5 когнитивных эффектов, которые влияют на участников обучения (вероятно, и на вас тоже)

Когнитивные эффекты — это ошибки в мышлении, которые искажают мироощущение и влияют на наши суждения. В обучении они действуют на восприятие информации и запоминание фактов. Если вы учитесь на любых курсах, то можете замечать эти эффекты и брать под контроль. Если разрабатываете это обучение — использовать их, чтобы управлять опытом и вниманием пользователей.

Разбираем 5 таких эффектов на примерах корпоративного обучения.

Эффект контекста

Факторы окружающей среды влияют на то, как человек воспринимает стимулы.

Представьте, что вы идёте после длительного шоппинга, в руках куча пакетов. К вам подходит промоутер и протягивает флаер. Даже если на нём будет информация о выгодной акции, вы вряд ли его возьмёте. Если бы вам протянули тот же флаер на прогулке, когда у вас нет пакетов и вы не устали, реакция была бы другой. Ситуация одна, но контекст определяет её восприятие.

Как использовать эффект в проектировании обучения:

  • Проводить обучение в необычной обстановке. Людям может быть сложно переключиться на обучение в рабочей обстановке: всегда есть более важные задачи, а образовательные программы часто воспринимают как дополнительную работу, за которую не доплачивают. Если специально для обучения организовать выезд за город или провести его в формате деловой игры, это вырывает человека из привычного контекста и помогает сфокусироваться на обучении.
  • Изучать контекст и использовать результаты в проектировании обучения. Одни целый день сидят за компьютером, а другие непрерывно бегают между складом и прилавком. Контекст рутины определяет то, как человек потребляет контент. Тем, кто постоянно в движении, подкасты и короткие форматы для смартфона подойдут больше, чем часовые лекции и лонгриды. Такие нюансы важно изучать и учитывать.

Мы тоже используем эффект контекста. Например, применили его при разработке экосистемы обучения для сотрудников М.Видео—Эльдорадо. На этапе исследования узнали, что в розничных магазинах один корпоративный компьютер на всех сотрудников точки. На нём проводят все операции, поэтому использовать его для учёбы можно не так часто. Поэтому мы спроектировали пользовательский путь и UX-интерфейс, удобные для обучения с телефонов.

5 когнитивных эффектов, которые влияют на участников обучения (вероятно, и на вас тоже)

Забывание без подсказок

Без стимулов, которые были во время запоминания информации, нам трудно её вспомнить.

Предположим, вам назвали код из четырёх цифр. Вы мысленно повторяете его, чтобы не забыть. Но тут в поле зрения попадает рекламное объявление, а кода — как не бывало. Полностью вспомнить его будет трудно, но если подскажут первые две цифры — гораздо проще.

Как использовать эффект в проектировании обучения:

  • Контекстные подсказки в интерфейсе. Если в интерфейсе много объектов и функций, а пользовательский путь неочевидный, человек может забыть, для чего нужны все эти кнопки и виджеты. Контекстные подсказки помогают напомнить об этом без дополнительных действий — просто при наведении на текст, иконку или объект.
  • База знаний. Если человек редко применяет изученный материал, информация быстро забывается. Базы знаний создают пространство, куда пользователь всегда может обратиться в любой момент и вспомнить изученное.
  • Напоминание об обучении как таковом. Если обучение необязательное, сотрудник может забыть, что нужно что-то проходить. Рассылки и пуш-уведомления напоминают о возможности учиться и развиваться.

Показательный пример — приложение для изучения языков Дуолинго. Когда пользователь забывает зайти и изучить новый урок, пуши-напоминалки начинают атаковать его телефон.

Пользователи разобрали на мемы креативные напоминалки Дуолинго
Пользователи разобрали на мемы креативные напоминалки Дуолинго

В нашем опыте применения этого эффекта были курсы для сотрудников М.Видео—Эльдорадо. Чтобы материал усвоился, использовали несколько инструментов:

  • В видеоуроках дублировали на экране ключевую информацию, которую проговаривал спикер. Так человек задействует несколько каналов восприятия и запоминает тему лучше.
  • Подготовили pdf-материалы с тезисами и составили тесты по блокам. Когда человек активно взаимодействует с информацией и повторяет основные тезисы через какое-то время, в памяти откладывается больше знаний по теме.
  • Внедрили сквозной сторителлинг с запоминающимися образами. Они создают мнемореференсы, благодаря которым человеку легче вспомнить факты.
5 когнитивных эффектов, которые влияют на участников обучения (вероятно, и на вас тоже)

Эффект причудливости

Люди лучше запоминают информацию, которая выделяется и вызывает эмоции.

Что бы вы запомнили лучше: абзац из учебника по физике, в котором расписаны компоненты формулы закона всемирного тяготения, или историю про то, как Ньютон прилёг под деревом, получил яблоком по голове и заодно — озарением?

Что можно использовать, чтобы добавить материалу причудливости:

  • Необычное оформление. Внимание быстро рассеивается из-за монотонности — учебным материалам нужна динамика. Дизайнерские элементы, насыщенные цвета, креативный формат — всё работает на удержание интереса и запоминание, если использовано в тему.
  • Яркие примеры и метафоры. Люди мыслят образами и плохо запоминают абстракции. Нам проще вспомнить «какого-то забавного чебурашку», на примере которого разбирали тему, чем сухие факты.
  • Дерзкие заголовки. Они вызывают реакцию, то есть эмоциональный отклик — то, что улучшает запоминание. Броская фраза в будущем поможет воспроизвести содержание всего материала.
  • Игры в обучении. Игры переводят человека из пассивоной позиции в активную и вызывают сильные эмоции, поэтому информация в игровой форме запоминается лучше.

Например, Максим Ильяхов в своём блоге объяснял причинно-следственную связь на примере истории голубя Семёна и Ницше.

5 когнитивных эффектов, которые влияют на участников обучения (вероятно, и на вас тоже)

Мы проводим деловую игру «Автономия на Марсе». По сценарию в середине наступает неизбежная катастрофа, которая сильно ограничивает возможности игроков и вызывает сильные эмоции, зато помогает разобраться в теме риск-менеджмента и запомнить её.

5 когнитивных эффектов, которые влияют на участников обучения (вероятно, и на вас тоже)

Эффект превосходства картинки

Люди мыслят образами, поэтому показательная картинка запоминается лучше текста. Здесь работают разные инструменты: схемы, графики, диаграммы, иллюстрации.

Представьте: вам нужно запомнить, по какой траектории менялась температура в вашем городе за последний месяц. Можно поместить все значения в абзац текста, но это будет ненаглядно. Другой вариант — начертить график и на картинке увидеть, что температура росла, а потом резко снизилась.

Зачем использовать в проектировании обучения:

  • Вызвать интерес. Картинка притягивает внимание больше, чем текст, поэтому, например, вся реклама построена именно на изображениях. Визуал снижает сопротивление по отношению к очередному тексту и помогает пользователю приступить к обучению.
  • Объяснить. Люди не усваивают абстрактные тезисы. Через изображение в учебный материал можно ввести образную аналогию, которая поможет понять тему.
  • Запомнить информацию. С помощью картинки мы создаём мнемореференс, который с большей вероятностью западёт в память и поможет вспоминать саму информацию. Если вы используете только текст, то добавляете когнитивную нагрузку — человеку нужно самостоятельно придумывать мнемореференсы.

Журнал Яндекс Практикума «Код» использует яркие иллюстрации для привлечения внимания к публикациям.

5 когнитивных эффектов, которые влияют на участников обучения (вероятно, и на вас тоже)

Визуальное повествование журнала «Кинжал» помогает понять, почему средние результаты — это хорошо.

5 когнитивных эффектов, которые влияют на участников обучения (вероятно, и на вас тоже)

Мы в своей статье про внутреннюю и внешнюю мотивацию ввели запоминающийся образ короны, который работает как мнемореференс. Пользователь может не вспомнить статью про факторы внутренней мотивации, зато вспомнит «статью, где была корона».

5 когнитивных эффектов, которые влияют на участников обучения (вероятно, и на вас тоже)
5 когнитивных эффектов, которые влияют на участников обучения (вероятно, и на вас тоже)

Эффект самореференции

Человек лучше запоминает информацию, которая соотносится с его реальностью и в которой он может себя узнать. Можно рассказывать прорабу про развитие мягких навыков, выгорание и ненасильственную коммуникацию — то, чему обычно учат «белых воротничков». Но пользы от этого будет мало. Зато профит принесёт курс по работе с проблемными сотрудниками, которые прогуливают и спустя рукава выполняют задачи.

Как использовать эффект в проектировании обучения:

  • Контекст пользователя в содержании обучения. Когда содержание материала никак не соотносится с реалиями людей, ценность и применимость обучения непонятна. Проведите интервью с представителями целевой аудитории и узнайте у них ситуации из практики, чтобы опираться на них в проектировании обучения и использовать в качестве примеров. Применимость станет очевидной, а полученные знания — ценными.
  • Описание курсов. Человек не понимает, зачем ему обучение, если не может быстро соотнести свои ожидания с образом результата, а себя — с «типичным студентом» этого курса. Описание курса — кому он подойдёт и какую пользу принесёт — помогает осознать связь обучения со своей жизнью и сделать выбор.

В своих курсах мы коротко и просто описываем образ результата, чтобы человеку было просто соотнести его со своим запросом.

5 когнитивных эффектов, которые влияют на участников обучения (вероятно, и на вас тоже)

Для Ворлдскиллс Россия мы делали квест-диагностику для привлечения молодёжи к самозанятости. Провели глубинные интервью и на них выяснили, что больше проблем с гибкими навыками: общение с клиентами, умение «продать» себя, синдром самозванца. Это стало методической основной диагностик.

5 когнитивных эффектов, которые влияют на участников обучения (вероятно, и на вас тоже)

Как использовать эффекты восприятия в обучении

  • Исследовать и учитывать контекст, в котором участники программы будут учиться
  • Добавлять подсказки, базу знаний и пуш-уведомления с напоминаниями
  • Делать материал причудливым: добавлять яркие примеры и метафоры, дерзкие заголовки, проводить обучение в игровом формате
  • Иллюстрировать текст картинками, схемами и графиками, которые работают на раскрытие темы
  • Разбирать материал на примерах из реальной практики участников программы
55
3 комментария

Говоря откровенно, Дуолинго со своими агрессивными напоминался бесит.
Напоминает мою бывшую с ее деланием мозга.
Потому она и бывшая. )

Ответить

Ну если совсем бесят, уведомления можно отключить. С бывшими в этом плане сложнее конечно... 😁

Ответить

действительно так ,чем креативнее обучение ,тем лучше запоминание

Ответить