Как разработать сайт для медицинской клиники правильно

Привет, на связи Андрей Николаев, руководитель Medix IT. Сегодня расскажу, как команда нашего digital-агентства подошла бы к созданию идеального сайта для клиники.

Смотрите видео на нашем ютуб канале, если этот формат вам больше нравится

Конкурентный анализ и составление технического задания

Начинаю со сбора референсов и конкурентного анализа сайтов многопрофильных клиник (обычно хватает 7-15 сайтов). Сравниваю сайты по удобству, креативу, наличию интеграций, кастомному функционалу корзин и личных кабинетов.

Как итог ресерча, в списке технического заданию будут такие пункты:

Пример нашей сметы со всеми вышеперечисленными пунктами, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdocs.google.com%2Fspreadsheets%2Fd%2F11BNBpV4cRXROHEEkJm_HxC-ph0Qjn6z0kKEKORQ4ZtU%2Fedit%3Fusp%3Dsharing&postId=826464" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ссылка на смету</a>
Пример нашей сметы со всеми вышеперечисленными пунктами, ссылка на смету

Когда есть точное техническое задание, то можно спрогнозировать объемы работ и сроки разработки.

Обсуждаем все вопросы и уточнения, составляем договор на почасовую оплату (ТМ) и начинаем работать после предоплаты.

Зачем стоит в начале думать про SEO?

Опытный проджект отличается от новичка тем, что продумывает не только создание проекта, но и его дальнейшее развитие. Первым пунктом у нас не зря стоит именно SEO, так как с небольшими денежными и временными вложениями нам нужно привлечь экспертного SEO-специалиста (который шарит за медицину) и озадачить его сделать конкурентный анализ по ГЕО (город/регион где вам нужно будет потом продвигаться), перечню услуг и анализов (с учетом бюджетообразующих направлений).

Также seoшник должен составить и кластеризировать семантическое ядро. Зная весь спрос на рынке и в частности какие услуги/анализы ищут чаще - мы можем максимально точно выбрать структуру страниц своего будущего сайта. Мы объединяем этот процесс с задачей составления спецификации.

Мемчик про SEO
Мемчик про SEO

Также это здорово поможет в приоритизации отображения контента на сайте, ведь мы будем пользоваться правилом “что больше интересует пациентов - то мы показываем им выше/чаще/больше”.

Особенность того, что мы поставили SEO аналитику в начало также сыграет нам на руку на этапе финала разработки, так как SEO продвижение такого продуманного сайта будет обходиться в разы дешевле и эффективнее.

В дело вступает веб-дизайнер

Менеджер проекта ставит задачу дизайнеру на прототипирование, причем делает это с заботой: указывает кратко и по делу все базовые требования задачи, указывает референсы сайтов конкурентов, указывает список всех разделов на сайте. Мы всегда даем дизайнеру достаточно времени на реализацию задач, чтобы сотрудник не спешил и делал свою работу на высоком качестве.

Дизайн состоит из трех этапов: прототип, дизайн мобильной версии (мабайл форст, адаптивный дизайн. Каждый из этапов согласовывается с Заказчиком, и правки вносятся (если они обоснованы и целесообразны).

В медицинских сайтах обязателен Mobile First, ведь статистика показывает что минимум 65% посетителей вашего сайта будут заходить с телефона.

Готовый дизайн берет фронтенд-разработчик

Сроки работы и стоимость фронтенд части сайта может зависеть от того на каких технологиях вы решили делать фронт, а также сложность анимации. В идеальной разработке мы топим за скорость прогрузки страниц, поэтому не перегружаем сайт стилями и контентом. Задача сделать лёгкий, быстрый и понятный сайт для людей - не забываем об этом.

По окончанию этапа верстки вызываем тестировщика, чтобы проверил соответствие макета в Figma и верстки на тестовой демке по концепции Pixel Perfect.

Pixel Perfect — это способ вёрстки сайта строго по макету, при котором размеры и интервалы из дизайн макета соблюдаются с точностью до нескольких пикселей.

... поэтому важно строго контролировать ход разработки на всех этапах
... поэтому важно строго контролировать ход разработки на всех этапах

Начинаем программировать

С готовым фронтендом в работу вступает программист и блок за блоком оживляет сайт. В идеале нужно делать сайт на востребованном языке программирования и его фреймворке. У нас это PHP Framework Laravel.

Важно задать верный приоритет для бекенд разработчика по разработке разделов и блоков. По моему мнению одним из самых важных функциональных блоков является те, которые позволяют сделать пользователям целевые действия (формы обратной связи, запись на услуги и анализы, расписания врачей и обязательно интеграция с МИС).

Остальные разделы и интеграции можно назвать условно вторичными, так как работать хоть в каком-то режиме без них можно.

Давайте подружим МИС и сайт

Это снова история про продумывание на несколько шагов вперед. Интеграция сайта и МИС очень важна и обеим сторонам буквально подружить эти две системы. Со стороны разработчиков сайтов интеграцию обычно проводит программист, а со стороны клиники - местный IT-шник (программист МИС). Важно отладить коммуникацию между этими сотрудниками, так как в ходе интеграции они будут много обмениваться пакетами данных и адаптировать форматы передачи и приема информации в обеих системах. Обмен данными лучше всего делать автоматическим и регулярным, например 1 раз в 30 минут обновляем все данные об услугах, анализах и врачах.

Как разработать сайт для медицинской клиники правильно

Возвращаясь к обсуждению приоритетов могу сказать так, что довольно часто этап работы Интеграции с МИС является “сердцем” проекта и делать его нужно в самом начале, а уже потом остальной функционал. Имейте это ввиду и регулярно наводите порядок в своей МИС, чтобы программисты не плакали.

Лайфхак про сроки и релиз проекта

Вы можете подумать, что перед тем, как сайтом начнут пользоваться нужно ждать полного завершения программирования. Это желательно, но в бизнес реалиях не обязательно. Можно сделать MVP работу по бекенду и уже выложить сайт на боевой домен, чтобы страницы начали индексироваться. Работая на гите (система контроля версий) программист будет вносить изменения в уже работающий сайт и сайт при этом не будет ломаться.

Таким образом если общий объем работ по разработке сайта вам сказали 6 месяцев, то в теории можно сделать минимальный бек, а бОльшую часть страниц оставить голой версткой и начать пользоваться сайтом уже через 3-4 месяца разработки.

Для нас и для Хаби Лейма это очевидно
Для нас и для Хаби Лейма это очевидно

Маркетинг и аналитика

Когда сайт релизим на боевой домен, то сразу после этого нужно снова привлекать SEO специалиста и делать первичную SEO настройку (мета теги, роботс, сайтмап, микроразметка, настройка веб аналитики и пр.). Это важно чтобы сайт хорошо проиндексировался в поисковых системах и соответствовал техническим требованиям Яндекс и Google.

Если вы планируете после этого вести SEO-продвижение, профильное продвижение, вести соц. сети, а также закупать контекстную и таргетированную рекламу - то вам важно установить сквозную аналитику. В идеальном подходе к работе - видеть весь трафик и анализировать его эффективность в разрезе источников.

Сквозная аналитика для сайтов клиник
Сквозная аналитика для сайтов клиник

Идеальный формат работы - ТМ

Time and material - это подход с оплатой по отработанным часам. Все поставленные задачи исполнитель фиксирует в таск-менеджере (это может быть Jira, Bitrix 24 или самописное решение). В самой задаче должен быть трекинг затраченного времени. То время которое рассчитывали в смете является предполагаемым и часто Заказчик оплачивает 50% от предполагаемой стоимости проекта, чтобы Исполнитель начал работать (в этом есть небольшое сходство с подходом фикспрайс). Далее Исполнитель работает до полного выполнения работ. В конце Заказчик оплачивает остаток с учетом перерасчета, например планировали справиться за 100 часов, а получилось за 97 часов. За ускорение в 3 рабочих часа платить не нужно. Но если планировали 100 часов, а в ходе работа Заказчик накидал еще сверху задач и правок (это очень удобно в таком формате) и вышло у нас на 107 часов, то платить нужно за 107. По сути очень честный формат со справедливым распределением рисков между участниками рынка.

Заключение

Вот так я вижу идеальную разработку для сайта клиники. Если ваша клиника уже созрела для комплексного обновления своего сайта и вам нужно было пошаговое руководство к действию, то можете сохранять эту статью и использовать её в своей работе.

Если у вас возникнут вопросы по разработке или вы хотите получить бесплатную консультацию - свяжитесь со мной удобным для вас способом, сделаем вашу клинику идеальной.

Контакты

55
4 комментария

Андрей, спасибо за статью, есть полезные моменты. Пара вопросов: 1) оценка (например по главной странице) включает прототип, дизайн, верстку, программинг, тестирование и контент? 2) менеджмент отдельно не указываете? 3) как указываете клиенту срок (по дням) если в смете только часы?

1

1) да, все перечисленные моменты, кроме контента. Работа с контентом всегда обсуждается отдельно, так как в ней много нансов с обоих сторон.

2) Менеджмент у нас "вшит" в рейт специалистов. Ранее тестирование и отладка тоже была "вшита", но сейчас практикуем выносить тестирование как отдельную статью сметы

3) это легко. Допустим у нас 400 рабочих часов. Делю на 8 (т.к. трудовой день по ТК РФ 8 рабочих часов + 1 час обед) и получаю 50 дней. В одной календарной неделе у нас чаще всего 5 рабочих дней (не забываем про праздники). 50/5=10 календарных недель. И следовательно такой проект можно сделать за 2.5-3 календарных месяца (даже с учетом ожиданий согласований)

Думаю, как ни пытайся сделать и угодить всем, идеально все равно не получится, всегда найдутся недовольные(

1

Во многом с вами соглашусь, ведь действительно при взаимодействии Заказчика и Исполнителя могут быть разные нюансы (бюджет проекта, сроки, компетенции специалистов и даже загруженность Исполнителя). Лично я всё еще верю, что есть и будут появляться Заказчики, до которых можно донести сложность и специфику агентского бизнеса по разработке IT решений.