Делимобиль снова просит денег

Нет, это не очередное недовольство сервисом; это обзор нового выпуска облигаций. Разберем что под капотом у компании, и будут ли бонд-холдеры бесплатно кататься на машинах?

Делимобиль – крупнейший каршеринг в России и… в мире. 20 тысяч автомобилей, 10 городов присутствия. Если все автомобиля Дели выстроить по одной дороге, то они замкнут МКАД в одной полосе. Серьезно: 20 000 машин в одну линию это больше 100 км. Рядом поставить Я.драйв и Белку – и лучше на МКАД не выезжать. А в Питере, кстати, кольцевая длиннее (142 км против 108)

Картинка - https://novosibirsk.flamp.ru/
Картинка - https://novosibirsk.flamp.ru/

Дели – потрясающая история роста; за 5 лет группа выросла в 7,5 раз. И по итогам полугодия рост продолжается (+24%). Бизнес модель строится на поминутной аренде и окупает автомобиль уже от 5 часов использования в день. Рост популярности каршеринга – геометрический рост прибыли группы.

Делимобиль снова просит денег

Любая история роста требует много денег на старт и масштабирование. В момент зарождения культуры каршеринга, машины простаивали и это било по рентабельности. Сейчас компания вышла на приемлемые объемы и занимается оптимизацией процессов. Рост ради роста больше не самоцель. По итогам 2023 года впервые выйдет в прибыль. Не забывайте, что чистая прибыль уже учитывает амортизацию. Дели вышел в плюс!

Делимобиль снова просит денег

Рост за счет долга. А промокоды со скидками – за счет сжигания денег акционеров. Группа была на плаву только из-за докапитализации со стороны акционеров. Долг в абсолютном выражении большой, но модель оценки учитывает не только долг к активам и капиталу, но и к улучшающейся рентабельности. Только это и вытягивает. Для сравнения: компания платит в год 2 млрд. руб. процентов и все годы была убыточной. А за полугодие 2023 заработала 726 млн.!

Делимобиль снова просит денег

Высокая устойчивость за счет уникальности продукта, и высоких барьеров выхода на рынок, собственного ПО. Компания открыта в плане отчетности и имеет хорошо диверсифицированный кредитный портфель. Рентабельность улучшается, но пока все съедают проценты по кредитам и лизингу. Ликвидность баланса слабая: если поставить бизнес на паузу, компания не сможет рассчитаться – все активы это машины, а краткосрочных кредитов много.

Делимобиль снова просит денег

Ликвидность действующих выпусков – «средняя».

Заявленная доходность нового выпуска 14-14,5% годовых, что выше рынка. Выпуск на 4 года без оферты.

Делимобиль снова просит денег

Плюсы

+ прозрачная и открытая компания; наличие кредитных рейтингов и первоклассных аудиторов;

+ высокий порог входа на рынок, свое ПО и разработки;

+ улучшающаяся рентабельность, выход в прибыль; поддержка акционеров

+ поквартальное раскрытие отчетности; комфортные показатели оборачиваемости.

Минусы

- высокий долг и необходимость постоянного обновления автомобилей;

- текущая ликвидность <1; долгосрочные активы приобретаются за краткосрочный долг – об это обожглось много компаний, а теперь их никто не помнит;

- регуляторные риски: всегда фоном шумят истории проблем с пользователями из-за незарегистрированного ДТП, страхования, черного рынка аккаунтов, и т.д.

- рост себестоимости из-за выросших цен на авто, запчасти, комплектующие, обслуживание;

снижение дохода пользователей всегда бьет по компаниям внутреннего рынка.

Кот.Финанс будет участвовать в размещении нового выпуска. Доля 5% из-за срока (4 года без оферты), был бы срок меньше - взяли бы больше.

Что касается бесплатного катания, то при прошлом размещении Дели давал промокоды со скидками для покупателей облигаций. Сейчас такой щедрости нет, зато купон подрос. З это правда «спасибо» стоит сказать не компании, а ЦБ. Поэтому кататься будем только с купонов.

---

Еще больше крутых обзоров облигаций в канале Кот.Финанс. И там же - презентация выпуска от самой компании.

1717
48 комментариев

Россия, конечно, в плане сервисов и всяких технологичных решений топовая страна.
Госуслуги, сервисы яндекса (еда, драйв, такси и т.д.), каршеринги, кикшеринги, доставки еды и продуктов (самокат, сбермаркет и т.д.), банковский сектор. Только ради этого всего стоит жить в Мск и Питере.

7
Ответить

Соглашусь. Надеюсь, и дальше так будет

1
Ответить

Начал читать ваш комментарий и хотел сказать что это не в России, а в конкретных городах, но вы сами это сказали.

Недавно спорил с одноклассником - 15 лет как в мск живет. Все рассказывал как у нас в РФ всё классно, куча сервисов, возможностей для населения, поддержки, социального развития итп и вообще как все замечательное в плане безопасности. И что по жив по паре месяцев в разных городах мира теперь твердо уверен что вот в РФ лучше чем где либо. При этом возмущался что у нас в городе(милллионик, куда мы летом приехали оба к родителям) все через одно место, менты не приезжают, ничего не убирают итп
В общем я сказал что он все таки уехал из РФ, просто эмигрировал, в другую страну - Москву). Я попросил у него информацию как там вид на жительство получить, дают ли визу.

1
Ответить

14,5% традиционно не дадут. Все стали жадными в последнее время

4
Ответить

Тоже заметил это. Возможно закладывают скорое снижение ставки цб

2
Ответить

"Делимобиль – крупнейший каршеринг в России и… в мире."

Hertz от такого заявления погрустнел.

1
Ответить

Сравнить классическую аренду с каршерингом – это мощно. У меня сейчас штук пять деликов под окном стоит, можно хоть в булочную прокатиться. Где у Hertz такая возможность?

2
Ответить