Рассылка электронных сообщений. Как избежать штрафов?

Согласно ст. 3 ФЗ Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. E-mail рассылка, рассылка СМС-сообщений и сообщений в мессенджерах безусловно подпадает по действие закона о рекламе.

Распространение рекламы по сетям электросвязи в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается (ч. 1 ст. 18 Закона № 38-ФЗ), а значит любая рассылка с использованием купленных баз электронных адресов и номеров является незаконной.

При этом реклама признаётся распространённой без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. То есть если у вас нет доказательств, что клиент согласен на рассылку ему сообщений, то Вам также грозит штраф.

Штрафы за нарушение закона о рекламе существенные:

для граждан — от 2 000 до 2 500 рублей;

для должностных лиц — от 4 000 до 20 000 рублей;

для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

Более того, использование незаконно полученных баз электронных адресов и номеров телефонов в некоторых случаях может быть квалифицировано по ст. 272 УК РФ как неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации. По данной статье предусмотрено наказание:

За нарушение вам могут грозить:

- штраф до 200 000 рублей или в размере дохода за 18 месяцев;

- исправительные работы до года;

- принудительные работы или лишение свободы на срок до двух лет.

Производить законную электронную рассылку можно только при наличии согласия от получателя. Такое согласие может быть получено в электронной форме на сайте или в письменном виде при оформлении заказа на торговой точке.

При сборе данных клиента на сайте (в том числе ФИО, номер телефона, адрес электронной почты и другие) разместите у себя две отдельных графы «Даю согласие на обработку персональных данных» и «Даю согласие на получение информационных рассылок по e-mail и номеру телефона», где клиент сможет поставить галочку. Не ставьте галочку в графе «Даю согласие на получение информационных рассылок по e-mail и номеру телефона» включенной по умолчанию.

В фуртере страницы сайта разместите форму согласия на обработку персональных данных и политику в отношении обработки персональных данных. Согласие на обработку персональных данных должно включать такую цель как информирование об услугах и товарах посредством отправки электронных писем по адресу электронной почты и телефону.

Помните, что получать согласие от клиента и делать рассылку должно одно и то же юридическое лицо, если в согласии прямо не предусмотрена возможность передачи персональных данных конкретным третьим лицам.

Сохраняйте письменные согласия на получение информационных рассылок и log-файлы (это текстовый файл, куда автоматически записывается важная информация о работе системы или программы) при получении согласий на сайте.

И обязательно добавите кнопку «Отписаться от рассылки», этого требует ст. 18 закона о рекламе (рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием).

Соблюдение описанных условий поможет Вам законно производить электронные рассылки, а значит у ФАС не будет к вам вопросов.

Итоги подведем в чек-листе:

  • Получите от клиента согласие на получение информационных e-mail рассылок и рассылок по номеру телефона в четко выраженной форме;
  • Никогда не используйте незаконно полученные базы электронных адресов и номеров и не покупайте их;
  • При получении данных клиента на сайте разместите согласие на обработку персональных данных и политику в отношении обработки персональных данных. Для корректного их составления обратитесь за профессиональной помощью к юристам;
  • Помните, что само по себе указание адреса электронной почты и номера телефона не дает право использовать их для рассылки рекламы. На получение информационных и рекламных рассылок нужно отдельное согласие;
  • Сохраняйте доказательства (письменные согласия, log-файлы), что клиент согласен на рассылку ему сообщений;
  • Оперативно удаляйте из базы рассылки клиентов, которые отказались от рассылки.
55
3 комментария

Молодцы, что занялись этим, а то оставляешь свой эл.адресс, чтобы, например, отзыв оставить, а тебе потом куча рекламных ссылок понаприсылают

1

а в данном случае вопросы будут к тому, чье имя упомянуто в рассылке в мессенджере или от чьего лица было отправлено? А то конкуренты захотят нагадить и напишут от лица моей компании, а я потом доказывай, что это не я

Максим, когда мы попали в такую ситуацию, отвечал в итоге владелец номера, с которого была рассылка, а не заказчик. То есть мы. Но это было в случае с телефонными звонками. Кого привлечь к ответственности, если пришел спам в телеграм с индонезийского номера, я не знаю. Поэтому рассылки в телеграм кажутся безопаснее