Как «Яндекс Практикум» создал Школу наставников

И кому она будет полезна.

Юлия Шикарева, наставник на курсе IT-рекрутер
Юлия Шикарева, наставник на курсе IT-рекрутер

Наставничество — практика передачи знаний и навыков от более опытных специалистов новичкам. Такая методика обучения позволяет делать образовательный процесс эффективнее, а работу новых сотрудников более качественной и менее стрессовой.

Обучать нужно уметь. Как появилась Школа наставников Практикума

Для того, чтобы сотрудник интегрировался в новый коллектив и вник в суть своих обязанностей, необходимо получить общее представление о структуре организации, в которую он попал. Прежде чем оказаться на новой должности, он сталкивается с процессом обучения, который может проходить тернистым путем, или же с легкостью, при помощи опытных специалистов.

Яндекс Практикум — это сервис онлайн-обучения, где каждый может освоить цифровую профессию с нуля или получить новые навыки для дальнейшего профессионального развития. Сейчас на платформе представлено более 80 обучающих программ по более 50 цифровым профессиям.

Практикум готовит аналитиков данных, веб-разработчиков, бэкенд-разработчиков, инженеров по тестированию, специалистов по data science, дизайнеров, маркетологов и управленцев в IT. А технологии и команда экспертов помогают довести дело до конца. Чтобы образовательный опыт студентов был комфортным, им помогает команда наставников. Поэтому на базе сервиса возникла Школа наставников Практикума, которую проходит каждый специалист в начале своего сотрудничества с сервисом.

Наталья Мочалина
Лид учебного центра Яндекс Практикума

«Школа наставников возникла в 2019 году, когда очевидно проявилась проблема онбординга экспертов Яндекс Практикума. Чтобы сократить время и упростить вхождение в программы, мы занялись систематизированной подготовкой наставников.

Зачастую специалисты, приглашенные на программы, не имели опыта работы со студентами, тем более в онлайн-формате. Несмотря на их серьезный профессиональный бэкграунд, при ведении курсов требовались дополнительные soft skills, которые приходилось приобретать по ходу дела.

Так, выделив базовые компетенции для наставников, мы создали нашу Школу. При обучении мы ориентировались на ясную подачу теоретических блоков и их практическое закрепление. В принципе, и структура, и формат не поменялись за годы существования Школы».

Школа наставников бесплатно готовит специалистов, которые работают со студентами образовательных программ Яндекс Практикума. В период обучения наставники узнают, как эффективно передавать знания и опыт начинающим разработчикам, формировать у них самостоятельность. Кроме того, менторы учатся проводить воркшопы, делать занятия в онлайне действительно увлекательными и результативными, а также грамотно коммуницировать с учащимися и получать обратную связь.

Артур Сапрыкин, наставник и преподаватель на курсе «Data Science»
Артур Сапрыкин, наставник и преподаватель на курсе «Data Science»

5 шагов — 5 принципов: Из чего состоит программа обучения наставников

Мария Рыбакова
Лид команды HR Департамента Сопровождения Яндекс Практикума

«Есть множество экспертов на рынке, которые сильны в своей профессиональной области, но, когда дело доходит до преподавания, они сомневаются в своих возможностях. Им может быть непонятно, с чего начать, как вести себя в сложных ситуациях и т.д. Поскольку Яндекс Практикум привлекает сильнейших экспертов, нам важно, чтобы у них была возможность убрать эту неуверенность, прокачать свои навыки в андрагогике и убедиться, что они достаточно квалифицированы для наставничества».

Школа наставников базируется на совершенствовании и оценке пяти базовых компетенций, которые необходимы менторам при работе со студентами. Среди них:

  • Коммуникации
  • Преподавание в формате Zoom
  • Объяснение сложных идей
  • Управление конфликтами и недовольством
  • Работа с комьюнити

Обучение в Школе наставников проходит по пяти блокам, каждый из которых определяет базовые принципы работы специалистов и включает те самые компетенции.

Блок 1

В первом блоке обучения разбирается суть наставничества. Для студента/начинающего специалиста наставник — это ролевая модель. Человек, к которому он будет стремиться. Именно поэтому важно уметь презентовать свою экспертность и вместе с тем быть поддержкой для новичка.

Наставников учат выявлять потребности студентов и работать с их мотивацией. Мотивация — феномен непостоянный, к тому же приходится ее различать (она бывает внешняя, внутренняя и автономная). Нужно поддерживать каждую из них в человеке, давать понимание учащемуся, что нормально порой утрачивать стимулы.

Блок 2

Второй блок работы с наставниками посвящен коммуникации. Для специалиста необходимо не только обладать экспертизой, но и уметь ясно излагать свои мысли, доносить сложное простыми словами. Передача знаний становится не механическим процессом, а приобретает элементы сторителлинга. Наставники учатся грамотно использовать ассоциации и аналогии, давать четкую информацию для старта (она должна быть полноценной, но не перенасыщенной деталями).

Кроме того, в коммуникационном блоке наставники учатся картированию — выстраиванию траектории обучения, пояснению студенту, на какой ступени образования он находится сейчас. Также специалисты приобретают знание, как правильно простроить образовательный путь студента к выбранной цели.

Блок 3

Третий блок — вебинары и все, что с ними связано. Составить программу вебинара в увлекательной и насыщенной знаниями форме — задача непростая. Поэтому отдельная часть обучения посвящена этому навыку. Здесь же разбирается содержание групповой динамики, спады и подъемы, которые также придется контролировать наставнику.

Блок 4

Четвертый блок — самый сложный и при этом самый увлекательный, так как он сосредоточен на конфликтах и сопротивлении. Наставники изучают, как работать с сопротивлением группы и отдельных ее членов, как различать сопротивление и конфликт, в какие коммуникации лучше совсем не вовлекаться. Также наставники учатся сохранять собственные эмоциональные ресурсы, чтобы не доходить до выгорания.

Блок 5

В последнем блоке мы рассказываем наставникам о комьюнити студентов: как оно формируется и как его поддерживать. Эта часть небольшая, но тоже важная, и она логично завершает образовательный процесс.

Мария Рыбакова
Лид команды HR Департамента Сопровождения Яндекс Практикума

«Школа работает с преодолением внутреннего сопротивления перед взаимодействием со студентами, с тем самым «синдромом самозванца». И хотя обучение длится совсем немного времени — около 3-х недель — наставники получают достаточную экспертизу для дальнейшей коммуникации уже на курсах. Конечно, для полноценного овладения педагогическими навыками такой срок мал. Но Школа помогает снять внутренние барьеры, получить набор инструментов и механик, прокачать софты, которые будут помогать разрешать нестандартные ситуации».

Наталья Мочалина
Лид учебного центра Яндекс Практикума

«В самом начале работы в рамках Школы мы хотели делать наставников универсальными специалистами, которые будут и сопровождать студентов, и вести воркшопы и т.д. Но практика быстро показала, что этот подход не дает ожидаемых результатов. Поэтому мы оставили выжимку для старта, которая содержит все необходимое для погружения в наставничество».

Лариса Дансарунова, наставник на курсе «Бизнес-аналитик»
Лариса Дансарунова, наставник на курсе «Бизнес-аналитик»

Постоянство и изменения: Как модернизируется Школа наставников

Основная структура Школы сохраняется с момента ее возникновения по сей день. Тем не менее, команда Яндекс Практикума постоянно анализирует потребности наставников и студентов, благодаря чему развивает новые форматы и совершенствует систему обучения.

Лев Мареев
Лид направления обучения Учебного центра Яндекс Практикума

«Основная механика Школы заключалась в том, что мы обучали наставников через тренажеры с теорией, которую потом отрабатывали на вебинарах (разбирали кейсы, решали задачки, проводили ролевые игры и т.д.). Эти занятия проводились с модераторами, от которых наставники всегда получали обратную связь.

С прошлого года мы ввели в практику роль ассессора. Теперь с наставниками работает не только модератор, который управляет динамикой и объясняет задания, но и ассессор. Именно он наблюдает за участниками, фиксирует поведенческие индикаторы и анализирует их. Так, в конце Школы у каждого наставника появляется развернутая обратная связь с оценкой базовых компетенций, сильных сторон и рекомендациями по развитию, а команда Яндекс Практикума уже на старте видит возможности человека».

Кроме интеграции ассессора Школа за последнее время сформировала экспертное сообщество модераторов, в которое вошли профессиональные тренеры, Scrum-мастера, фасилитаторы образовательных мероприятий. Для них были доработаны подробные инструкции для воркшопов, благодаря чему наставники могут получать лучший образовательный опыт.

Лев Мареев
Лид направления обучения Учебного центра Яндекс Практикума

«Если говорить о будущих планах, то мы собираемся менять формат Школы. Прошлые потоки, когда приходило огромное количество человек (150+), не актуальны. Сегодня на каждой программе Школы обучается по 40 человек, а периодичность запуска установилась в каждые 2 месяца. Однако, мы понимаем, что даже 2-1,5 месяца — зачастую не тот срок, который наставник будет ждать, чтобы взять группу студентов. Наша задача — создать формат обучения, при котором наставник, а также ревьюер или куратор имели возможность при начале сотрудничества с Яндекс Практикумом сразу получить базовые навыки и знания, чтобы работать со студентами.

Сейчас Школа будет постепенно переходить в более актуальную для новых наставников форму. Она позволит в момент заключения партнерства с наставником сразу предоставлять ему возможность прокачать базовые навыки для сопровождения группы студентов и проще адаптироваться к этому процессу. Скорее всего это тоже будет гибридный формат обучения, где часть материала наставник будет изучать в тренажере, а часть отрабатывать на практике, где необходим ассессмент».

Для кого будет полезна Школа наставников Практикума

Школа наставников работает для людей, заинтересованных в сотрудничестве с одним из направлений Яндекс Практикума. Это могут быть специалисты разных профильных сфер, которые обладают нужными знаниями в профессии, но нуждаются в поддержке при интеграции в образовательный процесс. За последние годы Школа стала серьезной платформой подготовительного обучения перед началом сотрудничества.

Мария Рыбакова
Лид команды HR Департамента Сопровождения Яндекс Практикума

«Школа наставников часто является мотиватором к сотрудничеству с Яндекс Практикумом. Далеко не каждая образовательная компания готова вкладываться в экспертов в таком же объеме, как мы. Поэтому сейчас заметна тенденция, что кандидаты на курсы позитивно реагируют на возможность обучения наставничеству.

Кроме того, для Практикума очень ценно профессиональное сообщество, которое формируется в том числе и благодаря Школе. Помимо набора определенных навыков, мы даем возможность понять дух Практикума, пообщаться с коллективом, в котором можно находить единомышленников и друзей».

Вспоминая базовые компетенции, на которых основывается обучение наставников, можно также отметить, что многие из этих навыков необходимы и кураторам, и ревьюерам. Но именно наставнику придется передавать знания в синхронном формате на вебинарах, поэтому компетенция преподавания в онлайн-формате отличает эту роль от других.

Для поступления в Школу наставник изначально проходит тестовое задание и отбор на определенный курс Яндекс Практикума, где оцениваются его hard skills. В Школе же он обучается soft skills, без которых невозможно сделать образовательный процесс результативным.

Команда Яндекс Практикума также разработала специальные курсы наставничества, адаптированные под коммуникацию с подростками 13-17 лет.

Новая программа Школы наставников Практикума, которая позволяет овладеть навыками эффективного менторства подростков, будет доступна для всех, кто пройдет этапы отбора. Яндекс Практикум сделал больший акцент на ведение группы в мессенджере и на навык обратной связи, а также на базовые знания из педагогики (в работе со взрослыми больше времени посвящается андрагогике). Также в рамках программы участники узнают, как поддерживать мотивацию и создавать условия для развития самостоятельности студентов.

Следующий поток программы Школы наставников стартует в октябре, для подростков — 5 сентября. Чтобы стать участником, подайте заявку по одному из направлений:

Наставник на курс для подростков по веб-разработке;

Наставник на курс по Go-разработке;

Наставник на курс по DevOps;

Наставник на курс по Middle Python-разработке.

1313
10 комментариев

Жду школу ситхов от Яндекса. Чтобы в конце обучения дуэль с учителем . Кто выжил тот и работает потом в Яндексе

4

Яндекс Аколит. В Звёздных Войнах, учеников ситхов зовут аколитами. Чтобы аколит закончил обучение и стал наставником, он должен победить своего учителя.:))))))

должны еще быть тестовые задания типа кто чей отец

У меня залагал браузер или направлений нет?

Следующий поток программы Школы наставников стартует в октябре, для подростков — 5 сентября. Чтобы стать участником, подайте заявку по одному из направлений:

;

;

;

.

1

Добрый день! Спасибо, что обратили внимание. Поправили, сейчас всё должно отображаться корректно :)

Как можно попасть в Яндекс практикум?

«Есть множество экспертов на рынке, которые сильны в своей профессиональной области, но, когда дело доходит до преподавания, они сомневаются в своих возможностях. Им может быть непонятно, с чего начать, как вести себя в сложных ситуациях и т.д. Поскольку Яндекс Практикум привлекает сильнейших экспертов, нам важно, чтобы у них была возможность убрать эту неуверенность, прокачать свои навыки в андрагогике и убедиться, что они достаточно квалифицированы для наставничества».
То есть целью ЯП является не обучение кого-то, а предоставление возможности не очень уверенным в себе специалистам попробовать себя в качестве педагога? Получится- хорошо. Нет - не судьба. Так?