BBK: кто на самом деле стоит за Oppo, Vivo, OnePlus и Realme

Компания, не производящая смартфоны под своим именем, уже второй год входит в тройку лидеров по их продажам. Разветвлённая структура, активная экспансия на Запад и конкуренция с Apple — всё это лишь малый повод узнать о BBK Electronics.

BBK: кто на самом деле стоит за Oppo, Vivo, OnePlus и Realme

Что нужно знать о BBK

Для жителей России и стран СНГ BBK чаще всего ассоциируется с недорогими проигрывателями и телевизорами, но мало кто знает о реальных масштабах её деятельности.

Структура корпорации

Имя BBK Electronics нельзя встретить среди устройств на рынке смартфонов — как минимум потому, что её сфера деятельности лежит в производстве аудио- и видеопроигрывателей, а также бытовой техники. Структурировав статистику по продажам смартфонов на глобальном рынке, можно увидеть следующую картину.

BBK: кто на самом деле стоит за Oppo, Vivo, OnePlus и Realme

Не производя смартфоны самостоятельно, BBK занимает третье место по продажам в мире по итогам 2017 года, существенно превосходя всеми известных Xiaomi, Huawei и множество других популярных брендов.

Всё дело в том, что в состав компании входят такие бренды, как Oppo, Vivo, OnePlus и Realme — сразу несколько конкурирующих подразделений, обеспечивающих проникновение на разные сегменты рынка — как бюджетные, так и премиальные. Они имеют достаточно обширную аудиторию по отдельности и занимают серьёзную долю на рынке в объединении.

Кроме того, конкуренция между брендами существует не только на словах и заключается в независимой работе отдельных подразделений. По словам генерального директора OnePlus Пита Лау, дочерние компании не имеют общей стратегии — BBK скорее обязывает их действовать независимо, даже если это означает, что они конкурируют друг с другом за одни и те же ресурсы.

Доля на рынке — в Китае и за пределами

Главная сложность в оценке деятельности BBK Electronics — её подразделения, чаще всего действующие как независимые компании. Но суммировав их продажи, можно увидеть фактическую долю корпорации на мировом рынке.

BBK: кто на самом деле стоит за Oppo, Vivo, OnePlus и Realme

Смартфоны под принадлежащими BBK брендами превзошли Apple в продажах на рынке Китая и вошли в тройку лучших на глобальном рынке за последние два года.

Пиком развития для компании стал первый квартал 2017 года, обеспечив ей второе место по продажам в мире. Сейчас доля BBK на рынке остаётся в неизменном положении — около трети рынка, немногим уступая продажам Apple и Samsung.

BBK: кто на самом деле стоит за Oppo, Vivo, OnePlus и Realme

Отдельно стоит выделить продажи компании на развивающихся рынках— так, например, Индия стала одним из главных покупателей китайской техники в этом году, внеся свой вклад в общие продажи принадлежащих BBK подразделений. Суммарная доля корпорации на рынке этой страны превзошла Xiaomi и Samsung — 30% против 28 и 25% соответственно.

В тени китайской индустрии — Дуань Юнпин

Китайские копии Nintendo, три высших образования и размеренная жизнь в Калифорнии — историю основателя BBK Electronics Дуаня Юнпина сложно назвать заурядной.

Как начиналась история основателя BBK

BBK: кто на самом деле стоит за Oppo, Vivo, OnePlus и Realme

Дуаня Юнпина, фактического владельца компании, довольно сложно встретить в медиапространстве. Один из немногих источников информации о нём — интервью для Bloomberg и запись публичной дискуссии с китайскими студентами в Стэнфорде.

Цитируя его последнее выступление в Америке: «Я антисоциален. Общественные мероприятия очень утомительны и требуют много времени. Слишком мало друзей, которых стоит заводить, и очень сложно узнать кого-то действительно хорошо».

BBK: кто на самом деле стоит за Oppo, Vivo, OnePlus и Realme

Человек, владеющий сегодня третью мирового рынка смартфонов, родился в простой семье в городе Наньчан — одном из крупных промышленных центров Китая. После окончания школы получил два высших образования, по специальностям инженера по радиоэлектронике и направлению экономики.

Последним полученным образованием для Юнпина стала магистратура, завершённая в Китайско-европейской международной бизнес-школе — за два года там он получил магистра делового администрирования.

BBK: кто на самом деле стоит за Oppo, Vivo, OnePlus и Realme

Во время нахождения Юнпина в академической сфере прошла его краткая преподавательская карьера в Beijing Radio Tube Factory — он преподавал для работников завода. После получения степени магистра по экономике Дуань начал свою карьеру в Zhongshan Yihua Group — на плечи выпускника легло управление убыточным заводом, с персоналом из менее чем 20 человек и значительными долгами.

Будущий основатель BBK вывел завод из кризиса, создав на его основе подразделение Subor Electronics Industry. Оно занималось производством дешёвых игровых приставок, конкурирующих с Nintendo на рынке Китая. Это позволило вывести завод из кризиса, превратив его в прибыльное предприятие.

BBK: кто на самом деле стоит за Oppo, Vivo, OnePlus и Realme

Приставки, производимые компанией, представляли собой удешевлённые, обезличенные копии популярных в то время SNES и других продуктов Nintendo. Всё оригинальное, как и всегда, начиналось с подражания.

Тем не менее из-за разногласий с начальством Юнпин был вынужден покинуть пост исполнительного директора. В 1995 году Дуань разрывает свои соглашения с работодателем и основывает BBK Electronics — с 70% процентами принадлежащих ему акций.

Принципы работы — и для чего они нужны

На первый взгляд, общая структура корпорации и её история слабо отличаются от множества других. Система дочерних компаний, инвестирования в молодые проекты и прочее — следы заимствований успешных политик заметны и невооружённым глазом.

BBK: кто на самом деле стоит за Oppo, Vivo, OnePlus и Realme

Говоря о развитии своей компании в интервью для Bloomberg, основатель BBK утверждал, что основные принципы, которыми он руководствовался при принятии большинства решений, — «тщательный отбор партнёров, быстрое реагирование на возникающие проблемы и последовательность (цельность) в своих действиях».

Интересен также его подход к инвестициям — по его мнению, «стоит ставить только на то, в чём вы уверены сами». Это хорошо укладывается в историю появления BBK на рынке смартфонов — с крайне осторожным развитием подразделений, без попыток «слепых» инвестиций.

Также сам Юнпин предпочитает «не инвестировать в проекты на ранней стадии развития» — он сделал единственное исключение для стартапа своего давнего друга — PinDuoDuo.

BBK: кто на самом деле стоит за Oppo, Vivo, OnePlus и Realme

Довольно необычен скептицизм Юнпина по отношению к маркетологам и пиар-акциям. Отвечая на вопрос студентов Стэнфорда об его отношении к рекламным компаниям, он сказал, что в первую очередь компаниям стоит обращать больше внимания на качество производимого продукта, а затем уже заниматься информированием мира о его существовании.

Инвестиции в будущее — о работе с китайскими студентами

Говоря об инвестициях, нельзя не провести параллели между появлением дочерних компаний и интересом корпораций к молодым специалистам. Спустя несколько лет после появления компания добилась успеха в сфере CD и DVD проигрывателей и открыла партнёрскую программу для развития бизнес-проектов — именно она стала основой для появления Oppo в 2004 и Vivo в 2009 годах.

Программа начала действовать в 1999 году. Вместе с её появлением началось сокращение доли Юнпина в акциях компании — до 17% процентов. Вскоре после этого, в 2002 году, глава BBK покинул Китай и переехал в Калифорнию. Со стороны это смотрелось как своеобразный уход от дел и повседневной рутины — Юнпин уже обеспечил себя и свою семью более чем достаточными средствами.

BBK: кто на самом деле стоит за Oppo, Vivo, OnePlus и Realme

Возможно, это действительно имело место — но лишь частично. С момента переезда Дуань успел организовать публичное выступление в Стэнфорде — стенограмму беседы можно найти в англоязычном переводе — и основал фонд по поддержке китайских студентов в нём же.

BBK: кто на самом деле стоит за Oppo, Vivo, OnePlus и Realme

Это хорошо укладывается в общую политику BBK Electronics, ориентирующейся на активное развитие молодых, самостоятельных разработок. Именно дочерние компании в своё время обеспечили проход корпорации в сегмент мобильной техники — и до сих пор являются залогом её благополучия на рынке.

BBK на рынке — история становления

BBK Electronics стала первым, полностью самостоятельным проектом Дуаня Юнпина. Начав свою карьеру в качестве преподавателя, Юнпин довольно быстро перешёл к кризисному менеджменту, обеспечив себе доброе имя и заработав существенный опыт в сфере управления.

BBK: кто на самом деле стоит за Oppo, Vivo, OnePlus и Realme

Зачем потребовалось уйти из Subor

Как уже говорилось выше, первые шаги Дуаня в предпринимательстве начинались в кресле директора небольшого и не самого успешного подразделения Zhongshan Yihua Group.

Получив под своё управление убыточный завод, погрязший в долгах, Юнпин довольно быстро превратил его в прибыльное предприятие, занимавшееся пусть и не самой честной деятельностью — копированием приставок от Nintendo, — но давшей подразделению новое дыхание.

Довольствоваться простым выходом из кризиса было мало. Юнпин хотел отделить компанию, получив существенную долю в её владении. Переговоры с руководством ни к чему не привели, и глава вернувшегося к жизни подразделения решил уйти в отставку. После ухода из компании Юнпин основал собственную фирму (BBK Electronics) и начал делать свои первые шаги в самостоятельной работе.

Разделение на три направления: первые успехи

Первым делом Дуань сделал ставку на вход сразу в несколько сфер рынка техники — даже в случае частичного провала у компании оставался шанс отыграться в одном из выбранных сегментов рынка. В качестве основных направлений были выбраны производство обучающей электроники, аудио- и видеотехники, а также компактных телефонов.

Спустя некоторое время компания занимает лидирующие позиции на рынках VCD- и DVD-плееров в Китае. Прибыль также приносит производство бытовой техники — на этих двух сферах до сих пор сосредоточены основные ресурсы головного подразделения BBK.

Кризис. Дочерние компании и политика «партнёрских отношений»

Несмотря на успех в своей нише, компанию всё же настиг кризис. Производство проигрывателей и бытовой техники не подразумевало серьёзных путей для дальнейшего развития, а период застоя, происходящий на фоне активного развития мобильного рынка, не мог не вызывать негативной реакции у Юнпина.

BBK: кто на самом деле стоит за Oppo, Vivo, OnePlus и Realme

Спасением для BBK стало развитие партнёрских программ и последовавшее за ними появление дочерних компаний, позволивших компании войти на рынок смартфонов без потери уже разработанного сегмента бытовой техники. Первой пробой стало подразделение Oppo, основанное при прямом участии Дуаня — дальнейшие проекты представляли собой куда более самостоятельные предприятия.

Для чего сотрудникам акции их же компании

Одним из самых важных шагов в развитии компании стало сокращение доли её основателя до 17% — Юнпин решил обратиться к дальнейшему развитию партнёрских программ в ущерб общему контролю за корпорацией. Вслед за этим последовали инвестиции в развитие дочерних компаний — таких как Vivo и OnePlus.

BBK: кто на самом деле стоит за Oppo, Vivo, OnePlus и Realme

Крайне неочевидный с первого взгляда ход стал одной из причин успеха компании. Основатель BBK не просто продал основную часть своих акций — по его мнению, распределение долевых бумаг среди работников компании позволило усилить их вовлечённость в общую деятельность. Сложно не желать успеха компании, от чьих акций зависит рост твоего благополучия.

Дальнейшие перспективы

Довольно сложно прогнозировать развитие именно BBK, учитывая переход её владельца к политике инвестиций. Компания успешно конкурирует с множеством брендов, останавливаясь только перед одним крупным соперником — Apple.

BBK: кто на самом деле стоит за Oppo, Vivo, OnePlus и Realme

Юнпин и принадлежащие BBK подразделения смогли обойти Apple на локальном рынке и рынках развивающихся стран, но не достигли больших успехов на родных для неё рынках Америки и Европы. По утверждению самого Юнпина, BBK не находится на одном уровне с Apple — американская корпорация, по его мнению, обладает слишком сильной внутренней культурой и концентрацией на производимых продуктах.

Тем не менее, закрыв глаза на сравнение культуры производств у Apple и BBK, можно сделать вывод о фактической монополизации рынка китайских смартфонов одной малоизвестной корпорацией. Сложно сказать, удастся ли BBK провернуть тот же фокус на мировом рынке — но нельзя отрицать её нарастающее влияние на весь мобильный сегмент.

2828
31 комментарий

Хорошее начало, а концовка, как бы прерывается статья.

Oppo делал хорошие видео приставки, уже после сосредоточившись на ultra premium сегменте, а так была конкуренция с dune.

5
Ответить

Круто! Это как Марс и Сникерс, которые долгое время конкурировали друг с другом не только в магазинах, но и в рекламе на ТВ, а потом оказалось продуктом одной компании.

1
Ответить

Ну если читать этикетки чаще, можно многое узнать )

Например, пепси это агуша, лейс, фруктовый сад, хрустима, домик в деревне, ламбер, чудо, липтон, русский дар, акваминераль и т.д.

9
Ответить

Как вообще Марс может конкурировать со Сникерсом?))

1
Ответить

ОКАЗАЛИСЬ

Ответить

Мутная контора, я бы их телефонам свои данные не доверил

1
Ответить

А каким конторам доверяете, какие не мутные? )

7
Ответить