Как оценить состояние компании, если не силён в аналитике

Вести бизнес и полагаться на ощущения — значит купить себе как предпринимателю билет в один конец.

Как оценить состояние компании, если не силён в аналитике

Смотреть, что происходит на поверхности, не погружаясь в детали — ошибка, которую совершают многие начинающие руководители. И хоть ведение бесконечных таблиц, построение диаграмм и «пончиков» не гарантирует многомиллионную прибыль, они уберегут вас от незапланированных утечек в бюджете и помогут грамотнее выбирать стратегию.

Но если произвести оценку хочется, а замудрённые показатели не для вас, предлагаем начать с простых вопросов. Каких — сейчас расскажем.

Почему нет прибыли?

Представим ситуацию: вы ведёте бизнес, деньги на расчётный счёт льются рекой, но по итогам месяца прибыли почему-то нет. Звучит как страшный сон.

Первое, что можно предположить — вы не следите за расходами.

Где протечка, сходу определить трудно. Начать подстчёты с себестойки конкретных продуктов может быть сложно и, возможно, даже рано. Лучше сначала проверить 5 основных статей расходов, которые нужно постоянно держать на контроле.

1. ФОТ — фонд оплаты труда

Здесь нужно посмотреть, как прибыль соотносится с количеством сотрудников и затратами на них. Если иметь цифры под рукой, график можно построить за полчаса, а то и меньше.

На что важно обратить внимание:

В каком из процессов переизбыток кадров? Где человекоресурс можно использовать рациональнее? Может быть у вас есть процессы с устаревшей структурой, которые давно пора автоматизировать. В большинстве случаев модернизация идёт рука об руку с экономией.

2. Маркетинг

Если реклама не приносит лиды, трафик на сайт не растёт, а в соцсетях тишина, есть смысл отключить неактивные инструменты. Либо уменьшить траты и пересмотреть их работу.

Можно оставить 3 площадки под рекламу вместо 5. Или временно приостановить промоут постов и проверить, изменится ли что-то от этого.

Время от времени проверяйте реклам на актуальность: меняйте посылы и баннеры. Следите, чтобы предложения и акции были своевременными.

Попробуйте поискать бесплатные способы продвижения: обмен контентом с партнёрами, продвижение в соцсетях через видео, увеличение трафика на сайт с помощью поисковой оптимизации и т.д.

3. Аренда

Есть мнение, что с переходом многих компаний на удалённый режим работы, арендодатели всплакнули и снизили цены на помещения, лишь бы кто откликнулся.

На самом деле точечное снижение стоимости имеет место быть. Но отказываться от заработка никто не хочет, да и инфляция наступает на пятки. Поэтому ждать, что кто-то скинет цену, может быть пустой тратой времени.

Здесь стоит повнимательнее посмотреть на сам бизнес. Если род деятельности позволяет работать из дома, можно рассмотреть такой вариант. Затраты на электричество в домашнем офисе будут явно ниже арендной платы.

Можно поискать помещение подальше от центра или в менее популярном районе. Иногда аренду можно уменьшить, переехав на этаж ниже. В этом случае можно выиграть и во времени. Ведь до 3 этажа лифт явно доедет быстрее, чем до 25. В крупных бизнес-центрах это реально может быть проблемой.

4. Материалы

Актуально, если вы занимаетесь производством. И речь необязательно про крупные заводы, которые первыми приходят на ум. Производством могут быть и небольшие ателье по пошиву одежды, изготовители мебели или компьютерной техники.

С последними событиями закупать материалы становится всё накладнее. Отказаться от них невозможно, а постоянно повышать цену тоже нельзя. На такой случай можно прошерстить рынок и поискать поставщиков дешевле. Либо успевать пополнять запасы, когда цены временно снижаются, объявляют распродажи, меняется курс валют и т.д.

5. Налоги

Можно ли их оптимизировать? Уверены, что да! Это мы как бухгалтерия говорим. Если сомневаетесь — приходите к нам на консультацию.

С каких товаров я получаю больше всего денег?

Чтобы ответить на этот вопрос, выберите 5 самых прибыльных групп товаров.

Дальше сделайте три отдельных графика для каждой группы в разрезе последних лет:

  • по выручке;
  • по количеству;
  • по цене.

С помощью этих графиков вы легко сможете понять:

1) Какие позиции имеют стабильную выручку, а на какие периодически происходит спад.

Возможно, вы откроете для себя периоды сезонности, в которые продукт пользуется наибольшим спросом. Это поможет планировать маркетинговые активности и привлекать больше клиентов.

2) По каким группам товаров вы давно не меняли цены.

Инфляцию никто не отменял. Проверьте, как менялась стоимость таких же позиций у конкурентов. Возможно, товар следует продавать дороже.

Будьте внимательны: с повышением цен есть сложный момент. Далеко не всем клиентам понравится такой манёвр, из-за чего есть риск уронить количество продаж. Спешим утешить: во-первых, это происходит не всегда. А во-вторых, через небольшой промежуток всё налаживается, и выручка начинает расти.

В каком состоянии клиентская база?

Количество клиентов практически никогда не бывает статичным. Особенно в условиях большой конкуренции.

Чтобы не только суметь сохранить имеющийся показатель, а ещё и планомерно увеличивать его, обратите внимание на 3 основных момента.

1) Привлечение клиентов

Посмотрите, сколько новых клиентов вы привлекаете от месяца к месяцу. Вдруг окажется, что их количество постоянно падает, а вы об этом не знаете. Рано или поздно база иссякнет, и продажи прекратятся. Особенно если вы не работаете со следующим пунктом.

2) Удержание клиентов

Чем дольше клиент с вам, тем выгоднее он вам. Если сосредоточиться не только на привлечении, но и удержании, фирма в перспективе получит в разы больше прибыли.

3) Возврат клиентов

Работайте со всей клиентской базой, а не только с новенькими. Даже если вернёте 10% тех, кто когда-то ушёл — это деньги. К тому же без затрат на привлечение.

Как вы уже поняли, для хорошего анализа потребуется собрать много цифр и хорошенько потрудиться над выводами. Однако знать кучу терминов совсем необязательно.

Всё же оставаться в курсе дел можно и без табличных раскопок.

Кнопка подключает управленческий учёт для всех, вне зависимости от того, ведёте ли вы у нас бухгалтерию.

Узнать больше о сервисе и способах подключения можно по телефону 88003337826 или в нашем чате.

А за свежими новостями для предпринимателей переходите в наш Телеграм-канал. Публикуем важные новости для бизнеса и оперативно отвечаем на вопросы в комментариях.

66
7 комментариев

Если не силен в аналитике - как минимум, нанять аналитика, а не делать все самому

Ответить

Полностью поддерживаем. Так и время получится сэкономить, и результат будет качественнее.

Просто в штат аналитика обычно берут средние/крупные организации. Для небольших компаний это может быть избыточно. Поэтому они справляются своими силами либо подключают сервисы, куда остаётся только подгрузить данные.

Ответить

На аренде помещения можно сэкономить сто проц., а там раз в неделю собираться коллективом в кафешке дела насущные обсуждать

Ответить

😃 мы так делали пару раз.

Из плюсов — интересный опыт со сменой локации. В голове не идёт прямая ассоциация с офисом, поэтому генерация идей шла в нестандартном русле.

Из минусов — в некоторых кафе недружественная цена. И весь рабочий день так не просидишь. А жаль.

Ответить

Собственно, в чем вопрос?

Ответить

Как понять, что с твоим бизнесом, если ни разу не аналитик.

Мы предложили пару вариантов, как это можно сделать. Если у вас есть советы или опыт анализа без excel — будет очень приятно, если поделитесь ими 🙂 Уверены, что мы не обо всём написали.

Ответить