сам сайт GU501.ru уже давно не работает, но фото главной страницы сохранилось, и я опубликую его ниже (прошу прощения за качество, нашел только такое, это след в интернете). Суть там была простая. Были группы услуг, заходя в которые, клиент мог видеть конкретные услуги на полках гипермаркета. Еще там был личный кабинет с накопленными баллами и скидками. У предпринимателей тоже были свои кабинеты, где они могли видеть клиентов и отправлять им всякие рекламные предложения. Сайт был сделан хорошо и вовремя. Я начал заполнение полок гипермаркета.

Главная же инновация состояла в системе «Одного окна». Клиент звонил на один номер по любой услуге гипермаркета. Подобрать исполнителя и согласовать время, - задача оператора гипермаркета. Ответственность за работы, - на гипермаркете.

Часть 4. Первая выручка и первые проблемы. Весна и лето 2013 года.

Первую выручку от действия гипермаркета я получил за счет тех же старых контактов. Я получил бы ее и без оболочки гипермаркета, но все же эту выручку можно отнести к данной модели. Гипермаркет был запущен в тестовом режиме весной 2013 года, примерно в мае-апреле. Реклама была пока точечной на форуме и среди своих клиентов, потому что заполнение полок гипермаркета только началось, и я не хотел давать масштабную рекламу до окончания этого процесса. Я рассчитывал найти сотни услуг. И я их в итоге нашел. Но вышло все не так, как планировалось.

Первые заказы я принимал и распределял самостоятельно. В основном они касались шиномонтажек или автосервисов, но иногда были востребованы услуги домашнего мастера «Муж на час» и различного дачного ремонта, потому что начинался дачный сезон.

И вот тут начались первые проблемы с исполнителями услуг. Если с шиномотажем я был знаком уже почти 4 года и знал его, то тут вышло иначе. Проблемы шиномонтажек я решать умел, знал нужные контакты и методы решений. Здесь же было все новое. А ответственность гипермаркет (то есть я) брал на себя. В этом заключался один из смыслов пользования гипермаркетом для клиента.

Бригада, с которой я договорился на оказание ремонтных и дачных работ, - только выглядела нормально. Первые же их работы на дачах показали, что они совершенно некомпетентны в своей деятельности. К примеру, ремонт теплицы они сделали отвратительно, а он стоил 20 тысяч рублей. Гипермаркету с этого шла одна тысяча рублей (пять процентов). Тысячу они отдали, а вот доделывать за ними пришлось лично мне. Хорошо хоть, что мне уже были знакомы такие работы, ведь сам я уже третий год жил на даче и умел делать кое-что. Мне пришлось искать другую бригаду.

Несколько раз через гипермаркет прошли заказы на поставку автозапчастей через нашего партнера. Партнер был жестким мужиком, но мы с ним хорошо сошлись, так как видели бизнес со схожей стороны. Я иногда пил кофе в его магазинчике. Это дало еще несколько тысяч.

Были какие-то еще разовые работы, но все же львиная доля приходилась на шиномонтажки и автосервисы. В итоге за часть весны и лето 2013 года вся выручка гипермаркета составила тысяч 20 рублей (выручка его резидентов, - 400 тысяч соответсвенно), а прибыль равнялась нулю из-за затрат на связь, бензин, дисконтные карты и некоторые другие мелочи. Но заполнение полок продолжалось. К осени 2013 года я имел уже около сорока партнеров в своем гипермаркете. А массовой рекламы еще не было вовсе, поэтому я не переживал за малое количество клиентов. Я уже знал по опыту, что реклама и сарафанное радио сделают свое дело, если ты работаешь хорошо. Если хорошо. Если.

Часть 5. Осень 2013 и зима 2014 годов. Новые конкуренты и «Синергетика».

Осенью 2013 года я все еще управлял мобильной шиномонтажкой и гаражным автосервисом. Они на тот момент уже работали под моим брендом «Автоклуб 501» и имели около трехсот постоянных клиентов. Гипермаркет услуг включал в свой ассортимент услуги «Автоклуба». По сути, эти услуги были основными в гипермаркете в то время. Я планировал масштабную рекламу гипермаркета на весну 2014 года. Я рассчитывал, что синергетический эффект повлияет на рост всех резидентов гипермаркета, в том числе и «Автоклуба».

Так как я понял, что «Автоклуб» невозможно масштабировать, я планировал отойти от операционного управления эти бизнесом или вовсе продать его. Гипермаркет и его перспективы все больше захватывали меня. А перспективы были следующими.

Я отчетливо ощущал и видел, что я нужен и предпринимателям (особенно новым или слишком маленьким), и клиентам. Количество потенциальных партнеров гипермаркета стремительно росло и к началу 2014 года я мог разместить на полках почти сотню разнообразных услуг в нескольких группах. Это давало надежду на взрывной рост и хороший запуск весной 2014 года.

Перспективы выглядели настолько привлекательно, что я начал планировать и возможную междугороднюю экспансию. В случае успеха гипермаркета услуг в Нижневартовске я рассчитывал уйти с основной работы и начать масштабировать модель гипермаркета под брендом Корпорации «Синергетика» (придуманной мной же, естественно). Я даже поместил логотип будущей корпорации на сайт гипермаркета. Его видно на фото главной страницы.

Теоретически в некотором роде я был прав, так как уже обладал небольшим опытом реального мелкого бизнеса. Такая модель действительно могла быть масштабируема, при достаточных ресурсах (как финансовых, так и прочих, включая хорошую команду). Вторым фактором должен был стать успех гипермаркета в Нижневартовске. Ресурсы я рассчитывал найти, если бы такой успех был.

Я выпустил пластиковые дисконтные карты с индивидуальными номерами, которые входили в систему скидок гипермаркета, а в дальнейшем, - и всей планируемой федеральной сети. На первую партию я потратил около 20 тысяч рублей. Вместе с созданием сайта капитальные затраты составили 60 тысяч, свое личное время я здесь не учитываю. В дальнейшем во всех точках партнеров я планировал установить ридеры-считыватели для таких карт, чтобы дисконтная система могла работать в автоматическом режиме. К тому моменту я хорошо разбирался в системе меток и ридеров благодаря проекту по основному месту работы.

В то же время психологическая нагрузка росла, - я объединял в себе функции операционного управляющего «Автоклубом» с его шиномонтажками, основывал гипермаркет услуг, постоянно встречался с предпринимателями, принимал заказы, работал на основной работе с утра до 18 вечера, да еще и учился, получая второе высшее образование. Иногда я спал по 4-5 часов, но телефон частенько звонил и ночью, ведь с колесами бывают проблемы круглые сутки, а телефон по-прежнему был единым и для шиномонтажки. Я понимал, что долго в таком режиме мне не выдержать, и начал поиск администратора-оператора для гипермаркета услуг. В самом деле, - принимать все звонки по всем проблемам, распределять задачи, да еще и выполнять основную работу становилось технически невозможно. Такого администратора я нашел. Офиса не было у нас, да он и не был нам нужен.

Зимой 2014 года я обнаружил работу конкурентов. В городе разворачивала работу новая фирма, - «Мир скидок». Трое молодых ребят арендовали офис и начали делать почти то же самое, что и я. Я понимал, что нам нужно договариваться и действовать сообща, и как-то зимним вечером я пришел к ним в офис. Я помню этот вечер, хорошо помню их офис. Он напоминал квартиру, но мебель была новой. Видно было, что они только что переехали, - мебель еще не стояла на своих местах. Там были два парня и девушка, если мне не изменяет память. Я не помню точно, потому что договориться с ними у меня не вышло. Они не соглашались не только войти в мой периметр, но даже просто создать обоюдовыгодную перекрестную систему скидок. Хотя делали по сути то же самое, что делал я. Мы отличались лишь тем, что я делал упор на услуги, и лишь частично затрагивал товарные магазины, а они действовали наоборот. Остальное было очень похоже, - единая дисконтная система, личные кабинеты и прочее.

Договориться у нас не вышло. Они не соглашались ни на одно мое предложение и не выдвигали своих. Хотя я был старше и у меня уже был опыт в реальном бизнесе, а у них его не было. Тем не менее они были очень амбициозны и самоуверенны. Видимо, играло роль то, что они подчинялись условиям соответствующей франшизы, но сразу я этого не сообразил, а они почему-то не сказали об этом. Мы сошлись лишь на том, что я буду выдавать их карты своим клиентам, а они будут выдавать карты гипермаркета своим. Но это лишь акт взаимной вежливости с обеих сторон, практического значения это почти не имело, и мы все это понимали. К слову, их фирма в Нижневартовске потерпела фиаско. По крайней мере сейчас она не работает и не работает уже давно. Радости от этого у меня никакой нет, я никогда не испытывал радости от неудач конкурентов. Да и столько времени прошло… Я просто привожу факт.

К концу зимы 2014 года количество потенциальных поставщиков услуг в моем гипермаркете превысило сотню, и я готов был открываться. Сайт тоже был готов и функционировал исправно. До этого момента тестовый режим работы гипермаркета не приносил мне ни прибыли, ни убытков. Я работал в ноль, исправно аккумулируя средства от основной работы. Я не тратил ни одного лишнего рубля, откладывая как зарплату, так и бонусы. Я по-прежнему ездил на машинах стоимостью порядка ста - ста двадцати тысяч рублей. Коллеги так же смеялись за спиной, о чем мне рассказывали иногда те, кто был моими друзьями (а они были там, они остаются друзьями и по сей день). Один раз большой босс даже предъявил мне, что я езжу на неподобающей машине (тогда это был Дэу Матиз) и позорю подразделение. На что он получил довольно резкий ответ, что это мое личное дело. В целом меня все это мало интересовало. Умные и интересные мне люди понимали меня правильно, а остальные мне просто не были нужны.

Я понимал, что в скором времени мне понадобится каждый рубль из моих накоплений. А точнее, доллар. Копил я всегда в долларах или акциях, а позже и в недвижимости. Рублям я не доверял с детства, я помнил прекрасно личный шок от дефолта 1998 года. Это было одно из моих сильнейших детских переживаний. Моя семья на тот момент должна была довольно крупную сумму по тем временам для нас, и должна именно в долларах. И тогда произошел обвал. Я находился тогда у бабушки на каникулах, мне было 14 лет. Я все прекрасно понимал в экономике, тогда я уже разбирался во многом. Шок от дефолта был таким, что я реально плакал, смотря телевизор. В горле стоял огромный ком, а по щекам текли слезы. Это одно из самых ярких впечатлений моей юности, я помню в деталях этот момент. С тех пор я никогда до конца не доверял ни рублям, ни рублевым сбережениям, ни экономике страны в целом. И копил всегда в долларах, если были накопления. На период зимы 2014 года они у меня уже были, но об этом немного позже. А пока вернемся к гипермаркету услуг.

Часть 6. Запуск «Гипермаркета услуг 501»

Весной и в начале лета 2014 года пошла массовая реклама гипермаркета. Визитки, реклама на форумах, в социальных сетях и так далее. Например, на уже привычном Дроме, в региональной ветке, я опубликовал такое объявление:

«Уважаемые Дромовцы и их товарищи, а также все Нижневартовцы, добрый день! Хотелось бы предоставить Вашему вниманию «Гипермаркет услуг «501», призванный улучшить качество жизни.

Наша работа – удобство Клиента. Теперь все услуги, любого типа, можно получить в одном месте, да ещё и с накопительной скидкой. Представляем Вашему вниманию следующий шаг на рынке услуг.

Необоснованно высокая цена на услуги, плохое качество услуг, осложненный поиск услуг в разрозненных источниках, отсутствие накопительного дисконта, - это недостатки существующего рынка услуг.

«Гипермаркет услуг «501» решает эти проблемы для своих Клиентов.

Наши партнеры, - специалисты в самых различных направлениях услуг, работают по одной дисконтной системе.

Их не нужно искать по отдельности, в газетах или объявлениях, – каталог услуг можно увидеть на сайте www.gu501.ru

Если у Вас нет под рукой интернета, - это не проблема. Вам достаточно позвонить по телефону 501-105 и назвать требуемую Вам услугу и удобное для Вас время выполнения работ.

Услуга будет выполнена лучшими специалистами в удобное для Вас время. Вы также получите дисконтные баллы (по 1 баллу на каждый потраченный рубль), на свою накопительную карту.

Накопление баллов Вы можете отслеживать в личном кабинете Клиента на сайте www.gu501.ru

Баллы позволяют получать различные скидки на все услуги. Точный размер скидки Вы будете видеть, просматривая услугу на сайте, если Вы авторизированны. Или Вы можете уточнить размер скидки, просто позвонив по телефону 501-105 (город Нижневартовск) и назвав номер своей карты.

Сайт «Гипермаркета услуг «501» разбит на удобные для восприятия «Разделы». В каждом разделе – подраздел с услугами.

Разделы услуг следующие: «Автоуслуги», «Бытовые услуги», «Перевозка и доставка», «Строительство и ремонт», «Изготовление и продажа товаров», «Образовательные услуги», «Оздоровительные услуги», «Электроника», «Развлечения, праздники, отдых», «Финансовые и юридические услуги», «Ремонт оборудования», «IT – разработка, сайты», «Услуги для детей», «Реклама» и так далее…

В разделе «Авто», к примеру, находятся услуги по шиномонтажу (в том числе мобильному), услуги СТО, автоэлектрика, услуги по тюнингу и прочие. Также можно покупать автозапчасти со скидкой по своей единой карте, получая накопительные баллы.

В разделе «Строительство и ремонт» Вы можете увидеть любые услуги в этом направлении – от установки железной двери и ремонта квартиры до строительства бани или дачи.

Всего в «Гипермаркете услуг «501» более 100 партнеров, оказывающих несколько сотен услуг во всех направлениях жизнедеятельности.

Как «Гипермаркет услуг «501» добивается качества предоставляемых услуг? Мы лично держим под контролем ситуацию и, в случае повторяющегося брака, неудовлетворенности Клиента услугами, исключаем исполнителя «с полки» Гипермаркета. Таким образом происходит эволюция, – остаются только лучшие исполнители и Клиент может быть уверен в качестве предоставляемых услуг.

Наши партнеры не тратят деньги на дополнительную рекламу, и именно за этот счет Клиенту предоставляется скидка по дисконтной системе, а не за счет снижения качества услуги.

Как стать клиентом? Просто позвоните по номеру 501-105. Наши операторы занесут Вас в систему, и вышлют Вам номер дисконтной карты и пароль по смс.

Итак: переобув, к примеру, машину, Вы получаете скидку на установку пластиковых окон. Нужна любая услуга? Просто позвоните по телефону 501-105. Наш сайт www.gu501.ru

Спасибо за внимание.»

И клиенты начали появляться. Администратор перенаправляла заказы, я мотался по всему городу, решая самые разнообразные задачи. От устранения проблем, до вручения дисконтных карт. Я проводил множество переговоров как с предпринимателями, так и с клиентами. Основная работа не давала мне качественно управлять процессом, ведь я снова стал операционным управляющим, хоть и хотел уйти от этого. Рост заказов наблюдался каждую неделю. Количество недовольных различными услугами клиентов тоже росло. Я превратился в человека, решающего проблемы. Причем самые разнообразные, по всему спектру услуг.

Ко мне начало приходить понимание, что я затеял дело большого масштаба и мне нужны помощники. Суммарная выручка исполнителей (резидентов гипермаркета) за лето 2014 года составила порядка трех миллионов рублей, выручка гипермаркета была порядка 150 тысяч (пять процентов от выручки предпринимателей). Прибыли пока не было. Я работал в ноль, оплачивая работу администратора и закрывая множество мелких проблем. Но масштаб деятельности постоянно рос от недели к неделе.

Мне даже не хватало времени просто сесть и подумать, что происходит на самом деле. Мне снова не хватало времени даже на сон. Но если с владельцем шиномонтажек это происходило только в сезон, то теперь стало каким-то валом нарастающего безумия.

Не смотря на усталость, азарт бизнеса присутствовал, его пульс ощущался. Но в то же время было ощущение, что я как будто забираюсь на огромную гору без должной экипировки. Решил взойти на Эверест в кроссовках и футболке.

В итоге я разработал целый комплекс противодействия проблемам, - в первую очередь мне нужен был новый персонал, - «Бригада решения проблем», своеобразная сервисная служба. Своя, подчиненная мне. Ведь осень, судя по динамике, обещала дать не менее 10 миллионов выручки моим предпринимателям, и, соответсвенно, 500 тысяч, - гипермаркету. И это было только самым началом. Но ничему этому не суждено было сбыться. Закончилось все разом.

Часть 7. Крах гипермаркета.

Это было где-то в начале осени 2014 года. В сентябре.

Я отчетливо помню момент, когда понял, что гипермаркету услуг (а заодно и идее о «Синергетике») пришел конец. Я ехал по дороге в Нижневартовске. И увидел огромный новый баннер. Он говорил (он кричал, он был огромен) о том, что в Нижневартовск пришла дисконтная система компании ДубльГИС (2ГИС). Я сам пользовался 2ГИС постоянно и считал их карты и поиск очень удобными. Я доехал до компьютера и сразу же изучил, что это такое, - их дисконтная система. Вот что говорилось в рекламных проспектах Новосибирска, где на тот момент система уже работала:

«Хотите получать приятные скидки и подарки, делая покупки в самых разных магазинах и салонах города? Обедать в лучших заведениях Новосибирска и видеть в своем счете только часть цены? Посещать медицинских и других специалистов без особого ущерба для бюджета? И вообще — позволять себе больше, зарабатывая так же? Если да — оформите свою карту 2ГИС!

С ней вам не нужно искать принтер, чтобы распечатать купон. А со временем дисконтная карта 2ГИС вполне сможет заменить стопку дисконтных карточек разных компаний, которую так неудобно носить с собой.

Получить карту 2ГИС очень просто. Достаточно совершить покупку или сделать заказ в любом заведении, участвующем в дисконтной системе 2ГИС. Карту вы получите в подарок при покупке на определенную заведением сумму. Список фирм Новосибирска, которые уже сейчас присоединились к новому скидочному проекту, можно посмотреть в свежем выпуске 2ГИС. Просто откройте нужную рубрику, например, «туристические агентства», затем поставьте фильтр «Скидки: купон 2ГИС», и вы увидите все выгодные предложения. Если же в данной рубрике нет фирм, предлагающих скидки — фильтр не отобразится.»

Это было практически то же самое, что предлагал я, - но на гораздо более совершенном уровне. Еще бы! В 2ГИС уже тогда работала большая и высокопрофессиональная команда с огромными финансовыми и иными ресурсами. И она дублировала мою систему, только делала то же самое гораздо лучше меня. Я ничего им не мог предложить. Я был один, мой продукт был сырой. А их, - еще и интегрирован в удобную геонавигацию 2ГИС. И они планировали федеральную экспансию.

Это было, как гром среди ясного неба. Объединяться с таким монстром я не мог, - они бы просто посмеялись мне в лицо. Предложить им мне было нечего. Я лишь мог передать им своих предпринимателей и клиентов в более удобную систему (и для предпринимателей, и для клиентов). Причем надо было сделать это бесплатно. Я был уже достаточно опытен, чтобы сразу же понять, - я потерпел фиаско. И это не было тем же самым, что в шиномонтажках. Там я, хоть и с небольшой прибылью, но сумел поднять бизнес. А потом продать его, через 4 года. А здесь был полный, мгновенный и абсолютный разгром.

И дело было не только в конкуренции с 2ГИС. Просто именно в этот момент я понял одну вещь. Теоретически я мог бы продолжать бороться, ведь 2ГИС дублировал систему моего дисконта на лучшем уровне, но он не обеспечивал услуг по системе «Одного окна». Это все равно оставалось моей инновацией. Но в тот момент я осознал, что размахнулся слишком быстро на слишком большое дело, и что мне просто не осилить этого с моими ресурсами. Чтобы делать хорошо, - мне нужна была большая команда и очень много денег. А ничего этого у меня не было. Я понял, что в этот раз мне придется отступиться. Здесь и сейчас, - и чем быстрее, тем лучше. Я уже таскал чемодан без ручки дважды. Я не хотел повторять ошибку снова. Это только отдалило бы меня от моей глобальной цели. Инструмент для этого не подходил.

Мне ничего не оставалось, как связаться с предпринимателями, клиентами и менеджером 2ГИС. И передать их всех туда. Правда, сохранив для них привилегии. Это все, чего я смог добиться для них. Клиенты и предприниматели были вполне довольны. А я потерпел полное поражение.

Что я чувствовал тогда? Нет, ощущения катастрофы не было. Наверное, я интуитивно уже ощущал, что подобное может произойти. Эту ношу одному на том этапе мне было не поднять. Наверное, так было даже лучше, - если думать ясно и разумно. Я сохранил свое время для будущего, для новых возможностей. Я вновь получил личный, причем колоссальный опыт. Я проводил успешные переговоры более чем с сотней предпринимателей и с сотнями клиентов. Решал проблемы и одних, и других. Провал? Да, это случилось. Но у меня не было ни долгов, ни неисполненных обязательств. Жизнь шла вперед. Я доделал все дела, закрыл все проблемы. Все стало таким, как чистый лист бумаги. Этот лист как будто лежал передо мной. В какой-то момент я доделал последнее дело по гипермаркету. Я приехал домой, сел на стул. И задумался. Что же дальше?

На этом моя предпринимательская история «Гипермаркета услуг 501» закончена. Далее последует одна завершающая глава, не имеющая отношения к гипермаркету, - описывающая мое положение и события осени 2014 года. А также выводы из истории. Но сама история закончена. Однако я возьму на себя смелость рекомендовать прочесть следующую главу. Там происходят события с невероятным накалом эмоций, повлиявшие на меня и мое восприятие бизнеса; повлиявшие на все будущее большой идеи.

Часть 8. Что же дальше? Мое положение на период осени 2014 года и «Черный понедельник».

Мое положение на период октября 2014 года было следующим. Я твердо решил уезжать с севера, как бы ни шли мои дела. Я чувствовал, что мой потенциал здесь исчерпан. Так как я получил высшее нефтегазовое образование и еще немного вырос по карьере, я был готов еще поработать, но не более двух лет. Кот куда-то ушел в марте 2014 года с моей дачи. Я искал его долго, даже расклеивал объявления. Но найти так и не смог. Так как я уже знал, что точно буду уезжать, то дачу на РЭБ флота я продал, и вновь переехал в съемную однокомнатную квартиру в Нижневартовск. На улицу Северную, 19 (сейчас она вроде бы называется иначе). Снял я ее тысяч за 15, цены уже выросли.

Все мои скопленные деньги и ресурсы, которые я собирал на протяжении этих лет, - больше не требовали вложений в бизнес, так как гипермаркет услуг перестал существовать.

Дачу я продал выгодно, за 1200 тысяч рублей. Продал летом 2014 года. Еще я продал гараж в Саратове за 120 тысяч и участок примерно за 450. Выходило 1770 тысяч. Еще порядка 700 тысяч у меня было от чистой прибыли шиномонтажки и около 600, - от продажи всего моего оборудования, гаражного автосервиса и мобильной шиномонтажки. Кроме того, за последние годы работы я накопил еще порядка 2000 тысяч на тот момент. Я не брал кредитов, тратил очень мало и хранил деньги в акциях и долларах, что дополнительно влияло на увеличение капитала. Кроме того, моя зарплата ощутимо выросла и к 2015 году превышала уже сто тысяч рублей в месяц без учета бонусов и премий, а суммарная годовая зарплата за 2014 год превысила 1500 тысяч рублей (с учетом всех бонусов). Итого мой капитал составлял примерно 5,1 миллиона рублей. Весь этот капитал был распределен примерно так на момент осени 2014 года: порядка 3.1 миллиона я вложил в две студии в новостройках компании Setl City, которая возводила комплекс «GreenLandia» в Мурино под Санкт-Петербургом. Вложился я на этапе котлована, стройка шла быстро и исправно. К осени 2014 года эти активы были уже близки к реализации.

Еще порядка двух миллионов я вложил в доллары и акции примерно в такой пропорции: 1.4 миллиона рублей в долларах (все деньги от дачи и часть от продажи автосервиса и шиномонтажки) и порядка 600 тысяч в акциях на ММВБ. Я интересовался периодически этими темами и читал литературу, у меня на ноутбуке еще с 2009 года стоял терминал Альфа-Директ. (Торговый терминал Альфа-банка). Я не оставлял без дела ничего, помимо денег на еду, бензин и ближайшие расходы. Как только появлялись какие-то средства от бизнеса или зарплаты, я сразу же вкладывал их в доллары и акции.

Это все, чем я обладал в то время. Мои накопления были гораздо выше, чем у моих сверстников , - благодаря низким тратам и строгой консолидации всех своих средств, а также пусть и небольшой, но все же прибыли от шиномонтажки и продажи участка и дачи. Я купил их дешевле, чем продал. И у меня не было никаких кредитов и ипотек, вообще никаких долгов и обременений. Наоборот, порядка ста тысяч рублей должны были мне. Также, в отличие от сверстников, я не тратил денег на ремонты квартир, мебель, дорогую одежду, обслуживание автомобилей дорогого класса и прочее. В съемной квартире была и мебель, и техника. В общем, жил очень скромно (исключая еду, на тот момент я уже не экономил на продуктах. Без деликатесов, конечно. Но я любил простую еду и частенько готовил сам в тот период). У меня не было ничего, кроме своего капитала. Ни своего жилья, ни мебели, ни техники (бытовой и электронной), исключая один старый ноутбук AСER 2009 года выпуска, два телефона и пылесос. Но у меня был вложенный капитал. И это тогда было главным. Мне было с чем работать и я ощущал почву под ногами.

А далее в нашей стране произошли события, изменившие судьбы многих людей, в том числе ускорившие мои личные процессы. Читатели помнят ключевые события 2014 года, я не стану их подробно пересказывать. Но кое-что я считаю нужным напомнить, чтобы была понятна логика событий, произошедших со мной.

Так как моего бизнеса больше не существовало, то я направил все свое внимание на управление своими относительно скромными инвестициями. Я начал перечитывать книги по трейдингу и инвестициям, читать новые, а также ежедневно на обеденном перерыве я совершал какие-то торговые операции. Я даже взял отпуск для этих целей. Мне повезло. Во время пика событий российского валютного кризиса 2014 года я находился у монитора, был сконцентрирован и внимателен. Я оказался в нужное время в нужном месте и в правильной торговой позиции. После этого я даже начал воспринимать крах гипермаркета услуг как положительное событие в своей жизни. Или, как минимум, закономерное.

А произошло следующее. До июня 2014 года нефть и в прошлые периоды нефть держалась всегда выше 100 долларов за баррель, колеблясь в диапазоне 100 - 115 долларов. С июня она начала падать и к декабрю 2014 года опустилась до значений 55-60 долларов за баррель. На протяжении всего этого периода доллар стабильно рос с 32-33 рублей, через отметку 40, и до 65 рублей. Часть моей долларовой позиции общей суммой 1.4 млн рублей была куплена примерно по 33, другая примерно по 40 долларов. Хотя экономисты в тот период говорили, что 40, - слишком высокая цена для доллара, - я никогда не держал накопления в рублях долгосрочно, всегда предпочитая доллары. Поэтому покупал и по 40. Итого моя долларовая позиция на тот момент составляла порядка 38 тысяч долларов. Я очень хорошо запоминаю состояние своих финансов и связанные с ними цены, поэтому погрешность здесь не более 5 процентов. Все же пишу я по памяти, но память на графики и торговлю у меня очень четкая и цепкая.

Кроме проблем с ценами на нефть, на Россию были наложены санкции, в том числе и финансовые. Они ограничивали доступ капитала в ряд проектов и отраслей, что негативно влияло на экономику России. Рубль падал в 2014 году и к декабрю курс был порядка 55-60 рублей. ЦБ попробовал повысить ключевую ставку до 10,5 процентов с 8, но это не оказало существенного влияния. К середине декабря на рынке сложилась ситуация «Идеального шторма». ОПЕК сохранил квоты на добычу, невзирая на падение цены нефти. Ряд негативных событий привели рубль к «Черному понедельнику». На моих собственных глазах моя долларовая позиция в рублевом эквиваленте приносила мне на экране совершенно невероятные, космические деньги (на тот момент для меня) для такого короткого периода.

Это я запомнил на всю жизнь. Я не отрывался от экрана ноутбука. Я был в отпуске именно в тот день, потому что я помню себя дома. Всего за 6 часов моя долларовая позиция увеличила мой счет в рублевом эквиваленте на 680 тысяч рублей. Это было столько же, сколько я заработал чистой прибыли за весь четырехлетний период моей работы на шиномонтажке. Это было несколько зарплат, высоких даже по нынешним временам, а по тем, - очень высоких. И это без учета предыдущего роста долларовой позиции со средневзвешенной в 37 рублей. В целом же экран показывал мне порядка 1,6 миллиона рублей чистой прибыли! 900 за предыдущие несколько месяцев и 700 прямо сейчас. Это было больше, чем стоила студия в GreenLandia с полной чистовой отделкой под Питером (на этапе котлована). Это было больше, чем я зарабатывал за целый год со всеми бонусами на основной работе. В конце концов, это была почти треть всего моего капитала.

К тому моменту я уже кое-что знал о фондовом рынке. Я понимал, что наблюдаю (впервые в жизни в реальном времени и с открытой позицией) типичную биржевую панику. И я сделал правильные действия. Я помню эти часы почти с фотографической точностью, - настолько сильны были мои эмоции, и настолько силен был выброс адреналина. Как только я увидел, что, достигнув 80 рублей, доллар пошел вниз, я начал фиксировать позицию, впервые в жизни не покупая, а продавая доллары в таком объеме. Я взял свою волю в железное кольцо и буквально приказал себе не жадничать. Мне было достаточно этой прибыли, более чем. Я не мог и мечтать о таком.

Я продавал доллары частями, - по 78, по 76, по 74 рубля. В среднем позиция была продана по 76 рублей. Итого я заработал на этом порядка 1.5 миллионов рублей. Полтора миллиона! За такое время и без усилий. Мой суммарный капитал увеличился с 5.1 до 6.6 миллионов. Даже с учетом налогов чистая прибыль составила 1.3 миллиона и чистый капитал составил 6.4 миллиона. Но налог не снимается на бирже сразу же, система устроена не так. Я ведь не выводил деньги с биржи. Деньги можно было крутить еще, налог берется позже. К тому же еще 600 тысяч лежали и в акциях.

А далее произошло следующее. Моя рублевая позиция на бирже составляла теперь совершенно невероятные для меня 2,9 миллиона рублей. Плюс еще 600 тысяч, бывшие в акциях. Так как доллар упал только до 56-60 рублей после паники и больше не падал, я купил снова лишь порядка 15 тысяч долларов. Остальное я пустил в акции. И акций у меня оказалось на 2,6 миллиона рублей. Я понимал, что инфляция разгоняется, это было очевидным фактом. Акции должны были вырасти и они выросли процентов на тридцать. Я зафиксировал порядка 25 процентов чистой прибыли от акций (после вычета НДФЛ) в первом квартале 2015 года. С суммы 2,6 миллиона я заработал еще примерно 650 тысяч рублей. Даже с учетом откупа долларов и после вычета налогов моя чистая прибыль от биржевых спекуляций этой зимой и в начале весны составила порядка 1.7 миллиона рублей. При этом долларовая позиция была почти наполовину восстановлена.

Но оставалось еще кое-что. Рывок рублевой инфляции, последовавший за этими событиями привел к ажиотажному спросу на квартиры, в том числе и на мои студии под Питером. Я брал их на котловане, и они как раз подходили к этапу завершения строительства. Я продал их без всяких проблем в этот же период с чистой прибылью порядка 400 тысяч с каждой, то есть заработал еще 800 тысяч.

Итого за этот короткий период моя чистая прибыль от инвестиций составила 2.5 миллиона рублей. Это была половина моего предыдущего капитала. За 9 лет непрерывной работы на Севере, со всеми бонусами, со всеми премиями за все мои достижения (а их было немало), со всеми надбавками и прочим я сумел отложить два миллиона. Пусть еще порядка 800 тысяч я вложил в покупку дачи и 500 тысяч чистых затрат, - в бизнес. Итого 3.3 миллиона чистыми за 9 лет. А здесь я за несколько торговых операций разного рода получил 2.5 миллиона чистыми.

Я понимал, что оказался в нужном месте в нужное время. Понимал, что во многом мне повезло. Я читал много книг и уже имел собственный опыт в бизнесе. Я понимал, что такие операции несут и риск. Поэтому разовое везение и три правильных больших сделки подряд, - это еще ничего не значит. Эмоции схлынули, но и этот опыт пришел ко мне и я принял его. Я соединил его внутри себя с моим предпринимательским бизнесом, и получил уже комплексный опыт. И это привело к целому ряду невероятных событий впоследствии.

К весне же 2015 года мой суммарный капитал составлял 7.5 миллионов и требовал внимания. Увольнение с основной работы стало лишь вопросом времени, я был готов к нему.

Не подумайте, что я стал биржевым спекулянтом, или занялся перепродажей новостроек, хотя такие сделки (особенно биржевые) интегрировались в общую систему и всегда присутствовали позже. Но вовсе не они стали главным. Позже я вернулся к предпринимательству, но уже с существенным багажом знаний и опытом. И детских ошибок в бизнесе я больше не совершал. Весной 2015 года мне было 32 года и все самое интересное и невероятное было еще впереди. Но это уже совсем другие истории.

Я же предлагаю читателям вернуться к истории гипермаркета услуг и сделать выводы.

Часть 9. Выводы из истории с «Гипермаркетом услуг 501».

Первый вывод. Одной только масштабируемой модели для бизнеса недостаточно. Надо обладать ресурсами, достаточными для ее реализации.

Второй вывод. Бизнес услуг не работает как часы. Это нестабильный бизнес с огромным человеческим фактором. Уж об этом я мог бы и догадаться после шиномонтажек. Нельзя брать на себя гарантии за проблемы партнеров. Это путь в никуда. Вы рискуете не только съесть свою прибыль (что и произошло со мной), но и попасть в убыточную ситуацию (чего я избежал только благодаря своевременному краху гипермаркета).

Третий вывод. Нельзя браться за те глобальные рынки, на которых уже действуют гигантские профессиональные конкуренты. Пусть даже таких конкурентов еще нет в вашем городе Они могут придти в любой момент, и мелкий бизнес мгновенно рухнет под напором такой конкуренции. Это маленький продуктовый магазинчик на улочке может торговать в плюс, даже если в километре «Магнит» с «Пятерочкой». Он ориентирован на строго локальную аудиторию, тут нет проблем. Если же вы попробуете создать глобальный гипермаркет (единственный), а придет и встанет прямо рядом огромный сетевой конкурент с колоссальными ресурсами, - вы рискуете потерпеть крах.

Четвертый вывод. Этот вывод спорный и личный, и все же я приведу его, так как это мой опыт. Масштабируемый бизнес должен быть диверсифицирован по нескольким параметрам (от географического параметра до бизнес-модели, смотря что за бизнес) и иметь несколько возможностей «выхода». Активы (или хотя бы их значимая часть) должны быть осязаемыми и ликвидными в реальном мире. С этим можно спорить бесконечно, но мой опыт именно таков. В этом смысле я выступаю за то, что активы должны быть обеспечены чем-то в реальном мире.

Пожалуй, это точно конец данной истории. Спасибо большое за внимание тем, кто уделил свое время на чтение этой главы. Мы прошли путь с 2013 до начала 2015 года, но впереди еще много лет и историй.

Я снова выражаю благодарность всем своим друзьям и всем, кто узнал себя. Также я благодарю всех читателей. Очень приятно и необходимо получать отзывы и знать, что кому-то нужно и полезно, или даже приятно читать мои истории. И, конечно, большое спасибо моей семье, которая всегда меня понимает и поддерживает. Это очень дорого и необходимо мне. Удачи в делах и берегите себя, дорогие читатели.

1010
9 комментариев

Очень интересно, и читается хорошо. Жду новых историй!

2

С регистрацией!

1

Спасибо)

Вот так история. Действительно интересно, поучительно и читаешь на одном дыхании. Очень интересно читать вот такие истории. Жду следующих историй, внимательно слежу на новыми историями!

1

Я дочитал до конца, вникая в каждую строку, а когда увидел 1 лайк и 1 комментарий, я просто офигел. Как же так, человек рассказал такую историю, столько интересного и полезного поведал, а до конца дочитал только1 человек!

2

Спасибо большое за комментарий)

1

Чёрт побери, пишите ещё! Спасибо, очень интересно (и полезно) вас читать.