Агентство запустило удачную кампанию и получило 700 000 штрафа. Как не попасть на штрафы за маркировку рекламы в сети?

Агентство запустило удачную кампанию и получило 700 000 штрафа. Как не попасть на штрафы за маркировку рекламы в сети?

Маркетологи нарушили закон, и компании «прилетело» от ФАС. Расскажу, как юристы «Патрикеев и партнеры» помогли оспорить наказание за маркировку рекламы и снизили риски, связанные с новым законом о маркировке рекламы

Меня зовут Павел Патрикеев, я практикующий юрист и сооснователь сервиса «Патрикеев и партнеры». Это мой пятый кейс, остальные читайте в моем блоге на VC:

С чего все началось: «Быстрее-быстрее! Подписываем и запускаем»

В начале лета 2023 года компания, предоставляющая услуги маркетинга и продвижения в Интернете, запустила удачную по их мнению рекламную кампанию в Телеграме.

Оформляла отношения с клиентом и запускала проект команда маркетологов. Они не смотрели в документы, а были заинтересованы как можно скорее подписать договор и получить оплату — пока инфоповод свеж, а клиент не передумал. Отмечу, что это просчет не конкретно этого клиента, а особенность всех небольших фирм и агентств в отрасли — как правило, у них нет собственного юриста, и практикуется подход: «Да ладно! Скачаем в интернете и сами сделаем».

Как итог, в июле 2023 года региональное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) возбудило в адрес фирмы производство по признакам нарушения пункта 8 части 2 статьи 21, части 16 статьи 18.1 ФЗ «О рекламе».

Слово из семи букв: «реклама»

Маркировать необходимо всю рекламу, публикуемую в сети: новостную (медийную), контекстную и таргетированную.

Агентство обвинили, что реклама не промаркирована должным образом. В нашем случае, в таргетированных ТГ-креативах не было пометки «Реклама» и отсылок к рекламодателю. Это произошло из-за того, что маркетологи не имели представления о требованиях закона «О рекламе» и не знали, как этим требованиям соответствовать.

«Патрикеев и партнеры» чтут условия NDA, и я не покажу реальное объявление клиента, а приведу пример из сети, который также нарушает требования ФЗ 38 N 38-ФЗ «О рекламе».

Слева — маркировки нет, это нарушение, справа — маркировка уже появилась. Теперь еще и ERID надо добавлять
Слева — маркировки нет, это нарушение, справа — маркировка уже появилась. Теперь еще и ERID надо добавлять

Сколько «стоит» неправильная маркировка рекламы?

После того как началось производство по делу, у директора «сыграли эмоции», и он начал «чистку рядов»: жестко отчитал маркетологов, срезал всем премии и сказал «выплачивать из своих». Маркетологи же в свою очередь отказывались оплатить штраф: «Мы на это не подписывались!».

Как позже увидел юрист «Патрикеев и партнеры», ни в одном из более десятка договоров не было прописано, кто несет ответственность за нарушение закона «О рекламе».

Всего за каждый креатив налагалось по одному штрафу. В сумме — шесть креативов, от 100 до 500 тысяч за каждый. Даже если считать по нижней планке, компании грозило около 700 000 рублей штрафа.

По рекомендации одного из учредителей директор обратился к нам за консультацией.

Как помог «Патрикеев и партнеры»?

В первую очередь мы должны были либо отменить штраф, либо сократить его размер, а далее работать над тем, чтобы подобная ситуация не повторилась.

В нашем случае согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за распространение рекламы несет рекламораспространитель, то есть агентство.

Шаг № 1. Готовим документы и обжалование

На проект был назначен юрист, который специализировался на работе с рекламой в Интернете больше пяти лет. После изучения определения и договора на распространение рекламы юрист приступил к обжалованию штрафа.

Он составил письменное пояснение по поводу вменяемого нарушения. Мы хотели если не отменить штраф, то хотя бы снизить его сумму и минимизировать размер наказания.

Вот какие аргументы привели:

  • Правонарушение совершено в первый раз.
  • Внесли ясность, что некоторые из креативов не являлись рекламой, а носили лишь информационный характер, поэтому маркировке не подлежали.

Обжалование и все письменные пояснения с документами: договором, актом выполненных работ с платежными поручениями, подтверждающих оплаты таргетированной рекламы направили сразу в два ведомства: в ФАС и Роскомнадзор. Выслали на официальную электронную почту и продублировали заказным письмом.

Шаг № 2. Превенция

Юрист «Патрикеев и партнеры» провел аудит текущих договоров на предоставление рекламных услуг, чтобы понять, какие риски еще возможны.

Убрали потенциально опасные и нежелательные формулировки, внесли правки, и по итогу маркетологи получили выверенный шаблон договора.

Как вы помните, у агентства не было инхаус юриста, а процессы не были отлажены, и, чтобы у сотрудников сложилось понятие о предмете: что можно, а что нельзя рекламировать в сети, наш юрист провела онлайн-конференцию для команды продажников и маркетологов. Их ознакомили с базовыми требованиями ФЗ «О рекламе» и штрафами за его нарушение.

Отзыв владельца агентства Юрия Владимировича: «Патрикеев и партнеры» подошли к делу не как «бюрократы», а помогли, во-первых, оспорить штраф, а во-вторых организовать процесс, так что и неспециалистам стало легче разобраться в теме. Рекомендую всем, кто занимается бизнесом в сети»

Итог: штраф снизили, новые не приходили

В настоящий момент не допустили штрафа компании по верхней планке.

В определении мы увидели, что ФАС «возбудилось» по обращению от физического лица и управления Роскомнадзора (РКН). Последнее начало рассмотрение также после «сигнала» от физического лица о наличии признаков нарушения. О чем это говорит? О том, что к осени 2023 года сложилась устойчивая тенденция, когда компании, работающие в одной неширокой нише, «топят» друг друга в честной конкурентной борьбе.

В сети с лета обсуждается дело о штрафе компании по наводке «неравнодушного гражданина». Это значит, что всем, кто продвигает услуги в Интернете, желательно быть готовым к запросам и претензиям со стороны ФАС и Роскомнадзора, а лучше не допускать таковых вовсе.

К тому же маркировка рекламы с сентября начала подчиняться новым правилам: изменения в законодательстве уже вступили в силу. Это значит, что физические лица (в том числе самозанятые), и компании столкнутся с новыми штрафами.

Штрафы за нарушение закона о маркировке рекламы c 1 сентября 2023

Согласно Федеральному закону № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» рекламодатель или рекламораспространитель будет оштрафован минимум на 200 000 рублей за:

  • непредоставление информации о рекламе в РКН;
  • нарушения сроков передачи сведений;
  • направление неполных, недостоверных или устаревших сведений;
  • распространял рекламу без специального токена-идентификатора или неправильно его разместил.

Потолок штрафа — 500 000 рублей. Стараться его достичь не нужно, скорее всего штраф присудят по верхней планке, а вот юрист может постараться эту сумму снизить.

Наши рекомендации: как бизнесу защититься от штрафов за неверную маркировку рекламы?

Ситуация выше произошла из-за того, что договоры на услуги «Продвижения в сети Интернет» заключали без должной юридической проверки. Что можно сделать сейчас:

  • Ознакомьте исполнителей и руководителей направлений с законом «О рекламе» и новыми требованиям по ее маркировке. Вам в помощь свел в памятку базовые понятия и шаги по минимизации рисков.
  • Наймите юриста, который проверял бы договоры и консультировал исполнителей, особенно творческих «рекламщиков». Если не хотите тратиться на инхаус сотрудника, закажите разовую консультацию. Или, к примеру, аудит и разработку хотя бы одного модульного договора. Это в разы снизит вероятность привлечения вашего бизнеса к ответственности и защитит вас от штрафов.

Остались вопросы? Пишите нашей команде или напрямую мне в Телеграм @Pavel_Patrikeev.

Больше кейсов из юридической практики «Патрикеев и партнеры» читайте в нашем журнале.

4242
84 комментария

Комментарий удалён модератором

"Где рекламу заказывали - туда и приходите!"

5

да они сами не понимают что и как там у них
они еще не выпустили пояснения, да черт с ним не выпустили, они их еще не разработали даже и когда разработают непонятно но закон уже работает
и стричь сейчас будут бабло только в путь

3

Ебанутый закон, который откатил рынок рекламы в 2000 год. Всех авторов посадить лет на 10 минимум с выплатой издержек бизнесу.

А люди блядь даже не митингуют, хоть бы кто-то против высказался бы. Очевидно что это абсурдный закон со всех сторон с целью просто наебать предпринимателей

10

угу все пишут статейки с разъяснениями как это говно соблюдать, но никто не обсуждает почему-то что это говно надо отменить, момент уже почти упущен и скоро привыкнем жить с черенком от лопаты в жопе и будем удивляться как можно жить иначе

3

Маркировка зло, конечно.

«Этот комментарий, не является рекламным сообщением».

9

Да, выглядит как "перегиб"

4