{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Агентство запустило удачную кампанию и получило 700 000 штрафа. Как не попасть на штрафы за маркировку рекламы в сети?

Маркетологи нарушили закон, и компании «прилетело» от ФАС. Расскажу, как юристы «Патрикеев и партнеры» помогли оспорить наказание за маркировку рекламы и снизили риски, связанные с новым законом о маркировке рекламы

Меня зовут Павел Патрикеев, я практикующий юрист и сооснователь сервиса «Патрикеев и партнеры». Это мой пятый кейс, остальные читайте в моем блоге на VC:

С чего все началось: «Быстрее-быстрее! Подписываем и запускаем»

В начале лета 2023 года компания, предоставляющая услуги маркетинга и продвижения в Интернете, запустила удачную по их мнению рекламную кампанию в Телеграме.

Оформляла отношения с клиентом и запускала проект команда маркетологов. Они не смотрели в документы, а были заинтересованы как можно скорее подписать договор и получить оплату — пока инфоповод свеж, а клиент не передумал. Отмечу, что это просчет не конкретно этого клиента, а особенность всех небольших фирм и агентств в отрасли — как правило, у них нет собственного юриста, и практикуется подход: «Да ладно! Скачаем в интернете и сами сделаем».

Как итог, в июле 2023 года региональное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) возбудило в адрес фирмы производство по признакам нарушения пункта 8 части 2 статьи 21, части 16 статьи 18.1 ФЗ «О рекламе».

Слово из семи букв: «реклама»

Маркировать необходимо всю рекламу, публикуемую в сети: новостную (медийную), контекстную и таргетированную.

Агентство обвинили, что реклама не промаркирована должным образом. В нашем случае, в таргетированных ТГ-креативах не было пометки «Реклама» и отсылок к рекламодателю. Это произошло из-за того, что маркетологи не имели представления о требованиях закона «О рекламе» и не знали, как этим требованиям соответствовать.

«Патрикеев и партнеры» чтут условия NDA, и я не покажу реальное объявление клиента, а приведу пример из сети, который также нарушает требования ФЗ 38 N 38-ФЗ «О рекламе».

Слева — маркировки нет, это нарушение, справа — маркировка уже появилась. Теперь еще и ERID надо добавлять

Сколько «стоит» неправильная маркировка рекламы?

После того как началось производство по делу, у директора «сыграли эмоции», и он начал «чистку рядов»: жестко отчитал маркетологов, срезал всем премии и сказал «выплачивать из своих». Маркетологи же в свою очередь отказывались оплатить штраф: «Мы на это не подписывались!».

Как позже увидел юрист «Патрикеев и партнеры», ни в одном из более десятка договоров не было прописано, кто несет ответственность за нарушение закона «О рекламе».

Всего за каждый креатив налагалось по одному штрафу. В сумме — шесть креативов, от 100 до 500 тысяч за каждый. Даже если считать по нижней планке, компании грозило около 700 000 рублей штрафа.

По рекомендации одного из учредителей директор обратился к нам за консультацией.

Как помог «Патрикеев и партнеры»?

В первую очередь мы должны были либо отменить штраф, либо сократить его размер, а далее работать над тем, чтобы подобная ситуация не повторилась.

В нашем случае согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за распространение рекламы несет рекламораспространитель, то есть агентство.

Шаг № 1. Готовим документы и обжалование

На проект был назначен юрист, который специализировался на работе с рекламой в Интернете больше пяти лет. После изучения определения и договора на распространение рекламы юрист приступил к обжалованию штрафа.

Он составил письменное пояснение по поводу вменяемого нарушения. Мы хотели если не отменить штраф, то хотя бы снизить его сумму и минимизировать размер наказания.

Вот какие аргументы привели:

  • Правонарушение совершено в первый раз.
  • Внесли ясность, что некоторые из креативов не являлись рекламой, а носили лишь информационный характер, поэтому маркировке не подлежали.

Обжалование и все письменные пояснения с документами: договором, актом выполненных работ с платежными поручениями, подтверждающих оплаты таргетированной рекламы направили сразу в два ведомства: в ФАС и Роскомнадзор. Выслали на официальную электронную почту и продублировали заказным письмом.

Шаг № 2. Превенция

Юрист «Патрикеев и партнеры» провел аудит текущих договоров на предоставление рекламных услуг, чтобы понять, какие риски еще возможны.

Убрали потенциально опасные и нежелательные формулировки, внесли правки, и по итогу маркетологи получили выверенный шаблон договора.

Как вы помните, у агентства не было инхаус юриста, а процессы не были отлажены, и, чтобы у сотрудников сложилось понятие о предмете: что можно, а что нельзя рекламировать в сети, наш юрист провела онлайн-конференцию для команды продажников и маркетологов. Их ознакомили с базовыми требованиями ФЗ «О рекламе» и штрафами за его нарушение.

Отзыв владельца агентства Юрия Владимировича: «Патрикеев и партнеры» подошли к делу не как «бюрократы», а помогли, во-первых, оспорить штраф, а во-вторых организовать процесс, так что и неспециалистам стало легче разобраться в теме. Рекомендую всем, кто занимается бизнесом в сети»

Итог: штраф снизили, новые не приходили

В настоящий момент не допустили штрафа компании по верхней планке.

В определении мы увидели, что ФАС «возбудилось» по обращению от физического лица и управления Роскомнадзора (РКН). Последнее начало рассмотрение также после «сигнала» от физического лица о наличии признаков нарушения. О чем это говорит? О том, что к осени 2023 года сложилась устойчивая тенденция, когда компании, работающие в одной неширокой нише, «топят» друг друга в честной конкурентной борьбе.

В сети с лета обсуждается дело о штрафе компании по наводке «неравнодушного гражданина». Это значит, что всем, кто продвигает услуги в Интернете, желательно быть готовым к запросам и претензиям со стороны ФАС и Роскомнадзора, а лучше не допускать таковых вовсе.

К тому же маркировка рекламы с сентября начала подчиняться новым правилам: изменения в законодательстве уже вступили в силу. Это значит, что физические лица (в том числе самозанятые), и компании столкнутся с новыми штрафами.

Штрафы за нарушение закона о маркировке рекламы c 1 сентября 2023

Согласно Федеральному закону № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» рекламодатель или рекламораспространитель будет оштрафован минимум на 200 000 рублей за:

  • непредоставление информации о рекламе в РКН;
  • нарушения сроков передачи сведений;
  • направление неполных, недостоверных или устаревших сведений;
  • распространял рекламу без специального токена-идентификатора или неправильно его разместил.

Потолок штрафа — 500 000 рублей. Стараться его достичь не нужно, скорее всего штраф присудят по верхней планке, а вот юрист может постараться эту сумму снизить.

Наши рекомендации: как бизнесу защититься от штрафов за неверную маркировку рекламы?

Ситуация выше произошла из-за того, что договоры на услуги «Продвижения в сети Интернет» заключали без должной юридической проверки. Что можно сделать сейчас:

  • Ознакомьте исполнителей и руководителей направлений с законом «О рекламе» и новыми требованиям по ее маркировке. Вам в помощь свел в памятку базовые понятия и шаги по минимизации рисков.
  • Наймите юриста, который проверял бы договоры и консультировал исполнителей, особенно творческих «рекламщиков». Если не хотите тратиться на инхаус сотрудника, закажите разовую консультацию. Или, к примеру, аудит и разработку хотя бы одного модульного договора. Это в разы снизит вероятность привлечения вашего бизнеса к ответственности и защитит вас от штрафов.

Остались вопросы? Пишите нашей команде или напрямую мне в Телеграм @Pavel_Patrikeev.

Больше кейсов из юридической практики «Патрикеев и партнеры» читайте в нашем журнале.

0
84 комментария
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

"Где рекламу заказывали - туда и приходите!"

Ответить
Развернуть ветку
Иван Стейн

да они сами не понимают что и как там у них
они еще не выпустили пояснения, да черт с ним не выпустили, они их еще не разработали даже и когда разработают непонятно но закон уже работает
и стричь сейчас будут бабло только в путь

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Виталий

Ебанутый закон, который откатил рынок рекламы в 2000 год. Всех авторов посадить лет на 10 минимум с выплатой издержек бизнесу.

А люди блядь даже не митингуют, хоть бы кто-то против высказался бы. Очевидно что это абсурдный закон со всех сторон с целью просто наебать предпринимателей

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

угу все пишут статейки с разъяснениями как это говно соблюдать, но никто не обсуждает почему-то что это говно надо отменить, момент уже почти упущен и скоро привыкнем жить с черенком от лопаты в жопе и будем удивляться как можно жить иначе

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин

Маркировка зло, конечно.

«Этот комментарий, не является рекламным сообщением».

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Да, выглядит как "перегиб"

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Иннокентий Фефилов

Вот у вас есть древний форум заброшенный про мамочек. На нём висит древний баннер без пометки рекламодателя.
А если 5 баннеров?
И вот вам штраф.

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

На него должен кто-то зайти. Но бесплатно держать баннер и не следить — это конечно бардак.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Pavel Patrikeev
Автор

Пока судебная практика еще не наработана, но в данном случае, юристу необходимо доказать, что баннеры размещены до вступления в силу новых положений закона.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Некто

В методичке не разобран важный кейс: баннер или акция на собственном сайте и на собственный товар - реклама или нет? Прокомментируете? Ибо «Реклама — информация, распространенная
любым способом, в любой форме и с использованием любых средств,
адресованная неопределенному кругу лиц и _направленная на привлечение
внимания_ к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса
к нему и его продвижение на рынке».

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Спасибо за вопрос, согласно разъяснениям ФАС материалы на собственном сайте не считаются рекламой

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Некто

Если рассматривать этот закон как новый налог, то все встает на свои места. Как и якобы "честный знак". Должен заплатить за любые действия, кроме размещения размера, цвета и инструкции. Точно так же, как регистрация животных - это просто налог на домашних питомцев.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Еще же и предстоит оценить судебную практику: в какую сторону "крен" решений

Ответить
Развернуть ветку
Mark Bergson

На случай важных переговоров.

Ответить
Развернуть ветку
Прозектор на удаленке

Честно говоря мем смешной, а ситуация страшная

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Leha Shum

«Реклама — информация, распространенная
любым способом, в любой форме и с использованием любых средств,
адресованная неопределенному кругу лиц и _направленная на привлечение
внимания_ к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса
к нему и его продвижение на рынке».

Данная статья подходит под это определение. Налицо информация для привлечения внимания к услугам фирмы.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Спасибо за комментарий и мнение!

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Олег Ежков

Очень показательный кейс. Бедные люди, которые все ещё не разобрались с законом, а уже нахватались штрафов

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Pavel Patrikeev
Автор

Формально время было - первые положения начали действовать год назад

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Светочка Шаманка

О, да, удачная кампания и штрафы! Какая прекрасная комбинация!

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

«Удачная»

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

В тексте - ссылка на памятку, он бесплатная и там как раз "ликбез")

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

М-да, в тексте ссылка на сайт, где ещё одна ссылка, хотя ликбез не то чтобы подробный (да ещё с опечатками):

Что маркировать?
Маркируем всю рекламу, публикуемую в сети: новостную (медийную), контекстную и таргетированную. Правильно промаркированное рекламное объявление имеет четыре признака:
1. пометку «Реклама» на каждом креативе или объявлении
2. информацию о конечном заказчике: название или ИНН
3. Токен от оператора рекламных данных (ОРД). Если в объявлении есть ссылка, которая ведет на рекламируемый продукт и токен уже вписан в виде ее части, то отдельно его можно не указывать.
Что не маркировать — исключения:
— Социальная реклама
— Информация, содержащая в справочнике или каталоге это не реклама, а справочная информация
— Телевизионные и радиоролики, копии которых транслируются в интернете
— органичная интеграция. Органично интегрированной признается информация о товаре или лице, которая является составной частью общего сюжета произведения. Пример: органичное упоминание в СМИ или блогером товара или услуги, которая является частью общего сюжета.
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вдумчиво о продажах

В документах дела не указывается кто этот «неравнодушных гражданин»?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Нет, не раскрыто(

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Евгений Коваленко

Тема все еще горит. В ТГ реклама у некоторых вообще встала из-за этого. Людям либо лень разбираться, либо слишком много нюансов

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Евгений, верно, тема - огонь!

Ответить
Развернуть ветку
Борис Сетдинов

Эй, а какие меры безопасности нужно принять, чтобы не получить штрафы за рекламу в сети? Кто знает?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Проще всего - следовать инструкции: https://vk.cc/cqSDjL и быть максимально осторожным

Ответить
Развернуть ветку
Ян Тюрин

Все равно от штрафов некто не застрахован

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Верно, штрафы уже начисляются

Ответить
Развернуть ветку
Перламутрово-Мышиный

Ну и закон, расплывчатые формулировки. Сейчас еще не у всех на сайте даже реквизиты есть, а тут еще с баннерами засада

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

ВК и крупные рекламные сети уже наладили маркировку. Главное - быть внимательным предпринимателям

Ответить
Развернуть ветку
Иван Стейн

ну вот и привет

Ответить
Развернуть ветку
Ресторатор из Донецка

Реклама прям в заголовке 😁

Ответить
Развернуть ветку
Елена Уварова

Актуальный вопрос! Спасибо за информацию

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Спасибо за оценку

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Интересно увидеть реальный случай

Ответить
Развернуть ветку
Перламутрово-Мышиный

Вот пример - реклама в приложении вайлбериз. Получается, неверная маркировка - отсутствует ERiD?

Ответить
Развернуть ветку
Mark Bergson

Возможно, вшито в ссылку. Но не факт.

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Чего пиликать то, пока же вроде как переходный период. Сейчас рекомендации от ведомства подтянуться. Дальше истории о наказаниях. После практика досудебки. Потом сама судебка. Все, как обычно. Чего все на хайпе то? Как с мобилизацией прям

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Илья, определения со штрафами уже приходят

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Не берусь оценивать себя по вашему вопросу. Мнение: считал бы это органичным упоминанием, так как автор снимков упоминается исключительно по ходу повествования

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Надежда Швырёва

На самом деле тема реально жестокая. Пока есть куча мнений и минимум судебной практики. И это означает, что вопросов больше чем ответов, и мы твоим историю )

Ответить
Развернуть ветку
Ира

Добрый день! Спасибо за материал, но все равно есть вопросы, можно?
1. Если у меня оффлайн-магазин с косметикой, например. Товары разных производителей. И мой ТГ-канал посвящен тому, что я рассказываю про каждый товар. В день по посту. Получается, что каждый пост надо маркировать? Рассказываем про свойства товара, его характеристики. Без призыва прийти купить, без цены, без адреса магазина. Каждый пост не выбивается из общей стилистики.
2. Если я в посте буду писать про несколько товаров и сравнивать их (плюсы и минусы) - это надо маркировать?
3. По ТГ-каналу вопрос упирается в количество отчетности. Смотрите. Если я в сентябре опубликовала 30 постов, в октябре за них отчиталась, но в октябре же опубликовала еще 30 постов - мне в ноябре надо и за сентябрьские отчитываться, и за октябрьские? ведь они же вечные, не удаляются из канала, а просмотры растут.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Л

А какое агентство?

Ответить
Развернуть ветку
81 комментарий
Раскрывать всегда