Воля к власти: Ренессанс Эго

Философия и наука

«Философия не дотягивает до науки». Это часто можно услышать из уст многих скептиков, особенно людей, полагающихся на научный подход в познании. И в этом их полное право, к слову, я тоже предпочитаю в чистом познании законов мироздания научный подход. Однако такая ли наука всеобъемлющая, всевидящая и всевластная?

Да, естественные науки, такие как физика, химия и биология могут объяснить практически все процессы, которые мы видим вокруг себя. На самом фундаментальном уровне Вселенную рассматривает квантовая физика. На данный момент этот раздел науки находится в сложном состоянии. Вообще, современную картину мира с точки зрения самых элементарных взаимодействий представляет сейчас Стандартная модель. Если кратко, то это масштабная физическая теория, описывающая мир как набор нескольких типов частиц.

Тут, собственно, можно задаться вопросом, что эта теория говорит насчёт того, как мир движется и взаимодействует, ведь частицы могут только сказать нам о том, из чего этот мир состоит. Но эта теория, которая своим предшественником и даже предком имеет квантовую теорию поля, не только делит Вселенную на мельчайшие детали, но также и все взаимодействия в ней. Все эти взаимодействия (или силы) разбиваются на частицы-переносчики всех возможных сил и энергий. Как итог, мир представлен статичными частицами (фермионами), перебрасывающимися другими частицами (бозонами) между собой, так что от этого обмена рождаются все силы во Вселенной.

Все частицы во Вселенной согласно Стандартной модели
Все частицы во Вселенной согласно Стандартной модели

К сожалению, эта модель изначально не могла исчерпывающе описать гравитацию, хотя учёные всё ещё ищут заветные гравитоны, переносчики гравитации. Но, помимо этого, Стандартная модель и в будущем продолжила давать определённые сбои и неувязки. Недавно открытое несоответствие магнитного момента мюона предсказанному Стандартной моделью – явное подтверждение неполноты теории и её неконкурентоспособности в борьбе за звание теории всего.

То есть наука имеет определённые трудности и всё ещё не способна ответить на самые фундаментальные вопросы. Например: из чего на самом деле состоит мир? Ведь описанные в Стандартной модели 17 видов частиц (включая бозон Хиггса) не дают нам должной степени доверия к себе. А что насчёт того, как произошла Вселенная? Для науки это загадка. Безгранична ли Вселенная? Если нет, то что находится за её границами? Есть ли другие миры? Чем является сознание человека, где оно существует? Наконец, мы имеем ценностные вопросы: в чём назначение человека? В чём это назначение у всего мира? Что будет после конца Вселенной? Или ей не будет конца?

На все эти вопросы наука не в силах дать ответ. И не потому что она какая-то слабая и тем более неправильная. Просто часть этих вопросов лежит не в её компетенции. То есть учёные даже не работают в этой области и здесь сам научный метод обрывается. Да всесильная наука оказывается не всесильной, собственно говоря, она никогда себя таковой и не считала. Ведь она работает исключительно в рамках научного метода, в области эмпирически доказуемой.

А на более базовые и общие вопросы даёт ответы философия, и это, конечно, не наука, хотя бы уже потому что не может быть наукой то, что призвано объяснить и обосновать саму науку, показать необходимость научного метода и определить рамки научной теории. В общем, для философии звание науки – это излишек, как для организатора олимпиады звание её победителя.

И в философии уместны разные взгляды философов на один и тот же предмет, что недопустимо в науке. Но многие из них создают масштабные и односвязные концепции, способные на философском уровне описать всю Вселенную, не только её физическую и метафизическую суть, но и ответить на вопросы о человеке и о ценности всего мира.

Поговорим о такой концепции у одного из самых популярных философов 20-го века – Фридриха Ницше.

Воля к власти

Уже на закате своей жизни Ницше начал работу над последним своим крупным трудом – «Воля к власти». В этой книге должны были быть провозглашены те положения и мысли, к которым Ницше пришёл, пройдя свой длинный жизненный путь и проведя эти мысли красной нитью через всю свою предыдущую философию.

До этого в его произведениях уже воздвигались вековые идеи, такие как сверхчеловек или вечное возвращение. Но именно волю к власти необыкновенный философ выбрал в качестве основной и центральной темы для венца своей мысли.

Итак, воля к власти является нам везде и всюду, она есть в каждом живом элементе – от одноклеточной бактерии и до человека. Всё, что может двигаться и развиваться следует своей воле к власти. Начав так, я сразу хочу отрубить превратное понимание слова «власть». Здесь не имеет места узкое значение, вызывающее ассоциации с политикой, высокими должностями, рабством и прочими популярными образами, связанными у нас в умах с понятием власти.

Под властью в данном случае понимается более широкая сущность. Потребление еды, борьба животных, рост деревьев, танцы, бытовые споры – всё это проявления воли к власти. Каждый вид жизни стремится утвердить себя, провозгласить своё бытие, насытив и расширив его.

Власть в раскрывающемся цветке, поскольку он хочет занять больше места в этом мире, то есть распространить себя, свою суть в пространстве, а также позволить насекомым или ветру опылить себя, чтобы продолжить своё бытие в своих потомках. Власть в человеке, выбирающем наряд по ярче, чтобы громче заявить о себе и оставить след себя в умах других людей, то есть вновь распространить свою власть. Власть есть всё, что принадлежит сущности, включая способность частично контролировать другие сущности вокруг себя. Общее движение всей Вселенной есть развитие воли к власти, она проявляет себя всюду, именно во всём, что может иметь сознательную и бессознательную волю.

Воля к власти: Ренессанс Эго

Если ты следуешь своей воле к власти, то ты следуешь своей природе, поступаешь естественно и логично для себя.

Также для мира характерно столкновение интересов двух субъектов, то есть столкновения и борьба двух властей, победитель развивает и возвеличивает свою волю к власти, проигравший отдаёт своё победителю. Власть ассоциируется с жизнью в принципе, ведь согласно эволюционной биологии, жизнь на Земле представляет собой бесконечную борьбу за существование. И это не какое-то свойство, пусть и очень важное, пришедшее к живым существам в процессе их сосуществования, это есть основа жизни, её ярчайший признак. То, что не борется за своё существование, погибает; поэтому всё живо только до тех пор, пока бьётся с окружающей средой за то, чтобы быть живым, иными словами до тех пор, пока оно ещё стремится развить либо не дать угаснуть своей воле к власти (воля к власти есть воля к жизни).

Если таким образом перейти к человеку, то что значит для него воля к власти? Утверждение себя и своего влияния. Например, когда вы делаете в комнате ремонт так, как вам хочется, то вы распространяете свою власть на эту комнату. Мы убеждаем людей оставляя свою волю в качестве мысли в их головах, мы покупаем и потребляем, чтобы насытить волю к власти внутри своего тела. Любой поступок, идущий на благо организму, расширяет границы его воли к власти – это работает и в обратную сторону. На борьбе власти двух и более людей строится общество и вся цивилизация. Она есть компромисс между волей к власти множества людей, это гармония между давлениями со всех сторон, стабильное равновесие в постоянной непрекращающейся борьбе за интересы между всеми индивидами, каждый из которых стремится не к общему благу, а к тому, чтобы развить свою волю к власти.

Как видите, это настолько базовая концепция, что она может быть применима и к фундаментальным взаимодействиям, и к социальным аспектам жизни. Но с какой стороны этот концепт стоит по отношению к борьбе с Эго?

Воля к власти и борьба с Эго - про одно и то же?

На первый взгляд кажется, что стоит она противоположно, ведь вся суть нашей идеи заключается в наставлении не потакать своим сиюминутным желаниям, не слушать свой страх. Воля к власти подразумевает своего рода перекрёстный интерес – поступать так, чтобы расширять себя и (что наиболее важно) своё влияние в пространстве и времени. То есть Ницше как раз призывает слушать себя и угождать себе, ставить свои интересы превыше всего. Разница между учениями вполне наглядна. Нам осталось понять, откуда возникает эта разница в наставлениях и действительно ли они лежат в одной плоскости, чтобы говорить об их полном антагонизме.

Для это посмотрим на стартовую позицию обеих идеологий, как мы и как Ницше оценивает состояние общества.

Именитый философ, он всегда корил людей за их богобоязненность. В отношении Бога человек всегда чувствует себя существом падшим, греховным и в целом жалким. Отсюда и возникает церковь смирения, признание своей тленности и ничтожности пред ликом Божьим. Конечно, в 19 веке, когда жил Ницше, средневековое влияние церкви уже спало, но он ещё видел в лицах людей пренебрежение к себе, слышал в их словах самоуничижительные выражения, которые они используют для того, чтобы таким образом превознести их божество. В конце концов вера большинства населения приводит к тому, что человек как существо преступно недооценивается, сводится на нет его стройная природная мощь и огромный потенциал для роста, открытый развитым интеллектом.

Воля к власти: Ренессанс Эго

В таком положении Фридрих Ницше даёт людям ту горькую таблетку, которая им необходима. Он создает волю к власти, чтобы вернуть людям их самоуважение, возвести вновь культ человека и человеческой души. Он заставляет народ вспомнить, о том, сколько мощи заключено в слове «человек», на сколь многое он способен. Главное было показать, что человек не то неудачное божье создание, которое пало во грехе и теперь должно стыдиться себя, но что человек, вышедший из лесов и полей, из зверей, построил цивилизацию и общество, стал главенствовать над землёй, стал её хозяином. Как и всё живое, в нём растёт и процветает воля к власти и было бы безумно вместо взращивания, наоборот, душить и подавлять её в себе. Причём духовными хозяевами Земли по Ницше можно полностью считать лишь тех из людей, кто осознаёт и принимает это своё положение, а не трясётся, мня себя лишь блохой пред взором Бога.

А какое общество мы можем наблюдать сейчас, в XXI веке? Религия уже давно не имеет того влияния, что было в прежние времена. В народ ворвалась масс-культура, индустриализация и технологии. И сейчас, чтобы жить комфортно, нужно приложить на порядок меньше усилий, чем раньше – жизнь стала удобнее, быстрее, мягче. В этом свете и зародилась определённая изнеженность у многих людей, которые стали полностью полагаться на заботу извне. Теперь стало не стыдно, а наоборот, модно бояться. Настал культ слабости, когда вместо заслуг люди хвастают своими слабостями и способностью открыто о них говорить, это новая естественность. Но за этой этикой и скрывается утоньшение духа человека (в общем смысле).

Теперь людям нужно новое учение, борьба с Эго, которое у всех успело возрасти до таких размеров, что любое насилие над собой люди признают за бескомпромиссное зло (словно средневековые европейцы, которые имели понятие об абсолютном зле в лице грехов). Но никакое учение невозможно без насилия, никакой рост невозможен без насилия над собой. И если здесь должна быть заезженная цитата, то пусть это будет «No pain, no gain». Человек вновь стал мелок, но уже не перед Богом, а перед своими недостатками, которые стали называть силой. Талант стал заменён инклюзивностью, преодоление трудностей – нытьём и беготнёй за психологами. Настало время нам сказать своё слово, что человек всё ещё велик, что мы всё ещё способны на великие дела, но для великих дел нужно перестать бояться, нужно очищаться от недостатков, а не прикрываться ими. Если это необходимо, то мы будем выдирать эти недостатки с мясом.

Страх стал оправданием, но разве страх не нужно подавлять, разве мы, люди, пугливые травоядные, бегущие от любой шуршащей веточки? Слабость стала силой, но сильные всё также сильны, а слабые только стали называть себя таковыми. Почему после признания в своём недостатке не начинается работа по борьбе с ним, движение к лучшему и духовный рост? Почему вместо этого люди остаются при своём считая рост, пусть даже через страдания, борьбой с человеческой природой? Ведь человек не рождён вечно ходить клеймённым слабаком, он рождён, чтобы стать сильнее и лучше, и помочь другим в том же.

Из вышесказанного ясно: цель у нас и у Ницше одна и та же, вернуть человеку величие, его силу и мощь. Для разного состояния общества нужны разные инструменты, чтобы этого величия достичь. Тогда людям нужна была вера в себя, теперь работа над собой. Тогда им требовалось обратить внимание вновь на себя целиком, теперь требуется увести от себя чрезмерное внимание и обратить его лишь на свои возможности и на мир вокруг. Ведь тогда многие считали, что мало что могут, сопоставляя себя с божественным могуществом, теперь они считают, что мало, что могут из-за «естественной» слабости. Однако от этого необходимо отказаться, признав, что боль – это жизнь, а не смерть.

«Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее»

2 комментария

Странно, про идеи Альфреда Адлера в статье ни слова, хотя именно его психология личности сочетает в себе эго-концепцию Фрейда и волю к власти Ницше.

1
Ответить

К сожалению, не знаком с творчеством данного автора

Ответить